ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-346/18 от 26.07.2018 Усть-удинского районного суда (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

п. Усть-Уда 26 июля 2018 года

Усть-Удинский районный суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Мартыновича А.Ю., при секретаре судебного заседания Мамаеве П.П., с участием зам. прокурора Ноговицыной И.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № <обезличено> по исковому заявлению прокурора Усть-Удинского района к Администрации Чичковского сельского района о возложении обязанностей разработать карту ( план) объекта землеустройства – территории муниципального образования,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Усть-Удинского района обратился в суд с исковым заявлением к Администрации Чичковского сельского района о возложении обязанностей разработать карту ( план) объекта землеустройства – территории муниципального образования, указав в обоснование требований, что границы Чичковского МО Усть-Удинского района Иркутской области установлены Законом Иркутской области «О статусе и границах муниципальных образований Усть-Удинского района Иркутской области» от 2 декабря 2004 года № 73-оз. На основании Приложения № 12 ст. 2 Закона Иркутской области от 02.12.2004 № 73-ОЗ в состав территории Чичковского МО входят земли деревни Чичкова, п. Бурундуйский. Решением Думы Чичковского сельского поселения 03.07.2013 № 4/1-ДП утверждены Правила землепользования и застройки, решением Думы 26.04.2013 года № 3/3 утвержден Генеральный план Чичковского сельского поселения. По сведениям директора федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (ФГБУ «ФКП Росреестра») администрацией Чичковского сельского поселения до настоящего времени не приняты меры по постановке на кадастровый учет границ населённого пункта д. Чичкова, о границах Чичковского МО, установленных Законном Иркутской области № 73-ОЗ от 02.12.2004. Указанные сведения о границах населенных пунктов и границах Чичковского МО в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют. Карта (план) объектов землеустройства – территории муниципального образования Чичковского сельского поселения не разработана и не представлена в орган кадастрового учета. Отсутствие карты объекта землеустройства территории Чичковского сельского поселения нарушает права неопределенного круга лиц на осуществление строительства в соответствии с документами территориального планирования муниципального образования, выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов. Не выполнение органном местного самоуправления требований ст. 24.1, ст. 32 Закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» влечет неполноту и недостоверность систематизированных сведений Единого государственного реестра недвижимости, препятствует удовлетворению потребностей государства, граждан и юридических лиц в геодезической и картографической продукции, осуществлению кадастровой деятельности, что нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц. На основании изложенного, прокурор просит обязать администрацию Чичковского сельского поселения Усть-Удинского района Иркутской области в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать карту (план) объекта землеустройства – территории Чичковского муниципального образования Усть-Удинского района Иркутской области; карту (план) объекта землеустройства территории Чичковского муниципального образования представить в Управление Росреестра по Иркутской области для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости.

В судебном заседании зам. прокурора Ноговицына И.Г. заявленные требования поддержала в полном объеме.

Администрация Чичковского МО надлежащим образом извещенные, своего представителя в суд не направили, причины не явки суду не известны, о рассмотрении дела в отсутствие их представителя не просили, возражений относительно иска, ходатайств об отложении не представили, в связи с чем, суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Заслушав прокурора, исследовав материалы гражданского дела, суд находит заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 20 ч. 1 ст. 14 указанного Закона, к вопросам местного значения, в том числе, отнесено утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории.

Как следует из ст. 19 Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве" карты (планы) объектов землеустройства относятся к видам землеустроительной документации.

Согласно ст. 20 вышеуказанного Закона определение границ объекта землеустройства осуществляется путем подготовки карты (плана), форма и требования к составлению которой утверждены Постановлением Правительства РФ от 30.07.2009 N 621.

В соответствии с пунктом 2 Требований к составлению карты (объекта) плана землеустройства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2009 года N 621, карта (план) объекта землеустройства составляется по результатам описания местоположения границ объекта землеустройства либо части (частей) таких границ и (или) установления границ объекта землеустройства либо части (частей) таких границ на местности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 24.1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ карта-план территории содержит необходимые для государственного кадастрового учета сведения о земельных участках, зданиях, сооружениях, объектах незавершенного строительства, расположенных в границах территории выполнения комплексных кадастровых работ.

Как следует из п. 8 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об установлении или изменении границ населенного пункта.

В соответствии с п. 3 ст. 19 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченные на утверждение карты-плана территории, обязаны направить в орган регистрации прав заявление о государственном кадастровом учете и карту-план территории посредством отправления в электронной форме.

Исходя из содержания п. 18, 20 указанной статьи обязательным приложением к документам (содержащимся в них сведениям), направляемым в орган регистрации прав в соответствии с пунктами 3, 7, 8 и 10 части 1 настоящей статьи, является карта (план) объекта землеустройства, подготовленная в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 18 июня 2001 года N 78-ФЗ "О землеустройстве". Органы государственной власти, органы местного самоуправления направляют в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) в соответствии с настоящей статьей в течение пяти рабочих дней с даты вступления в силу решений (актов), указанных в части 1 настоящей статьи, а в случае, если в соответствии с частью 18 настоящей статьи требуется карта (план) объекта землеустройства или в соответствии с частью 19 настоящей статьи требуется описание местоположения границ соответствующих территорий или зон, - в течение шести месяцев с даты принятия указанных в пунктах 12, 14 - 16 части 1 настоящей статьи решений (актов) или в течение трех месяцев с даты принятия указанных в части 15 настоящей статьи решений (актов).

Составление карт (планов) объектов землеустройства является неотъемлемой частью описания границ объекта землеустройства. Отсутствие таких карт (планов) влечет невнесение сведений о границах таких объектов в государственный кадастр недвижимости и невыполнение возложенной на муниципальное образование закрепленной законодательством обязанности по составлению документов, необходимых для внесения соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости, предоставлению их в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области.

Границы Чичковского МО Усть-Удинского района Иркутской области установлены Законом Иркутской области «О статусе и границах муниципальных образований Усть-Удинского района Иркутской области» от 2 декабря 2004 года № 73-оз. На основании Приложения № 12 ст. 2 Закона Иркутской области от 02.12.2004 № 73-ОЗ в состав территории Чичковского МО входят земли деревни Чичкова, п. Бурундуйский.

Как установлено судом и следует из информации ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Иркутской области от 31.05.2018 г., сведения о границах населенных пунктов д. Чичкова и границах Чичковского МО в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют.

Таким образом, карта (план) является официальным источником сведений о местонахождении и границах земельного участка, ее отсутствие нарушает права неопределенного круга лиц на осуществление строительства, беспрепятственный доступ к документу, указанная карта объекта землеустройства - территории Чичковского сельского поселения не разработана и не представлена в орган кадастрового учета - в Управление Росреестра по Иркутской области, в связи с чем суд приходит к выводу о наличии законных оснований для удовлетворения требований прокурора, и следует установить срок 6 месяцев для выполнения работ по исполнению обязанности, возложенной судом.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Усть-Удинского района к Администрации Чичковского муниципального образования Усть-Удинского района о возложении обязанностей разработать карту ( план) объекта землеустройства – территории муниципального образования, удовлетворить.

Возложить обязанность на Администрацию Чичковского муниципального образования Усть-Удинского района Иркутской области в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать карту (план) объекта землеустройства – территории Чичковского муниципального образования Усть-Удинского района Иркутской области и предоставить карту (план) объекта землеустройства территории Чичковского муниципального образования в Управление Росреестра по Иркутской области для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Усть-Удинский районный суд в течение месяца.

Судья: