ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3475/2021 от 27.12.2021 Миасского городского суда (Челябинская область)

Дело №2-3475/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

27 декабря 2021 г. г.Миасс Челябинской области

Миасский городской суд Челябинской области в составе

председательствующего судьи Гонибесова Д.А.

при секретаре Антиповой К.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Главного управления лесами Челябинской области к Хилину А.В. о взыскании задолженности по арендной плате,

УСТАНОВИЛ:

Главное управление лесами Челябинской области (далее – ГУ лесами Челябинской области) обратилось в суд с иском к Хилину А.В. о взыскании задолженности по арендной плате за 2016 год в размере 32 654,16 рублей, за 2017 год в размере 34 497,54 рубля, за 2018 год в размере 41 344,38 рублей, за 2019 год в размере 23 917,80 рублей.

В обоснование иска истец ссылался на то, что ДАТА Главным управлением лесами Челябинской области и ФИО4 заключен договор НОМЕР аренды лесного участка, в соответствии с которым обществу передан в аренду лесной участок, расположенный по адресу: АДРЕС (далее – лесной участок). ДАТАФИО4 и Хилин А.В. заключен договор уступки прав и обязанностей по вышеуказанному договору аренды. Арендная плата по договору была рассчитана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2007 года № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящего в федеральной собственности». Выборочной проверкой правильности исчисления арендной платы по договорам аренды лесных участков для рекреационной деятельности выявлен недополученный доход федерального бюджета, ошибками при расчете арендной платы явилось занижение повышающих коэффициентов, учитывающих приближенность лесного участка к автомобильным дорогам общего пользования. В соответствии с предписанием Федерального агентства лесного хозяйства от ДАТА проведен перерасчет арендной платы по договору аренды за 2016-2018 годы с учетом выявленных нарушений и доначисление дополнительно выявленного недополученного дохода. Обязанность по уплате указанной задолженности Хилин А.В. не исполнил.

Представитель истца ГУ лесами Челябинской области Хамидуллина Л.Ш. в судебном заседания не принимала, представила в суд заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Ответчик Хилин А.В., его представитель Ардашева А.А. при надлежащем извещении участия в судебном заседании не принимали.

Заслушав ответчика, его представителя, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что ДАТА Главным управлением лесами Челябинской области (арендодатель) и ФИО4 заключен договор НОМЕР аренды находящегося в федеральной собственности лесного участка на срок до ДАТА (л.д. 6-13).

По условиям договора размер арендной платы определяется по результатам аукциона исходя из ставок лесных податей и составляет 3 019 руб. в год, в том числе по ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности на основании статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации – 1 208 руб.

Размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок за единицу площади лесного участка, устанавливаемого в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации.

Расчет арендной платы и уведомление на внесение в бюджет исчисленных сумм платежей за использование лесного участка арендатор ежегодно получает в подведомственном учреждении Главного управления лесами (раздел 2 договора).

ДАТА между ФИО4 и Хилиным А.В. заключен договор уступки прав и обязанностей по договору НОМЕР аренды лесного участка от ДАТА, составлен акт приема-передачи участка (л.д. 14-15).

Как следует из предписания Федерального агентства лесного хозяйства от 28 декабря 2018 г. № 34/2018 «Об устранении выявленных нарушений при использовании органами государственной власти Челябинской области переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, а также о привлечении должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданных полномочий, в установленном порядке к дисциплинарной ответственности», в ходе проведенной ведомством плановой выездной проверки, натурного технического обследования лесного участка выявлено нарушение исчисления арендной платы в результате занижения повышающего коэффициента, учитывающего приближенность лесного участка к автомобильным дорогам общего пользования (л.д. 4548).

В соответствии с частью 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей в момент заключения договора) при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускается.

Как следует из правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года № 1021-О, часть 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации о недопустимости при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона - изменения условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон, за исключением случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 данного Кодекса, создает - наряду с другими законоположениями - необходимую правовую основу порядка предоставления в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и направлена на обеспечение баланса интересов и равноправия участников аукциона, защиту публичных интересов, а также на предотвращение злоупотреблений при предоставлении в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Федеральным законом от 29 июня 2015 года № 206-ФЗ глава 6 Лесного кодекса Российской Федерации дополнена статьей 74.1, которой установлен порядок и случаи изменения договоров аренды лесных участков.

Так, указанной нормой предусмотрено, что договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам торгов, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка (пункт 3).

В соответствии с пунктом 4 приказа Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 3 февраля 2017 года № 54 «Об утверждении Требований к составу и к содержанию проектной документации лесного участка, порядка ее подготовки» количественными и качественными характеристиками проектируемого лесного участка являются – распределение земель на проектируемом лесном участке, характеристика лесного участка в соответствии с таксационным описанием лесного участка, средние таксационные показатели насаждений проектируемого лесного участка, виды и объемы использования лесов на проектируемом лесном участке.

Согласно статье 67 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 2 статьи 23 настоящего Кодекса. Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно пункту 29 Лесоустроительной инструкции, утвержденной Приказом Минприроды России от 29 марта 2018 года № 122, таксация лесов проводится в границах лесных участков, лесничеств и лесопарков (далее – объект работ) для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов.

