ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3477/17 от 30.12.2017 Первоуральского городского суда (Свердловская область)

Дело № 2-3477/2017

Мотивированное решение составлено 11 января 2018 года

( с учетом выходных и праздничных дней с 30.12.2017 по 08.01.2018)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<адрес>ДД.ММ.ГГГГ

Первоуральский городской суд <адрес>

в составе председательствующего Логуновой Ю.Г.

при секретаре Огородниковой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3477/2017 по иску прокурор <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Администрации городского округа Первоуральск, Управлению жилищно-коммунального хозяйства и строительства городского округа Первоуральск, Обществу с ограниченной ответственностью «Свердловская теплоснабжающая организация» о возложении обязанности определить теплосетевую организацию, обязании поддерживать эксплуатацию и техническое содержание участка трубопровода, обязании обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации городского округа Первоуральск, Управлению жилищно-коммунального хозяйства и строительства городского округа Первоуральск /далее- УЖКХиС г.о. Первоуральск/, Обществу с ограниченной ответственностью «Свердловская теплоснабжающая организация»/далее- ООО «СТК»/ о возложении обязанности в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу до признания права муниципальной собственности на бесхозную тепловую сеть со следующими техническими характеристиками: участок подземного двухтрубного трубопровода, расположенного от ТК-167 до стены здания пожарного ДЕПО, расположенного по адресу: <адрес>. протяженностью <данные изъяты>, диаметром <данные изъяты> определить теплосетевую организацию в лице ООО «СТК», тепловые сети которой непосредственное соединены с бесхозяйной теплосетью. Возложить на ООО «СТК», начиная со дня определения последней теплосетевой организацией в отношении вышеуказанной тепловой сети по день признания права муниципальной собственности на указанное имущество обязанность по поддержанию эксплуатации и техническому содержанию указанного участка трубопровода. Возложить на Администрацию г.о. <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ обратиться Территориальное отделение федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии с заявлением о постановке на учет бесхозяйной недвижимой вещи в виде участка подземного двухтрубного трубопровода, расположенного от ТК-167 до стены здания пожарного ДЕПО, расположенного по адресу: <адрес>. протяженностью 135 метров, диаметром 159 мм.

При рассмотрении дела по существу старший помощник прокурора <адрес> Мягков А.Д. уточнил исковые требования в части возложения на Администрацию г.о. Первоуральск и УЖКХиСг.о. Первоуральск обязанности до признания права муниципальной собственности на бесхозную тепловую сеть со следующими техническими характеристиками: участок подземного двухтрубного трубопровода, расположенного от ТК-167 до стены здания пожарного ДЕПО, расположенного по адресу: <адрес>. протяженностью <данные изъяты>, диаметром <данные изъяты>.определить теплосетевую организацию, исключив указание на ООО «СТК». В остальной части исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении. Суду пояснил, что в прокуратуру <адрес> в сентябре-октябре 2017года поступили 2 анонимных обращения по факту ненадлежащего оказания коммунальных услуг по горячему водоснабжению и отоплению в отношении здания пожарного ДЕПО, расположенного по адресу: <адрес>. Обращения поступили от неустановленных лиц, но из числа сотрудников, работающих и проживающих в данном здании. Смысл обращений сводился к тому, что из-за аварийного состояния трубопровода, подходящего к данному зданию, в течение лета ДД.ММ.ГГГГ не оказывались услуги по ГВС, а также под угрозой находилось отопление данного здания в период начавшегося отопительного сезона ДД.ММ.ГГГГ годов. Факт наличия порыва трубопровода был выявлен в ДД.ММ.ГГГГ., однако из-за сложившейся неопределенности относительно содержателя трубопровода, в течение ДД.ММ.ГГГГ. ремонтные работы не проводились и только в конце ДД.ММ.ГГГГ., после начала отопительного сезона, порыв на трубопроводе был устранен одним из муниципальных унитарных предприятий, которое непосредственно не является ресурсоснабжающей организацией в отношении данного здания по оказанию услуг по ГВС и отоплению.

В ходе проведенной проверки сотрудником прокуратуры были запрошены необходимые документы от ООО «СТК», администрации ГО Первоуральск, дважды от Федерального государственного казенного учреждения «10 отряд федеральной противопожарной службы <адрес> (далее- ФГКУ «10 ОФПС по СО»). В ходе анализа собранной информации установлено, что доводы, изложенные неустановленными лицами, из числа сотрудников ФГКУ «10 ОФПС поСО» в своих обращениях нашли свое полное и объективное подтверждение.

