ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3469/2022 от 27.09.2022 Ворошиловского районного суда г. Ростова-на-Дону (Ростовская область)

Дело № 2-3469/2022

61RS0001-01-2022-003808-94

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 сентября 2022 года г. Ростов-на-Дону

Ворошиловский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:

председательствующего судьи Мудраковой А.И.,

при секретаре Богдановой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к администрации Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону о признании бездействия незаконным, об обязании выполнить действия по постановке на учет бесхозяйного имущества, ШипИ. И. А. к администрации Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону о признании бездействия незаконным, об обязании выполнить действия по постановке на учет бесхозяйного имущества,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с административным иском к администрации Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону о признании бездействия незаконным, об обязании выполнить действия по постановке на учет бесхозяйного имущества. В обоснование заявленных требований истец указал, что с 1992 г. кадастровый квартал , состоящий из улиц ..., входил в состав СНТ «Белая ромашка» (ОГРН: ).

04.02.2013 г. СНТ «Белая Ромашка» было ликвидировано, о чем имеется запись в ЕГРЮЛ.

Электроснабжение домовладений, расположенных на бывшей территории СНТ «Белая Ромашка», осуществляется от находящихся на территории бывшего СНТ «Белая Ромашка» объектов электросетевого хозяйства, а именно - ТП-931

Из писем ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» от 26.12.2019 г. зарег. за исх. , Администрации Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону от 17.01.2020 г., зарег. за исх. № 59.21.03-8/111 следует, что объекты электросетевого хозяйства, к которым непосредственно присоединено домовладение истца, собственника не имеют (собственник не определен).

Административный истец ФИО1 является собственником земельного участка и расположенного на нем жилого дома, находящегося по адресу: ..., ранее относившегося к территории СНТ «Белая Ромашка». Техническое присоединение в силу Договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям № 244/18/1/РГЭС/СРЭС от 12.02.2018 г. осуществлено к сетям АО «Донэнерго».

В Акте об осуществлении технологического присоединения от 10.03.2021 г. определено, что граница балансовой принадлежности объектов электроэнергетики и эксплуатационной ответственности сторон установлена для сетей административного истца по Опору ВЛ-0,4кВ ТП-931.

В решении от 03.07.2019 г. № А53-17170/2017 (вступившее в законную силу) Арбитражный суд Ростовской области, рассматривая исковое заявление ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» кАО «Донэнерго» о взыскании задолженности по оплате потерь электроэнергии, процентов за пользование чужими денежными средствами, пени, а также пени, в соответствии с абз. 2 ст. 37 Федерального закона «Об электроэнергетике», а также встречное исковое заявление АО «Донэнерго» к ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» о взыскании задолженности за услуги по передаче электроэнергии, процентов за пользование чужими денежными средствами, пени, а также пени, в соответствии с абз. 2 ст. 37 Федерального закона «Об электроэнергетике», приходит к однозначному выводу: «... после ликвидации и прекращения деятельности.. . СНТ «Белая Ромашка».. . информация о владельце электрических сетей на их территории отсутствует. в связи с чем данные сети следует считать бесхозяйными...».

В связи с ликвидацией СНТ «Белая Ромашка» и, как следствие, выявлением бесхозяйных электрических сетей собственники домовладений, расположенных на территории кадастрового квартала . начиная с 2015 г. неоднократно обращались к Административному ответчику, а также к иным административным органам г. Ростова-на-Дону с письменными заявлениями, в которых просили рассмотреть вопрос о принятии мер по постановке на учет бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства, расположенных на территории СНТ «Белая Ромашка», в том числе, о включении в реестр бесхозяйных вещей города Ростова-на-Дону, дальнейшему принятию в муниципальную собственность, передаче по акту приема-передачи во временное управление до признания права муниципальной собственности в установленном порядке, подаче в средства массовой информации объявления о выявлении на территории района города бесхозяйного объекта недвижимого имущества, а также совершить иные необходимые действия.

Вместе с тем, до настоящего времени испрашиваемые мероприятия не проведены.

Административный истец считает, что бездействие административных органов г. Ростова-на-Дону о признании спорного участка сетей в качестве бесхозяйных и определению организации, обязанной их содержать, приводит к отсутствию должного контроля за состоянием этих сетей, может повлечь аварии на нем в нарушение режима предоставления коммунальных услуг собственникам земельных участков, ранее входящих в состав СНТ «Белая Ромашка», в том числе, и Административному истцу, чем напрямую нарушаются его права.

