ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-346/2017 от 06.03.2017 Железнодорожного районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 марта 2017 года город Хабаровск.

Железнодорожный районный суд города Хабаровска в составе

председательствующего судьи Сурнина Е.В.,

при секретаре Атахановой Ю.Т.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Краснофлотского района г.Хабаровска в интересах неопределенного круга лиц к Индивидуальному предпринимателю ФИО1 о понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Краснофлотского района г. Хабаровска обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц. В обоснование заявленных требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ в 14ч. 54мин. прокуратурой района в отношении платежного терминала , принадлежащего ответчику в помещении продуктового магазина по адресу: <адрес> проведена проверка, в ходе которой установлено, что указанный платежный терминал осуществляет прием от плательщиков денежных средств в автоматическом режиме (без участия уполномоченного лица платежного агента). В нарушение закона ИП ФИО1 контрольно-кассовую технику в составе платежного терминала , не использует, чек на руки клиенту не выдан, а выдана квитанция от ДД.ММ.ГГГГ, от регистрации контрольно-кассовой техники в налоговом органе по месту учета налогоплательщика с указанием адреса места ее установки в составе платежного терминала уклоняется, информация, указанная в информационных блоках платежных терминалов не содержит всех обязательных реквизитов, а именно: отсутствует значение КПК (криптографический проверочный код), ЭКЛЗ (электронная контрольная лента защитная), номер ККТ (контрольно-кассовой техники), номер чека. Кроме этого, в квитанции указан адрес не соответствующий адресу установки терминала, а именно- <адрес>. В связи с изложенным следует, что ИП ФИО1 допущены нарушения совокупности требований Федеральных законов от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами». В соответствии с ч 3 ст. 8 Федерального закона № 103-ФЗ, после 01.04.2010 прием платежей без применения контрольно-кассовой техники не допускается. Указанное свидетельствует о том, что хозяйственная деятельность, осуществляемая ИП ФИО1, посредством платежных терминалов является не законной и подлежит запрету. На основании изложенного, просит суд: запретить индивидуальному предпринимателю ФИО1 использовать для приема платежей плательщиков необорудованный контрольно - кассовой техникой платежный терминал , расположенный в продуктовом магазине по адресу: <адрес>.

В судебное заседание представитель истца не явился, о дне слушания дела уведомлены в установленном законом порядке.

Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, о дне слушания дела уведомлен в установленном законом порядке. Об уважительности причин неявки не сообщил. Правом предоставления возражений на исковое заявление не воспользовался.

Кроме того, стороны извещались путем заблаговременного размещения в соответствии со ст. ст. 14 и 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" информации о времени и месте рассмотрения гражданского дела на интернет-сайте Железнодорожного районного суда г.Хабаровска

Руководствуясь ст.167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика.

Изучив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 4 Конституции РФ, Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

Как установлено ст. 15 Конституции Российской Федерации, Конституция Российской Федерации имеет высшую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. При этом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения должны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Согласно ст. 18 Конституции РФ права и свободы человекам и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительности власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Установлено, что ФИО1 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждается выпиской из ЕГРИП по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с п. 1 - 4 ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее по тексту- Федерального закона № 103-ФЗ), платежный терминал, используемый платежным агентом при приеме платежей, должен содержать в своем составе контрольно-кассовую технику и обеспечивать в автоматическом режиме: предоставление плательщикам информации, предусмотренной статьей 4 настоящего Федерального закона; прием от плательщиков информации о наименовании поставщика, о наименовании товара (работы, услуги), за который (которые) исполняются денежные обязательства физического лица перед поставщиком, о размере вносимых платежному агенту денежных средств, а также иной информации, если это предусмотрено договором об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц; прием денежных средств, вносимых плательщиками; печать кассовых чеков и их выдачу плательщикам после приема внесенных денежных средств.

На основании ч. 13 ст. 4 Федерального закона № 103-ФЗ, платежный агент при приеме платежей обязан обеспечить в каждом месте приема платежей предоставление плательщикам следующей информации: адреса места приема платежей; наименования и места нахождения оператора по приему платежей и платежного субагента в случае приема платежа платежным субагентом, а также их идентификационных номеров налогоплательщика; наименования поставщика; реквизитов договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц между оператором по приему платежей и поставщиком, а также реквизитов договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц между оператором по приему платежей и платежным субагентом в случае приема платежа платежным субагентом; размера вознаграждения, уплачиваемого плательщиком оператору по приему платежей и платежному субагенту в случае приема платежа платежным субагентом, в случае взимания вознаграждения; способов подачи претензий; номеров контактных телефонов поставщика и оператора по приему платежей, а также платежного субагента в случае приема платежа платежным субагентом; адресов и номеров контактных телефонов федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных Правительством РФ на проведение государственного контроля (надзора) за приемом платежей.

В силу ч. 12 ст. 4, ч. 4 ст. 6 Федерального закона № 103-Ф, платежный агент при приеме платежей обязан использовать контрольно-кассовую технику с фискальной памятью и контрольной лентой, а также соблюдать требования законодательства РФ о применении контрольно- кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов.

Согласно ч. 2 ст. 5 Федерального закона № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее по тексту- Федеральный закон № 54-ФЗ), организации (за исключением кредитных организаций) и индивидуальные предприниматели, применяющие платежный терминал обязаны: использовать контрольно-кассовую технику в составе платежного терминала и (или) банкомата; осуществлять регистрацию применяемой контрольно-кассовой техники в налоговых органах по месту учета организации в качестве налогоплательщика; применять исправную контрольно-кассовую технику, обеспечивающую фиксацию расчетных операций на контрольной ленте и в фискальной памяти; выдавать клиентам при осуществлении наличных денежных расчетов кассовый чек, отпечатанный платежным терминалом или банкоматом.

Кроме того, в соответствии с ч. 1.1 ст. 4 Федерального закона № 54-ФЗ, контрольно-кассовая техника в составе платежного терминала, применяемого платежным агентом и банковским платежным агентом, субагентом, и банкомата, применяемого банковскими платежными агентами, субагентами, должна: быть зарегистрирована в налоговом органе по месту учета налогоплательщика с указанием адреса места ее установки в составе платежного терминала или банкомата; быть исправна, опломбирована в установленном порядке; иметь фискальную память с накопителями фискальной памяти, контрольную ленту и часы реального времени; обеспечивать некорректируемую регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение информации о платежах на контрольной ленте и в накопителях фискальной памяти, а также предоставлять информацию для печати кассового чека платежным терминалом или банкоматом в некорректируемом виде; эксплуатироваться в фискальном режиме, а в иных режимах исключать возможность печати кассового чека платежным терминалом или банкоматом; передавать в фискальном режиме в платежный терминал или банкомат зарегистрированную информацию о платежах в некорректируемом виде, обеспечивающем идентичность информации, зарегистрированной на кассовом чеке, контрольной ленте, в фискальной памяти и первичных учетных документах организации или индивидуального предпринимателя, применяющих платежный терминал или банкомат; иметь паспорт установленного образца.

Содержание кассового чека, выдаваемого платежным терминалом в соответствии с ч. 2 ст. 5 Федерального закона № 54-ФЗ, законодателем определены соответствующие к нему требования.

Так, в соответствии с ч. 3 ст. 5 Федерального закона № 103-ФЗ определено, что применяемый платежным агентом платежный терминал должен обеспечивать печать на кассовом чеке своего номера и реквизитов, предусмотренных статьей 5 настоящего Федерального закона, в некорректируемом виде, обеспечивающем идентичность информации, зарегистрированной на кассовом чеке, контрольной ленте и в фискальной памяти контрольно-кассовой техники.

В силу ст. 5 Федерального закона № 103-ФЗ, прием платежным агентом от плательщика денежных средств должен быть подтвержден выдачей в момент осуществления платежа кассового чека, подтверждающего осуществление соответствующего платежа.

Кассовый чек, выдаваемый платежным агентом плательщику и подтверждающий осуществление соответствующего платежа, должен соответствовать требованиям законодательства РФ о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов, а также содержать следующие обязательные реквизиты: наименование документа - кассовый чек; наименование оплаченного товара (работ, услуг); общую сумму принятых денежных средств; размер вознаграждения, уплачиваемого плательщиком, в случае его взимания; дату, время приема денежных средств, номера кассового чека и контрольно-кассовой техники; адрес места приема денежных средств; наименование и место нахождения платежного агента, принявшего денежные средства, и его идентификационный номер налогоплательщика; номера контактных телефонов поставщика и оператора по приему платежей, а также платежного субагента в случае приема платежа платежным субагентом.

Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в 14ч. 54мин. прокуратурой района в отношении платежного терминала , принадлежащего ответчику в помещении продуктового магазина по адресу: <адрес> проведена проверка, в ходе которой установлено, что указанный платежный терминал осуществляет прием от плательщиков денежных средств в автоматическом режиме (без участия уполномоченного лица платежного агента).

Таким образом, в нарушение закона ИП ФИО1 контрольно-кассовую технику в составе платежного терминала , не использует, чек на руки клиенту не выдан, а выдана квитанция от ДД.ММ.ГГГГ, от регистрации контрольно-кассовой техники в налоговом органе по месту учета налогоплательщика с указанием адреса места ее установки в составе платежного терминала уклоняется, информация, указанная в информационных блоках платежных терминалов не содержит всех обязательных реквизитов, а именно: отсутствует значение КПК (криптографический проверочный код), ЭКЛЗ (электронная контрольная лента защитная), номер ККТ (контрольно-кассовой техники), номер чека. Кроме этого, в квитанции указан адрес не соответствующий адресу установки терминала, а именно- <адрес>.

Указанные обстоятельства подтверждаются материалами проверки проведенной прокурором Краснофлотского района г.Хабаровска, и не оспариваются ответчиком.

В связи с изложенным следует, что ИП ФИО1, допущены нарушения совокупности требований Федеральных законов от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами».

Использование агентом платежных терминалов с нарушением требований действующего законодательства РФ, посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере торговли и финансов, правила государственной разрешительной системы (системы допуска хозяйствующих субъектов в сферу торговли и финансов), а также прямо нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, которые пользуются услугами платежного терминала, поскольку многофункциональное значение совокупности норм Федеральных законов №№ 103-ФЗ и 54-ФЗ направлено в том числе на непосредственную защиту прав потребителей.

В соответствии с ч 3 ст. 8 Федерального закона № 103-ФЗ, после 01.04.2010 прием платежей без применения контрольно-кассовой техники не допускается.

Указанное свидетельствует о том, что хозяйственная деятельность, осуществляемая ИП ФИО1, посредством платежных терминалов является не законной и подлежит запрету.

Согласно ст. 11, 12 ГК РФ защита нарушенных гражданских прав осуществляется в судебном порядке, в том числе путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.

На основании изложенного, оценив представленные доказательства с учетом требований ст. 67 ГПК РФ, суд считает, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч. 4 ст. 103 ГПК РФ судебные расходы в виде государственной пошлины в доход государства, от уплаты которой прокурор был освобожден, подлежат взысканию с ответчика в размере установленном ст. 333.19 НК РФ в сумме 300 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Требования прокурора Краснофлотского района г.Хабаровска в интересах неопределенного круга лиц к Индивидуальному предпринимателю ФИО1 о понуждении к совершению действий, удовлетворить.

Запретить индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ИНН использовать для приема платежей
плательщиков необорудованный контрольно - кассовой техникой платежный
терминал , расположенный в продуктовом магазине по адресу:
<адрес>

Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО1 государственную пошлину в пользу бюджета муниципального образовании городской округ «город Хабаровск» в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Хабаровского краевого суда через Железнодорожный районный суд города Хабаровска в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения суда.

Мотивированное решение суда составлено 11.03.2017

Судья Е.В. Сурнин