Пунктом 94 Лесоустроительной инструкции предусмотрено, что при таксации лесов дается описание всех дорог, проходящих через каждый лесной квартал. Для каждой дороги в карточке таксации отражаются: а) назначение дороги (лесная: лесохозяйственная, лесовозная; общего пользования); б) тип дороги (железная дорога широкой или узкой колеи, автомобильная дорога с искусственным покрытием, грунтовая дорога круглогодового или сезонного действия, постоянная канатная дорога, лежневая дорога, лесоспуск); в) ширина трассы дороги; г) ширина земляного полотна дороги; д) протяженность дороги; е) состояние дороги. Нумерация лесотаксационных выделов дорог продолжает нумерацию лесных и нелесных лесотаксационных выделов в лесном квартале. Дороги отображаются на тематических лесных картах.

Таким образом, из вышеприведенных правовых норм следует, что в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик лесного участка (к которым, в частности, относится, расположение земельного участка по отношению к проходящим в непосредственной близости к нему дорогам), закон не допускает возможность изменения условий договора аренды такого участка, заключенного на аукционе, на основании соглашения сторон договора, либо на основании волеизъявления одной из сторон. Внесение изменение в договор возможно только на основании судебного акта.

Согласно статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды (пункт 1).

Если иное не предусмотрено договором, размер арендной платы может изменяться по соглашению сторон в сроки, предусмотренные договором, но не чаще одного раза в год (пункт 3).

Таким образом, данной правовой нормой не предусмотрено право арендодателя в одностороннем порядке изменять размер арендной платы, установленной договором аренды.

Как разъяснено в пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2011 года № 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды», по смыслу пункта 4 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации размер арендной платы по договору аренды государственного или муниципального имущества не является регулируемым, если размер арендной платы определяется по результатам проведения торгов. Исходя из этого, в тех случаях, когда по результатам торгов определяется ставка арендных платежей, уплачиваемых периодически (торги на повышение ставки арендной платы), регулируемая арендная плата не применяется.

Согласно пункту 2 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации размер арендной платы в договоре аренды может быть установлен, в частности, в виде платежей, вносимых периодически или единовременно, а также может предусматриваться сочетание различных способов определения арендной платы. В связи с этим допускается установление арендной платы таким образом, когда государственное регулирование относится лишь к одному или нескольким элементам предусмотренного в договоре порядка определения размера арендной платы, при этом другие элементы платы определяются по результатам торгов, если это не противоречит порядку проведения торгов, установленному в соответствии с федеральным законом. Так, не является регулируемой та часть арендной платы, которая в соответствии с условиями торгов на право заключения договора аренды подлежит внесению дополнительно к периодическим платежам и размер которой определяется по результатам этих торгов (например, пункт 7 статьи 38.2 Земельного кодекса Российской Федерации). При этом размер другой части арендной платы, которая согласно договору аренды, заключенному по результатам таких торгов, подлежит внесению периодически, может определяться по правилам о регулируемой арендной плате.

Как видно из содержания иска, в расчетах арендной платы, содержащихся в составе аукционной документации и в приложении к договору аренды лесного участка, при определении размера арендной платы был применен коэффициент, учитывающий приближенность лесного участка к автомобильным дорогам общего пользования на расстояние от 0 до 1 километра, в размере 3,5. Арендная плата состоит из двух частей. Часть арендной платы, уплачиваемая в федеральный бюджет, определяется как произведение ставки платы за единицу площади лесного участка (за 1 га), площади арендуемого лесного участка (0,3 га), коэффициента, установленного законом о федеральном бюджете на соответствующий календарный год, коэффициента, учитывающего приближенность лесного участка к автомобильным дорогам общего пользования, и коэффициента, учитывающего категорию защитных лесов (использован 1,5, стало – 2,0). Часть арендной платы, уплачиваемая в бюджет Челябинской области, определяется как произведение суммы, уплачиваемой в федеральный бюджет, и повышающего коэффициента в размере 2,5.

Как видно из дела, истец, в соответствии с предписанием Федерального агентства лесного хозяйства от ДАТА провел в одностороннем порядке перерасчет арендной платы по договору аренды за 2016-2018 годы с учетом выявленных нарушений (занижение повышающих коэффициентов, учитывающих приближенность лесного участка к автомобильным дорогам общего пользования и коэффициентов, учитывающих категории защитных лесов) и доначисление дополнительно выявленного недополученного дохода.

Заявляя настоящие требования о взыскании суммы арендной платы, истец фактически совершил действия по одностороннему изменению условий договора аренды, произведенному на основании обстоятельств, возникших после заключения договора, при этом истцом не учтены вышеизложенные положения правовых норм, из которых следует, что в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик лесного участка, закон не допускает возможность изменения условий договора аренды такого участка, заключенного на аукционе, на основании соглашения сторон договора, либо на основании волеизъявления одной из сторон, внесение изменение в договор возможно только на основании судебного акта.

С учетом того, что в данном случае не предусмотрено право арендодателя в одностороннем порядке изменять размер арендной платы, установленной договором аренды, то правовых оснований для удовлетворения иска о взыскании задолженности по арендной платы по договору аренды НОМЕР от ДАТА не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Главного управления лесами Челябинской области к Хилину А.В. о взыскании задолженности по арендной платы по договору аренды НОМЕР от ДАТА отказать полностью.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Миасский городской суд Челябинской области в течение месяца с момента его принятия в окончательной форме.

Председательствующий судья

Мотивированное решение суда составлено 11 января 2022 г.