ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-347/19 от 17.01.2019 Красносулинского районного суда (Ростовская область)

Дело № 2-347/2019

61RS0017-01-2019-000355-51

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

(мотивированное)

05 июня 2019 года г. Красный ФИО1

Ростовская область

Красносулинский районный суд Ростовской области в составе:

Председательствующего судьи Мищенко Е.В.

при секретаре Аликиной А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Администрации Красносулинского района к ФИО2, ФИО3, ФИО4 о прекращении права собственности на земельный участок и погашении записи о государственной регистрации права на земельный участок, третье лицо Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по РО

у с т а н о в и л :

В Красносулинский районный суд обратилась Администрация Красносулинского района с иском к ФИО2, ФИО3 по тем основаниям, что согласно сведениям из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером расположенный по адресу: <адрес>, является многоконтурным (состоит из пяти контуров) и образован путем выдела из земельного участка (единого землепользования) с кадастровым номером: находящегося в общей долевой собственности граждан. 06 июня 2018 года право собственности на вновь выделенный земельный участок с кадастровым номером зарегистрирован на праве собственности за ФИО2. 21 июня 2018 года произведена государственная регистрация права собственности на указанный земельный участок с кадастровым номером за ФИО3. 22 июня 2018 года согласно межевому плану из земельного участка с кадастровым номером образованы пять самостоятельных земельных участков с кадастровыми номерами, . Сопоставив местоположение двух верхних контуров (частей) земельного участка с кадастровым номером с картой «Проект перераспределения земель», являющейся графическим приложением к Проекту землеустройства (перераспределения земель) колхоза «Заря коммунизма» Красносулинского района Ростовской области, установлено, что две части земельного участка, расположенные севернее х. Садки, общей площадью 4,9236 га (3,554+1,3696) относятся к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена. Однако, в отношении земельного участка с кадастровым номером Администрация Красносулинского района решений по его распоряжению не принимала. Полагают выдел земельного участка с кадастровым номером , его постановка на кадастровый учет и регистрация права собственности являются незаконными, нарушающими права и законные интересы Администрации Красносулинского района, являющейся уполномоченным органом местного самоуправления по распоряжению земельными участками, расположенных на территории сельского поселения. В результате незаконных действий по образованию спорного земельного участка и последующей его передаче в собственность физическим лицам нарушены интересы муниципального образования «Красносулинский район» в лице Администрации Красносулинского района, кроме того нарушен порядок предоставления земельных участков. Просили суд признать недействительным проект межевания земельного участка с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес> в результате которого образовался путем выдела в счет земельных долей многоконтурный земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 60000 кв.м. Признать договор дарения земельного участка с кадастровым номером от 18.06.2018, заключенный между ФИО2 и ФИО3 ничтожной сделкой, применить последствия ничтожной сделки, вернуть стороны в первоначальное положение. Признать недействительным межевой план от ДД.ММ.ГГГГ по образованию пяти земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером . Снять с кадастрового учета земельные участки с кадастровыми номерами: , расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 35445 кв.м.; расположенный по адресу: <адрес>, 750м на север и 100м на юг <адрес>, общей площадью 13906 кв.м.; расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 4579 кв.м.; , расположенный по адресу: <адрес>, 750м на север и 100м на юг <адрес>, общей площадью 2070 кв.м.; , расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 4000 кв.м, и прекратить право собственности ФИО3 на указанные земельные участки.

Впоследствии истец, не изменяя оснований исковых требований, указал, что согласно сведениям из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером принадлежит на праве собственности ФИО4, земельные участки с кадастровыми номерами принадлежат на праве собственности ФИО3. Просили суд привлечь к участию в деле в качестве ответчика ФИО4. Прекратить право собственности ФИО4 на земельный участок с кадастровым номером . Прекратить право собственности ФИО3 на земельный участок с кадастровым номером Погасить запись о государственной регистрации права за ФИО4 на земельный участок с кадастровым номером от 01.03.2019 года . Погасить запись о государственной регистрации права за ФИО3 на земельный участок с кадастровым номером от 02.07.2018 года .

Протокольным определением суда от 05 апреля 2019 года к участию в деле в качестве соответчика привлечен ФИО4

В судебном заседании представители истца по доверенности ФИО5, ФИО6 и ФИО7 уточненные исковые требования поддержали, просили их удовлетворить.

Ответчики ФИО2 и ФИО4 в судебное заседание не явились, о слушании дела были извещены надлежащим образом, от них поступили заявления о рассмотрении дела без их участия, в связи с чем дело рассмотрено в порядке ч.5 ст. 167 ГПК РФ в отсутствие ответчиков, с участием их представителей.

Представитель ответчика ФИО4 по доверенности ФИО8 исковые требования не признал, пояснив, что оснований для прекращения права собственности нет, требования истца основаны на утверждениях, которые ничем не доказаны. Просил в иске отказать.

Представитель ответчика ФИО2 по доверенности ФИО9 исковые требования не признала, пояснив, что материалы дела не содержат доказательств, что границы земельных участков нарушены, просила в удовлетворении иска отказать.

Ответчик ФИО3 исковые требования не признал, просил в удовлетворении иска отказать.

Выслушав стороны, специалистов ФИО12 и ФИО13, исследовав письменные доказательства, дав оценку всем доказательствам по делу в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

В силу ст. ст. 11, 12 Гражданского кодекса РФ защите подлежит нарушенное право.

Согласно ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно п. 1 и п. 3 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

В силу п. 5 ст. 79 Земельного кодекса РФ использование земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".

Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" земельная доля, права на которую возникли при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу настоящего Федерального закона, является долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.

Приватизация земель колхозов и совхозов производилась на основании Указа президента РФ «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» № 323 от 27.12.1991 года.

В целях реализации процесса приватизации, Министерством сельского хозяйства были разработаны и утверждены Рекомендации по реорганизации колхозов и совхозов от 14.01.1992 года.

Согласно пункту 1.3. второго раздела указанных Рекомендаций, разделу на земельные доли подлежат все сельскохозяйственные угодья хозяйства за исключением земельных участков: включенных в фонд перераспределения земель; переданных в ведение сельских, поселковых, городских Советов народных депутатов, в том числе земель приусадебного фонда, участков, занятых сенокосами и пастбищами общественного пользования; переданных данному хозяйству в аренду; используемых сортоучастками для испытания новых сортов сельскохозяйственных культур.

В судебном заседании установлено, что на основании решения Красносулинского районного суда от 27 февраля 2018 года, за ФИО2 и ФИО18. признано право общей долевой собственности в порядке наследования по закону на 1/2 доли за каждым на земельную долю, площадью 12,0 га на земельный участок, площадью 4491549 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, кадастровый (единое землепользование), расположенные по адресу: <адрес> СПК <адрес>

Решением суда от 27 февраля 2018 года было установлено, что отец ФИО2 и ФИО14ФИО15 являлся собственником доли площадью 12,0 га в праве общей долевой собственности на земельный участок площадью 4491549 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, кадастровый (единое землепользование), расположенный по адресу: <адрес> на основании Свидетельства о праве собственности на землю.

Граница земельного участка с кадастровым номером (единое землепользование) не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, что подтверждается выпиской из ЕГРН.

Из земельного участка с кадастровым номером путем выдела был образован многоконтурный земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес><адрес>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, с уточненной площадью 60000 кв.м. Согласно выписки из ЕГРН собственником указанного земельного участка с 21 июня 2018 года является ФИО3

Из земельного участка с кадастровым номером были образованы пять земельных участков с кадастровыми номерами: <адрес>

Земельный участок с кадастровым номером снят с государственного кадастрового учета 04 июля 2018 года.

Правообладателем вновь образованного земельного участка с кадастровым номером является ФИО4, правообладателем остальных земельных участков с кадастровыми номерами: является ФИО3, что сторонами не оспаривается и подтверждается сведениями ЕГРН.

В силу положений статьи 19 Земельного кодекса Российской Федерации государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.

Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.

В силу положений пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления.

Спорные земельные участки с кадастровыми номерами: относятся к категории земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, а Администрация Красносулинского района является органом местного самоуправления, уполномоченным на осуществление прав владения, пользования и распоряжения такими земельными участками, в том числе защиту указанных прав в суде.

Факт выбытия имущества из владения собственника помимо воли Администрации Красносулинского района подтверждается совокупностью исследованных доказательств.

Согласно сообщению заместителя начальника отдела землеустройства, мониторинга земель и кадастровой оценки недвижимости №11-29/0661-СЗ от 17 мая 2019 года следует, что в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства, на хранении находится проект землеустройства (перераспределения земель) колхоза «Заря Коммунизма» Красносулинского района Ростовской области, датированный 1992 годом (далее - Проект). Согласно текстовой части Проекта общая площадь товарищества с ограниченной ответственностью «Садковское» после реорганизации колхоза составила 8870 га, из них передаваемых в собственность бесплатно 8346 га, в том числе сельскохозяйственных угодий 8346 га (5740 га пашни и 2606 га пастбищ). Вместе с тем, по результатам совокупного анализа текстовой, графической части Проекта относительно графических данных ЕГРН на основе ортофотопланов по состоянию на 2007 год выявлено, что земельные участки с кадастровыми номерами и расположены на землях, переданных в ведение Садковского сельского совета.

Допрошенная в судебном заседании 30 мая 2019 года в качестве специалиста начальник Красносулинского отдела Управления Росреестра ФИО19. пояснила, что она готовила ответ в Администрацию Красносулинского района. Земельные участки с кадастровыми номерами, оканчивающимися на 648, 649 расположены на землях перераспределения Садковского сельского поселения, что установлено на основании Проекта переспределения, о чем свидетельствует картографический материал. По проекту межевания отдел землеустройства установил, что это земли Садковского сельского поселения. Границы земельных участков устанавливаются кадастровым инженером. Заявитель ФИО2 предоставила проект межевания с диском, оснований для приостановления или отказа в регистрации не возникло. Проектов перераспределения у них нет, поэтому регистратор руководствуется землеустроительным делом, картой района. Границы спорных земельных участков - 648, 649 установлены, четких координат земель перераспределения не установлено. Отделом землеустройства было установлено, что имеется наложения границ.

Допрошенная в судебном заседании 05 июня 2019 года в качестве специалиста заместитель начальника отдела землеустройства, мониторинга земель и кадастровой оценки недвижимости ФИО13 пояснила, что вывод о нахождении спорных земельных участков на территории Садковского сельского поселения был сделан на основании Проекта перераспределения земель, сведений дежурной кадастровой карты. Держателем оригинала Проекта перераспределения земель является Управление Росреестра. Проекты перераспределения подготавливались согласно Правилам в виде графической и текстовой части, в масштабе 1:25000, содержат информацию, которая была установлена Положением о подготовке проекта землеустройства, представляет собой чертеж, подготовленный в бумажном виде сотрудником ЮжНИИгипрозем. Привязки к координатам, то есть установление границ на местности, быть не могло, привязка к системе координат осуществлялась позже. Проект перераспределения описания границ не имеет, это предусмотрено Положением, графическая часть и текстовая часть все содержание было установлено, отражались только на чертеже с помощью условных обозначений, цветового выделения. Дежурные кадастровые карты ведаются в соответствии с Законом «О государственной регистрации недвижимости» №218-ФЗ, ведутся в цифровом виде, сведения которые содержатся в дежурной кадастровой карте отражены на публичной кадастровой карте. Сведений о границах изначального земельного участка с кадастровым номером, оканчивается на 395 в ЕГРН нет, потому что в отношении него не осуществлялись ни землеустроительные работы, то есть межевание, ни кадастровые работы. Сведения о границах земель, находящихся в государственной собственности до разграничения в ЕГРН не имеются, поскольку они не являются объектами, учет которых осуществляется в соответствии с законом о регистрации. В Управление Росреестра по Ростовской области поступил запрос органа местного самоуправления, на который не ответить они не могут. По результатам совокупного анализа графических сведений ЕГРН, то есть дежурной кадастровой карты, на основе ортофотоплана, включенного в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, сведений государственного фонда данных, то есть Проекта перераспределения земель, был сделан вывод, который указан в ответе на запрос органа местного самоуправления. Границы первоначального участка вообще не были установлены в соответствии с законодательством, их вообще нет в ЕГРН, только схематическое описание. При выделе земельных участков кадастровому инженеру следовало поднять проекты перераспределения, чтобы убедиться какую форму собственности он определяет, для выдела пая, что кадастровым инженером сделано не было. Факт расположения этих земель за границами земель переданных в общую собственность граждан подтверждается картографическими материалами. Ответ администрации дан по поручению руководителей, в рамках ответов на запросы органов и организаций. Ответ на запрос органа местного самоуправления – это вывод по результатам анализа имеющейся в распоряжении Управления документации.

Из землеустроительного дела по передаче земель в ведение Садковского сельского Совета народных депутатов Красносулинского района Ростовской области следует, что согласно Протоколу совместного совещания рассмотрения материалов по установлению границ земель сельских населенных пунктов Садковского сельского Совета народных депутатов Красносулинского района от 14 сентября 1991 года и Решения Исполнительного комитета Садковского сельского Совета народных депутатов Красносулинского района от 17 сентября 1991 года № 8 в состав земель, предаваемых в ведение Садковского сельского Совета народных депутатов включены, в т.ч. сельскохозяйственные угодья для целей огородничества, сенокошения и пастьбы личного скота граждан, в х. Садки площадь таких земель составила 1018 га, из них сенокосов 136 га, пастбищ 526 га.

Согласно экспликации на Чертеже площадь земель, в т.ч. пастбищ, в районе х. Садки, переданных в ведение Совета, составила 1017,79 га (округленно - 1018 га).

Из графического приложения «Проект перераспределения земель колхоза «Заря коммунизма» Красносулинского района Ростовской области» (далее - Проект перераспределения земель) следует, что земли, расположенные севернее х. Садки, и в границы которых укладываются земельные участки с и КН , являются пастбищным массивом под с границами, обозначенными на карте повторяющимися тремя точками и тире. Согласно условным обозначениям границ земель и таблице землепользователей из Проекта перераспределения земель такие земли были переданы в ведение сельских, поселковых, городских Советов народных депутатов, а именно, Садковского сельского совета.

Совокупностью представленных доказательств подтверждается, что спорные земельные участки с кадастровыми номерами: и относятся к категории земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в связи с чем суд приходит к выводу о необходимости прекратить право собственности на указанные земельные участки и погашении записи о регистрации права собственности на них в ЕГРН.

Поскольку требования истца удовлетворены в полном объеме, а истец согласно п.19 ч.1 ст. 333.36 Налогового Кодекса РФ подлежит освобождению от уплаты госпошлины, то в силу ст. 98 ГПК РФ с ответчиков ФИО4 и ФИО3 надлежит взыскать в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей, с каждого.

Руководствуясь ст. 12, 56, 194-198,209 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Администрации Красносулинского района удовлетворить.

Прекратить право собственности ФИО4 на земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>

Погасить запись о государственной регистрации права собственности ФИО4 на земельный участок с кадастровым номером от 01 марта 2019 года .

Прекратить право собственности ФИО3 на земельный участок с кадастровым номером расположенный по адресу: <адрес>.

Погасить запись о государственной регистрации права собственности ФИО3 на земельный участок с кадастровым номером от 02 июля 2018 года .

Взыскать с ФИО4 и ФИО3 госпошлину в доход местного бюджета в размере по 300 (триста) рублей с каждого.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Ростовского областного суда через Красносулинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: Е.В. Мищенко

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.