По данным, предоставленным ООО «СТК» в своем письме отДД.ММ.ГГГГ за следует, что между последним и ФГКУ «10 ОФПС по СО» был заключен государственный контракт , сроком действия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с возможностью его пролонгации на тех же условиях, если ни одна из сторон не заявит к в установленный срок другой стороне о его расторжении. Поскольку таковых уведомлений не поступало, то по мнению, ООО «СТК» действие данного договора продлено, и в настоящее время он является действующим. (По данным, предоставленным ФГКУ « 10 ОФПС по СО» на настоящее время указанный контракт прекратил свое действие, новый не заключен по причине отсутствия финансирования. На настоящее время услуги по ГВС и отоплению в отношении здания пожарного ДЕПО оказываются на бездоговорных отношениях).

Согласно п. 1 государственного контракта без даты (экземпляр ООО «СТК») следует, что ООО «»СТК» обязуется подавать потребителю через присоединенную сеть тепловую энергию и теплоноситель, в том числе как горячую воду на нужды горячего снабжения. В соответствии с п. 2.2.1 данного контракта следует, что ООО «СТК» обязана подавать энергетические ресурсы в адрес ФГКУ «10 ОФПС по СО» в точки поставки, указанные в акте разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон (приложение к данному контракту), в количестве и режиме, предусмотренном приложением к данному контракту.

Согласно п. 7.1 данного государственного контракта следует, что он действует с момента подписания до ДД.ММ.ГГГГ включительно. В соответствии с п. 7.4 данного контракта следует, что его действие считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если не менее чем за месяц до окончания срока его действия ни одна из сторон ре заявит о прекращении, изменении контракта или о заключении нового контракта. Таким образом, поскольку стороны государственного контракта не извещали друг руга о его прекращении, то действие данного контракта автоматически было пролонгировано на тех же условиях еще на 6 месяцев, т.е. до ДД.ММ.ГГГГ.

Государственный контракт без даты, подписан обеими сторонами. В перечне приложений к данному контракту, указанных в главе 9 контракта, под указан акт разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон. Непосредственным составителем текста данного государственного контракта является ООО «СТК». Таким образом, следует, что ООО «СТК», подготовив договор, а также 10 приложений к нему к подписанию, не предложило потребителю тепловой энергии к подписанию акт разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон (п. 2.2.1 контракта). ООО «СТК» в данном случае только предложило к подписанию некий «образец» акта разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон, в котором нет вообще никаких указаний на местонахождение границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон, не имеется схемы трубопровода, его технических характеристик, не имеется никаких указаний на тепловую камеру 167 (далее - ТК-167). Данный «образец» не порождает никаких прав и обязанностей, поскольку он не заполнен должным образом, и в самом тексте государственного контракта, на «образец» нет никаких ссылок.

При этом следует учитывать, что акт разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон, должен подписываться при каждом заключении государственного контракта, чего фактически не происходит, что может свидетельствовать об уклонении ООО «СТК» от подписания акта, при заключении государственного контракта в 2017 году.

Исходя из одинаковой позиции администрации <адрес> и ООО «СТК» следует, что весь участок трубопровода от ТК-167 до здания пожарного ДЕПО находится в зоне ответственности ФГКУ «10 ОФПС по СО», исходя из следующего. ООО «СТК» в ходе прокурорской проверки, предшествующей предъявлению иска в суд, предоставлен акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, который является приложением к договору от ДД.ММ.ГГГГ, однако данный акт не может являться свидетельством того, стороны определили между собой границу балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности по ниже следующим причинам:

1) государственный контракт, заключенный в ДД.ММ.ГГГГ прекратил свое действие в ДД.ММ.ГГГГ;

2) данный акт никем не подписан со стороны абонента, т.е. потребителя тепловой энергии в лице ФГКУ «10 ОФПС по СО»;

3) акт балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон, являющийся приложением к договору от ДД.ММ.ГГГГ содержит недостоверную (не точную) информацию.

ДД.ММ.ГГГГ со стороны ООО «СТК» предоставлен акт балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности, в котором содержится иная информация о технических характеристиках трубопровода, чем в акте ДД.ММ.ГГГГ. В частности в актах указывается разная протяженность трубопровода (<данные изъяты>), разный диаметр труб (<данные изъяты>), указан разный вход трубопровода в здание пожарного ДЕПО( в акте ДД.ММ.ГГГГ- с правого торца здания, в акте ДД.ММ.ГГГГ- со стороны фасада здания). Представленный акт балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон от ДД.ММ.ГГГГ со стороны ФГКУ «10 ОФПС по СО» не подписан, поскольку данные условия являются неприемлемыми. Неприемлемость условий в части установления границы балансовой принадлежности, вызвано тем, что в дальнейшем ФГКУ «10 ОФПС по СО» вынужден будет содержать трубопровод, большая часть которого даже не находится на территории земельного участка, занимаемого последним. На настоящее время иных потребителей на данном участке теплотрассы не имеется, однако нельзя исключать возможность их появления в дальнейшем, а бремя содержания данного трубопровода будет возложено на ФГКУ «10 ОФПСпо СО». При этом понуждение ФГКУ «10 ОФПС поСО» нести бремя содержания участка трубопровода, располагающегося за пределами земельного участка последнего, является незаконным.

