ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3478 от 31.10.2011 Ворошиловского районного суда г. Волгограда (Волгоградская область)

                                                                                    Ворошиловский районный суд города Волгограда                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                   Вернуться назад                                                                                           

                                    Ворошиловский районный суд города Волгограда — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Дело № 2-3478/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

31 октября 2011 года г.Волгоград

Ворошиловский районный суд г. Волгограда в составе:

Председательствующего судьи Олейниковой В.В.

С участием помощника прокурора – Ефимчук М.А.

При секретаре Коротаева И.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Камышина в интересах неопределенного круга лиц к Комитету по жилищно-коммунальному хозяйству Администрации Волгоградской области, ФИО1 о признании приказа о приеме на государственную гражданскую службу Волгоградской области незаконным, понуждении к прекращению служебного контракта с государственным гражданским служащим вследствие нарушения установленных законодательством правил заключения трудового договора,

УСТАНОВИЛ:

Истец прокурор г.Камышина в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Комитету по жилищно-коммунальному хозяйству Администрации Волгоградской области, ФИО1 о признании приказа о приеме на государственную гражданскую службу Волгоградской области незаконным, понуждении к прекращению служебного контракта.

В обоснование иска указал, что прокуратурой г.Камышина проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции, в ходе которой установлено, что ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа № ФИО1 принят на работу в Комитет по жилищно - коммунальному хозяйству Администрации Волгоградской области на государственную гражданскую службу на должность первого заместителя председателя Комитета по жилищно - коммунальному хозяйству Администрации Волгоградской области.

При этом, ФИО1 является депутатом Камышинской городской Думы со сроком полномочий ДД.ММ.ГГГГ.

Поскольку при принятии на государственную гражданскую службу ответчика ФИО1 не соблюдены ограничения установленные Федеральным законом «О государственной гражданской службе», а именно запрет на совмещение должности государственного служащего и выборной должности местного самоуправления, просит в интересах неопределенного круга лиц, признать приказ № от ДД.ММ.ГГГГ «О ФИО1.» о принятии на государственную гражданскую службу Волгоградской области и назначении на должность первого заместителя председателя комитета по жилищно - коммунальному хозяйству Администрации Волгоградской области незаконным; обязать Комитет по жилищно - коммунальному хозяйству Администрации Волгоградской области в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу прекратить в установленном законом порядке служебный контракт с ФИО1 - первым заместителем председателя комитета по жилищно - коммунальному хозяйству Администрации Волгоградской области вследствие нарушения установленных федеральным законом запретов и ограничений при его заключении.

В судебном заседании представитель истца прокурора г.Камышина – помощник прокурора Ворошиловского района г.Волгограда – Ефимчук М.А. исковые требования поддержала в полном объеме, настаивала на их удовлетворении.

Представитель ответчика Комитета по жилищно – коммунальному хозяйству Администрации Волгоградской области – ФИО2, действующий на основании доверенности в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, просил в иске отказать.

Ответчик ФИО1 в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, считает их необоснованными и неподлежащими удовлетворению, указав, что не является выборным должностным лицом, поскольку уволен с должности Председателя Камышинской городской Думы, а осуществляет полномочия депутата представительного органа местного самоуправления на непостоянной основе без получения содержания. Полагает, что действующее законодательство не содержит прямого запрета на совмещение полномочий депутата и государственной гражданской службы.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. «н» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

Таким образом, Конституция Российской Федерации предусматривает установление принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления, их законодательное регулирование, как федеральными законами, так и нормативными правовыми актами субъектов Российской федерации.

В связи с этим, пункт 9 статьи 4 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" устанавливает, что депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации не могут замещать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной гражданской службы и должности муниципальной службы, быть депутатами иных законодательных (представительных) органов государственной власти или представительных органов муниципальных образований, выборными должностными лицами местного самоуправления. Депутаты представительных органов муниципальных образований не могут замещать должности муниципальной службы, быть депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти. Иные ограничения, связанные со статусом депутата, выборного должностного лица, могут устанавливаться федеральным законом.

В соответствии со ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. При отсутствии федерального закона субъект Федерации вправе принять собственный закон по предмету совместного ведения.

В настоящее время отсутствует федеральный закон, регулирующий вопросы, связанные со статусом депутата представительного органа местного самоуправления.

Вместе с тем, специальным федеральным законодательством о государственной службе предусмотрены правовые средства, позволяющие исключить нарушение государственными служащими условий осуществления своих служебных обязанностей.

По настоящему делу судом установлено следующее.

Согласно постановлению территориальной избирательной комиссии г.Камышина № от ДД.ММ.ГГГГ «О регистрации депутатов Камышинской городской Думы» (л.д.7-8) ответчик ФИО1 по результатам выборов по одномандатным избирательным округам №, зарегистрирован в качестве депутата Камышинской городской Думы, избранного ДД.ММ.ГГГГ.

