ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-346/19 от 04.03.2019 Волжского городского суда (Республика Марий Эл)

Дело № 2-346/2019 Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Волжск 04 марта 2019 года

Волжский городской суд Республики Марий Эл в составе судьи Глуховой Ю.Р., при секретаре судебного заседания Якушкиной Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Марийского транспортного прокурора Республики Марий Эл в интересах неопределенного круга лиц к Нехвядович А. И. о запрете эксплуатации воздушного судна до получения сертификата летной годности на воздушное судно,

Установил:

Марийский транспортный прокурор Республики Марий Эл в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском с учетом уточнений к Нехвядович А.И. о запрете эксплуатации воздушного судна марки «<данные изъяты>», идентификационный номер , регистрационный номер до получения в установленном законодательством Российской Федерации порядке сертификата летной годности на воздушное судно. Установить ответчику кратчайший срок для исполнения.

В обоснование требований указано, что в результате проведенной прокурором проверки выявлена эксплуатация воздушного судна «<данные изъяты>» его владельцем Нехвядович А.И. в отсутствие сертификата летной годности. Поскольку данные обстоятельства не соответствуют статье 67 Воздушного кодекса Российской Федерации, пунктам 2.2, 2.20, 2.27 Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации», утвержденных приказом Минтранса России от 31 июля 2009 года № 128, заявлены указанные требования.

В судебное заседание Марийский транспортный прокурор Республики Марий Эл не явился, извещен надлежащим образом, представили ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.

В судебное заседание ответчик Нехвядович А.И. не явился, извещен надлежащим образом.

В судебное заседание третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора представитель Приволжского МТУ РОСАВИАЦИИ не явился, извещены надлежащим образом.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Воздушного кодекса Российской Федерации гражданские воздушные суда допускаются к эксплуатации при наличии сертификата летной годности (удостоверения о годности к полетам). Сертификат летной годности (удостоверение о годности к полетам) выдается на основании сертификата типа (аттестата о годности к эксплуатации) или акта оценки конкретного воздушного судна на соответствие конкретного воздушного судна требованиям к летной годности гражданских воздушных судов и природоохранным требованиям.

Пунктом 2 этой же статьи установлено, что порядок выдачи сертификата летной годности (удостоверения о годности к полетам) устанавливается федеральными авиационными правилами.

Как следует из письма Приволжского МТУ РОСАВИАЦИИ» от ДД.ММ.ГГГГ, Нехвядович А.И. является владельцем самолета <данные изъяты> Регистрационный номер , свидетельство о государственной регистрации выдано ДД.ММ.ГГГГ, сертификат летной годности ВС отсутствует. Сведения о наличии сертификата эксплуатанта, страховании ответственности отсутствуют (л.д.7).

Согласно статье 67 Воздушного кодекса Российской Федерации, на борту гражданского воздушного судна должна находиться следующая документация: 1) судовые документы: свидетельство о государственной регистрации для воздушных судов, подлежащих государственной регистрации; сертификат (свидетельство) эксплуатанта (копия), за исключением случаев, предусмотренных п.4 ст. 61 настоящего Кодекса; сертификат летной годности, за исключением воздушных судов, эксплуатация которых допускается без сертификата летной годности; бортовой и санитарный журналы, руководство по летной эксплуатации (при эксплуатации сверхлегких и беспилотных гражданских воздушных судов наличие бортового и санитарного журналов, руководства по летной эксплуатации необязательно); разрешение на бортовую радиостанцию, если воздушное судно оборудовано радиоаппаратурой; 2) соответствующие документы на каждого члена экипажа пилотируемого воздушного судна; 3) документы, предусмотренные уполномоченным органом в области гражданской авиации.

В соответствии с пунктом 2.20 Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации», утвержденных приказом Минтранса России от 31.07.2009 № 128 (далее – ФАП № 128), при полете в целях выполнения авиационных работ или АОН, на борту воздушных судов должны находиться следующие документы, которые члены экипажа воздушного судна предъявляют по требованию уполномоченных должностных лиц: свидетельство о государственной регистрации; сертификат (свидетельство) эксплуатанта (копия), за исключением случаев выполнения полетов на сверхлегких и легких воздушных судах в целях АОН; сертификат летной годности (удостоверение о годности к полетам); бортовой и санитарный журналы, РЛЭ (при эксплуатации сверхлегких гражданских воздушных судов наличие бортового и санитарного журналов, РЛЭ необязательно); разрешение на бортовую радиостанцию, если воздушное судно оборудовано радиоаппаратурой; свидетельства членов экипажа воздушного судна и документы: подтверждающие соответствие членов экипажа требованиям к состоянию их здоровья; список находящихся на борту воздушного судна лиц, указанный в пункте 2.21 настоящих Правил; в случае, если на борту отсутствует владелец воздушного судна, то КВС должен иметь доверенность в произвольной форме, уполномочивающий его управлять воздушным судном от имени владельца воздушного судна, или, при выполнении полетов на воздушных судах, включенных в сертификат (свидетельство) эксплуатанта - задание на полет, оформленное эксплуатантом.

