Дело № 2-346/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 мая 2017 года п. Ванино
Судья Ванинского районного суда Хабаровского края Прилепская Н.А.,
при секретаре Никулиной Е.А.,
с участием представителей истца профсоюзного комитета ОАО «Порт Ванино» ФИО1, действующего на основании прав по должности, и ФИО2, действующей по доверенности от 22.07.2016 года, выданной сроком на три года,
представителя ответчика ОАО «Порт Ванино» ФИО3, действующего по доверенности № 55/2017 от 01.01.2017 года, выданной сроком по 31.12.2017 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску профсоюзного комитета ОАО «Ванинский морской торговый порт» к ОАО «Ванинский морской торговый порт» об отмене приказа от 01.06.2016 года № 535 о внесении изменений в Положение об оплате труда,
У С Т А Н О В И Л:
Профсоюзный комитет ОАО «Ванинский морской торговый порт» обратился в Ванинский районный суд с иском к ОАО «Ванинский морской торговый порт» об отмене приказа от 01.06.2016 года № 535 о внесении изменений в Положение об оплате труда. В обоснование иска указано, что приказом № 535 от 01.06.2016г. работодателем с 01.06.2016г. внесены изменения в Положение об оплате труда в части премирования работников Общества по показателю «Объем погрузочно-разгрузочных работ: отгрузка/выгрузка на суда», исключив тем самым из состава начисления премии такие показатели как: выгрузка из вагонов/автотранспорта, очистка /дробление угля. Таким образом, работодатель увеличил норму выработки для начисления премиальной части заработной платы минимум в 3,4 раза. При таких обстоятельствах, считает, что с введением новой системы оплаты труда в части порядка премирования существенно ухудшается положение работников, что противоречит ст. 135 ТК РФ, согласно которой, условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Так же, направленные в Профком проект изменений в Положение об оплате труда и протокол разногласий на внесение изменений в Положение об оплате труда работников, не являются достаточными обоснованиями для изменения Положения об оплате труда в части премирования работников. Согласия между работодателем и Профкомом достигнуто не было. Таким образом, работодателем была нарушена процедура внесения изменений в локально-нормативные правовые акты. Данный приказ был издан в одностороннем порядке без учета мнения первичной профсоюзной организации. Просит отменить приказ от 01.06.2016 года № 535 «О внесении изменений в Положение об оплате труда».
В судебном заседании представителя истца ФИО1 и ФИО2 исковые требования поддержали в полном объеме, пояснив вышеизложенное, просили иск удовлетворить в полном объеме.
В судебном заседании представитель ОАО «Порт Ванино» ФИО3 с исковыми требованиями истца не согласился по следующим основаниям. Приказом от 01.06.2016 №535 ОАО «Порт Ванино», в связи с утверждением бюджетных показателей на 2016 год, в целях соблюдения установленных финансово- экономических и производственных показателей внесены изменения в Положение об оплате труда работников ОАО «Ванинский морской торговый порт» (далее - Положение). Разделом 5.3 Положения предусмотрены показатели и условия премирования работников общества, так согласно п.5.3.1 Положения премирование работников всех категорий производится по показателю «Объем погрузочно-разгрузочных работ: отгрузка/выгрузка на суда». Показатели премирования представлены в таблице 1, согласно которой установлены объемы погрузочно-разгрузочных работ: 460 тыс. тн/мес. (с 1 декабря по 28 февраля), 470 тыс. тн/мес. (ноябрь, март), 490 тыс. тн/мес. (1 апреля по 31 октября). По мнению истца внесенные приказом изменения в Положение об оплате труда существенно ухудшают положение работников, что противоречит ст. 135 ТК РФ. Между тем, ухудшения положения работников не наступило, что подтверждается следующим. В редакции Положения об оплате труда, действующей до издания приказа от 01.06.2015 № 535, пункт 5.3.1 Положения предусматривал премирование работников всех категорий по показателю «Объем погрузочно-разгрузочных работ: выгрузка из вагонов/автотранспорта + отгрузка/выгрузка на суда + очистка/дробление угля». Показатели премирования представлены в таблице 1, согласно которой при объеме перечисленных работ 600 тыс. тн/мес. (с 1 декабря по 28 февраля), 650 тыс. тн/мес. (ноябрь, март), 700 тыс. тн/мес. (1 апреля по 31 октября). При этом указанные объемы были чрезмерно заниженными, поскольку погрузочно- разгрузочные работы в Порту осуществляются в значительно больших объемах, что подтверждается представленными показателями работы ОАО «Порт Ванино» за 2015, 2016 годы. Так, общий объем грузооборота за 2015 год составлял 6 307 тыс. тн, что составляет 525 тыс. тн/мес., за 2016 год - 8040,2 тыс. тн, что составляет 670 тыс. тн/мес. Таким образом, объем погрузочно-разгрузочных работ, установленный в приказе от 01.06.2016, является заниженным даже в сравнении с минимальными показателями реальных объемов грузооборота Порта Ванино. Тот факт, что в прежней редакции Положения объем работ включал в себя не только отгрузку/выгрузку на суда, но и выгрузку из вагонов/автотранспорта, а также очистку/дробление угля не свидетельствует о том, что исключением двух видов работ из объемов работодатель ухудшает положение работников. Ежемесячно работодателем издается приказ об утверждении размера ежемесячного премирования, в соответствии с которым по итогам работы за конкретный месяц работникам выплачивается премия. При этом за период с момента издания оспариваемого приказа до текущей даты, снижения размера премии не было. На основании изложенного считает, что требования профкома ОАО «Порт Ванино» удовлетворению не подлежат.
