ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3475/11 от 02.08.2011 Ленинскогого районного суда г. Самары (Самарская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

2 августа 2011 года Ленинский районный суд г. Самары под председательствованием судьи Двоеглазовой О.В. при секретаре Сагаевой А.У., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к С. Г. Думе о взыскании надбавки,, денежного поощрения и премии,

У С Т А Н О В И Л :

ДД.ММ.ГГГГ истица была принята на должность специалиста первой категории комитета по промышленности, связи и торговле С. Г. Думы. Распоряжением Председателя С. Г. Думы от ДД.ММ.ГГГГ истице присвоен квалификационный разряд референт государственной службы 3 класса. Распоряжением Председателя С. Г. Думы от ДД.ММ.ГГГГ истице присвоен квалификационный разряд советник С.<адрес> 3 класса. Распоряжением Председателя С. Г. Думы от ДД.ММ.ГГГГ л/с истица была переведена на должность главного специалиста (ведущая государственная должность, категория «В») в отделе комитета по промышленности, строительству, ТЭК, транспорту, связи и торговле Думы, распоряжением Председателя С. Г. Думы от ДД.ММ.ГГГГ ей присвоен классный чин советника государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса.

ДД.ММ.ГГГГ с ФИО1 был заключен служебный контракт на работу в должности главного специалиста отдела комитета по промышленности, строительству, ТЭК, транспорту, связи и торговле С. Г. Думы. Согласно раздела IV «Оплата труда» служебного контракта Гражданскому служащему, то есть ФИО1, устанавливается денежное содержание, которое состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы С.<адрес>; месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином государственной гражданской службы (оклад за классный чин); других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ и С.<адрес>.

С сентября 2008 года истице не выплачивалось ежемесячное денежное поощрение в размере 25 % должностного оклада, предусмотренное Положением о порядке выплаты ежемесячной надбавки за особые условия гражданской службы, ежемесячного денежного поощрения, премии за выполнение особо важных и сложных заданий, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного отпуска, материальной помощи и иных выплат государственным гражданским служащим, замещающим должности государственной гражданской службы в С. Г. Думе, утвержденным Распоряжением Председателя С. Г. Думы от ДД.ММ.ГГГГ, и Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ.

С января 2009 года истице не выплачивается ежемесячная надбавка в размере 90 % от должностного оклада, а также с 2008 г. не выплачивалась премия за выполнение особо важных и сложных заданий,

Истица обратилась в суд с иском о взыскании суммы ежемесячного денежного поощрения 54 825 руб. 20 коп., ежемесячной надбавки в сумме <данные изъяты> премии в сумме <данные изъяты>

В процессе рассмотрения дела истица уточняла исковые требования – просит взыскать премию за 2008 год в сумме <данные изъяты> за 2009 год в сумме <данные изъяты> за 2010 год – <данные изъяты> за пять месяцев 2011 года <данные изъяты> В части выплаты ежемесячного денежного поощрения она уточнила период, за который просит ее взыскать – по февраль 2011 года; в части взыскания 90%-ной надбавки исковые требования не изменила. Общая сумма, которую истица просит взыскать с ответчика, по уточненному исковому заявлению составляет <данные изъяты>

В судебном заседании представитель истицы поддержал иск и пояснил, что на истицу распространяется Положение о порядке выплаты надбавки, премии и поощрения, поскольку эти виды содержания предусмотрены ее контрактом и ст. 50 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации». Представитель полагает, что указанные выплаты входят в денежное содержание гражданского служащего и подлежат обязательной выплате. Распоряжений о лишении ФИО1 указанных выплат не принималось, хотя 90%-ная надбавка выплачивалась истице до 2009 года, а 25%-ное поощрение – до сентября 2008 года. Основания для выплат имелись: надбавка выплачивается за особые условия труда – истица провела 19 выездных заседаний, т.е. осуществляла работу в условиях, отклоняющихся от нормальных. Поощрение выплачивается за выполнение планов работы и должностных обязанностей – ФИО1 представлены отчеты о выполнении планов работы и выполнении должностных обязанностей. Премия за выполнение особо важных и сложных заданий ей не выплачивалась, хотя такие задания ей поручались и ею они были выполнены, о чем она представила суду письменные доказательства. ФИО1 не имела дисциплинарных взысканий, Положение не предусматривает лишения выплат, поэтому, по мнению представителя, они подлежат обязательной выплате.

Представитель ответчика иск не признал. Он пояснил, что в С. Г. Думе для государственных гражданских служащих действует Положение о порядке выплаты надбавки, поощрения и премии, однако, этим же Положением предусмотрены и условия, при которых эти выплаты осуществляются. Так, надбавка в размере 90 % от должностного оклада выплачивается за сложность, специальный режим работы, выполнение обязанностей вне места постоянной работы и при условии представления непосредственного руководителя. Специальный режим работы предусматривает ненормированный рабочий день и сверхурочную работу. Высокие показатели в труде оцениваются непосредственным руководителем. ФИО1 занимает самую низкую должность в отделе комитета, особых заданий ей не поручается, она выполняет техническую работу в соответствии со своим должностным регламентом. Законом «О государственной гражданской службе в РФ» предусмотрена возможность выплаты надбавки в размере до 200 %. На каждого работника в фонде оплаты труда зарезервировано по 14 должностных окладов. Эти денежные средства могут перераспределяться, в том числе и для выплаты некоторым сотрудникам по 200 % надбавки. Надбавка устанавливается на год и выплачивается ежемесячно. Денежное поощрение в размере 25 % должностного оклада выплачивается при выполнении одновременно всех указанных в Положении условий: выполнения должностных обязанностей, выполнения плана работы отдела, достижения показателей результативности и эффективности принятых управленческих решений, за научный вклад в работу и при наличии представления непосредственного руководителя. Поощрение начисляется и выплачивается ежемесячно. В отношении ФИО1 представлений руководителем не подавалось, напротив, имеются докладные на имя Председателя Думы о недобросовестном отношении ФИО1 к исполнению должностных обязанностей. С марта 2011 года ФИО1 возобновили выплату поощрения, поскольку изменилось ее отношение к работе. Премия за выполнение особо важных и сложных заданий ФИО1 не выплачивалась, поскольку никаких сложных и важных заданий ей не поручалось – она выполняла работу в рамках должностного регламента. Отдельные поручения не представляли собой особой сложности, носили технический характер. Она не выполняла аналитической работы, требующей творческого подхода и принятия самостоятельных решений.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям:

Согласно служебному контракту о прохождении государственной гражданской службы С.<адрес> и замещении должности государственной гражданской службы С.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГФИО1 занимает должность главного специалиста отдела комитета по промышленности, строительству, ТЭК, транспорту, связи и торговле С. Г. Думы. Данная должность относится к категории старших должностей гражданской службы. Согласно раздела IV контракта «Оплата труда» ей установлено денежное содержание, состоящее из оклада в соответствии с занимаемой должностью в размере <данные изъяты> месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином в размере <данные изъяты> других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и С.<адрес>.

Статьей 50 Федерального закона РФ от 27.07.04 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлено, что оплата труда государственного гражданского служащего производится в виде денежного содержания, состоящего из месячного оклада в соответствии с занимаемой должностью гражданской службы, и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад денежного содержания, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат. Закон содержит перечень дополнительных выплат, к которым относятся надбавка в размере до 200 % оклада; ежемесячное денежное содержание премии за выполнение особо важных и сложных заданий и иные выплаты, размеры и порядок выплаты которых определяются представителем нанимателя.

Таким образом, обязательными выплатами являются оклад по должности и оклад за классный чин, по которым по настоящему делу спора не имеется. Иные выплаты производятся, согласно указанного выше закона, в соответствии с порядком, установленным работодателем.

Распоряжением Председателя Самарской Губернской Думы от 26.02.06 г. № 54, а с 1.07.09 года – распоряжением от 1.07.09 г. № 300 утверждались Положения о порядке выплаты ежемесячных надбавок за особые условия гражданской службы, ежемесячного денежного поощрения, премии за выполнение особо важных заданий, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, материальной помощи и иных выплат государственным гражданским служащим, замещающим должности государственной гражданской службы в Самарской Губернской Думе.

В соответствии с разделом 1 Положения ежемесячная надбавка за особые условия гражданской службы входит в состав денежного содержания гражданского служащего и подлежит обязательной выплате в целях повышения заинтересованности гражданского служащего в результатах служебной деятельности и качестве выполнения своих должностных обязанностей (п.1.1). Таким образом, цель выплаты – заинтересованность работника в результатах работы, а не поощрение за выполненную работу. В понятие «особые условия» Положением включается: сложность, специальный режим работы, высокие достижения в труде, выполнение служебных обязанностей вне постоянного рабочего места (п. 1.2). Эта надбавка устанавливается на год (п.1.7) и на ее выплату направляются средства в размере 14 должностных окладов в год (п.1.5 Положения).

Довод представителя ответчика о том, что у ФИО1 нет особых условий – она занимает низшую ступень должностей в отделе и комитете, несостоятелен – принимая Положение о выплате этой надбавки, работодатель указал, что она является обязательной, тем самым подтвердив, что работа государственного гражданского служащего в С. Г. Думе является сложной. Особый режим работы, т.е. выполнение работы в условиях, отклоняющихся от нормальных, подтверждается служебным контрактом ФИО1 – разделом V контракта предусмотрен ненормированный рабочий день. Представителем ответчика представлена справка о том, что ФИО1 не привлекалась к сверхурочной работе. Это соответствует действительности, поскольку переработка в условиях ненормированного рабочего дня сверхурочной не является.

Местом работы ФИО1 является С. Г. Дума. Представленными ею документами – протоколами выездных заседаний комитета, в том числе и за пределы <адрес>, подтверждается выполнение ею должностных обязанностей вне места постоянной работы.

Таким образом, надбавка в размере 90 % должностного оклада не выплачивалась истице в нарушение вышеупомянутого Положения, и в ее пользу подлежит взысканию <данные изъяты> -<данные изъяты>. Расчет, представленный истицей в исковой заявлении, является правильным, основанным на выплаченных в период с января 2009 года по июнь 2011 года суммах, исчисленных из должностного оклада. Эти суммы подтверждены истицей представленными расчетными листками.

Согласно п. 1 ст. 14 Федерального закона РФ от 27.07.04 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным законом, иными нормативными правовыми актами и со служебным контрактом. Согласно ст. 50 того же закона к дополнительным выплатам относятся премия за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента, и ежемесячное денежное поощрение. Служебным контрактом ФИО1 оговорено, что кроме оклада по должности и оклада за классный чин производятся другие выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Самарской области. Нормативные правовые акты Российской Федерации относительно гражданских служащих старшей группы должностей гражданской службы Самарской Губернской Думы не принимались.

Законом Самарской области от 13.07.06 г. № 93-ГД в Закон Самарской области от 6.04.05 г. № 102-ГД «О государственной гражданской службе Самарской области» введена часть 10 ст. 11 «Оплата труда гражданского служащего Самарской области», согласно которой порядок выплаты ежемесячного денежного поощрения и его размер устанавливается представителем нанимателя. Согласно раздела 2 Положения о порядке выплаты ежемесячной надбавки за особые условия гражданской службы, ежемесячного денежного поощрения, премии за выполнение особо важных и сложных заданий, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, материальной помощи и иных выплат государственным гражданским служащим, замещающим должности государственной гражданской службы в Самарской Губернской Думе – ежемесячное денежное поощрение выплачивается за выполнение должностных обязанностей, предусмотренных должностным регламентом, выполнение плана работы соответствующего структурного подразделения, достижение показателей результативности, предусмотренных должностным регламентом, эффективность принятых управленческих решений. Положением предусмотрено, что по выплате ежемесячного поощрения ежемесячно оформляется представление непосредственного руководителя и принимается решение председателем Думы.

Должностным регламентом ФИО1 не предусмотрены показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности государственного гражданского служащего С.<адрес>. О ненадлежащем исполнении истицей трудовых обязанностей, предусмотренных служебным регламентом, свидетельствуют докладные ее непосредственного руководителя, протоколы собраний коллектива отдела. В связи с неисполнением должностных обязанностей и отсутствием на работе в связи с отпусками и временной нетрудоспособностью обязанности ФИО1 возлагались на других сотрудников отдела, что отражено в представлениях на их ежемесячное денежное поощрение. Порядок, определенный представителем нанимателя, предусматривающий ежемесячное представление к выплате поощрения, свидетельствует о том, что выплата является поощрительной и для данной выплаты имеет значение оценка работы гражданского служащего за каждый месяц. Представленные истицей ежемесячные отчеты о своей работе являются ее субъективной оценкой собственного труда, тогда как оплата производится по решению председателя Думы.

Иск в части взыскания премии за выполнение особо важных и сложных заданий удовлетворению не подлежит, т.к. по должностному регламенту в обязанности ФИО1 не входит выполнение особо сложных и важных заданий. В соответствии с законами Российской Федерации и С.<адрес> порядок выплаты премии за выполнение особо важных и сложных заданий определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, должностного регламента.

Выплата премии предусмотрена разделом 3 Положения о порядке выплаты ежемесячной надбавки за особые условия гражданской службы, ежемесячного денежного поощрения, премии за выполнение особо важных и сложных заданий, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, материальной помощи и иных выплат государственным гражданским служащим, замещающим должности государственной гражданской службы в С. Г. Думе: премирование производится в зависимости от степени важности и сложности задания, которая определяется председателем Думы. Отсутствие представления в отношении ФИО1 свидетельствует о том, что такие задания ей не поручались, либо ею не выполнялись. Оценка степени важности и сложности заданий, и качество их выполнения не относится к компетенции суда.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 197-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск ФИО1 удовлетворить частично:

Взыскать с С. Г. Думы в пользу ФИО1<данные изъяты>

В остальной части иска отказать.

Взыскать с С. Г. Думы в доход государства госпошлину в сумме <данные изъяты>.

Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в Самарский областной суд через Ленинский районный суд г. Самары.

Решение в окончательной форме изготовлено 4 августа 2011 года.

Судья О.В.Двоеглазова