Поскольку стороны в лице ООО «СТК» и ФГКУ «10 ОФПС по СО» при неоднократном заключении между собой контрактов никогда не согласовывали границу балансовой принадлежности (не имеется такового акта, подписанного обеими сторонами), то в силу Правил организации теплоснабжения в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ граница эксплуатационной явственности должна быть определена по границе балансовой принадлежности, устанавливаемой по признаку собственности или владения тепловых сетей.

ФГКУ «10 ОФПС поСО» на праве оперативного управления принадлежит 4-х этажное здание пожарного ДЕПО с жилыми и служебными помещениями, общей площадью <данные изъяты>. метров, расположенное по адресу: <адрес>. Соответственно на балансе ФГКУ «10 ОФПС по СО» состоят только внутридомовые тепловые сети, тепловые сети за пределами здания пожарного ДЕПО, а тем более за пределами территории ФГКУ «10 ОФПС по СО» на балансе последнего не состоят.

Таким образом, граница балансовой принадлежности тепловых сетей, принадлежащих ФГКУ «10 ОФПС по СО», определяется границей принадлежащего нему здания пожарного ДЕПО.

Согласно информации, предоставленной ООО «СТК» в письме от ДД.ММ.ГГГГ за следует, что спорный участок трубопровода, расположенный от ТК-167 до пожарного ДЕПО, расположенного по адресу: <адрес> предназначен только для теплоснабжения объектов, принадлежащих ФГКУ «10 ОФПС по СО». Другие объекты к данному участку тепловой сети не подключены. Протяженность данной тепловой сети составляет <данные изъяты> (способ прокладки подземной. Диаметр трубопроводов составляет <данные изъяты>, схема теплоснабжения двухтрубная, зависимая, тепловых камер и ответвлений на других потребителей не имеется. Также как указывается в этом же письме, в случае возникновения аварийной ситуации на теплосети, сопровождающейся утечкой сетевой воды, данный участок теплосети подлежит отключению. Подача тепловой энергии на теплоснабжение (отопление и ГВС здания пожарного ДЕПО в этом случае будет прекращена, что и имело место быть в ДД.ММ.ГГГГ.Довод ООО «СТК» изложенный в письме от ДД.ММ.ГГГГ за о том, что последнее не может эксплуатировать данный участок трубопровода (от ТК-167 до здания пожарного ДЕПО, поскольку таковой трубопровод официально от Администрации города в пользование ООО «СТК» не передавался, не состоятелен, исходя следующего..

ГО Первоуральск в лице КУИ Администрация города ДД.ММ.ГГГГ заключил с ООО «СТК» договор аренды муниципального имущества коммунальной инфраструктуры ГО Первоуральск , согласно п. 1.1 которого следует, что ООО «СТК» принимает во временное (на <данные изъяты>) владение и пользование движимое и недвижимое имущество, указанное в приложении к данному договору.В соответствии с п 1.6 договора следует, что указанное имущество передается в целях обеспечения услугами теплоснабжения и горячего водоснабжения жилищного фонда, объектов социальной инфраструктуры и прочих потребителей на территории ГО Первоуральск. К данному договору имеется приложение , которое представляет собой перечень объектов теплоснабжения ГО Первоуральск. В данном перечне находится <данные изъяты> объектов, а именно здания теплопунктов, автогаражей и котельные. Каких-либо трубопроводов указанием их адресов, протяженности и т.п. данный перечень не содержит. Однако отсутствие в перечне трубопроводов, в том числе и спорного участка трубопровода не является препятствием для эксплуатации арендатором, то есть ООО «СТК».

Довод ООО «СТК» о том, что общество не может принять во владение пользование указанный участок трубопровода, поскольку для этого необходимо специальное обращение органа местного самоуправления с указанием бесхозяйности такого имущества, также не состоятелен в силу следующего.