Выслушав доводы представителей сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработной платой (оплатой труда работника) является вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В силу ч. ч. 1 и 2 ст. 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии со ст. 30 Трудового кодекса Российской Федерации первичные профсоюзные организации и их органы представляют в социальном партнерстве на локальном уровне интересы работников данного работодателя, являющихся членами соответствующих профсоюзов, а в случаях и порядке, которые установлены Трудовым кодексом Российской Федерации, - интересы всех работников данного работодателя независимо от их членства в профсоюзах при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, а также при рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров работников с работодателем.
В соответствии со ст. 371 Трудового кодекса РФ, работодатель принимает решения с учетом мнения соответствующего профсоюзного органа в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Положениями статьи 372 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что работодатель в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, перед принятием решения направляет проект локального нормативного акта и обоснование по нему в выборный орган первичной профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников.
Выборный орган первичной профсоюзной организации не позднее пяти рабочих дней со дня получения проекта указанного локального нормативного акта направляет работодателю мотивированное мнение по проекту в письменной форме.
В случае, если мотивированное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации не содержит согласия с проектом локального нормативного акта либо содержит предложения по его совершенствованию, работодатель может согласиться с ним либо обязан в течение трех дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации с выборным органом первичной профсоюзной организации работников в целях достижения взаимоприемлемого решения.
При недостижении согласия возникшие разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель имеет право принять локальный нормативный акт, который может быть обжалован выборным органом первичной профсоюзной организации в соответствующую государственную инспекцию труда или в суд.
В судебном заседании установлено, что работниками ОАО «Порта Ванино» создана первичная профсоюзная организация для защиты своих трудовых и социально-экономических прав и интересов и входит как членская организация в Российский профсоюз работников морского транспорта (п. 1 Положения о первичной профсоюзной организации ОАО «Ванинский морской торговый порт и ее выборных органах, утвержденного 11 профсоюзной конференцией 25.05.1995г.) Указанная первичная профсоюзная организация представляет интересы большинства работников ОАО «Порт Ванино».
Согласно выписке из протокола № 16 отчетно-перевыборной профсоюзной конференции ОАО «Порт Ванино от 13.03.2012 года председателем профсоюзного комитета избран ФИО1
В соответствии с п. 6.1.1 Коллективного договора ОАО «Порт Ванино на 2016-2018 года (далее Коллективный договор), системы оплаты труда включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются локальными нормативными актами предприятия в пределах, выделенных в бюджете средств на оплату труда.
Согласно п. 6.1.3. Коллективного договора внесения изменений в действующую систему оплаты труда вводятся с учетом мнения профкома и с учетом средств, заработанных предприятием. Об изменении системы оплаты труда Работодатель извещает работников не менее, чем за 2 месяца.
Для усиления материальной заинтересованности работников в выполнении плановых заданий и договорных обязательств, повышения эффективности производства и качества работы могут применяться стимулирующие системы премирования в соответствии с локальными нормативными актами предприятия с учетом мнения Профкома (п. 6.1.4. Коллективного договора).
Приказом генерального директора ОАО «Порт Ванино» № 1293 от 04.12.2015 года с учетом мнения профсоюзного комитета утверждено Положение об оплате труда работников ОАО «Ванинский морской торговый порт» (далее Положение об оплате труда), которое не является приложением к Коллективному договору, а является самостоятельным локальным нормативным актом общества.
Пункт 5.3.1 Положения об оплате труда предусматривал премирование работников всех категорий по показателю «Объем погрузочно-разгрузочных работ: выгрузка из вагонов/автотранспорта + отгрузка/выгрузка на суда + очистка/дробление угля». Показатели премирования представлены в таблице 1, согласно которой при объеме перечисленных работ 600 тыс. тн/мес. (с 1 декабря по 28 февраля), 650 тыс. тн/мес. (ноябрь, март), 700 тыс. тн/мес. (1 апреля по 31 октября) премия работникам выплачивалась до 100%.
Из пояснений представителей профкома и ОАО «Порта Ванино» следует, что в начале 2016 года Работодатель предложил внести изменения в Положение об оплате труда, а именно, премирование работников всех категорий производится по показателю «Объем погрузочно-разгрузочных работ: отгрузка/выгрузка на суда». Показатели премирования представлены в таблице 1, согласно которой установлены объемы погрузочно-разгрузочных работ: 460 тыс. тн/мес. (с 1 декабря по 28 февраля), 470 тыс. тн/мес. (ноябрь, март), 490 тыс. тн/мес. (1 апреля по 31 октября).
