ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3478/18 от 06.11.2018 Октябрьского районного суда г. Тамбова (Тамбовская область)

Гражданское дело <данные изъяты>

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<данные изъяты>

Октябрьский районный суд г<данные изъяты> в составе:

председательствующего судьи Анохиной Г.А.

при секретаре Антоновой В.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ганиной Марианны Владимировны к Управлению социальной защиты и семенной политики <данные изъяты> о признании незаконным приказа и возложении обязанности предоставить единовременную денежную выплату,

УСТАНОВИЛ:

Ганина М.В. обратилась в суд с иском к Управлению социальной защиты и семейной политики <данные изъяты> о признании незаконным приказа и возложении обязанности предоставить единовременную денежную выплату.

В обоснование иска указала, что у нее <данные изъяты> родился сын – Ганин Артем Валентинович, <данные изъяты> родились еще две дочки – Ганина Екатерина и Ганина Анна. Постановлением администрации г.<данные изъяты> ее семья признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, что дает ей право претендовать на меру социальной поддержки многодетных семей, указанные в редакции п.10 ст.<данные изъяты> «О социальной поддержке многодетных семей в <данные изъяты> она через ТОГБУ СОН «Центр социальных услуг для населения <данные изъяты> и <данные изъяты> обратилась в Управление социальной защиты и семейной политики <данные изъяты> с заявлением по предоставлению мер социальной поддержки многодетным семьям, однако ей было отказано в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. Основанием для отказа в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого дома явилось отсутствие факта рождения в ее семье двух и более детей повторно в периоде в трехлетнем периоде. Просила отменить приказ Управления социальной защиты и семенной политики <данные изъяты> от <данные изъяты> как не соответствующий требованиям п.10.3 Постановления <данные изъяты> «О предоставлении мер социальной поддержки многодетным семьям» и обязать ответчика предоставить единовременную денежную выплату на приобретение или строительство жилого помещения при рождении одновременно трех детей или более детей или при повторном рождении в трехлетнем периоде одновременно двух или нескольких детей. Кроме того, просила взыскать с ответчика сумму оплаченной ею госпошлины при подаче заявления в суд в размере <данные изъяты>.

В ходе подготовки по делу определением Октябрьского районного суда г.<данные изъяты> к участию в деле в качестве третьего лица была привлечена администрация <данные изъяты>.

Истец Ганина М.В. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме и по основаниям, изложенным в заявлении. Считает, что Управление социальной защиты и семейной политики <данные изъяты> незаконно отказало ее семье в предоставлении выплаты, так как из буквального толкования закона, следует, что выплата предоставляется при рождении одновременно трех и более детей или при повторном рождении в трехлетний период одновременно несколько детей, а поскольку у нее в трехлетнем периоде были повторные роды, и рождены одновременно двое детей, то выплата на приобретение или строительство жилого помещения ей положена.

Представитель Управления социальной защиты и семейной политики <данные изъяты> Головачева Н.О. (по доверенности) в судебном заседании исковые требования не признала, поскольку согласно действующему законодательству, для возникновения права на получение единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в одной семье должны быть рождены одновременно тройня или в трехлетнем периоде две двойни подряд. При рассмотрении представленных истцом документов данного факта установлено не было. На основании изложенного право для получения единовременной денежной выплаты у истца отсутствует.

Представитель третьего лица администрации <данные изъяты> Масальский М.С. (по доверенности) в судебном заседании исковые требования не признал, полностью разделяет позицию Управления социальной защиты и семейной политики <данные изъяты> Согласно п. 10 <данные изъяты>З «О социальной поддержке многодетных семей в <данные изъяты>» при рождении одновременно трех и более детей или при повторном рождении в трехлетнем периоде одновременно двух или нескольких детей в семье, признанной в установленном порядке нуждающейся в улучшении жилищных условий, предоставляется единовременная денежная выплата на приобретение или строительство жилого помещения, размер которой исчисляется исходя из количества членов семьи и 18 квадратных метров общей площади жилья, приходящейся на каждого члена семьи, и средней стоимости одного квадратного метра общей площади жилья, утвержденной постановлением администрации области.

Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела и оценив доказательства по делу в их совокупности, суд считает иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно пункту «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение, составляют предмет совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти (статья 73 Конституции Российской Федерации).

Федеральным законом от <данные изъяты> «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 184-ФЗ) определены вопросы по предметам совместного ведения, решение которых относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), в числе которых названы вопросы социальной поддержки и социального обслуживания отдельных категорий граждан (подпункт 24 пункта 2 статьи 26.3).

В соответствии со статьей 26.3.1 Федерального закона № 184-ФЗ органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

В силу принципа самостоятельности бюджетов (статья 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации) формы и направления расходования средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субсидий и субвенций из бюджетов других уровней) определяются органами государственной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно.