Из трудовой книжки истца (л.д. 25) следует, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 освобожден от должности председателя Камышинской городской Думы на основании постановления от ДД.ММ.ГГГГ №, то есть не является выборным должностным лицом.

При этом, согласно сведениям Камышинской Городской Думы Волгоградской области, ФИО1 до настоящего времени исполняет обязанности депутата представительного органа местного самоуправления со сроком полномочий ДД.ММ.ГГГГ, на непостоянной основе без выплаты ему денежного содержания.

Из положений ст. 29 Устава городского округа – город Камышин следует, что депутатом Камышинской городской Думы является избранный населением член городской Думы, обладающий правом представлять интересы населения городского округа и принимать от его имени решения в составе Камышинской городской Думы.

Согласно ст. 11 Регламента Камышинской городской Думы Волгоградской области депутатом Камышинской городской Думы является избранный населением член городской Думы, обладающий правом представлять интересы населения городского округа и принимать от его имени решения в составе Камышинской городской Думы.

Полномочия депутата начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы Камышинской городской Думы нового созыва. Днем начала работы Думы нового созыва является день первого заседания вновь избранного состава Думы.

Как следует из сообщения Территориальной избирательной комиссии города Камышина, решение о прекращении полномочий депутата в соответствии со ст. 73 Закона Волгоградской области «О выборах в органы местного самоуправления в Волгоградской области» не принималось, Камышинской городской Думой в адрес ТИК не направлялось (л.д. 6).

Вместе с тем, судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ на основании личного заявления, ФИО1 принят на государственную гражданскую службу Волгоградской области и назначен с ДД.ММ.ГГГГ на должность первого заместителя председателя Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Администрации Волгоградской области с должностным окладом согласно штатному расписанию и установить ему ежемесячную надбавку к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы в размере  процентов должностного оклада, что подтверждается Приказом «О ФИО1.» № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.5).

ДД.ММ.ГГГГ на основании указанного Приказа № от ДД.ММ.ГГГГ между Представителем нанимателя в лице председателя Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Администрации Волгоградской области ФИО10 и ФИО1 заключен служебный контракт № о прохождении государственной гражданской службы Волгоградской области и замещении должности государственной гражданской службы Волгоградской области (л.д.15-16).

Анализируя представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу об обоснованности требований прокурора и исходит из следующего.

В соответствии с пунктом 6 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" депутат представительного органа муниципального образования, выборное должностное лицо местного самоуправления не могут одновременно исполнять полномочия депутата представительного органа иного муниципального образования или выборного должностного лица местного самоуправления иного муниципального образования, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.

Из пункта 7 названной статьи Федерального закона, следует, что осуществляющие свои полномочия на постоянной основе депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления не вправе:

1) заниматься предпринимательской деятельностью;

2) состоять членом управления коммерческой организации, если иное не предусмотрено федеральными законами или если в порядке, установленном муниципальным правовым актом в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией;

3) заниматься иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;

4) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

Также, согласно статьи 29 Устава городского округа – города Камышин Волгоградской области, депутаты, осуществляющие свои полномочия на постоянной основе, не вправе состоять на иной государственной или муниципальной службе, заниматься предпринимательской, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельностью.

Исходя из указанного, суд полагает установленным, что ФИО1 как депутат представительных органов местного самоуправления – Камышинской городской Думы осуществляющий свою деятельность на непостоянной основе и не получающий денежное содержание, имеет право на совмещение депутатской деятельности с иной оплачиваемой деятельностью по основному месту работы, что не противоречит статье 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другим федеральным законам и законам субъекта Российской Федерации, устанавливающим условия осуществления депутатских полномочий.

Однако, доводы ответчиков о том, что действующим законодательством не запрещено совмещение депутатской деятельности именно с государственной гражданской службой, суд полагает основанными на неверном толковании норм права.

В связи с вступлением в силу федерального закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах и иные законодательные акты Российской Федерации» от 21 июля 2005 года № 93-ФЗ (с изм., внесенными Федеральным законом от 09.12.2010 № 353-ФЗ), депутатами представительных органов муниципальных образований, осуществляющими свои полномочия на непостоянной основе, могут быть военнослужащие и приравненные к ним лица.

Таким образом, вопрос о возможности совмещения статуса депутата представительного органа муниципального образования с осуществлением иных полномочий (замещением иных должностей) должен решаться с учетом положений специальных законов, регулирующих осуществление полномочий, (прохождение службы) соответствующими должностными лицами.

Таким специальным законом, регулирующим деятельность первого заместителя Председателя Комитета по жилищно-коммунальному строительства Администрации Волгоградской области является Закон Волгоградской области «О государственной гражданской службе Волгоградской области».

Так, в силу положений статьи 16 Закона Волгоградской области от 08 апреля 2005 года № 1045 – ОД «О государственной гражданской службе Волгоградской области», в связи с прохождением гражданской службы Волгоградской области гражданскому служащему Волгоградской области устанавливаются ограничения и запреты, установленные Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Согласно п. 2 статьи 17 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданскому служащему запрещается замещать должность гражданской службы в случае избрания на выборную должность в органе местного самоуправления.

