ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3473/18 от 19.07.2018 Нижневартовского городского суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Нижневартовск 19 июля 2018 года

Нижневартовский городской суд Ханты – Мансийского автономного округа – Югры Тюменской области в составе председательствующего судьи Атяшева М.С., при секретаре <данные изъяты>

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3473/2018 по иску ФИО1 к МИФНС по ХМАО-Югре о взыскании заработной платы и иных выплат,

УСТАНОВИЛ:

<дата> в Нижневартовский городской суд поступил иск ФИО1 к МИФНС по ХМАО-Югре о взыскании невыплаченной заработной платы. Согласно иску ФИО1 в период с <дата> по <дата> проходила гражданскую службу в Межрайонной ИФНС по ХМАО - Югре. При увольнении ей была выплачена компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении в количестве 101 календарного дня, которая составила 241 384,95 рублей и оплачен больничный лист за 33 дня в размере - 62 659,41 руб. При этом в расчет среднего дневного заработка для начисления отпускных и больничных не включены суммы средств материального стимулирования, предусмотренные Постановлением Правительства РФ от <дата> «О материальном стимулировании федеральных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти». Согласно расчетным листкам ей были выплачены средства материального стимулирования в следующем размере: в <дата> - 87 989,99 рублей, в <дата> -104 142,63 рубля, в <дата> - 169 000 рубля, в <дата>- 188 400 рублей, в <дата> - 64 004,51 рубль. Считает, что данные средства должны учитываться при расчете отпускных и компенсации при увольнении, в связи с чем, просит взыскать с МРИ ФНС России № по ХМАО - Югре в свою пользу недоплаченные больничные в сумме - 81 931,12 руб., компенсацию за неиспользованный отпуск в размере - 250 758,91 рубль, компенсацию морального вреда в размере 10000 рублей.

<дата> иск был увеличен в части размера недоплаченных отпускных выплат, всего просит взыскать 348467 рублей 32 копейки отпускных.

Истец ФИО1 в судебном заседании свой иск поддержала и просила его удовлетворить в полном объеме, считает, что стимулирующие выплаты входят в фонд заработной платы и они должны учитываться при формировании отпускных, кроме того просит взыскать больничные в указном ею размере.

В судебном заседании представитель истца <данные изъяты> действующий на основании доверенности исковые требования поддержал в полном объеме с учетом представленных суду уточнений, просил учесть что по делу есть судебная практика и стимулирующие выплаты подлежат безусловному включению в расчет среднего заработка при определении размера отпускных выплат.

Представители ответчика МИФНС ФИО2, ФИО3, ФИО4 действующие на основании доверенностей в судебном заседании с иском не согласна, просили в его удовлетворении отказать, по мотивам изложенным в письменных возражениях, так как стимулирующие выплаты не подлежат включению в расчет среднего заработка, так как в это случае у налоговой службы физически не хватит средств фонда оплаты труда на выплату отпускных.

Суд, выслушав мнения сторон, изучив материалы гражданского дела, приходит к следующему.

Приказом начальника Межрайонной ИФНС России по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре от <дата> за непринятие гражданским служащим мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, за несоблюдение ограничений и запретов, неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Федеральными законами от <дата> № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», от <дата> № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» к начальнику отдела выездных проверок ФИО1 применено взыскание – увольнение в связи с утратой доверия.

При увольнении истице работодателем ей было выплачено пособие за неиспользованный отпуск в размере241384 рубля 95 копеек и оплачен больничный лист за 33 дня в размере 62659 рублей 41 копейка.

Вышеназванные обстоятельства установлены представленными доказательствами и по существу сторонами не опровергаются. Вместе с тем, истица обратилась в суд с данным иском не согласившись с размером данных выплат, так как по ее мнению работодатель ответчик необоснованно не включил в базу расчета спорных выплат стимулирующие вознаграждения, что отразилось на их итоговом размере.

Суд полагает, что стимулирующие выплаты которые получила за период работы <дата> истица подлежат включению в расчетную базу отпускных по следующим мотивам.

Так, согласно ст. 73 Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом.

В силу ст. 11 Трудового кодекса РФ на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.

В соответствии со ст. 50 Федерального закона от <дата> № 79-ФЗ (ред. от <дата>) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.

В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона от <дата> № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно части 6 статьи 51 Федерального закона от <дата> № 79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.

В силу пункта 8 Указа Президента Российской Федерации от <дата> «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих»фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).

Пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от <дата> фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с абзацем 8 подпункта «р» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от <дата> «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Правительству Российской Федерации было поручено до <дата> представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие, в том числе, установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.

В рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от <дата> «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» в части совершенствования системы оплаты труда (денежного содержания) гражданских служащих, предусмотренных к реализации в <дата>, принято постановление Правительства Российской Федерации от <дата>, предусматривающее в <дата> объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих их центральных аппаратов и территориальных органов.

Как усматривается из материалов дела, Правительством Российской Федерации <дата> и <дата> принимались постановления соответственно и , которыми также предусматривались в <дата> объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих их центральных аппаратов и территориальных органов.

Из приведенных нормативных положений следует, что указанное материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона от <дата> № 79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.

В соответствии с п. 2 Правил утвержденных Постановлением Правительства РФ от <дата> (ред. от <дата>) «Об утверждении Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих» к дополнительным выплатам гражданского служащего относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную <данные изъяты> г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпускаю

В соответствии с п. 6 вышеназванных Правил при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск. Размер денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске определяется путем деления исчисленного денежного содержания на 29,3 (среднемесячное число календарных дней) и умножения на число календарных дней отпуска.

Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов Российской Федерации от <дата>, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от <дата>, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного статьей 50 Федерального закона от <дата> № 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от <дата>.

В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от <дата>, Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности (пункт 1).

Пунктом 5.5 данного Положения предусмотрено, что Министерство финансов Российской Федерации обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности.

Учитывая, что на Министерство финансов Российской Федерации, как федеральный орган исполнительной власти, возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе, в сфере бюджетной деятельности, при разрешении исковых требований выводы данного разъяснения должны быть учтены.

Поскольку в соответствии с положениями части 3 статьи 51 названного закона фонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, выплаченное ФИО1 в материальное стимулирование должно учитываться при расчете ее среднего заработка для оплаты компенсации за период неиспользованного ежегодного оплачиваемого отпуска в размере 101 дня.

Вместе с тем, суд принимая решение об удовлетворении требований истицы в этой части не соглашается с ее расчетом, так как при определении размера выплат она использовала данные о ее среднедневном заработке при вынужденном прогуле, однако эта величина неверна, так как при ее формировании использованы все доходы полученные ею за годичный период работы, однако при расчете отпускных не берутся в расчет полученные отпускные и командировочные выплаты.

Согласно представленному в суд лицевому счету истица за 12 месяцев предшествующих увольнению отработала полные месяца – с <дата> по <дата>, что и подлежит использованию в расчете.

В <дата> ею получено 53219 рублей 81 копейка (включая 1840 рублей 10 копеек командировочных) – в расчет берется 51379 рублей 71 копейка. В <дата> ею получено 38642 рубля 02 копейки (включая 6101 рубль 37 копеек командировочных) – в расчет берется 32540 рублей 65 копеек. В <дата> ею получено 240736 рублей 70 копеек (включая 41958 рублей 01 копейку – отпускных, 8391 рубль 60 копеек отпускных, 13622 рубля – материальная помощь к отпуску, 27244 рубля единовременная выплата к отпуску) в расчет берется 149521 рублей 09 копеек. В <дата> ею получено 159496 рублей 37 копеек. В <дата> ею получено 30241 рубль 57 копеек (включая 1680 рублей 09копеек командировочных) – в расчет берется 28561 рубль 48 копеек. В <дата> года ею было получено 207642 рубля 00 копеек. В <дата> ею получено 73419 рублей 82 копейки (включая 5520 рублей командировочных) – в расчет берется 67899 рублей 52 копейки. В <дата> ею получено 115926 рублей 00 копеек. В <дата> ею получено 358287 рублей 36 копеек, (включая 5269 рублей 35 копеек командировочных, и 27033 рубля 50 копеек отпускных), всего в расчет берется 325984 рубля 51 копейка. В <дата> ею получено 38642 рубля 00 копеек. В <дата> ею получено 38642 рубля 00 копеек. В <дата> ею получено 96605 рублей 00 копеек. В <дата> ею получено 64004 рубля 51 копейка.

Всего размер среднедневного заработка для расчета отпускных составит 51379 рублей 71 копейка +32540 рублей 65 копеек +149521 рублей 09 копеек +159496 рублей 37 копеек + 28561 рубль 48 копеек + 207642 рубля 00 копеек + 67899 рублей 52 копейки + 115926 рублей 00 копеек +325984 рубля 51 копейка + 38642 рубля 00 копеек + 38642 рубля 00 копеек + 96605 рублей 00 копеек + 64004 рубля 51 копейка = 1676844 рубля 84 копейки /12 /29,3 = 3915 рублей 94 копейки.

Размер компенсации за неиспользованный отпуск в размере 101 день должен составить 395510 рублей 03 копейки, с учетом ранее имевшейся выплаты размер компенсации составит 395510 рублей 03 копейки – 241384 рубля 95 копеек = 154125 рублей 08 копеек, данную сумму суд находит подлежащей взысканию с ответчика.