Согласно п. 9.3. договора аренды муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ГО Первоуральск в лице КУИ и ООО «СТК» следует, что в случае, если период действия данного договора арендодателем или арендатором будут выявлены бесхозные объекты системы теплоснабжения, подлежащее передаче в муниципальную собственность, арендатор предпринимает необходимые действия по поддержанию эксплуатации указанных объектов, а арендодатель по оформлению права муниципальной ценности на них. Таким образом, исходя из буквального толкования данной нормы договора следует, арендатор, т.е. ООО «СТК» в случае выявления бесхозяйных объектов системы теплоснабжения, подлежащее передаче в муниципальную собственность, по собственной инициативе принимает необходимые действия по поддержанию эксплуатации указанных объектов. Данный договор подписан ООО «СТК», в связи с чем данное обязательство должно быть безусловно выполнено. Это положение не противоречит п. 6 ст. 15 федерального закона от 27.07.2010г. № 190-ФЗ «О «теплоснабжении».

В связи с этим на основании вышеуказанного п. 9.3 договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ ООО «СТК» обязано поддерживать эксплуатацию спорного участка трубопровода как бесхозяйного имущества. То, что в отношении указанного трубопровода присутствуют признаки бесхозяйности ООО «СТК» известно, поскольку акты разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности между сторонами никогда не подписывались, а также из переписки между Администрацией г.о. Первоуральск, УЖКиСг.о. Первоуральск и ООО «СТК».

На основании вышеизложенного, а также в силу п.6 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 190-ФЗ "О теплоснабжении", п.3,4 ч.1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», п.п. 1,2,,3,4,5,15 Положения об УЖКХиС ГО Первоуральск, утвержденного решением Первоуральской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ, п.3,4 ст. 6, п.20,21,35 ч.1 ст. 31 Устава ГО Первоуральск, просит суд возложить на Администрацию г.о. Первоуральск и УЖКХиСг.о. Первоуральскобязанность в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу до признания права муниципальной собственности на бесхозную тепловую сеть со следующими техническими характеристиками: участок подземного двухтрубного трубопровода, расположенного от ТК-167 до стены здания пожарного ДЕПО, расположенного по адресу: <адрес>. протяженностью <данные изъяты>, диаметром <данные изъяты>. определить теплосетевую организацию тепловые сети которой непосредственное соединены с бесхозяйной теплосетью.Возложить на Администрацию г.о. Первоуральск в срок до ДД.ММ.ГГГГ обратиться Территориальное отделение федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии с заявлением о постановке на учет бесхозяйной недвижимой вещи в виде вышеуказанного участка трубопровода. Возложить на ООО «СТК», начиная со дня определения её теплосетевой организацией в отношении вышеуказанной тепловой сети по день признания права муниципальной собственности на спорный участок трубопровода обязанность по поддержанию эксплуатации и техническому содержанию вышеуказанного участка трубопровода.

Представитель Администрации г.о. Первоуральск в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие /л.д.168/. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии представителя Администрации г.о. Первоуральск.

Допрошенная в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ представитель Администрации ФИО1, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования прокурора <адрес> признала, не возражала против их удовлетворения. Представила письменный отзыв /л.д.135-136/, указав, что в настоящее время Администрацией г.о. Первоуральска начата работа по признанию права муниципальной собственности на спорный участок трубопровода в соответствии со ст. 225 ГК РФ. Администрацией г.о. Первоуральска были направлены соответствующие запросы в различные организации относительно принадлежности спорного участка трубопровода, получены соответствующие ответы. В дальнейшем будут проведены работы по сбору необходимой документации для проведения инвентаризационно-технических работ на вышеуказанное имущество (изготовление технического паспорта, технического плана). Данная процедура проводится в соответствии с порядком, предусмотренным Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 44-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О контрактной системе в сферезакупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», после чего будет объявлен открытый аукцион на выполнение работ по технической инвентаризации, проведению кадастровых работ и постановке на государственный кадастровый учет спорного бесхозяйного имущества, расположенного на территории городского округа Первоуральск, с изготовлением технических паспортов, технических планов и выписок ЕГРН с целью дальнейшей регистрации права собственности. Процедура проведения открытого аукциона включает в себя несколько этапов и требует достаточно длительного времени. Только после выполнения инвентаризационно-технических работ КУИ ГО Первоуральск вправе обратиться с заявлением о постановке на учет качестве бесхозяйных объектов недвижимости в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав.

Представитель ответчика УЖКХиСг.о. Первоуральск ФИО2, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком по ДД.ММ.ГГГГ /л.д.159/, в судебном заседании не возражала против удовлетворения исковых требований прокурора <адрес>. Суду пояснила, что в настоящее время со стороны УЖКХиСг.о. Первоуральска выполнены мероприятия, направленные на определение теплосетевой организации, которая будет обслуживать спорный участок трубопровода. УЖКХиСг.о. Первоуральск организованы мероприятия по утверждению схемы теплоснабжения г.о. Первоуральск, утвержден проект схемы теплоснабжения г.о. Первоуральск на период до ДД.ММ.ГГГГ года в актуализированной редакции на ДД.ММ.ГГГГ Постановлением Главы г.о. Первоуральск от ДД.ММ.ГГГГ, которое находится на согласовании. Согласно Схеме единой теплоснабжающей организацией на территории г.о. Пероуральск, за исключением источников ПМУП «ПО ЖКХ», ПМУП «ПЖКУ <адрес>», ОАО «Динур», СДТВ филиала ЦДТВ ОАО «РЖД», по ДД.ММ.ГГГГ год определена ООО «СТК». Спорный участок трубопровода находится на территории г.о. Первоуральск. Таким образом, ООО «СТК» является теплоснабжающей организацией в отношении спорного участка трубопровода.

Представитель ответчика ООО «СТК» ФИО3, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком по ДД.ММ.ГГГГ со всеми правами/л.д.156-157/, в судебном заседании исковые требования не признала. В обоснование возражений представила письменные возражения /л.д.143-145/ и дополнения к ним/л.д.172-173/. Суду пояснила, что ООО «СТК» не может быть признано эксплуатирующей организацией в отношении спорного участка трубопровода по следующим основаниям.

ДД.ММ.ГГГГ между городским округом Первоуральск в лице Комитета по управлению имуществом городского округа Первоуральск и ООО «СТК» были заключены договоры аренды муниципального имущества коммунальной инфраструктуры городского округа Первоуральск и (далее - Договор аренды , Договор аренды ), согласно условиям которых городской округ Первоуральск (арендодатель) передал, а ООО «СТК» (арендатор) приняло во временное владение и пользование движимое и недвижимое имущество, поименованное в Приложении к Договорам аренды №, 2. Согласно условиям Договоров аренды №, 2 переданное теплосетевое имущество принадлежит городскому округу Первоуральск на праве собственности. В соответствии с Приложением к Договору аренды , ООО «СТК» приняло городские и поселковые тепловые сети общей протяженностью <данные изъяты> и магистральные тепловые сети протяженностью <данные изъяты>.Вместе с тем, спорный участок трубопровода не являлся предметом Договоров аренды, в связи с чем на ООО «СТК», как временного арендатора тепловых сетей городского округа Первоуральск не может быть возложена обязанность по поддержанию эксплуатации и техническому содержанию спорного участка трубопровода.

Кроме того, в процессе подготовки к отопительному сезону ДД.ММ.ГГГГ гг., ФГКУ «10 ОФПС России по <адрес>» в адрес ООО «СТК» был направлен паспорт готовности объекта производственно- коммунального назначения к работе в зимний период. Среди документов, представленных в распоряжение ООО «СТК», был направлен Акт разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности, который был акцептован ООО «СТК» и направлен в адрес ФГКУ «10 С России по <адрес>». В соответствии с указанным Актом, границей балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон является стена теплофикационной камеры ТК-167 ФГКУ «10 CICРоссии по <адрес>». Соответственно, ООО «СТК» не несет обязанность по поддержанию эксплуатации и техническому содержанию участка трубопровода от ТК-167 <адрес> до стены здания пожарного Депо, расположенного по адресу: <адрес>.

Кроме того, в соответствии с пунктом 9 Положения, «О Порядке учета, управления и приобретения права муниципальной собственности на бесхозяйное имущество, расположенное на территории городского округа Первоуральк», утвержденное решением Первоуральской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ ( далее- Положение) органом, аккумулирующим сведениями о бесхозяйной недвижимом имуществе является Администрация г.о. Первоуральск.

В соответствии с п. 9 Положения после получения информации о бесхозяйном недвижимом имуществе КУИ Администрации г.о. Первоуральск осуществляет перечень мероприятий, направленных на выявление возможных правообладателей недвижимого имущества, в том числе путем направления соответствующих запросов. Вместе с тем, представленные Администрацией в материалы дела ответы на запросы, полученные из БТИ,МУГИСО,ПМКУ «Муниципальный архив», ТУ Росимущества в <адрес> не свидетельствует о принятии всех возможных мер, направленных на установление законного владельца спорного участка трубопровода.

Также просит учесть, что до момента включения недвижимого имущества в реестр бесхозяйного такое имущество является имуществом, сведения о правообладателе которого отсутствуют/не известны, и, как следствие, оно не может быть признано бесхозяйным в точки зрения норм гражданского законодательства Российской Федерации.

Кроме того, полагает, что истцом избран ненадлежащий способ защиты права, поскольку признание недвижимого имущества бесхозяйным может быть осуществлено в судебном порядке по правилам особого производства.