Данное обстоятельство является следствием длительного (с 2015 г. по день подачи иска в суд) непринятия органами местного самоуправления мер по постановке на учет спорного участка электроснабжения.

Исходя из обширной переписки между Администрацией Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону и собственниками домовладений, ранее входящих в состав СНТ «Белая Ромашка», следует существенное нарушение требований в отношении проведения вышеуказанных действий касательно выявленного бесхозяйного имущества.

Так, письмом от 19.03.2015 г. Администрация Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону уведомила собственника земельного участка, расположенного по адресу: ..., о том, что обязанность по обращению в МКП «Ростгорсвет» для получения письма-согласия эксплуатационной организации о принятии бесхозяйного объекта электросетей в эксплуатацию возлагается на собственников того земельного участка.

22.07.2019 г. письмом за исх. № 59.21.03-8/1323 Администрация Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону уведомила собственника земельного участка о том, что в 2015 г. органом местного самоуправления все было направлено ходатайство о принятии данной сети наружного освещения в эксплуатацию МКП «Ростгорсвет», однако, письмом от 14.04.2015 г. № 492 МКП «Ростгорсвет» в удовлетворении ходатайства было отказано по причине отсутствия необходимого пакета документов.

25.03.2020 г. письмом за исх. № 59.21.05/445 Администрация Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону сообщила об осуществлении подготовки пакета документов в МКУ «Управление казной города Ростова-на-Дону» для проведения мероприятий по принятию линий электропередач, расположенных по ... в муниципальную собственность г. Ростова-на-Дону.

16.04.2021г. письмом за исх. № 59-ОГ-3/406 Администрация Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону уведомила об инициировании процедуры принятия в муниципальную собственность вышеназванных объектов (т.е. по истечении 6 лет с момента, как Административному Ответчику стало известно о наличии бесхозяйных сетей).

05.05.2021г. в газете «Ростов официальный» Административным ответчиком размещено объявление о начале процедуры принятия в муниципальную собственность сетей электроснабжения.

08.06.2021г. подписан акт о невозможности установления собственника данного объекта между МКП «Ростгорсвет» и АО «Донэнерго».

03.11.2021г. письмом за исх. № 59-ОГ-3/1992 Администрация Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону сообщила, что в связи с тем, что на очередном заседании Ростовской-на-Дону городской Думы денежные средства на производство работ по изготовлению технической документации на спорные бесхозяйные электросети выделены не были, вносятся изменения в проект бюджета города Ростова-на-Дону на 2022 г., после чего будет сформирован пакет документов с целью дальнейшего направления письменного заявления о эхлючении данных объектов в реестр бесхозяйного имущества г. Ростова-на-Дону в МКУ «Управление казной города Ростова-на-Дону».

06.05.2022г. письмом за исх. № ОГ-ЗВР/822 Администрация Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону сообщила, что в настоящее время все еще формируется пакет документов с целью дальнейшего направления письменного заявления о включении данных объектов в реестр бесхозяйного имущества г. Ростова-на-Дону в МКУ «Управление казной города Ростова-на-Дону».

После чего, МКУ «Управление казной города Ростова-на-Дону» будет определена отраслевая организация, которой будут переданы указанные объекты, с целью их дальнейшего содержания, о чем собственникам земельных участков будет сообщено в срок до 24.11.2022 г.

В период с 2015 г. по настоящий момент объекты электросетевого хозяйства, расположенные на территории ликвидированного СНТ «Белая Ромашка» не включены в реестр бесхозяйного имущества г. Ростова-на-Дону, не переданы во временную эксплуатационную ответственность МКП «Ростгорсвет», не определена отраслевая организация, которой будут переданы указанные объекты с целью их дальнейшего содержания, что существенно нарушает права и законные интересы, в том числе, административного истца.

В связи с изложенным ФИО1 просил признать незаконным бездействие администрации Ворошиловского района города Ростова-на-Дону выразившееся в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйного имущества - бесхозяйных электрических сетей, расположенных в границах бывшего СНТ «Белая Ромашка» (кадастровый квартал ; состоящий из улиц ...) и в неопределении отраслевой организации, которой будут переданы указанные объекты с целью их дальнейшего содержания и обслуживания, обязать Административного ответчика выполнить действия по постановке на учет бесхозяйного имущества - бесхозяйных электрических сетей, расположенных в границах бывшего СНТ «Белая Ромашка» (кадастровый квартал , состоящий из улиц ...) и определить отраслевую организацию, которой будут переданы указанные объекты с целью их дальнейшего содержания и обслуживания, взыскать с администрации Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону расходы по оплате государственной пошлины в размере 600 руб.

ШипИ. И.А., являясь собственником земельного участка и расположенного на нем жилого дома, находящегося по адресу: ..., ранее относившегося к территории СНТ «Белая Ромашка» обратился в суд с административным иском к администрации Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону о признании бездействия незаконным, об обязании выполнить действия по постановке на учет бесхозяйного имущества, согласно которому просил признать незаконным бездействие администрации Ворошиловского района города Ростова-на-Дону выразившееся в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйного имущества - бесхозяйных электрических сетей, расположенных в границах бывшего СНТ «Белая Ромашка» (кадастровый квартал ; состоящий из улиц ...) и в неопределении отраслевой организации, которой будут переданы указанные объекты с целью их дальнейшего содержания и обслуживания, обязать Административного ответчика выполнить действия по постановке на учет бесхозяйного имущества - бесхозяйных электрических сетей, расположенных в границах бывшего СНТ «Белая Ромашка» (кадастровый квартал , состоящий из улиц ... и определить отраслевую организацию, которой будут переданы указанные объекты с целью их дальнейшего содержания и обслуживания, взыскать с администрации Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону расходы по оплате государственной пошлины в размере 600 руб.

Определением суда от 27.07.2022 года суд перешел к рассмотрению административного искового заявления ФИО1 к администрации Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону о признании бездействия незаконным, об обязании выполнить действия по постановке на учет бесхозяйного имущества по правилам гражданского судопроизводства.

Определением суда от 27.07.2022 года суд перешел к рассмотрению административного искового заявления ШипИ. И.А. к администрации Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону о признании бездействия незаконным, об обязании выполнить действия по постановке на учет бесхозяйного имущества по правилам гражданского судопроизводства.

Определением суда от 27.07.2022 года объединены гражданское дело № 2-3469/2022 по исковому заявлению ФИО1 к администрации Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону о признании бездействия незаконным, об обязании выполнить действия по постановке на учет бесхозяйного имущества с гражданским делом № 2-3471/2022 исковому заявлению ШипИ. И.А. к администрации Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону о признании бездействия незаконным, об обязании выполнить действия по постановке на учет бесхозяйного имущества, присвоен делу № 2-3469/2022.

Истцы ФИО1, ШипИ. И.А. в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие истцов в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Представитель истцов – ФИО2, действующий на основании доверенностей, в судебное заседание явился, требования в части признания незаконным бездействия администрации Ворошиловского района города Ростова-на-Дону выразившееся в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйного имущества - бесхозяйных электрических сетей, расположенных в границах бывшего СНТ «Белая Ромашка» (кадастровый квартал ; состоящий из улиц ...) и в неопределении отраслевой организации, которой будут переданы указанные объекты с целью их дальнейшего содержания и обслуживания не поддержал, в остальной части требования поддержал, просил удовлетворить.

Представитель ответчика – ФИО3, действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась, заявленные требования не признала, просила отказать в их удовлетворении, представила соответствующие возражения, согласно которым ответчик ссылается на Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25.04.2022 по делу № А53-24695/2017, согласно которого электрические сети, расположенные в границах бывшего СНТ «Белая Ромашка» (кадастровый квартал , состоящий из улиц ...) не являются бесхозяйными. Указывает, что в отношении СТ «Белая Ромашка» суд кассационной инстанции в постановлении от 25.04.2022 по делу № А53-24695/2017 указал, что Верховным Судом Российской Федерации в Определении от 16.06.2020 № 308-ЭС19-22189 по делу № А32-21123/2018, согласно которой садоводческое товарищество не становится в случае расторжения договора энергоснабжения «иным владельцем энергосетевого оборудования», а точка поставки электрической энергии остается прежней. Верховный Суд Российской Федерации указал, что в соответствии с Федеральным законом от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» и Федеральным законом от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившим в силу с 01.01.2019, целью создания и деятельности садоводческого некоммерческого товарищества является совместное владение, пользование и в установленных федеральным законом пределах распоряжение гражданами имуществом общего пользования, находящимся в их общей долевой собственности или в общем пользовании, а также, в частности, создание благоприятных условий для ведения гражданами садоводства и огородничества (обеспечение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами и иные условия). Со ссылкой на указанную судебную практику полагает, что спорные объекты электросетевого хозяйства не являются бесхозяйными, поскольку несмотря на ликвидацию садового товарищества презюмируется, что данные сети являются общим имуществом и принадлежат на праве общей долевой собственности лицам, являющимся собственниками земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд. В отсутствие волеизъявления указанных лиц об отказе от права собственности данное имущество не может быть признано бесхозяйным.

