ЖУКОВСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
ЖУКОВСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело №2-346 /1/2011 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Жуковский районный суд Калужской области
в составе председательствующего судьи Сизовой О.В.
при секретаре Тимашевой Т.А.
с участием представителя заявителя по доверенности ФИО1,
рассмотрев в предварительном судебном заседании в г.Жуков, в зале суда
08 апреля 2011 года
гражданское дело по заявлению ФИО2 о признании незаконным решения Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» по Калужской области о приостановке кадастрового учета земельного участка.
У С Т А Н О В И Л:
ФИО2 обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Калужской области о приостановке кадастрового учета земельного участка, указывая, что 3 ноября 2010 г. подал в Отдел по Жуковскому району ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Калужской области заявление о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости: земельном участке площадью 0,10 га, находящемся по адресу: , с приложением Протокола схода граждан с.Трубино Жуковского района Калужской области от 18 апреля 2000 г., подтверждающего выделение ему данного земельного участка. 24.11.2010 года ФГУ «Земельная кадастровая палата» принято Решение о приостановлении осуществления кадастрового учета в связи с непредставлением необходимых для кадастрового учета документов, на основании которых может быть принято решение о внесении сведений в реестр объектов недвижимости о ранее учтенном земельном участке. При этом, указано, что Протокол схода граждан с.Трубино Жуковского района Калужской области от 18 апреля 2000 г. к таким документам не относится. 11 января 2011 г. он направил в адрес ФГУ«Земельная кадастровая палата» по Калужской области заявление с приложением копии Устава МО "Жуковский район", однако, несмотря на дополнительно представленные им документы и разъяснения, 03.02.2011 года вновь было принято Решение о приостановлении осуществления кадастрового учета по основаниям, аналогичным изложенным в Решении о приостановлении осуществления кадастрового учета от 24 ноября 2010 г. № 40/10-1-74393. Дополнительно, Письмом от 10 февраля 2011 г. № 409-03, ему было сообщено, что протокол схода граждан с.Трубино не является нормативно-правовым актом, издаваемым органом местного самоуправления муниципального образования «Жуковский район», и на его основании невозможно внести в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке как о ранее учтенном объекте недвижимости. Ссылаясь на ч.1 ст.14, части 1 и 6 статьи 45 ФЗ от 24.07.2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», пункт 1 Письма Министерства экономического развития Российской Федерации от 13 апреля 2010 г. № Д23-1342, абзац восьмой пункта 21 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, Решение Верховного Суда Российской Федерации от 23 марта 2009 г. № ГКПИ08-2286, ст. 24 Федерального закона от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п. 1 ст. 15 и п.1,7 статьи 17 Закона Калужской области от 8 июня 1996 г. № 34 "О местном самоуправлении в Калужской области", п. 1 ст. 17 Устава МО "Жуковский район", п. 2 статьи 81, п.1 ст.51 Закона РФ от 6 июля 1991 г. № 1550-1 "О местном самоуправлении в Российской Федерации», ст. 21 Закона Калужской области от 25 июля 1995 г. № 12 "О нормативных правовых актах органов государственной власти Калужской области", ст. ст. 43 и 52 Устава муниципального образования "Жуковский район", решение ФГУ «Земельная кадастровая палата» считает незаконным, нарушающим его права и законные интересы, поскольку представленный им в орган кадастрового учета Протокол схода граждан с.Трубино от 18 апреля 2000 г. позволяет определить конкретное лицо (ФИО2), которому земельный участок был предоставлен и соответствуетхарактеристикам документов, указанных в абзаце восьмом пункта 21 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, кроме того данный документ, содержит решение о предоставлении земельного участка конкретному лицу, издан уполномоченным органом (организацией) в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания этого документа. Просит признать незаконным Решение ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Калужской области о приостановлении осуществления кадастрового учета от 3 февраля 2011 г. № 40/11-1-7121, обязать ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Калужской области возобновить проведение государственного кадастрового учета земельного участка из земель населенных пунктов площадью 0,10 га, находящегося по адресу: .