На основании вышеизложенного просила в удовлетворении исковых требований прокурору <адрес> отказать.

Представитель третьего лица- начальник ФГКУ «10 ОФПС по <адрес>» ФИО4./л.д.171/ в судебном заседании исковые требования прокурора <адрес> поддержал. Суду пояснил, что здание по адресу: <адрес> представляет собой здание пожарного ДЕПО, в котором работают и проживают сотрудники ФГКУ «10 ОФПС по <адрес>», а также члены их семей. Здание и земельный участок под ним находятся в федеральной собственности. Спорный участок трубопровода от ТК-167 до стены здания пожарного ДЕПО находится за пределами земельного участка, находящегося в федеральной собственности. В связи с этим спорный участок трубопровода не может быть принят на баланс ФГКУ «10 ОФПС по <адрес>», поскольку в случае несения расходов по его эксплуатации и содержанию будет иметь нецелевое расходование бюджетных средств. По вышеизложенным основаниям не может быть и подписан акт разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности, по которому спорный участок трубопровода относился бы к ФГКУ «10 ОФПС по <адрес>».

Представитель третьего лица ГУ МЧС России по <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом. Заявлений, ходатайств, возражений на иск не представил. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии представителя ГУ МЧС России по <адрес>.

Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. Одним из оснований возникновения гражданских прав и обязанностей является судебное решение.

Обязанности публично-правовых образований (их органов и структурных подразделений) обусловлены в первую очередь ни гражданско-правовым обязательством, а публично-правовым статусом органа государственной власти или муниципального органа с соответствующими полномочиями, определенными законом.

Одной из правовых форм контроля за деятельностью органов местного самоуправления (их структурных подразделений) является прокурорский надзор за соблюдением соответствующими органами (их структурными подразделениями) требований законодательства.

В соответствии с частью первой статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Неопределенный круг лиц предполагает, что круг потенциальных лиц, права которых могут быть нарушены, не определен, данных лиц индивидуализировать невозможно.

Как установлено судом, поводом для обращения прокурора в суд с названным иском явилась сложившая неопределенность в определении правового режима участка подземного двухтрубного трубопровода, расположенного от ТК-167 до стены здания пожарного ДЕПО, расположенного по адресу: <адрес>. протяженностью <данные изъяты>, диаметром <данные изъяты>., отсутствие субъекта, ответственного за содержание и обслуживание указанных объектов теплосети.

Материалами дела подтверждается, что вышеуказанный участок трубопровода является бесхозяйным, в настоящее время не поставлен в качестве такого имущества в Управлении Росреестра, что подтверждено сведениями Комитета по управлению имуществом Администрации городского округа Первоуральск /л.д.79-80, 95, 122,121/.

Факт наличия бесхозяйного объекта жилищно-коммунального хозяйства был установлен на основании обращения прокурора <адрес> в рамках проводимой им проверки по обращению неустановленных лиц, но из числа сотрудников, работающих и проживающих в здании по адресу: <адрес>.

В силу п. 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Таким образом, именно на муниципальный орган законом возложена обязанность по непосредственному совершению действий, правовым итогом которых является отнесение имущества к числу бесхозяйного.

Наряду с общими нормами, обязанности органов местного самоуправления в сфере теплоснабжения определены специальными правилами.

Так, в соответствии с подпунктами 4 и 8 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, органы местного самоуправления, уполномоченные управлять муниципальным имуществом, обязаны принимать меры по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества и тем самым в определенной степени создавать необходимые условия для контроля и надзора за ними.

В силу пункта 4.2 части 1 статьи 17 указанного Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом "О теплоснабжении".

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона "О теплоснабжении" к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств, либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Частью 6 статьи 15 Федерального закона "О теплоснабжении" определен порядок действий органа местного самоуправления в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети.

В соответствии с вышеуказанной нормой в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей. Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования.

Действующим законодательством предусмотрены гарантии надежности теплоснабжения, что соотносится с полномочиями органов местного самоуправления по организации обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территории муниципальных образований, в том числе учет объектов теплоснабжения, принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств, либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Согласно пунктам 3,4 ст. 6 Устава городского округа Первоуральск, утвержденного Решением Первоуральского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ следует, что к вопросам местного значения городского округа относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности; организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п.20,21,35, ч.1 ст. 31 Устава ГО Первоуральск к полномочиям Администрации городского округа по решению вопросов местного значения относятся: здание условий для организации в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; осуществление функций защиты прав потребителей в соответствии с законодательством о защите прав потребителей; правление имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.