Суд, выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

В судебном заседании установлено, что ФИО1 является собственником земельного участка и расположенного на нем жилого дома, находящегося по адресу: ..., ранее относившегося к территории СНТ «Белая Ромашка»

ШипИ. И.А. является собственником земельного участка и расположенного на нем жилого дома, находящегося по адресу: ..., относившегося к территории бывшего СНТ «Белая Ромашка».

Указанные домовладения находятся в ... на территории кадастрового квартала , состоящего из улиц ..., ранее входившего в состав СНТ «Белая ромашка» (ОГРН: ).

СНТ «Белая Ромашка» ликвидировано 04.02.2013г., что подтверждается имеющейся в материалах дела выпиской из ЕГРЮЛ.

В материалы дела представлены судебные акты арбитражных судов по спорам между ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» и АО «Донэнерго».

Согласно п. 4 совместного Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», по смыслу частей 2, 3 статьи 61 ГПК РФ или частей 2, 3 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные при рассмотрении дела по иску о праве на имущество, не имеют обязательного характера для лиц, не участвовавших в деле. Такие лица могут обратиться в суд с самостоятельным иском о праве на это имущество. В то же время при рассмотрении названного иска суд учитывает обстоятельства ранее рассмотренного дела о праве на спорное имущество, независимо от того, установлены ли они судебным актом суда общей юрисдикции или арбитражного суда. Если суд придет к иным выводам, нежели содержащиеся в судебном акте по ранее рассмотренному делу, он должен указать соответствующие мотивы.

Согласно Постановлению Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25.04.2022г. по делу А53-24695/2017, Постановления Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2022 по делу N А53-24695/2017, на которые ссылается ответчик, спор о правах на имущество исходя из резолютивных частей судебных актов не рассматривался, предметом являлось взыскание договорной задолженности.

Из Определения Верховного Суда РФ от 08.07.2022 N 308-ЭС22-12935(2,3,4) по делу N А53-24695/2017 применительно к территории бывшего СНТ «Белая Ромашка» следует, что собственники домовладений непосредственными участниками спорного договора не являются, оспариваемые судебные акты права и обязанности заявителей не затрагивают.

Согласно Определению Верховного Суда РФ от 06.10.2016 N 305-ЭС16-8204 по делу N А40-143265/2013 правовая квалификация, данная судом по ранее рассмотренному делу, не образует преюдиции по смыслу ст.61 ГПК РФ. В Постановлении Верховного Суда РФ от 17.11.2014 N 303-АД14-3647 по делу N А04-2341/2014 разъяснено, что положения законодательства об освобождении от доказывания в отношении обстоятельств, установленных вступившим в законную силу судебным актом, касаются лишь вопросов освобождения от доказывания обстоятельств дела, а не их правовой квалификации.

В Определении Верховного Суда РФ от 29.03.2016 по делу N 305-ЭС15-16362, А40-152245/2014 также указывается, что для суда, рассматривающего дело, преюдициальное значение имеют обстоятельства, которые установлены вступившим в законную силу решением суда. Вопросы применения норм материального права преюдициального значения не имеют.

Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 06.11.2014 N 2528-О положения законодательства об освобождении от доказывания в отношении обстоятельств, установленных вступившим в законную силу судебным актом, освобождает от доказывания фактических обстоятельств дела, но не исключает возможности их различной правовой оценки в зависимости от характера конкретного спора. Таким образом, правовые выводы не могут рассматриваться в качестве обстоятельств, не требующих доказывания. Признание правовых выводов, содержащихся в решениях судов по ранее рассмотренным делам, обстоятельствами, которые не требуют доказывания, ошибочно (Постановление Президиума ВАС РФ от 25.07.2011 N 3318/11 по делу N А40-111672/09-113-880, Постановление Президиума ВАС РФ от 31.01.2006 N 11297/05 по делу N А40-38660/04-114-37, определение Верховного Суда Российской Федерации от 14.06.2016 по делу № 309-ЭС16-1553, № А50-4727/2012, постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда российской Федерации от 17.07.2007 № 11974/06 по делу № А12-2463/06-с42, определениях Верховного Суда Российской Федерации от 09.03.2016 № 308-ЭС15-16377 по делу № А53-22107/2012, А32-45012/2014 от 14.06.2016 № 308-ЭС16-1443 по делу № А61-2409/2010).