Проект приказа «О внесении изменений в Положение об оплате труда» был направлен в профсоюзный комитет для ознакомления, что сторонами не оспаривалось.
Из пояснений председателя профкома ФИО1 следует, что члены профкома не были согласны с представленным проектом приказа, считая его ухудшающим условия оплаты труда работников порта. Исключив из состава начисления премии такие показатели, как выгрузка из вагонов/автотранспорта, очистка/дробление угля, Работодатель тем самым увеличил норму выработки для начисления премиальной части заработной платы минимум в 3,4 раза. По данному вопросу представители Работодателя и Профкома собирались неоднократно, однако к соглашению об изменении показателей для премирования работников порта, не пришли.
Как следует из материалов дела, на заседании по вопросу по внесению изменений в Положение об оплате труда от 19.04.2016 года был составлен протокол разногласий, согласно которому Работодатель предложил изложить п.п. 5.3.1., 5.3.2, 5.3.4. в редакции, изложенной в проекте приказа. Профком предложил оставить пункты Положения об оплате труда без изменений.
Не достигнув согласия с представителями профсоюзной организации, генеральным директором ОАО «Порт Ванино» был издан приказа № 535 от 01.06.2016 года «О внесении изменений в Положение об оплате труда» в редакции, предложенной Работодателем.
В судебном заседании стороны не отрицали, что работники порта Ванино были уведомлены об изменениях условий и показателей премирования не менее, чем за два месяца.
По мнению председателя профсоюзного комитета ФИО1 приказ № 535 от 01.06.2016 года ухудшает положение работников порта Ванино, однако при рассмотрении дела представителями профкома не представлено доказательств того, что права работников были нарушены.
Согласно основным показателям ОАО «Порт Ванино» грузооборот в 2016 году по сравнению с 2015 годом увеличился на 127,4%.
Как следует из приказов «Об утверждении размера ежемесячного премирования» от 05.07.2016 года № 191/от, от 03.08.2016 года № 230/от, от 05.09.2016 года № 265/от, от 05.10.2016 года № 307/от, от 03.11.2016 года № 337/от, от 05.12.2016 года № 372/от, от 30.12.2016 года № 404/от, от 07.02.2017 года № 50/от, от 03.03.2017 года № 80/от, от 04.04.2017 года № 107/от показатели премирования по отгрузке на судно превышали показатели премирования в некоторых месяцах более чем на 100 тыс.тн. С июля 2016 года по апрель 2017 года работникам порта Ванино ежемесячно выплачивалась премия в размере 100%.
Таким образом, объем погрузочно-разгрузочных работ, установленный в приказе № 535 от 01.06.2016 года, обоснованный, реальный для исполнения и является действительно стимулирующим основанием для повышения эффективности и качества работы, а также для выполнения основных технико-экономических показателей общества.
Профсоюзным комитетом не представлено суду доказательств, что исключение из показателей премирования погрузку/выгрузку из вагонов и автотранспорта, очистку/дробление угля, ухудшило положение работников в части выплаты им премии.
Конституционный Суд РФ неоднократно отмечал, что, реализуя закрепленные Конституцией РФ права, работодатель в целях осуществления эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом вправе самостоятельно, под свою ответственность принимать необходимые кадровые решения, обеспечивая при этом в соответствии с требованиями ст. 37 Конституции РФ, закрепленные трудовым законодательством гарантии трудовых прав работников.
Организационное изменение условий труда относится к исключительной компетенции работодателя.
При этом, в судебном заседании установлено, что Работодателем при принятии приказа № 535 от 01.06.2016 года были выполнены требования ст. 372 Трудового кодекса РФ, а именно, проект приказа был направлен в профсоюзный комитет, неоднократно проводились дополнительные консультации с профкомом, имеющиеся разногласия оформлены протоколом от 19.04.2016 года.
В судебном заседании стороны подтвердили, что работники ОАО «Порт Ванино» об изменении порядка премирования были предупреждены не менее, чем за два месяца (ст. 74 Трудового кодекса РФ).
Таким образом, доводы истца о том, что спорный приказ был издан в одностороннем порядке без учета мнения первичной профсоюзной организации, являются необоснованными.
Доводы истца о том, что при издании приказа № 535 от 01.06.2017 года Работодатель увеличил норму выработки для начисления премиальной части заработной платы минимум в 3,4 раза, не нашли подтверждения в судебном заседании.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований профсоюзного комитета ОАО «Ванинский торговый порт» об отмене приказа от 01.06.2016 года № 535 о внесение изменений в Положение об оплате труда.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования профсоюзного комитета ОАО «Ванинский морской торговый порт» к ОАО «Ванинский морской торговый порт» об отмене приказа от 01.06.2016 года № 535 о внесении изменений в Положение об оплате труда, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения в Хабаровский краевой суд через Ванинский районный суд Хабаровского края.
Судья
Ванинского районного суда
Хабаровского края Н.А. Прилепская
Мотивированное решение
изготовлено 15.05.2017г.
Копия верна:
Судья Н.А. Прилепская