Постановлением Администрации городского округа Первоуральск от ДД.ММ.ГГГГ N 1339 утверждено Положение о комитете по управлению имуществом городского округа Первоуральск"/далее- Комитет, КУИ). Комитет по управлению имуществом городского округа Первоуральск является функциональным органом местного самоуправления, проводящим политику в области приватизации, управления и распоряжения муниципальной собственностью, земельными ресурсами, муниципального жилищного фонда. Комитет по управлению имуществом городского округа Первоуральск (далее - Комитет) не обладает правами юридического лица. Комитет осуществляет свою деятельность на основании законодательства Российской Федерации, <адрес>, муниципальных правовых актов городского округа Первоуральск, настоящего Положения ( п.1.1).

Основными задачами Комитета является, в том числе оформление прав на выявленные бесхозяйные объекты, расположенные на территории городского округа Первоуральск( п.2.5)

К компетенции Комитета относится обеспечение проведения инвентаризации и оценки объектов муниципальной собственности и бесхозяйного имущества ( п. 3.13).

В соответствии с п.п.1,2,3,4,5 п. 15 Положения об Управлении жилищно-коммунального хозяйства и строительства городского округа Первоуральск", утвержденного Решением Первоуральской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ N 501 задачами УЖКХиС городского округа Первоуральск являются: участие в формировании и проведении единой политики в области жилищно-коммунального и дорожного хозяйства, объектов внешнего благоустройства городского округа Первоуральск; обеспечение устойчивого и эффективного функционирования жилищно-коммунального и дорожного комплексов городского округа Первоуральск через оптимальное сочетание договорных и административных методов управления; разработка и реализация муниципальных программ развития жилищно-коммунального и дорожного хозяйства; методическая и правовая организация управления жилищно-коммунальным и дорожным хозяйством городского округа Первоуральск; координация деятельности органов местного самоуправления, сельских территориальных управлений городского округа Первоуральск в области жилищно-коммунального и дорожного хозяйства, объектов внешнего благоустройства.

Согласно п.п. 18 п. 16 вышеуказанного Положения задачами Управления жилищно-коммунального хозяйства и строительства городского округа Первоуральск в целях выполнения задач, указанных в п. 15 настоящего Положения, Управление жилищно-коммунального хозяйства и строительства городского округа Первоуральск осуществляет функции по осуществлению контроля за предоставляемыми населению городского округа жилищно-коммунальными услугами;

Учитывая нормативно возложенный на Администрацию г.о. Первоуральск и УЖКХиС г.о. Первоуральск объем полномочий в сфере учета бесхозяйного недвижимого имущества, принимая во внимание, что поскольку спорный объект недвижимости- участок подземного двухтрубного трубопровода, расположенного от ТК-167 до стены здания пожарного ДЕПО, расположенного по адресу: <адрес>. протяженностью <данные изъяты>, диаметром <данные изъяты>. фактически не имеет собственника, то есть является бесхозяйным, что приводит к его ненадлежащему содержанию и эксплуатации, а потому влечет за собой нарушение прав неопределенного круга лиц на оказание надлежащих жилищно-коммунальных услуг, исковые требования прокурора заявлены обоснованно, в рамках его компетенции и подлежат удовлетворению.

Кроме того, в судебном заседании представители ответчиков Администрации г.о. Первоуральск и УЖКХиС г.о. Первоуральск не возражали против заявленных исковых требований прокурора <адрес>.

При таких обстоятельствах требования прокурора <адрес> о возложении на ответчиков обязанности в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу до признания права муниципальной собственности на бесхозную тепловую сеть определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственное соединены с указанной теплосетью, подлежат удовлетворению. При этом суд учитывает, что в силу положений части 6 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 190-ФЗ "О теплоснабжении" прерогатива определения теплосетевой организации предоставлена органу местного самоуправления, поскольку до момента регистрации права собственности на бесхозяйные тепловые сети орган местного самоуправления обязан в течение 30 дней с даты выявления таких сетей выявить теплоснабжающую организацию, которая должна обслуживать сети, и, соответственно, включить расходы по обслуживанию бесхозяйных сетей в тарифы соответствующей организации. Обслуживающая организация должна быть выбрана исходя из следующих критериев: бесхозяйные тепловые сети непосредственно соединены с некоей теплоснабжающей организацией; бесхозяйные сети входят в систему единой теплоснабжающей организации.

Кроме того, в судебном заседании представитель истца также не настаивал на определении такой теплосетевой организации- ООО «СТК».

В связи с этим требования истца о возложении на ООО «СТК, начиная со дня определения последней теплосетевой организацией до признания права муниципальной собственности на спорный участок тепловой сети обязанности по поддержанию эксплуатации и техническому содержанию указанного участка трубопровода заявлены преждевременно и удовлетворению не подлежат.