В судебное заседание заявитель ФИО2 не явился, о времени и месте рассмотрения заявления извещен надлежащим образом.
Представитель заявителя по доверенности ФИО1 заявленные требования поддержал в полном объеме, дал объяснения, аналогичные, изложенным в заявлении.
Представитель ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Калужской области в судебное заседание не явился, просит рассмотреть заявление его отсутствие.
Выслушав представителя заявителя, исследовав документы, имеющиеся в деле, суд считает, что заявление удовлетворению не подлежит.
В судебном заседании установлено, что 3 ноября 2010 г. ФИО2 в отдел по Жуковскому району ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Калужской области подано заявление № 4007/101/10-4747 о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости: земельном участке из земель населенных пунктов площадью 0,10 га, находящемся по адресу: , с приложением Протокола схода граждан с.Трубино Трубинского сельсовета Жуковского района Калужской области от 18 апреля 2000 г., подтверждающего выделение ему земельного участка.
24.11.2010 года ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Калужской области принято Решение о приостановлении осуществления кадастрового учета № 40/10-1-74393 в связи с непредставлением необходимых для кадастрового учета документов, указанных в пункте 21 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 4 февраля 2010 г. № 42.
11 января 2011 г. ФИО2 в адрес заинтересованного лица направлено заявление с приложением копии Устава МО "Жуковский район", зарегистрированного в Управлении юстиции Калужской области 17 августа 1998 г. № 26.
03.02.2011 года ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Калужской области вновь принято Решение о приостановлении осуществления кадастрового учета № 40/11-1-7121 по основаниям, аналогичным изложенным в Решении о приостановлении осуществления кадастрового учета от 24 ноября 2010 г. № 40/10-1-74393.
Дополнительно, письмом ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Калужской области от 10 февраля 2011 г. № 409-03, ФИО2 было сообщено, что протокол схода граждан с.Трубино Трубинского сельсовета Жуковского района Калужской области от 18 апреля 2000 г. не является нормативно-правовым актом, издаваемым органом местного самоуправления МО «Жуковский район» и на его основании внести в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке, как о ранее учтенном объекте недвижимости, не представляется возможным.
В соответствии со ст. 26 ч.2 п.4 ФЗ от 24.07.2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» орган кадастрового учета принимает решение о приостановлении осуществления кадастрового учета, если не представлены необходимые для кадастрового учета документы.
Статья 22 вышеуказанного закона предусматривает, состав документов, которые необходимо предоставить в орган кадастрового учета вместе с заявлением для осуществления кадастрового учета. В пунктах 6,7,8,9 указанной статьи предусмотрено представление копии документа, устанавливающего или удостоверяющего право заявителя на соответствующий объект недвижимости; копии документа, устанавливающего или удостоверяющего право собственности заявителя на объект недвижимости либо подтверждающего установленное или устанавливаемое ограничение (обременение) вещных прав на такой объект недвижимости в пользу заявителя; копии документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом принадлежность земельного участка к определенной категории земель; копии документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка.
Согласно абзацу восьмому пункта 21 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 4 февраля 2010 г. № 42, решение о внесении сведений в реестр о ранее учтенном земельном участке принимается на основании заявления правообладателя и документов, устанавливающих или подтверждающих право на земельный участок.
В судебном заседании установлено, что в подтверждение своего права на земельный участок ФИО2 предоставлен протокол схода граждан с. Трубино Жуковского района Калужской области от 18 апреля 2000 года, из которого следует, что рассматривался вопрос о выделении земельного участка ФИО2 в размере 0,10 га, расположенного в черте . Постановлено: выделить земельный участок 0,10 га, находящийся в черте ФИО2
Суд считает, что ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Калужской области правомерно приостановлено проведение кадастрового учета земельного участка ФИО2, поскольку представленный ФИО2 в подтверждение его права на земельный участок документ, не может являться правоустанавливающим, так как предоставление земельных участков не относится к компетенции схода граждан, что следует из анализа законодательства, действующего на день вынесения постановления схода граждан от 18.04.2000 года.