Одновременно, истцы указывают, что иным вступившим в законную силу судебным актом – решением арбитражного суда Ростовской области от 03.07.2019г. № А53-17170/2017, также принятым в отношении территории бывшего СНТ «Белая Ромашка» при споре ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» и АО «Донэнерго» суд пришел к выводу, что «после ликвидации и прекращения деятельности … СНТ «Белая Ромашка» … информация о владельце электрических сетей на их территории отсутствует, в связи с чем данные сети следует считать бесхозяйными…».

Таким образом, имеется два вступивших в законную силу судебных акта, в мотивировочных частях которых суды приходят к противоположному выводу о наличии или отсутствии бесхозяйного статуса спорной сети.

При этом в Постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25.04.2022г. по делу А53-24695/2017, на котором ответчик основывает свои возражения, указывается, что при рассмотрении вопроса принадлежности спорных сетей суд исходил из предположения (презумпции) об общей долевой собственности, в отсутствие доказательств обратного.

Конструкция правой презумпции предполагает возможность ее опровержения в процессе рассмотрения дела.

Истцы и иные собственники домовладений в пределах бывшего СНТ «Белая Ромашка» не участвовали при рассмотрении вышеуказанного дела в арбитражном суде Ростовской области, соответственно, не могли опровергнуть данную презумпцию.

Электроснабжение домовладений, расположенных на бывшей территории СНТ «Белая Ромашка», осуществляется от находящихся на территории бывшего СНТ «Белая Ромашка» объектов электросетевого хозяйства, а именно – ТП-931.

Техническое присоединение домовладения истцов к сетям электроснабжения АО «Донэнерго» осуществлено согласно договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям № 1855/16/1/РГЭС/СРЭС от 07.10.2016 г.

Между сетевой организацией АО «Донэнерго» и истцами подписаны акты о технологическом присоединении, в которых определено, что граница эксплуатационной ответственности сторон установлена на опоре ВЛ-0,4кВ ТП-931, расположенной на границе земельных участков истцов. Воздушная линия от опоры ВЛ-0,4кВ, расположенной на границе земельного участка истца к ВРУ-0,23кВ жилого дома – на эксплуатации истца.

Из содержания акта технологического присоединения, не следует что истцам на праве общей долевой собственности принадлежат внешние линии сетей до опоры ВЛ-0,4кВ, расположенной на границе земельных участков истцов.

Отсутствуют доказательства того, что истцы и собственники земельных участков в пределах бывшего СНТ «Белая Ромашка» принимали решения о принятии в собственность объектов электросетевого хозяйства, находящихся за пределами ТП-931 до границ частных домовладений, а также о возложении обязательств по их обслуживанию. В этой связи участок электросетевого хозяйства, находящийся за пределами земельного участка истца, не может быть признан находящимся в его собственности, соответственно, им обслуживаться.

Основания возникновения права собственности поименованы в статье 218 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

В случае реорганизации юридического лица право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит к юридическим лицам - правопреемникам реорганизованного юридического лица.

СНТ «Белая Ромашка» как юридическое лицо прекращено путем ликвидации. При этом ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам (п.1 ст.61 ГК РФ). Следовательно, истцы не могут являться правопреемниками данного юридического лица.

Доказательств приобретения права общей долевой собственности на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества при ликвидации СНТ «Белая Ромашка» и волеизъявления собственников домовладений на принятие спорных сетей в долевую собственность в материалы дела не представлено (п. 2 ст. 218 ГК РФ).

Более того, отсутствуют достоверные доказательства первоначальной принадлежности спорных объектов электросетевого хозяйства на праве собственности СНТ «Белая Ромашка».

При рассмотрении дела суд приходит к выводу, что электрические сети, расположенные в границах бывшего СНТ «Белая Ромашка» (кадастровый квартал , состоящий из улиц ...) после ликвидации СНТ «Белая Ромашка» являются бесхозяйными вещами.

В соответствии с п. 1 ст. 225 ГК РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Таким образом, согласно ст. 225 ГК РФ статус бесхозяйной вещи возникает не из действий административного органа, а в силу фактических обстоятельств, когда собственник вещи не известен.

Непринятие органами местного самоуправления мер по учету спорного электросетевого хозяйства не лишает этот объект признаков бесхозяйной вещи (п. 1 ст. 225 ГК РФ).

Указанный вывод находит свое отражение в Определении Верховного Суда РФ от 16.03.2017 г. № 305-ЭС15-513(3) по делу № А40-141381/2013, Определении Верховного Суда РФ от 14.05.2018 г. № 310-КГ18-4441 по делу № А62-3316/2017.

В связи с ликвидацией СНТ «Белая Ромашка» и выявлением бесхозяйных электрических сетей собственники домовладений, расположенных на территории кадастрового квартала , начиная с 2015 г. неоднократно обращались к ответчику, а также к иным административным органам г. Ростова-на-Дону с письменными заявлениями, в которых просили рассмотреть вопрос о принятии мер по постановке на учет бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства, расположенных на территории СНТ «Белая Ромашка», в том числе, о включении в реестр бесхозяйных вещей города Ростова-на-Дону, дальнейшему принятию в муниципальную собственность, передаче по акту приема-передачи во временное управление до признания права муниципальной собственности в установленном порядке, подаче в средства массовой информации объявления о выявлении на территории района города бесхозяйного объекта недвижимого имущества, а также совершить иные необходимые действия.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, в том числе, организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

На основании п.п. 4, 5 ч. 6 ст. 14 Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, подлежащих включению в региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, должен включать в себя мероприятия по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение), организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества; организации управления бесхозяйными объектами недвижимого имущества, используемыми для передачи энергетических ресурсов, с момента выявления таких объектов, в том числе определению источника компенсации возникающих при их эксплуатации нормативных потерь энергетических ресурсов (включая тепловую энергию, электрическую энергию), в частности за счет включения расходов на компенсацию данных потерь в тариф организации, управляющей такими объектами.

Постановлением Администрации г. Ростова-на-Дону от 25.04.2019 г. № 336 утверждено «Положение о порядке принятия в муниципальную собственность города Ростова-на-Дону бесхозяйных вещей и выморочного имущества».

Согласно пункту 2.1.6 названного Положения, с даты постановки на учет в ЕГРН и до включения бесхозяйного объекта недвижимого имущества в реестр муниципального имущества города Ростова-на-Дону на основании вынесенного решения суда о признании права муниципальной собственности города Ростова-на-Дону на такой объект временное управление бесхозяйным объектом недвижимого имущества (сети и сооружения электроснабжения и внешнего электроосвещения) возлагается на отраслевой (функциональный) орган Администрации города Ростова-на-Дону или муниципальную организацию, осуществляющую эксплуатацию данного вида объектов недвижимого имущества – Муниципальное казенное предприятие «Ростгорсвет».

Для осуществления временного управления бесхозяйным объектом недвижимого имущества между МКУ «Управление казной города Ростова-на-Дону» и отраслевым (функциональным) органом Администрации города Ростова-на-Дону или муниципальной организацией, осуществляющей эксплуатацию данного вида объектов недвижимого имущества, подписываются акты приема-передачи объекта во временное управление до включения в реестр муниципального имущества города Ростова-на-Дону на основании вынесенного решения суда о признании права муниципальной собственности города Ростова-на-Дону на бесхозяйный объект недвижимого имущества в случае невозможности подписания их в одностороннем порядке.

В соответствии с п. 2.1.1 Положения, Администрация района города Ростова-на-Дону, на территории которого находится бесхозяйный объект недвижимого имущества, издает правовой акт о создании комиссии по установлению собственника бесхозяйного имущества.

Администрация района города Ростова-на-Дону в течение 15 рабочих дней со дня обнаружения на территории района бесхозяйного объекта недвижимого имущества на основании топографической съемки участка территории, на котором расположен бесхозяйный объект, иных имеющихся документов по такому объекту, визуального обследования при участии отраслевого (функционального) органа Администрации города Ростова-на-Дону или муниципальной организации, осуществляющей эксплуатацию данного вида объектов недвижимого имущества, иных заинтересованных юридических и (или) физических лиц, чьи объекты функционально (технологически) либо территориально связаны с бесхозяйным объектом недвижимого имущества, устанавливает вид, назначение, наименование обнаруженного бесхозяйного объекта недвижимого имущества, адрес (адресный ориентир), кадастровый номер объекта (если имеется), кадастровый номер земельного участка (земельных участков), номер кадастрового квартала (кадастровых кварталов), в пределах которого (которых) расположен объект, или иные параметры, позволяющие определить местоположение бесхозяйного объекта недвижимого имущества, а также площадь, количество этажей, материал наружных стен, материал основных конструкций (для площадных объектов в зависимости от типа (вида) площадных объектов), протяженность (длина), ширину, площадь, диаметр (сечение), материал, марку, количество (для линейных объектов в зависимости от типа (вида) линейных объектов).

Администрация района города Ростова-на-Дону, на территории которого находится бесхозяйный объект недвижимого имущества, в течение 10 рабочих дней после установления местоположения и характеристик бесхозяйного объекта недвижимого имущества:

- направляет запросы в орган регистрации прав о предоставлении сведений из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) о бесхозяйном объекте недвижимого имущества (выписки из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости (далее - выписка из ЕГРН), в адрес юридических и (или) физических лиц, чьи объекты функционально (технологически) либо территориально связаны с бесхозяйным объектом недвижимого имущества, о правовой принадлежности такого объекта;

- в случае отсутствия зарегистрированного права собственности подает в средства массовой информации (далее - СМИ) (городская газета «Ростов официальный») объявление о выявлении на территории района города Ростова-на-Дону бесхозяйного объекта недвижимого имущества, о необходимости явки в администрацию района города, на территории которого находится бесхозяйный объект недвижимого имущества лица, считающего себя собственником, и предоставления документов, подтверждающих его право собственности.

В объявлении указываются вид, назначение, наименование, адрес (адресный ориентир) и иные характеристики обнаруженного бесхозяйного объекта недвижимого имущества, указанные в настоящем пункте, срок (30 календарных дней) при котором лицо, считающее себя собственником, имеет право обратиться в администрацию соответствующего района города Ростова-на-Дону, на территории которого находится бесхозяйный объект недвижимого имущества, с предупреждением о том, что в случае неявки вызываемого лица указанный бесхозяйный объект недвижимого имущества будет передан в муниципальную собственность города Ростова-на-Дону как бесхозяйный

В случае неявки лица, считающего себя собственником бесхозяйного объекта недвижимого имущества, по истечении одного месяца со дня публикации объявления в СМИ администрация района города, на территории которого находится бесхозяйный объект недвижимого имущества, обязана в течение 5 рабочих дней составить акт о невозможности установления собственника бесхозяйного объекта недвижимого имущества.

Если сведения о бесхозяйном объекте недвижимого имущества отсутствуют в ЕГРН, администрация района города, на территории которого находится бесхозяйный объект недвижимого имущества, в срок не более 5 месяцев с даты составления акта о невозможности установления собственника бесхозяйного объекта недвижимого имущества проводит организационные мероприятия по изготовлению специализированной организацией технического плана бесхозяйного объекта недвижимого имущества (п. 2.1.2 Положения).

Письмом от 19.03.2015 г. Администрация Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону уведомила собственника земельного участка, расположенного по адресу: ..., о том, что обязанность по обращению в МКП «Ростгорсвет» для получения письма-согласия эксплуатационной организации о принятии бесхозяйного объекта электросетей в эксплуатацию возлагается на собственников данного земельного участка.

22.07.2019 г. письмом за исх. № 59.21.03-8/1323 Администрация Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону уведомила собственника земельного участка о том, что в 2015 г. органом местного самоуправления все же было направлено ходатайство о принятии данной сети наружного освещения в эксплуатацию МКП «Ростгорсвет», однако, письмом от 14.04.2015 г. № 492 МКП «Ростгорсвет» в удовлетворении ходатайства было отказано по причине отсутствия необходимого пакета документов.

25.03.2020 г. письмом за исх. № 59.21.05/445 Администрация Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону сообщила об осуществлении подготовки пакета документов в МКУ «Управление казной города Ростова-на-Дону» для проведения мероприятий по принятию линий электропередач, расположенных по ул. 1-я Опрятная – 5-я Опрятная в муниципальную собственность г. Ростова-на-Дону.

16.04.2021 г. письмом за исх. № 59-ОГ-3/406 Администрация Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону уведомила об инициировании процедуры принятия в муниципальную собственность вышеназванных объектов (т.е. по истечении 6 лет с момента, как Административному Ответчику стало известно о наличии бесхозяйных сетей).

05.05.2021 г. в газете «Ростов официальный» Административным ответчиком размещено объявление о начале процедуры принятия в муниципальную собственность сетей электроснабжения.

08.06.2021 г. подписан акт о невозможности установления собственника данного объекта между МКП «Ростгорсвет» и АО «Донэнерго».

03.11.2021 г. письмом за исх. № 59-ОГ-3/1992 Администрация Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону сообщила, что в связи с тем, что на очередном заседании Ростовской-на-Дону городской Думы денежные средства на производство работ по изготовлению технической документации на спорные бесхозяйные электросети выделены не были, вносятся изменения в проект бюджета города Ростова-на-Дону на 2022 г., после чего будет сформирован пакет документов с целью дальнейшего направления письменного заявления о включении данных объектов в реестр бесхозяйного имущества г. Ростова-на-Дону в МКУ «Управление казной города Ростова-на-Дону».