При этом доводы представителя ООО «СТК» о том, что спорный участок трубопровода не является бесхозяйным, суд считает не состоятельными.

Из материалов дела следует, что в ходе прокурорской проверки было установлено наличие на территории ГО Первоуральск бесхозяйного участка тепловой сети и сети горячего водоснабжения от теплопункта ОО «СТК», расположенного по адресу: от ТК-167 до стены здания пожарного ДЕПО, расположенного по адресу: <адрес>. протяженностью <данные изъяты>, диаметром <данные изъяты>.

Из вышеуказанных норм права следует, что само по себе соблюдение процедуры принятия в муниципальную собственность бесхозяйного имущества не свидетельствует об отсутствии статуса бесхозяйного имущества, при наличии легальных признаков последнего, и не освобождает орган местного самоуправления от принятия предусмотренных законом мер по обеспечению безопасной эксплуатации бесхозяйных тепловых сетей. Не свидетельствует об отсутствии признаков бесхозяйного имущества и наличие акта о разграничении балансовой принадлежности.

Подпунктом 3 пункта 4 статьи 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 190-ФЗ "О теплоснабжении" установлено, что ответственность теплосетевой и теплоснабжающей организаций за состояние и обслуживание объектов тепловой сети определяется границей балансовой принадлежности, фиксируемой в акте о разграничении балансовой принадлежности тепловых сетей и акте о разграничении эксплуатационной ответственности сторон (в приложениях к такому договору).

Установление в договоре энергоснабжения границы, определяющей линию раздела элементов тепловых сетей между потребителем и энергоснабжающей организацией, необходимо для определения места исполнения обязательств по поставке тепловой энергии, зоны ответственности абонента и энергоснабжающей организации за содержание тепловых сетей, однако, не может является безусловным подтверждением права собственности на соответствующие участки сетей. Таким образом, договор теплоснабжения определяет права и обязанности сторон лишь в части порядка поставки и оплаты тепловой энергии и не является основанием возникновения у его сторон прав на теплоэнергетическое имущество, в т.ч. бесхозяйное.

В конечном итоге, обязанность по определению участника правоотношений по теплоснабжению с учетом принадлежности тепловых сетей возложена на орган местного самоуправления, который, при выявлении бесхозяйных тепловых сетей, а равно тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации, сам становится участником правоотношений по теплоснабжению и несет обязанность по определению теплосетевой или единой теплоснабжающей организации.

Требования прокурора <адрес> о возложении на администрацию г.о. Первоуральск обязанность обратиться в Территориальное отделение Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии с заявлением о постановке на учет бесхозяйной недвижимой вещи в виде спорного участка трубопровода подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено статьей 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

При таких обстоятельствах и учитывая, что спорный участок тепловой сети расположен в административных границах ГО Первоуральск, суд считает, что необращение администрации г.о. Первоуральск в уполномоченный орган с заявлением о принятии участка трубопровода на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положений части 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации. В судебном заседании представитель Администрации г.о. Первоуральск ФИО1 не возражала против удовлетворения заявленных требований.

В силу ч.2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Принимая во внимание обстоятельства дела, длительность сроков выполнения действий по осуществлению кадастрового учета, сроков регистрации объектов недвижимого имущества в Управлении Росреестра, сроков обращения с заявлением об осуществлении учета бесхозяйной вещи, суд полагает возможным установить ответчику срок для исполнения возлагаемой обязанности до ДД.ММ.ГГГГ, считая данный срок разумным и достаточным для устранения выявленных нарушений.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 14, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора <адрес>- удовлетворить частично.

Обязать Администрацию городского округа Первоуральск и Управление жилищно-коммунального хозяйства и строительства городского округа Первоуральск в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу до признания права муниципальной собственности на бесхозную тепловую сеть со следующими характеристиками: участок подземного двухтрубного трубопровода, расположенного от ТК-167 до стены здания пожарного ДЕПО, расположенного по адресу: <адрес>. протяженностью <данные изъяты>, диаметром <данные изъяты>. определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственное соединены с указанной теплосетью.

Возложить на Администрацию г.о. Первоуральск в срок до ДД.ММ.ГГГГ обратиться в Территориальное отделение федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии с заявлением о постановке на учет бесхозяйной недвижимой вещи в виде участка подземного двухтрубного трубопровода, расположенного от ТК-167 до стены здания пожарного ДЕПО, расположенного по адресу: <адрес>. протяженностью <данные изъяты>, диаметром <данные изъяты>.

Остальные исковые требования прокурора <адрес> оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловском областном суде в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме через Первоуральский городской суд.

Председательствующий: Ю.Г. Логунова