Ст. 81 Закона РФ «О местном самоуправлении в Российской Федерации» от 6 июля 1991 года N 1550-1(в ред. Законов РФ от 24.06.92 №3119-1,от 22.10.92 №3703-1, от 28.04.93 № 4888-1,Указа Президента РФ от 22.12.93 N 2265, Федерального закона от 28.08.95 N 154-ФЗ) (с изм., внесенными Указом резидента РФ от 26.10.1993 N 1760) установлено, что к компетенции общих собраний (сходов), конференций граждан относятся следующие вопросы: избрание органов территориального общественного самоуправления населения и принятие положений (уставов) о них; утверждение программ деятельности органов территориального общественного самоуправления населения по социально-экономическому развитию соответствующей территории и отчетов об их выполнении; решение других вопросов, относящихся к компетенции органов территориального общественного самоуправления населения, затрагивающих интересы населения соответствующей территории.
Ст. 49 этого Закона предусмотрено, что к полномочиям поселкового, сельского Совета относится определение в соответствии с земельным законодательством порядка предоставления и изъятия земельных участков, а также распоряжения земельными участками на подведомственной Совету территории.
Из ст. 51 Закона следует, что к полномочиям поселковой, сельской администрации в области сельского хозяйства, использования земли, охраны природы относится: предоставление в установленном порядке в пожизненное наследуемое владение, бессрочное (постоянное) и временное пользование, передача в собственность и сдача в аренду, изъятие земельных участков в пределах черты поселка, сельсовета, а также из фонда других земель (в том числе земель запаса), переданных в ведение поселкового, сельского Совета, за исключением случаев, предусмотренных законодательством; регистрация права собственности на землю, права землевладения, землепользования, организация ведения земельного кадастра; планирование использования земель, находящихся в ведении Совета; согласование изъятия и предоставление земель, осуществляемое вышестоящими органами; взимание платы за землю; осуществление государственного контроля за использованием и охраной земель; защита права собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов; разрешение в пределах своей компетенции земельных споров.
Статьей 24 Федерального закона от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в ред. Федеральных законов от 22.04.96 № 38-ФЗ, от 26.11.96 №141-ФЗ, от 17.03.97 №55-ФЗ) предусмотрено, что в муниципальном образовании для решения вопросов местного значения могут созываться собрания (сходы) граждан. Порядок созыва и проведения собрания (схода) граждан, принятия и изменения его решений, пределы его компетенции устанавливаются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Законом Калужской области «О местном самоуправлении в Калужской области» (в ред. Постановления Законодательного Собрания Калужской области от 27.07.1996 N 537, Законов Калужской области от 25.05.1998 № 6-ОЗ от 16.11.1998№19-ОЗ, от 09.12.1998 №29-ОЗ, от 20.04.1999 №8-ОЗ, от 18.10.1999 №32-ОЗ, от 29.12.1999 № 48-ОЗ) в волостях и районах территориальное общественное самоуправление осуществляется в хуторах, деревнях, селах и сельсоветах через сельские сходы в соответствии с уставами волостей и районов, а до их принятия - в соответствии с Положением "О сельском и районном общественном самоуправлении", утверждаемым постановлением Законодательного Собрания (ст.15).
Статьей 16 вышеуказанного закона предусмотрено, что к ведению территориального общественного самоуправления относится решение вопросов местного значения, затрагивающих интересы граждан по месту их непосредственного проживания. Кроме того, в п. 2 данной статьи указано, что к ведению территориального общественного самоуправления не могут относиться вопросы, находящиеся в исключительной компетенции представительных органов местного самоуправления.
Компетенция территориального общественного самоуправления закрепляется в уставах муниципальных образований, иных правовых актах представительных органов местного самоуправления, а также в уставах объединений граждан, создаваемых в целях осуществления территориального общественного самоуправления.
Статья 17 указанного закона предусматривает, что в хуторах, деревнях и селах территориальное общественное самоуправление может осуществляться сельскими общинами через сельские сходы и избираемых ими выборных лиц. К исключительным полномочиям сельского схода относятся: принятие устава сельской общины; избрание старосты и казначея и заслушивание отчетов об их деятельности; создание общинной кассы и определение направлений расходования средств общины; распределение и перераспределение общинных земель; устройство общинных предприятий и мероприятий; принятие решений об установлении самообложения. Решения, принятые сельским сходом в пределах его полномочий, обязательны для исполнения членами соответствующей сельской общины.
Статья 27 закона определяет, что до принятия и государственной регистрации уставов соответствующих волостей и поселков настоящим Законом устанавливаются следующие органы самоуправления сельсовета, волостного и поселкового самоуправления: представительный орган - собрание представителей сельсовета, волостное (поселковое) собрание; исполнительный орган - администрация сельсовета, волостная (поселковая) управа.
Вопросы ведения органов самоуправления сельсоветов, волостного и поселкового самоуправления закреплены в ст. 28 Закона, к ним относятся управление территорией сельсовета, волости, поселка, включая регулирование планировки, перепланировки, землеустройства и землепользования, разработку правил застройки, контроль за рациональным использованием земель.
Из п.17 Устава МО «Жуковский район», зарегистрированного в Управлении юстиции Калужской обл. 17 августа 1998 г. N 26 следует, что в сельсоветах, входящих в состав муниципального образования, селах, деревнях и хуторах территориальное общественное самоуправление (ТОСУ) осуществляется сельскими общинами через сельские сходы и избираемые ими органами, в порядке, определенном настоящим Уставом. К исключительным полномочиям сельского схода относятся: принятие Устава общины (сельсовета, села, деревни, хутора); избрание депутатов территориальных органов и заслушивание отчетов об их деятельности; создание общинной кассы и определение направлений расходования средств общины; избрание казначея сельской общины и заслушивание отчетов о его деятельности; принятие решений об установлении самообложения; решение иных вопросов.
Из вышеперечисленных законов следует, что предоставление земельных участков граждан не относится к компетенции схода граждан, поэтому ссылки заявителя и его представителя в судебном заседании на то, что протокол схода граждан содержит решение о предоставлении земельного участка конкретному лицу, издан уполномоченным органом (организацией) в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания этого документа не состоятельны.
Суд не согласен также с утверждением заявителя и его представителя о том, что решение схода граждан в данном случае является нормативным правовым актом.
Законом Калужской области «О нормативных правовых актах органов государственной власти и местного самоуправления Калужской области» (в ред. Законов Калужской области от 22.06.1997 №14-ОЗ, от 20.05.1999№17-ОЗ), принятым Законодательным Собранием 13 июля 1995 года в ст.2 определено, что нормативный правовой акт - официальный правовой документ установленной формы, принятый правотворческим органом в пределах его компетенции, направленный на установление, изменение либо отмену правовых норм и обладающий обязательной юридической силой.
Судом установлено, что решение о предоставлении земельного участка ФИО2 принято сходом граждан с превышением пределов его компетенции, в связи с чем, не может являться нормативным правовым актом.
Поскольку заявителем не представлены документы, подтверждающие его право собственности на земельный участок, то ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Калужской области правомерно, в соответствии со ст. 26 ч.2 п.4 ФЗ от 24.07.2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», принято решение о приостановлении осуществления кадастрового учета.
Оснований для удовлетворения заявления ФИО2 не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявления ФИО2 о признании незаконным Решения ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Калужской области о приостановлении осуществления кадастрового учета от 3 февраля 2011 г. № 40/11-1-7121,
возобновлении проведения государственного кадастрового учета земельного участка из земель населенных пунктов площадью 0,10 га, находящегося по адресу: - отказать.
Решение может быть обжаловано в Калужский областной суд через Жуковский районный суд в течение 10 дней.
Судья Сизова О.В.