Дело № 2-3471/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
7 октября 2019 г. г. Калининград
Ленинградский районный суд г. Калининграда в составе:
председательствующего судьи Паршуковой Н.В.,
при секретарях Заливака Е.В., Стрыгиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Фрика Ю. А. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Калининграде Калининградской области (межрайонное) о назначении досрочной страховой пенсии,
У С Т А Н О В И Л:
Фрик Ю.А. обратился в суд с названными выше исковыми требованиями, указав, что ДД.ММ.ГГГГ обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», однако ему было отказано из-за отсутствия требуемого специального стажа. При этом пенсионный орган необоснованно отказал во включении в специальный стаж периодов его работы с 27 сентября 1993 г. по 12 февраля 1998 г. в должности мастера котельного цеха № 2, с 13 февраля 1998 г. по 30 октября 2002 г. в должности старшего мастера цеха централизованного ремонта (ЦЦР) ТЭЦ г. Бишкек – филиал ОАО «Электрические станции». В связи с этим просит признать незаконным решение пенсионного органа об отказе в назначении ему досрочной страховой пенсии, обязать ответчика включить вышеуказанные периоды в его специальный стаж и назначить ему досрочную страховую пенсию по старости на основании п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с ДД.ММ.ГГГГ, взыскать с ответчика расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Фрик Ю.А., надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
В судебном заседании представитель Фрика Ю.А. – Моисеева М.Л., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, настаивая на их удовлетворении.
Представитель Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Калининграде Калининградской области (межрайонное) – Левенкова В.Т., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования Фрика Ю.А. не признала, дав пояснения, аналогичные указанным в письменном отзыве. Просила в удовлетворении исковых требований Фрику Ю.А. отказать.
Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав представленные доказательства по делу в их совокупности и дав им оценку в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), суд приходит к следующему.
В ходе рассмотрения дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Фрик Ю.А. обратился в УПФР в г. Калининграде Калининградской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением УПФР в г. Калининграде Калининградской области (межрайонное) от 16 мая 2019 г. № 343298/18/343298/18 истцу отказано в назначении пенсии из-за отсутствия требуемого специального стажа на дату обращения. Специальный стаж Фрика Ю.А. на дату обращения составил 00 лет 00 месяцев 00 дней (требуемый не менее 6 лет 3 месяца).
О данном решении ответчик уведомил истца письмом от 17 мая 2019 г. № 561.
Как следует из письма Государственного Учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Калининграде Калининградской области (межрайонное) от 17 мая 2019 г. № 561 на основании представленных документов в специальный стаж истца не включены периоды:
ТЭЦ г. Бишкек – филиал ОАО «Электрические станции»
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности мастера котельного цеха № 2 (с ДД.ММ.ГГГГ цех переименован в цех централизованного ремонта (ЦЦР)).
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшего мастера цеха централизованного ремонта, поскольку вышеуказанные периоды работы проходили на территории Кыргызской Республики. Согласно Соглашению о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г. (далее Соглашение) пенсионное обеспечение граждан осуществляется в соответствии с законодательством и за счет средств государства их постоянного проживания. Для установления права на пенсию гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего соглашения. Соглашение также содержит положение о том, что компетентные учреждения (органы) сторон принимают меры к установлению обстоятельств, необходимых для определения права на пенсию и ее размера. Периоды льготной работы в этих государствах могут быть учтены в стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости в соответствии со ст. 30-31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ, при наличии схожих с пенсионным законодательством Российской Федерации условий, при которых определяется право на досрочную пенсию по старости и при обязательном подтверждении компетентными органами государств-участников соглашения, что соответствующие периоды учитываются (учитывались) ими при назначении досрочной пенсии по старости в соответствии с законодательством этих государств. При новом установлении пенсий в рамках данного соглашения необходимо утверждение трудового (страхового) стажа и заработка, приобретенных на территории государств-участников Соглашения, путем направления запросов в адрес компетентных органов этих государств. Отделом были сделаны запросы в компетентный орган Кыргызской Республики о подтверждении сведений, необходимых для зачета в страховой и специальный стаж истца периодов работы в вышеуказанной организации. Представленные филиалом ОАО «Электрические станции» ТЭЦ г. Бишкек льготные справки от 24 октября 2018 г. № 24/4960, от 23 января 2019 г. № 24/506 не содержат сведения о работе в должностях мастера, старшего мастера котельного (ЦЦР) цеха на работах, предусмотренных Списком № 2 от 26 января 1991 г. Управлением Социального фонда Кыргызской Республики представлена выписка из личного счета об уплате страховых взносов за период работы с 1996 г. по 2018 г., дополнительные сведения об институте досрочных пенсий и учете вышеуказанных периодов работы при назначении пенсии в соответствии со с законодательством Республики Кыргызстан не представлены.