06.05.2022 г. письмом за исх. № ОГ-3ВР/822 Администрация Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону сообщила, что в настоящее время все еще формируется пакет документов с целью дальнейшего направления письменного заявления о включении данных объектов в реестр бесхозяйного имущества г. Ростова-на-Дону в МКУ «Управление казной города Ростова-на-Дону». После чего, МКУ «Управление казной города Ростова-на-Дону» будет определена отраслевая организация, которой будут переданы указанные объекты, с целью их дальнейшего содержания, о чем собственникам земельных участков будет сообщено в срок до 24.11.2022 г.

Из письма прокуратуры Ворошиловского района г.Ростова-на-Дну от 10.08.2022 исх. № 526ж-2022/Он1016-22 следует, что бездействия администрации Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону, при осуществлении мероприятий по постановке объектов электроснабжения СТ «Белая Ромашка» нашли свое подтверждение, в связи с чем прокуратурой района по факту несвоевременного исполнения мероприятий, предусмотренных Положением о порядке принятия в муниципальную собственность города Ростова-на-Дону бесхозяйных вещей и выморочного имущества, утвержденного постановлением администрации г. Ростова-на-Дону от 25.04.2019 № 336, 25.07.2022 главе администрации Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону внесено представление.

Исходя из Положения о порядке принятия в муниципальную собственность города Ростова-на-Дону бесхозяйных вещей и выморочного имущества, утв. Постановлением Администрации г. Ростова н/Д от 25.04.2019 N 336, реализация полномочий администрации Ворошиловского района города Ростова-на-Дону в отношении бесхозяйного имущества завершаются включением бесхозяйного имущества в реестр бесхозяйного имущества города Ростова-на-Дону.

Вместе с тем, ответчиком в процессе рассмотрения дела представлено распоряжение МКУ «Управление казной города Ростова-на-Дону» № 105 от 31.08.2022г., согласно которого спорные электрические сети включены в реестр бесхозяйного имущества города Ростова-на-Дону.

Следовательно, на момент вынесения настоящего решения требования истцов фактически исполнены и не могут быть повторно удовлетворены.

Согласно п.3.2 Положения о порядке принятия в муниципальную собственность города Ростова-на-Дону бесхозяйных вещей и выморочного имущества после выхода распоряжения МКУ "Управление казной города Ростова-на-Дону" о включении объекта движимого имущества в реестр бесхозяйного имущества города Ростова-на-Дону временное управление объектом возлагается на отраслевой (функциональный) орган Администрации города Ростова-на-Дону или муниципальную организацию, эксплуатирующую данный вид объектов, в соответствии с пунктом 2.1.6 Приложения к настоящему постановлению.

Для осуществления временного управления бесхозяйным объектом движимого имущества между МКУ "Управление казной города Ростова-на-Дону" и отраслевым (функциональным) органом Администрации города Ростова-на-Дону или муниципальной организацией, эксплуатирующей данный вид объектов движимого имущества, определенной Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и энергетики города Ростова-на-Дону теплосетевой организацией, тепловые сети которой непосредственно соединены с бесхозяйными тепловыми сетями, или единой теплоснабжающей организацией в системе теплоснабжения, в которую входят бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей, подписываются акты приема-передачи во временное управление до включения в реестр муниципального имущества города Ростова-на-Дону на основании вынесенного решения суда о признании права муниципальной собственности города Ростова-на-Дону на бесхозяйный объект движимого имущества в случае невозможности подписания их в одностороннем порядке.

В этой связи в отношении требований истцов в части обязания ответчика определить отраслевую организацию, которой будут переданы указанные объекты с целью их дальнейшего содержания и обслуживания, также надлежит отказать, поскольку указанные вопросы не отнесены к компетенции администрации Ворошиловского района города Ростова-на-Дону.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к администрации Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону о признании бездействия незаконным, об обязании выполнить действия по постановке на учет бесхозяйного имущества – отказать.

В удовлетворении исковых требований ШипИ. И. А. к администрации Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону о признании бездействия незаконным, об обязании выполнить действия по постановке на учет бесхозяйного имущества – отказать.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Ворошиловский районный суд гор. Ростова-на-Дону в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья:

Мотивированное решение суда составлено 04 октября 2022 года.