В соответствии с пунктом 2.2 ФАП № 128, командир воздушного судна знает и соблюдает имеющие отношение к исполнению его обязанностей законы, правила и процедуры тех государств, в воздушном пространстве которых он выполняет полеты, а также государства регистрации воздушного судна и государства эксплуатанта.

Пунктом 2.27 ФАП № 128 установлено, что эксплуатант воздушного судна при выполнении авиационных работ или полетов на воздушных судах АОН, не относящихся к легким (сверхлегким), или владелец легкого (сверхлегкого) воздушного судна АОН обеспечивает: поддержание воздушного судна в пригодном для выполнения полетов состоянии; исправность воздушного судна, его компонентов и аварийного оборудования, необходимого для планируемого полета; наличие действительного сертификата летной годности (удостоверения о годности к полетам).

Нехвядович А.И. обращался в Приволжское МТУ Росавиации с заявкой на сертификацию единичного экземпляра воздушного судна «<данные изъяты>, идентификационный номер в 2018 году, но получил отказ в соответствии с пунктами 41, 68 Административного регламента, утвержденного приказом Минтранса РФ от 07 мая 2013 года № 175, в связи с тем, что состав документов не соответствует требованиям, установленным административным регламентом, что следует из письма Приволжского МТУ Росавиации от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.26).

Как следует из постановления о возбуждении уголовного дела от ДД.ММ.ГГГГ, возбужденного по признакам состава преступления предусмотренного частью 1 статьи 263 Уголовного кодекса Российской Федерации, ДД.ММ.ГГГГ около 11 часов 20 минут на насыпь железнодорожного полотна перегона Илеть-Шелангер на 50 км. 1 пк. Горьковской железной дороги, расположенного по адресу: <адрес>, при выполнении полета совершил жесткую посадку легкомоторный самолет «COYOTE-II», на борту находились пилоты – Ф.И.О. и Нехвядович А.И., которые получили повреждения, повлекшие тяжкий вред здоровью (л.д.4).

В силу пункта 3 статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии со статьей 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность (пункт 1). Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность (пункт 2).

По смыслу приведенных норм положения, установленные пунктом 1 статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации, выполняют предупредительную функцию, направленную на обеспечение охраны прав и интересов граждан и организаций, являясь в соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав. Для решения вопроса о запрещении деятельности, создающей опасность причинения вреда в будущем, должны быть представлены доказательства наличия недостатков, создающих угрозу причинения вреда.

Учитывая, что эксплуатация воздушного судна без сертификата летной годности создает потенциальную угрозу безопасности полетов самому эксплуатанту, иным пользователям воздушного пространства, а также неопределенному кругу лиц, которые могут находиться рядом в момент полета воздушного судна, жизни и здоровья жителей населенных пунктов Республики Марий Эл, над территорией которых осуществляются полеты, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора.

Указание в резолютивной части решения на кротчайший срок для исполнения решения суда, фактически противоречит удовлетворенным требованиям, поскольку решением суда уже установлен запрет эксплуатации воздушного судна. В связи с чем, оснований для установления ответчику кратчайшего срока для исполнения не имеется.

В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством РФ бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

С ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей исходя из исковых требований неимущественного характера.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Решил:

Исковые требования Марийского транспортного прокурора Республики Марий Эл в интересах неопределенного круга лиц к Нехвядович А. И. о запрете эксплуатации воздушного судна до получения необходимой документации удовлетворить.

Запретить Нехвядович А. И., проживающему по адресу: <адрес>, эксплуатацию воздушного судна <данные изъяты>, регистрационный номер , до получения в установленном законодательством Российской Федерации порядке сертификата летной годности на воздушное судно.

Взыскать с Нехвядович А. И. в доход бюджета городского округа «Город Волжск» государственную пошлину в сумме 300 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Марий Эл через Волжский городской суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня его принятия.

Судья Ю.Р. Глухова

Решение принято в окончательной форме:

11 марта 2019 года