В рамках реализации предоставленных полномочий пунктом 10 части 1 статьи <данные изъяты> «О социальной поддержке многодетных семей в <данные изъяты> предусмотрена реализуемая за счет средств бюджета <данные изъяты> дополнительная мера социальной поддержки для отдельных категорий граждан и определен круг лиц, которым такая поддержка предоставляется. Согласно указанной норме при рождении одновременно трех и более детей или при повторном рождении в трехлетием периоде одновременно двух или нескольких детей в семье, признанной в установленном порядке нуждающейся в улучшении жилищных условий, предоставляется единовременная денежная выплата на приобретение или строительство жилого помещения, размер которой исчисляется исходя из количества членов семьи и 18 квадратных метров общей площади жилья, приходящейся на каждого члена семьи, и средней стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья, утвержденной постановлением администрации <данные изъяты> При этом согласно статье 2 <данные изъяты> указанная семья должна обладать статусом «многодетная семья».

Таким образом, принимая во внимание буквальное толкование норм, регулирующих предоставление в <данные изъяты> многодетным семьям единовременной денежной выплаты, установленной пунктом 10 части 1 статьи <данные изъяты> на получение такой выплаты вправе претендовать многодетная семья, признанная в установленном порядке нуждающейся в улучшении жилищных условий, в которой одновременно родилось трое и более детей либо многодетная семья, признанная в установленном порядке нуждающейся в улучшении жилищных условий, в которой в течение трехлетнего периода состоялось повторное одновременное рождение двух или нескольких детей, то есть два раза одновременно по двое, трое и более детей. В противном случае, учитывая рассуждения истца по вопросу применения законодательства, регулирующего спорный вопрос, семьи, в которых после рождения одного ребенка в течение трех лет одновременно родились двое детей, были бы поставлены в более выгодное положение, чем семьи, в которых в течение трех лет рождалось по одному ребенку или родились двое детей, а затем еще один ребенок. При этом следует отметить, что мера социальной поддержки, в отношении которой возник спор, является более усиленной и значимой по своей природе по сравнению с иными мерами социальной поддержки, связанными с улучшением жилищных условий многодетных семей в <данные изъяты>, ввиду чего ее предоставление осуществляться в исключительных случаях, определенных законодательством области.

В данном случае основополагающими моментами, подлежащими установлению, являются: рождение в семье единовременно троих или более детей, повторность и одновременность рождения в семье двух и более детей.

Органом исполнительной власти области и главным распорядителем средств областного бюджета, уполномоченным по обеспечению предоставления мер социальной поддержки многодетным семьям согласно постановлению <данные изъяты> Положения об управлении соцзащиты области, утв. постановлением главы администрации области от <данные изъяты>, является Управление.

Из материалов дела следует, что Ганина М.В. <данные изъяты> родила сына – Ганина Артема Валентиновича, <данные изъяты> родила еще двух дочерей – Ганину Екатерину и Ганину Анну, что подтверждается копиями свидетельств о рождении (л.д.5-7). Постановлением администрации <данные изъяты> от <данные изъяты> ее семья признана нуждающейся в улучшении жилищных условий (<данные изъяты> истица через ТОГБУ СОН «Центр социальных услуг для населения города <данные изъяты>», обратилась в Управление социальной защиты и семейной политики <данные изъяты> с заявлением по предоставлению мер социальной поддержки многодетным семьям в виде единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, однако в предоставлении данной меры социальной поддержки ей было отказано, что подтверждается приказом Управления социальной защиты и семейной политики <данные изъяты><данные изъяты> Основанием для отказа в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого дома послужило отсутствие факта рождения в семье Ганиной М.В. двух и более детей повторно в трехлетнем периоде.

Суд с учетом установленных по делу обстоятельств, основываясь на толковании норм, регулирующих вопрос предоставления многодетным семьям в <данные изъяты> единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого дома, суд соглашается с мнением ответчика об отсутствии у семьи Ганиной М.В. права на получение данной меры социальной поддержки, а соответственно не находит оснований для признания приказа Управления социальной защиты и семейной политики <данные изъяты> незаконным и подлежащим отмене.

При этом судом принимается во внимание и разъяснение <данные изъяты>О социальной поддержке многодетных семей в <данные изъяты> устанавливающих меры социальной поддержки многодетным семьям в <данные изъяты> председателем <данные изъяты> Думы, данное на основании запроса суда, из содержания которого также следует, что спорная мера социальной поддержки была предусмотрена законодателем именно для семей, в которых в трехлетнем периоде родились трое или более детей или повторно одновременно двое или несколько детей.

Таким образом, правовых оснований для удовлетворения требований Ганиной М.В., не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Ганиной Марианны Владимировны отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <данные изъяты> областной суд, в течение месяца с момента изготовления в окончательной форме через Октябрьский районный суд <данные изъяты>

Мотивированное решение суда изготовлено <данные изъяты>

Судья Анохина Г.А.