ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3471/2023 от 04.09.2023 Центрального районного суда г. Воронежа (Воронежская область)

№ 2-3471/2023 <данные изъяты>

УИД: 36RS0006-01-2023-003363-59

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

04 сентября 2023 года Центральный районный суд г. Воронежа в составе:

председательствующего судьи Панина С.А.,

при секретаре Ковалевой М.В.,

с участием:

прокурора Бескороваевой М.В.,

представителя истца ФИО1 на основании ордера адвоката Ишкова Е.А.,

представителя ответчика ГУ МВД России по Воронежской области по доверенности ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к ГУ МВД России по Воронежской области о взыскании недоплаты ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда здоровью за период с 01.08.2022 по 30.09.2023 в размере 127 180,68 руб., возложении обязанности производить выплату, начиная с 01.10.2023 в размере 27736,83 руб. с ее последующей индексацией один раз в год с февраля текущего года исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год в соответствии с определяемым Правительством РФ коэффициентом индексации,

установил:

Истец ФИО1 обратился в суд с настоящим иском к ГУ МВД России по Воронежской области (с учетом уточнения исковых требований), ссылаясь на то, что он является ликвидатором аварии на Чернобыльской АЭС; является инвалидом 2 группы вследствие увечья, полученного при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связанных с ЧАЭС, в связи с чем ему ответчиком производится выплата компенсаций и предоставляются льготы, установленные Законом РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Решением Центрального районного суда г. Воронежа от 11 мая 2012 года по делу на ГУВД по Воронежской области возложена обязанность назначить и выплачивать ФИО1 за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на финансирование расходов, связанных с выплатой денежных компенсаций в возмещении вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие катастрофы на ЧАЭС, начиная с 01.02.2012, ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью при ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС в размере 15 019,59 руб. Однако ответчиком не были приняты во внимание новый порядок индексации и сроки выплат, установленные с 1 февраля 2016 года, в связи с чем образовалась недоплата в части ежемесячной денежной компенсации, что послужило основанием для обращения в суд с иском. Решением Центрального районного суда г. Воронежа от 29 сентября 2022 года по делу постановлено: взыскать ГУ МВД России по Воронежской области в пользу ФИО1 недоплату по ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда здоровью за период с 01.01.2013 по 31.07.2022 в размере 536 272 рубля; обязать ГУ МВД России по Воронежской области произвести ФИО1 перерасчет выплачиваемой ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда здоровью с 01.01.2013 по 31.07.2022, исходя ежегодно определяемых законодательством коэффициентов ее индексации и производить ее дальнейшую выплату с 01.08.2022 с последующей индексацией один раз с 01 февраля текущего года исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год в соответствии с определяемым Правительством РФ коэффициентом индексации; исполнительный лист серия ВС , выданный на основании решения Центрального районного суда г. Воронежа по делу от 11.05.2012, отозвать. В связи с изложенным, истец просит взыскать с ответчика недоплату ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда здоровью за период с 01.08.2022 по 30.09.2023 в размере 127 180,68 руб., а также возложить на ответчика обязанность производить выплату, начиная с 01.10.2023 в размере 27 736,83 руб. с ее последующей индексацией один раз в год с февраля текущего года исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год в соответствии с определяемым Правительством РФ коэффициентом индексации.

В судебном заседании представитель истца ФИО1 на основании ордера адвокат Ишков Е.А. поддержал уточненные исковые требования в полном объеме, просит суд их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

В судебном заседании представитель ответчика ГУ МВД России по Воронежской области по доверенности ФИО2 исковые требования не признала, просила суд отказать в их удовлетворении.

Истец ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, в письменном заявлении просит рассматривать дела в его отсутствие.

В заключении прокурор Бескороваева М.В. полагала исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Третье лицо Центральный РОСП УФССП России по Воронежской области в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, исследовав материалы настоящего гражданского дела, суд считает исковые требования ФИО1 подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, истец ФИО1 является пенсионером МВД РФ и имеет правовой статус ликвидатора аварии на Чернобыльской АЭС; в мае 2000 года ему была установлена 3 группа инвалидности вследствие чернобыльской катастрофы, с 24.05.2002 истец является инвалидом 2 группы вследствие увечья, полученного при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей).

ГУ МВД России по Воронежской области истцу назначены и выплачиваются денежные компенсации, предусмотренные Законом РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Вступившим в законную силу Центрального районного суда г. Воронежа от 11 мая 2012 года по делу на ГУ МВД России по Воронежской области возложена обязанность назначить и выплачивать ФИО1 за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на финансирование расходов, связанных с выплатой денежных компенсаций в возмещении вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие катастрофы на ЧАЭС, начиная с 01.02.2012, ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью при ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС в размере 15 019,59 руб.

Вступившим в законную силу решением Центрального районного суда г. Воронежа от 29 сентября 2022 года по делу постановлено: взыскать ГУ МВД России по Воронежской области в пользу ФИО1 недоплату по ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда здоровью за период с 01.01.2013 по 31.07.2022 в размере 536 272 рубля; обязать ГУ МВД России по Воронежской области произвести ФИО1 перерасчет выплачиваемой ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда здоровью с 01.01.2013 по 31.07.2022, исходя ежегодно определяемых законодательством коэффициентов ее индексации и производить ее дальнейшую выплату с 01.08.2022 с последующей индексацией один раз с 01 февраля текущего года исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год в соответствии с определяемым Правительством РФ коэффициентом индексации; исполнительный лист серия ВС , выданный на основании решения Центрального районного суда г. Воронежа по делу от 11.05.2012, отозвать.

Порядок предоставления мер социальной поддержки лицам, которые оказались в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, либо принимали участие в ликвидации ее последствии, ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, регулируется Законом РФ от 15.05.1991 №1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

В силу части 3 статьи 5 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Федеральным законом от 06.04.2015 № 68-ФЗ "О приостановлении действия положений отдельных законодательных актов Российской Федерации в части порядка индексации окладов денежного содержания государственных гражданских служащих, военнослужащих и приравненных к ним лиц, должностных окладов судей, выплат, пособий и компенсаций и признании утратившим силу Федерального закона "О приостановлении действия части 11 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" действие пункта 3 статьи 5 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 №1244-1 приостановлено до 01.01.2016 (в редакции Федерального закона от 14.12.2015№ 371-ФЗ - до 01.01.2017, а в редакции Федерального закона от 19.12.2016 № 455-ФЗ - до 01.01.2018). Этим же Законом определен порядок индексации выплат, пособий и компенсаций, предусмотренных законами № 1244-1, № 175-ФЗ, № 2-ФЗ.

При этом, приостановление действия данной нормы, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 28.09.2017 № 2101-О, не означало прекращение в течение указанного хронологического периода индексации ежемесячных компенсаций в возмещение вреда здоровью, выплачиваемых заявителям. Данная выплата была проиндексирована в 2015 году с применением коэффициента 1,055 согласно пункту 1 части 1 статьи 8 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов". С 01.02.2016 была осуществлена индексация на разницу между названным коэффициентом и фактическим индексом роста потребительских цен за 2015 год, установленную постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2016 № 42 в соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона от 06.04.2015 № 68-ФЗ. С 01.02.2017 индексация указанной выплаты была произведена исходя из фактического индекса роста потребительских цен за 2016 год согласно статье 4.2 Федерального закона от 06.04.2015 № 68-ФЗ и постановлению Правительства Российской Федерации от 26.01.2017 № 88.

Так в части 1 статьи 4 Федерального закона от 06.04.2015 № 68-ФЗ определено осуществить с 01.02.2016 индексацию на разницу между фактическим индексом роста потребительских цен за 2015 год и установленным в 2015 году в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона размером индексации выплат, пособий и компенсаций.

Согласно части указанной статьи размер индексации выплат, пособий и компенсаций, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, указанными в части 1 настоящей статьи, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Статьей 4.2 Закона, введенной в действие Федеральным законом от 14.12.2015 № 371-ФЗ, было определено осуществить с 01.02.2017 индексацию исходя из фактического роста потребительских цен за 2016 год выплат, пособий и компенсаций, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, указанными в пунктах 1,3,5-14,18,19 и 22 статьи 1 настоящего Федерального закона (в ред. Федерального закона от 19.12.2016 № 455-ФЗ)

Постановлением Правительства РФ от 28.01.2016 N 42 «Об установлении с 01.02.2016 размера индексации выплат, пособий и компенсаций» установлен с 01.02.2016 размер индексации 1,07 для выплат, пособий и компенсаций, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, указанными в ч. 1 ст. 4 Федерального закона "О приостановлении действия положений отдельных законодательных актов Российской Федерации в части порядка индексации окладов денежного содержания государственных гражданских служащих, военнослужащих и приравненных к ним лиц, должностных окладов судей, выплат, пособий и компенсаций и признании утратившим силу Федерального закона "О приостановлении действия ч. 11 ст. 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2015 г. и на плановый период 2016 и 2017 годов", к которым на основании п. 1 ч. 1 ст. 4 вышеназванного Федерального закона относится Закон Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

Согласно Постановлению Правительства РФ от 26.01.2017 N 88 "Об утверждении размера индексации выплат, пособий и компенсаций в 2017 г." с 01.02.2017 установлен размер индексации 1,054 для выплат, пособий и компенсаций, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, указанными в ч. 1 ст. 4.2 Федерального закона от 06.04.2015 № 68-ФЗ, в том числе, для ежемесячных выплат в счет возмещения вреда здоровью гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона от 19.12.2016 № 444-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения порядка индексации выплат, пособий и компенсаций, установленных законодательством Российской Федерации..." в Закон Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" внесены изменения, согласно которым часть третья статьи 5 изложена в следующей редакции: "Размеры выплат, установленные настоящим Законом, подлежат индексации один раз в год с 1 февраля текущего года исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год. Коэффициент индексации определяется Правительством Российской Федерации".