В страховой стаж не учтены периоды:
СМУ «Фрунзеэнергострой»
- ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
УС «Кыргызэнергострой»
- ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Считая такой отказ незаконным, Фрик Ю.А. обратился в суд с настоящим исковым заявлением.
Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», других федеральных законов.
Частью 1 ст. 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.
Как установлено п. 2 ст. 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Статьей 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» определены периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж.
В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (ч. 1 ст. 11 Федерального закона № 400-ФЗ).
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 этого закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Аналогичные положения о периодах работы и (или) иной деятельности, включаемых в страховой стаж, были установлены ст. 10 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», который вступил в силу с 1 января 2002 г. и действовал до 1 января 2015 г. - даты вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Согласно ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», применяются правила международного договора Российской Федерации.
13 марта 1992 г. государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Республикой Кыргызстан, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее также Соглашение от 13 марта 1992 г.).
В соответствии со ст. 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Пунктом 2 ст. 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Анализ п. 2 ст. 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. содержится в решении Экономического Суда СНГ от 7 апреля 2005 г. № 01-1/6-04, консультативном заключении Экономического Суда СНГ № 01-1/4-12 от 29 ноября 2012 г. о толковании п. 2 ст. 6 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения, в которых отмечается, что при определении трудового стажа граждан государств-участников Соглашения должны учитываться: во-первых, трудовая деятельность на территории любого государства-участника Соглашения; во-вторых, трудовая деятельность на территории бывшего СССР до вступления в силу Соглашения, то есть до 13 марта 1992 г.
Таким образом, по смыслу положений п. 2 ст. 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. при установлении пенсий гражданам государств - участников Соглашения стран СНГ, учитывается трудовой стаж, в том числе специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсий, приобретенный на территории любого из этих государств независимо от времени его приобретения, а также на территории бывшего СССР до 13 марта 1992 г.
Аналогичная правовая позиция была изложена и в Обзоре законодательства судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2009 г., утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 10 марта 2010 г. (в редакции от 29 декабря 2010 г.).
Приказом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. № 958н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению (далее - Перечень).
В соответствии с подп. «а» п. 12 Перечня для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 - 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 6 и 7 этого Перечня, необходимы документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (часть 1 ст. 30, ч. 1 ст. 31, п. 7 ч. 1 ст. 32, ст. 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях») Необходимые для установления пенсии документы должны быть в подлинниках, выданных компетентными органами или должностными лицами, или в копиях, удостоверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и содержать достоверные сведения (п. 51 Перечня).
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (ч. 9 ст. 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
Проверка представленных заявителем документов (сведений), необходимых для установления пенсии, в том числе обоснованность их выдачи, может осуществляться, в частности, путем направления запросов территориальным органом Пенсионного фонда России в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения (п. 65 Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки из размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденных Приказом Министра труда России от 17 ноября 2014 г.).
Таким образом, при назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Кыргызстан) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г, и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002 г. стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов.
К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.
Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Республика Кыргызстан является участником Соглашения от 13 марта 1992 г. «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения».
Абзацем 2 п. 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР, утвержденных распоряжением Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 г. № 99р, предусмотрено, что трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 г., приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (Письмо Минтруда России от 29 января 2003 г. № 203-16).