Кроме того, суд находит необоснованными требовании иска в взыскании с ответчика дополнительной выплаты по листку нетрудоспособности по следующим обстоятельствам.

В целях обеспечения социальной защищенности гражданских служащих им, в частности, гарантируется сохранение денежного содержания при временной нетрудоспособности.

В соответствии с положениями ст. 2 Федерального закона от <дата> № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» лица, состоящие на государственной гражданской службе (государственные гражданские служащие), подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности, то есть имеют право на получение пособия по временной нетрудоспособности.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 13 Указа Президента Российской Федерации от <дата> «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» Правительство Российской Федерации вынесло Постановление от <дата> об утверждении «Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих».

В соответствии с п. 9 Правил на период временной нетрудоспособности, а также на период прохождения медицинского обследования в специализированном учреждении здравоохранения гражданскому служащему выплачивается пособие в порядке, установленном Федеральным законом № 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".

Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности исчисляется исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующие году наступления временной нетрудоспособности, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей).

Согласно ч. 2 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ в средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от <дата> № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (за период по <дата> включительно) и (или) в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (начиная с <дата>).

В соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ средний дневной заработок для исчисления пособия по временной нетрудоспособности определяется путем деления суммы начисленного заработка за период, указанный в части 1 настоящей статьи, на 730.

Согласно ч. 3.2. ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и ежемесячное пособие по уходу за ребенком, учитывается за каждый календарный год в сумме, не превышающей установленную в соответствии с Федеральным законом от <дата> № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (за период по <дата> включительно) и (или) в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (начиная с <дата>) на соответствующий календарный год предельную величину базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> «О предельной величине базы начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации и Пенсионный фонд Российской Федерации», установлена предельная величина базы для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации, предусмотренная частью 4 статьи 8 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», предельная величина составляет в отношении каждого физического лица сумму, не превышающую 670000 рублей нарастающим итогом с <дата>;

Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> «О предельной величине базы начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации и Пенсионный фонд Российской Федерации», установлена предельная величина базы для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации, предусмотренная частью 4 статьи 8 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", предельная величина составляет в отношении каждого физического лица сумму, не превышающую 718000 рублей нарастающим итогом с <дата>

Правила расчёта пособия на период временной нетрудоспособности таковы: 100 % среднего заработка оно может составлять, только если страховой стаж работника превышает восемь лет (пп. 1 п. 1 ст. 7 Федерального закона от <дата> № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»). При этом среднедневной заработок для начисления пособия по временной нетрудоспособности ограничен максимальным размером. Так, в <дата> он составлял 670 000 руб., в <дата> - 718 000. Эта сумма складывается из предельных величин, на которые начислялись взносы в ФСС.

Соответственно, максимальный средний дневной заработок для расчёта больничного пособия в <дата> не может превышать 1898 рублей 77 копеек ((670000 руб. + 718000 руб.) : 731 дн.), что установлено п. 3.1 статьи 14 Федерального закона от <дата> № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

ФИО1 расчет пособия на период временной нетрудоспособности был произведен надлежащим образом, оплачен больничный лист за 33 дня в размере 62 659,41 руб., в расчёт среднего дневного заработка для начисления пособия по временной нетрудоспособности включены суммы средств материального стимулирования, предусмотренные Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> «О материальном стимулировании федеральных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти».

Поскольку при расчете больничных дней использовался максимальный размер 718000 рублей, оснований для удовлетворения иска в этой части не имеется.

Согласно ст. 237 ТК РФ, моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.

В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Истец просил взыскать с ответчика в счет компенсации морального вреда 10000 рублей.

Нарушение трудовых прав истца на получение средств содержания, безусловно, влечет нравственные страдания. Оценивая обстоятельства нарушения этих прав, принимая во внимание степень вины работодателя, требования разумности и справедливости, суд находит требования истца о компенсации морального вреда завышенными, подлежащими удовлетворению частично в сумме 5000 рублей 00 копеек.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск ФИО1 к МИФНС по ХМАО-Югре о взыскании заработной платы и иных выплат удовлетворить частично.

Взыскать с МИФНС по ХМАО-Югре в пользу ФИО1 компенсацию за неиспользованный отпуск в размере 154125 рублей 08 копеек, компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей 00 копеек, всего взыскать 159125 рублей 08 копеек.

В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО1 к МИФНС по ХМАО-Югре отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, через Нижневартовский городской суд.

Судья подпись М.С. Атяшев

Копия верна:

Судья М.С. Атяшев