Постановлением Правительства РФ от 26.01.2018 № 74 установлен с 01.02.2018 размер индексации 1,025 для выплат, пособий и компенсаций, предусмотренных законодательными актами РФ.

Постановлением Правительства РФ от 24.01.2019 № 32 установлен с 01.02.2019 размер индексации 1,043 для выплат, пособий и компенсаций, предусмотренных законодательными актами РФ, в том числе Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

Постановлением Правительства РФ от 29.01.2020 № 61 установлен с 01.02.2020 размер индексации 1,030 для выплат, пособий и компенсаций, предусмотренных законодательными актами РФ.

Постановлением Правительства РФ от 28.01.2021 № 73 установлен с 01.02.2021 размер индексации 1,049 для выплат, пособий и компенсаций, предусмотренных законодательными актами РФ.

Постановлением Правительства РФ от 27.01.2022 № 57 установлен с 01.02.2022 размер индексации 1,084 для выплат, пособий и компенсаций, предусмотренных законодательными актами РФ.

Постановлением Правительства РФ от 30 января 2023 г. № 119 был утвержден с 01.02.2023 размер индексации 1,119 для выплат, пособий и компенсаций, предусмотренных законодательными актами РФ.

Как следует из содержания решения Центрального районного суда г. Воронежа от 29.09.2022 по делу судом установлено в расчете задолженности, что с 01.02.2022 размер ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда здоровью, который должен был выплачиваться истцу составляет 24 787,16 руб.

Согласно справке от 30.06.2022, представленной ответчиком в материалы дела, в период с августа 2022 года по декабрь 2022 года размер выплаченной указанной компенсации составлял 15019,59 руб., в январе 2023 года – 16281,24 руб., в феврале-марте 2023 года - 18218,70 руб.

Таким образом, индексация ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда здоровью производился сумм, ранее выплачиваемых ответчиком без учета размера компенсации, которая была отражена в расчете за 2022 год в решении суда от 29.09.2022.

Оценив доводы сторон и представленные письменные доказательства, в совокупности по правилам статьи 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о том, что исходя из содержащихся в Федеральном законе № 68-ФЗ от 06.04.2015 норм и принятых во исполнение постановлений Правительства РФ, ответчиком при индексации истцу ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда здоровью в спорный период расчет производился неверно исходя из коэффициента определяемого в соответствии с Федеральным законом о федеральном бюджете, в то время как подлежали применению индексы, установленные Постановлениями Правительства РФ с 01 февраля на соответствующий год.

Учитывая изложенное, требования истца о возложении обязанности выплачивать с 01.10.2023 денежную компенсацию возмещения вреда здоровью в сумме 27 736,83 руб. с последующей индексацией в соответствии с определяемым Правительством Российской Федерации коэффициентом индексации, до изменения законодательства являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Определяя данный размер компенсации, суд принимает во внимание уточненный расчет, представленный истцом, который проверен судом и признан верным, ответчиком представленный расчет не оспорен, контррасчет не представлен.

При этом, суд полагает, что следует согласиться с доводами представителя истца, о том, что ответчиком требования истца до настоящего времени добровольно не удовлетворены, поскольку, доказательств назначения и выплаты истцу ежемесячной денежной компенсации в правильном размере, суду представлено не было.

Расчет недоплаты ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда здоровью за период с 01.08.2022 по 30.09.2023 составит 127 180,68 руб.:

Период

Коэффициент ответчика

Платилось

Коэффициент по закону/ПП

Подлежало выплате

Недоплата в месяц

Август-декабрь

Итого:

январь

Февраль-сентябрь

Всего:

Оценив доводы сторон и представленные письменные доказательства, суд приходит к выводу о том, что исходя из содержащихся в Федеральном законе № 68-ФЗ от 06.04.2015 норм и принятых во исполнение постановлений Правительства РФ, ответчиком при индексации истцу ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда здоровью в спорный период расчет производился неверно, в связи с чем, заявленные требования о взыскании недоплаты ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда здоровью за период с 01 августа 2022 года по 30 сентября 2023 года в размере 127 180,68 руб. являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 56, 194, 198 ГПК РФ, суд

решил:

Обязать ГУ МВД России по Воронежской области (ОГРН <***>) выплачивать ФИО1 (паспорт ) с 01 октября 2023 года ежемесячную денежную компенсацию возмещения вреда здоровью в размере 27736,83 руб. с последующей ежегодной индексацией в соответствии с определяемым Правительством Российской Федерации коэффициентом индексации, до изменения законодательства.

Взыскать с ГУ МВД России по Воронежской области (ОГРН <***>) в пользу ФИО1 (паспорт ) недоплату ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда здоровью за период с 01 августа 2022 года по 30 сентября 2023 года в размере 127 180,68 руб.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через Центральный районный суд г. Воронежа в течение 1 месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

Судья С.А. Панин

Решение суда изготовлено в окончательной форме 11 сентября 2023 года.