Условие об уплате страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность, что должно подтверждаться справкой компетентных органов этих государств, является обязательным для зачета в стаж периодов работы по найму, имевших место после 1 января 2002 г. (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ).
Согласно представленным сведениям социального фонда Кыргызской Республики от 26 февраля 2019 г. на Фрика Ю.А. за период с 1996 г. по 2018 г. перечислялись страховые взносы, в подтверждение чего представлена выписка из личного страхового дела истца.
Таким образом, факт уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность, является подтвержденным.
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Так, в силу п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет.
В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года такой работы женщинам.
Частью 2 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).
В целях реализации положений статьи 30 указанного закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение».
Подпунктом «б» п. 1 указанного Постановления установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются:
- Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение».
- Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.
Списком № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10, в разделе XIII «Электростанции, энергопоезда, паросиловое хозяйство», правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости пользуются 2140000б-23362 мастера, старшие мастера по ремонту оборудования (котельного, турбинного (парогазотурбинного), топливоподачи и пылеприготовления) в местах его установки 2140000б-23398 мастера, старшие мастера производственных участков котельных, турбинных (газотурбинных), пылеприготовительных цехов и цехов топливоподачи. Таким образом, мастера и старшие мастера приобретают право на досрочное пенсионное обеспечение по Списку № 2 только при условии занятости при ремонте оборудования в местах его установки или на производственных участках в указанных выше цехах.
В силу п. 4 Правил исчисления периодов работы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно п. 5 Разъяснения Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. № 5, утвержденного постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. № 29, под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками соответствующих видов работ, не менее 80% рабочего времени.
Как установлено в судебном заседании и следует из представленной трудовой книжки истца, он ДД.ММ.ГГГГ был принят в котельный цех № 2 ТЭЦ г. Бишкек на должность мастера переводом с УС «Кыргызэнергострой» (Приказ от ДД.ММ.ГГГГ№), с ДД.ММ.ГГГГ котельный цех № реорганизован в цех централизованного ремонта (ЦЦР) (Приказы от ДД.ММ.ГГГГ№ и от ДД.ММ.ГГГГ№), ДД.ММ.ГГГГ переведен на должность ст. мастера ЦЦР (Приказ ДД.ММ.ГГГГ№), ДД.ММ.ГГГГ переведен заместителем главного инженера по ремонтам (Приказ от ДД.ММ.ГГГГ№).
Согласно справке уточняющей особый характер работы или условий труда, необходимые для назначения льготной пенсии и, подтверждающей постоянную занятость на льготной работе, от ДД.ММ.ГГГГ№, выданной Филиалом ОАО «Электрические станции» ТЭЦ г. Бишкек, Фрик Ю.А. постоянно полный рабочий день работал с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности мастера котельного цеха №, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшего мастера цеха централизованного ремонта (ЦЦР) в производстве ТЭЦ г. Бишкек – филиал ОАО «Электрические станции». Данная профессия предусмотрена Постановлением Правительства Кыргызской Республики от ДД.ММ.ГГГГ№, а также Списком № разделом XIII «Электростанции, энергопоезда, паросиловое хозяйство», кодом позиции 2140000б-23362. Основание: личная карточка формы Т-2, приказы по личному составу, лицевые счета по заработной плате за 1993 г. по 2013 г., штатное расписание 1993-2013 гг., должностные инструкции, акты выполненных работ за 1993-2013 гг.
Более того, Филиал ОАО «Электрические станции» ТЭЦ г. Бишкек указало, что при начислении и выплаты пенсий работникам, занятым полный рабочий день на работах с вредными и тяжелыми условиями труда по Списку №, руководствуется действующим Постановлением Правительства Кыргызской Республики от ДД.ММ.ГГГГ№.
В ходе рассмотрения дела на запрос суда Филиал ОАО «Электрические станции» ТЭЦ г. Бишкек подтвердило обоснованность выдачи истцу справки, уточняющей особый характер работы или условий труда, необходимые для назначения льготной пенсии и, подтверждающая постоянную занятость на льготной работе, от ДД.ММ.ГГГГ№.
В обоснование своей правовой позиции представителем истца в судебное заседание представлена должностная инструкция мастера ЦЦР по ремонту поверхностей нагрева котельного оборудования ЦЦР-Д № 6 ОАО «Электрические станции» ТЭЦ г. Бишкек от ДД.ММ.ГГГГ сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ и должностная инструкция старшего мастера ЦЦР по ремонту поверхностей нагрева котельного оборудования ЦЦР-Д № 21 ОАО «Электрические станции» ТЭЦ г. Бишкек от ДД.ММ.ГГГГ сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ
Из должностной инструкции мастера ЦЦР по ремонту поверхностей нагрева котельного оборудования ЦЦР-Д № 6 ОАО «Электрические станции» ТЭЦ г. Бишкек от ДД.ММ.ГГГГ следует, что данная инструкция предназначена для мастера ЦЦР по ремонту поверхности нагрева котельного оборудования, основной задачей мастера ЦЦР является обеспечение надежной работы оборудования путем организации и проведения своевременного и качественного его ремонта. Зоной обслуживания мастера является: мастерская с установленным в ней оборудованием. Мастер организует выполнение подготовительных работ по техническому освидетельствованию котлонадзора согласно графику, после выполнения капитального и среднего ремонта оборудовании обязан составлять отчетную документацию на выполнение работ.
Из должностной инструкции старшего мастера ЦЦР по ремонту поверхностей нагрева котельного оборудования ЦЦР-Д № 21 ОАО «Электрические станции» ТЭЦ г. Бишкек от ДД.ММ.ГГГГ следует, что данная инструкция предназначена для старшего мастера ЦЦР по ремонту поверхности нагрева котельного оборудования основной задачей старшего мастера ЦЦР является обеспечение надежной работы оборудования путем организации и проведения своевременного и качественного его ремонта. Зоной обслуживания мастера является: мастерская с установленным в ней оборудованием. Мастер организует выполнение подготовительных работ по техническому освидетельствованию котлонадзора согласно графику, проводит проверку сварочных трансформаторов, комплектует отчетную документацию на выполнение ремонтных работ.
При таком положении, суд приходит к выводу, что наименование должности (профессии) истца в спорные периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ соответствует наименованию, указанному в Списке № 2, указанные выше документы подтверждает его занятость именно на ремонте котельного оборудования.
Указание ответчика на отсутствие сведений об институте досрочных пенсий в Республике Кыргызстан не может являться основанием для отказа ему в назначении досрочной страховое пенсии в силу следующего.
Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 39 Конституции Российской Федерации. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Соглашение от 13 марта 1992 г. устанавливает приоритет национального законодательства в области пенсионного обеспечения. Это вытекает из статьи 1 данного Соглашения, определяющей, что пенсионное обеспечение граждан государств-участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают, а также из положения преамбулы Соглашения о непосредственной ответственности каждого государства-участника Содружества за пенсионное обеспечение своих граждан.
В качестве гарантии права граждан государств-участников Содружества на пенсионное обеспечение в пункте 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. закреплена норма, согласно которой «для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого их этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения», о чем указано в также Решении Экономического Суда СНГ № 01-1/6-04 «О толковании применения пункта 2 статьи 6 Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г.» (Принято в г. Минске 7 апреля 2005 г.).
Истец является гражданином Российской Федерации, обратился в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Калининграде Калининградской области с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости в соответствии законодательством Российской Федерации, никаких изменений, дополнений, исключающих возможность учета трудового стажа, приобретенного на территории государств – участников указанного соглашения, в том числе с учетом отмены в указанных государствах института досрочных пенсий, в действующее законодательство не вносилось.
Таким образом, поскольку в ходе рассмотрения дела Фриком Ю.А. были представлены допустимые доказательства, подтверждающие необходимые данные о работе в спорные периоды, суд приходит к выводу о необоснованности отказа Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Калининграде Калининградской области (межрайонное) во включении периодов работы истца в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности матера котельного цеха № 2, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшего мастера цеха централизованного ремонта (ЦЦР) ТЭЦ г. Бишкек – филиал ОАО «Электрические станции» для назначения досрочной страховой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого специального стажа.
Таким образом, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению исковые требования о признании незаконным решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Калининграде Калининградской области (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ№ в части не включения в специальный стаж Фрика Ю. А. периодов его работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности матера котельного цеха №, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшего мастера цеха централизованного ремонта (ЦЦР) ТЭЦ г. Бишкек – филиал ОАО «Электрические станции».
Вместе с тем, правовых оснований для признания незаконным решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Калининграде Калининградской области (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ№ в оставшейся части не имеется, указанные требования удовлетворению не подлежат.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Согласно письменному заявлению Фрик Ю.А. обратился за назначением досрочной страховой пенсии 29 октября 2018 г.
Поскольку зачет указанных выше периодов свидетельствует о наличии у Фрика Ю.А. специального стажа продолжительностью 9 лет 1 месяц 4 дня, то есть больше половины необходимого специального стажа, то он в силу положений п. 2 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» имеет право на назначение досрочной страховой пенсии по старости со снижением общего пенсионного возраста на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы, то есть в 58 лет.
Учитывая, что Фрик Ю.А. к моменту обращения за пенсией достиг возраста 58 лет, то суд приходит к выводу об обязании Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Калининграде Калининградской области (межрайонное) назначить Фрику Ю.А. досрочную страховую пенсию по старости, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, то есть с даты обращения за ней.
Кроме того, в соответствии со ст. 98 ГПК РФ государственная пошлина, внесенная истцом при подаче иска, подлежит взысканию с ответчика пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
При подаче искового заявления истцом была уплачена государственная пошлина в размере 300 рублей, что подтверждается соответствующей квитанцией.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» Пенсионный фонд Российской Федерации является государственным учреждением, в связи с чем он не относится к государственным органам, которые в силу подп. 19 п. 1 ст. 333.36 части второй Налогового кодекса Российской Федерации освобождаются от уплаты государственной пошлины, а, следовательно, и от возмещения расходов по оплате услуг представителя. Поскольку указанный орган выступает в качестве заинтересованного лица, чьи решения, действия (бездействие) признаны незаконными, они возмещают судебные расходы на общих основаниях за счет собственных средств.
В соответствии с пунктом 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21 января 2016 г. № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» положения процессуального законодательства о пропорциональном возмещении (распределении) судебных издержек (статьи 98, 102, 103 ГПК РФ) не подлежат применению при разрешении: иска неимущественного характера, иска имущественного характера, не подлежащего оценке.
Таким образом, суд приходит к выводу о взыскании с ответчика в пользу истца суммы уплаченной государственной пошлины в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Фрика Ю. А. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Калининграде Калининградской области (межрайонное) о назначении досрочной страховой пенсии – удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Калининграде Калининградской области (межрайонное) от 16 мая 2019 г. № 343298/18/343298/18 в части не включения в специальный стаж Фрика Ю. А. периодов его работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности матера котельного цеха № 2, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшего мастера цеха централизованного ремонта (ЦЦР) ТЭЦ г. Бишкек – филиал ОАО «Электрические станции».
Обязать Государственное учреждение - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Калининграде Калининградской области (межрайонное) включить в специальный стаж Фрика Ю. А., дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по основаниям п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», периоды его работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности матера котельного цеха №, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшего мастера цеха централизованного ремонта (ЦЦР) ТЭЦ г. Бишкек – филиал ОАО «Электрические станции».
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Калининграде Калининградской области (межрайонное) назначить Фрику Ю. А. досрочную страховую пенсию на основании п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с ДД.ММ.ГГГГ
Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Калининграде Калининградской области (межрайонное) в пользу Фрика Ю. А. расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
В удовлетворении остальной части иска – отказать.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Ленинградский районный суд г. Калининграда в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 14 октября 2019 г.
Судья Н.В. Паршукова