При этом, в статье 2 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ даны определения выборным должностям органов местного самоуправления, такими являются:

- депутат - член представительного органа поселения, муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения;

- выборное должностное лицо местного самоуправления - должностное лицо местного самоуправления, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава и наделенное собственными полномочиями по решению вопросов местного значения;

- член выборного органа местного самоуправления - лицо, входящее в состав органа местного самоуправления, сформированного на муниципальных выборах (за исключением представительного органа муниципального образования).

Таким образом, специальным законом введен запрет на осуществление государственным гражданским служащим полномочий выборной должности органов местного самоуправления - депутата представительного органа муниципального образования, в том числе на непостоянной основе.

При этом, суд учитывает, что под запретами, связанными с гражданской службой, имеются в виду нормативно установленные требования, предъявляемые к гражданским служащим, не совершать определенных действий и не вести определенной деятельности под угрозой применения мер юридической ответственности. Установленные запреты для гражданских служащих связаны с прохождением гражданской службы, поэтому их действие ограничено временем прохождения службы.

Цель установления запретов состоит в том, чтобы обеспечить эффективную профессиональную деятельность по исполнению полномочий государственных органов; установить препятствия возможному злоупотреблению гражданских служащих; создать условия для независимости служебной деятельности; гарантировать осуществление государственными служащими гражданских прав.

Запреты имеют абсолютный характер и не связаны непосредственно с исполнением гражданским служащим официальных обязанностей.

Кроме того, суд принимает во внимание, что Конституцией Российской Федерации предусмотрен принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную (стHYPERLINK "consultantplus://offline/main?base=LAW;n=2875;fld=134;dst=100049"атьяHYPERLINK "consultantplus://offline/main?base=LAW;n=2875;fld=134;dst=100049" 10HYPERLINK "consultantplus://offline/main?base=LAW;n=2875;fld=134;dst=100049" КонституцииHYPERLINK "consultantplus://offline/main?base=LAW;n=2875;fld=134;dst=100049"). Разделение властей, закрепленное в Конституции в качестве одной из основ конституционного строя, обязательно и для организации государственной власти в субъектах Российской Федерации.

Принцип разделения властей предполагает не только распределение властных полномочий между органами различных ветвей государственной власти, но и их взаимное уравновешивание, невозможность ни для одной из них подчинить себе другие. В том виде, как он закреплен в Конституции РФ, данный принцип не допускает сосредоточения функций различных ветвей власти в одном органе, а следовательно, и совмещение депутатского мандата с занятием должности на государственной службе.

Между тем, судом установлено, что в нарушение установленного федеральным законодательством запрета, ФИО1 осуществляя полномочия депутата Камышинской городской Думы, имея депутатский мандат и право депутатского запроса состоит на государственной гражданской службе.

Статьей 22 Закона Волгоградской области № 1045-ОД от 08 апреля 2005 года «О государственной гражданской службе Волгоградской области» определено, что основания и особенности прекращения служебного контракта определяются Федеральным законом Российской Федерации от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». В пунктах 13,14 части 1 статьи 33 указанного Федерального закона прямо определено, что общими основаниями прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы являются несоблюдение ограничений и невыполнение обязательств установленных настоящим законом России и другими федеральными законами, а также нарушение запретов, связанных с гражданской службой, предусмотренным статьей 17 настоящего Федерального закона.

Следовательно, государственные и муниципальные служащие, являющиеся депутатами представительного органа муниципального образования, могут быть уволены по инициативе работодателя или добровольно сложить депутатские полномочия путем подачи соответствующего заявления, оснований же для прекращения их полномочий в качестве депутатов в судебном порядке не имеется.

При таких обстоятельствах, приказ № от ДД.ММ.ГГГГ «О ФИО1.» о принятии на государственную гражданскую службу Волгоградской области и назначении на должность первого заместителя председателя Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Администрации Волгоградской области, является незаконным, а служебный контракт подлежит прекращению.

Таким образом, заявленные прокурором г.Камышина в интересах неопределенного круга лиц требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ, суд полагает возможным установить срок в течение которого решение суда должно быть исполнено, в связи с чем возлагает на представителя нанимателя в лице Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Администрации Волгоградской области обязанность по прекращению в установленном законом порядке служебного контракта в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора города Камышина - удовлетворить.

Признать незаконным приказ № от ДД.ММ.ГГГГ «О ФИО1.» о принятии на государственную гражданскую службу Волгоградской области и назначении на должность первого заместителя председателя Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Администрации Волгоградской области.

Обязать Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Администрации Волгоградской области в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу прекратить в установленном законом порядке служебный контракт с ФИО1 - первым заместителем председателя Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Администрации Волгоградской области.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Ворошиловский районный суд г. Волгограда в течение 10 дней с момента принятия решения суда в окончательной форме.

Справка: решение принято в окончательной форме 07 ноября 2011 года.

Председательствующий: