ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-347/20 от 15.09.2020 Климовского районного суда (Брянская область)

Дело № 2-347/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 сентября 2020 года рп Климово

Климовский районный суд Брянской области в составе

председательствующего судьи Бобова И.Н.

при секретаре Комковой Г.С.,

с участием истца ФИО1,

представителей ответчика ФИО2, ФИО3,

помощника прокурора Климовского района Коломыцева Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Брянской области о признании увольнения незаконным, взыскании среднего заработка за время прогула, взыскании морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился с иском к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Брянской области (УФССП России по Брянской области), в котором просил признать порядок его увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе незаконным, восстановить на службе, взыскать с ответчика средний заработок за время вынужденного прогула, взыскать компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей.

В обосновании иска указал, что в связи со вступлением в силу Федерального закона от 01.10.2019 № 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и изданием приказа ФССП России № 48 от 01.01.2020 «Об утверждении и введении в действие структуры штатного расписания УФССП по Брянской области», занимаемая им должность федеральной государственной гражданской службы была сокращена. Приказом УФССП России по Брянской области от 24 апреля 2020 года, в соответствии с п. 8.2 части 1 и частью 3.1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" с ним был расторгнут контракт и он был уволен с государственной гражданской службы 30 апреля 2020 года в связи с сокращением должностей гражданской службы. Данное увольнение считает незаконным в связи с тем, что в нарушение установленных законом требований ему были предложены должности федеральной государственной службы не соответствующие категории и группе замещаемой им должности, уровня его квалификации, специальности, направления подготовки, стажа гражданской службы. При ознакомлении 27 апреля 2020 года с уведомлением руководителя УФССП России по Брянской области от 24 апреля 2020 года ему стала известно о том, что 24 апреля 2020 года был издан приказ о его увольнении, что считает нарушением. При отсутствии вакантных должностей в государственном органе, в котором сокращаются должности, ответчик должен был предложить вакантные должности государственной гражданской службы в иных государственных органах, чего им не было выполнено, а также не принял мер упреждающего профессионального обучения высвобождаемого гражданского служащего до наступления срока расторжения служебного контракта. Кроме того, на момент увольнения истец состоял в профсоюзной организации УФССП России по Брянской области, однако был уволен без учета мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. Истец считает, что в результате незаконного увольнения ему был причинен моральный вред, выразившийся в перенесенном им стрессе от потери работы, ограничении права на труд и заработок, который оценивает в 10 000 рублей.

Истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержал по изложенным в иске доводам.

Представители ответчика УФССП России по Брянской области ФИО2 и ФИО3 в удовлетворении иска просили отказать, пояснив, что должность начальника Унечского районного отдела судебных приставов УФССП по Брянской области, которую занимал ФИО1, в связи со вступлением в силу с 01 января 2020 года Федерального закона от 01.10.2019 № 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и изданием приказа ФССП России № 48 от 01.01.2020 «Об утверждении и введении в действие структуры штатного расписания УФССП по Брянской области» была сокращена. 14 января 2020 года ФИО1 было вручено уведомление о сокращении замещаемой им должности и праве изъявить желание поступить на службу в органы принудительного исполнения. 14 января 2020 года ФИО1 изъявил желание поступить на службу на должность начальника Унечского районного отдела судебных приставов УФССП России по Брянской области. По результатам проведенного профессионального психологического отбора 06 февраля 2020 года истцу определена четвертая категория профессиональной пригодности, в связи с чем, 27 февраля 2020 года ФИО1 было вручено уведомление о невозможности принятия положительного решения по его заявлению о поступлении на службу в органы принудительного исполнения. На момент сокращения должность начальника Унечского районного отдела судебных приставов относилась к ведущей группе должностей категории «руководители». В связи с отсутствием в УФССП России по Брянской области вакантных должностей соответствующей группы и категории, в которую входила должность замещаемая ФИО1 и которую он мог занимать исходя из его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы и работы по специальности, направлению подготовки, 24 апреля 2020 года истцу были предложены имеющиеся вакантные должности федеральной государственной гражданской службы старшего специалиста 2-го разряда отделения судебных приставов по Брянскому, Жирятинскому районам и г. Сельцо, старшего специалиста 2-го разряда Володарского районного отделения судебных приставов г. Брянска, старшего специалиста 2 разряда Фокинского районного отделения судебных приставов г. Брянска. Истец в указанный день выразил несогласие на замещение предложенных должностей. 24 апреля 200 года был издан приказ № 260-к об увольнении ФИО1 с федеральной государственной гражданской службы с 30 апреля 2020 года в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе.

Считают, что процедура увольнения истца в связи с сокращением должностей соблюдена, поскольку законом не возложена обязанность на работодателя, предлагать государственному служащему все имеющиеся вакантные должности гражданской службы в государственном органе, либо в ином органе, а лишь имеет право предложить иную должность, что ответчиком было выполнено. О предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы истец был уведомлен более чем за два месяца. Уведомлением от 13 января 2019 года первичной профсоюзной организации УФССП России по Брянской области было сообщено о возможном сокращении и увольнении государственных гражданских служащих. Также, Управлением направлялись запросы о наличии вакантных должностей в Управление Росреестра, УМВД России по Брянской области, Управление Федерального казначейства по Брянской области, Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Брянской области, и согласно полученным ответам вакантные должности, соответствующей категории и группы отсутствовали.

Суд, выслушав стороны, получив заключение прокурора, полагавшего необходимым оставить иск без удовлетворения, поскольку процедура увольнения ФИО1 в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы ответчиком не была нарушена, изучив материалы дела, проходит к следующему.

Условия прохождения государственной гражданской службы, в том числе судебных приставов регулируются положениями Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

Статьей 73 указанного Федерального закона предусмотрено, что федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной этим федеральным законом.

В соответствии с пунктом 30 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. № 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" при рассмотрении дел о восстановлении в должности гражданских служащих, уволенных в связи с ликвидацией государственного органа или сокращением должностей гражданской службы, следует руководствоваться положениями статей 31, 33 и 38 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

В соответствии с частью 1 статьи 31 данного Федерального закона при сокращении должностей гражданской службы государственно-служебные отношения с гражданским служащим, замещающим сокращаемую должность гражданской службы, продолжаются в случае: предоставления гражданскому служащему с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности возможности замещения иной должности гражданской службы в том же государственном органе либо в другом государственном органе; направления гражданского служащего на профессиональную переподготовку или повышение квалификации.

Согласно части 2 статьи 31 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" о предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы или упразднением государственного органа гражданский служащий, замещающий сокращаемую должность государственной гражданской службы в государственном органе или должность государственной гражданской службы в упраздняемом государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.

В силу пункта 4 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ общими основаниями прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы являются: расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя (часть 7 статьи 27 и статья 37 настоящего Федерального закона).

Служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае сокращения должностей гражданской службы в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона (в редакции Федерального закона 5 апреля 2013 г. № 57-ФЗ).

В соответствии с частью 5 статьи 31 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Частью 6 статьи 31 этого же закона предусмотрено, что в случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается при сокращении должностей государственной гражданской службы в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 данного Федерального закона и при упразднении государственного органа в соответствии с пунктом 8.3 части 1 статьи 37 этого же закона.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 2013 года № 822 в соответствии с частью 5 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ утверждены Правила предоставления государственному гражданскому служащему в случае отсутствия вакантных должностей в государственном органе, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы, или государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантной должности государственной гражданской службы в иных государственных органах (далее - Правила).

Согласно пункту 2 Правил при отсутствии вакантных должностей государственной гражданской службы, отвечающих требованиям части 1 статьи 31 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", в государственном органе, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы, или государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, кадровая служба указанных органов не позднее чем за 30 дней до дня предстоящего увольнения государственного гражданского служащего в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы или упразднением государственного органа осуществляет поиск вакантных должностей государственной гражданской службы в иных государственных органах, в том числе посредством федеральной государственной информационной системы "Федеральный портал государственной службы и управленческих кадров", с учетом категории и группы замещаемой государственным гражданским служащим должности государственной гражданской службы, уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы (государственной службы иных видов) или работы (службы) по специальности.

Уведомление о предложении государственному гражданскому служащему вакантных должностей государственной гражданской службы в иных государственных органах с приложением списка этих вакантных должностей, подписанное представителем нанимателя или уполномоченным им лицом, вручается кадровой службой государственному гражданскому служащему под роспись не позднее чем за 25 дней до дня предстоящего увольнения в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы в государственном органе, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы, или с упразднением государственного органа (пункт 4 Правил).

По смыслу изложенных нормативных положений, в случае сокращения должности гражданской службы, представитель нанимателя государственного органа обязан предложить гражданскому служащему, замещающему должность гражданской службы, все имеющиеся у него вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки. При этом обязанность предложить вакантные должности гражданской службы гражданскому служащему должна быть исполнена представителем нанимателя в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении до дня предстоящего увольнения. В случае отсутствия в государственном органе вакантных должностей гражданской службы представитель нанимателя предлагает гражданскому служащему вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определенном Правилами. Освобождение гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы и увольнение его с гражданской службы в связи с упразднением государственного органа допускается только в случае отказа гражданского служащего от предложенной ему для замещения иной должности государственной гражданской службы, в том числе в другом государственном органе.

Статьей 38 указанного Федерального закона предусмотрено, что при принятии решения о возможном расторжении служебного контракта с гражданским служащим в соответствии со статьей 33 Федерального закона представитель нанимателя в письменной форме информирует об этом выборный профсоюзный орган данного государственного органа не позднее чем за два месяца до сокращения соответствующей должности гражданской службы.

Как следует из представленных сторонами доказательств, ФИО1 с 2001 года замещал различные должности государственной гражданской службы в УФССП России по Брянской области. Приказом УФССП России по Брянской области от 03 февраля 2011 года № 88-к ФИО1 назначен на должность начальника Унечского районного отдела судебных приставов – старшего судебного пристава. Согласно должностному регламенту начальника Унечского районного отдела судебных приставов-старшего судебного пристава УФССП по Брянской области, утвержденного и.о. руководителя УФССП по Брянской области 18 июля 2017 года, в соответствии с Реестром должностей федеральной государственной гражданской службы занимаемая им должность относится к ведущей группе должностей категории «руководители» (т.1 л.д. 64).

В связи с вступлением в действие Федерального закона от 01.10.2019 № 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" 01 января 2020 года издан приказ ФССП России № 48 «Об утверждении и введении в действие структуры и штатного расписания Управления Федеральной службы судебных приставов по Брянской области» которым замещаемая истцом должность начальника Унечского районного отдела судебных приставов сокращена 1 мая 2020 года.

14 января 2020 года ФИО1 уведомлен о предстоящем сокращении замещаемой им должности (т.1 л.д. 8).

27 февраля 2020 года ФИО1 уведомлен о невозможности принятия его на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации (т.1 л.д. 37).

ФИО1 вручено уведомление с предложением о занятии должностей федеральной государственной гражданской службы: старшего специалиста 2 разряда отделения судебных приставов по Брянскому, Жирятинскому районам и г. Сельцо УФССП России по Брянской области; старшего специалиста 2 разряда Володарского районного отделения судебных приставов г. Брянска УФССП России по Брянской области; старшего специалиста 2 разряда Фокинского районного отделения судебных приставов г. Брянска УФССП России по Брянской области, от занятия которых ФИО1, как отражено в расписке от 24 апреля 2020 года отказался (т. 1 л.д. 38).

Указанной распиской опровергается, довод истца о его ознакомлении с уведомлением руководства УФССП России по Брянской области и предложенными ему должностями только 27 апреля 2020 года.

В соответствии с приказом № 260-к от 24 апреля 2020 года, с ФИО1 расторгнут служебный контракт, и он уволен с государственной гражданской службы 30 апреля 2020 года с должности начальника отдела – старшего судебного пристава Унечского районного отдела судебных приставов УФССП России по Брянской области в соответствии с п. 8.2 ч. 1 и 3.1 ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи с сокращением в государственном органе должностей гражданской службы (т. 1 л.д. 41).

Из пояснений сторон в судебном заседании и материалов дела следует, что уведомлением от 24 апреля 2020 года УФССП России по Брянской области ФИО1 были предложены вакантные должности не соответствующие категории и группе замещаемой истцом должности – ведущая группа должностей категория «руководители».

Анализ штатного расписания, действующего в УФССП по Брянской области до 01.05.2020 г., анализ штатного расписания, действующего с 01.05.2020 г., приказов о приеме на работу и увольнении государственных гражданских служащих начиная с 01 января 2020 г., а так же соответствующих пояснений представителей ответчика (т. 1 л.д. 126-178, 193-235, т. 2 л.д. 16-95, 101-113) указывает, что на момент проведения мероприятий по уведомлению истца о предстоящем сокращении занимаемой им должности и до момента увольнения ФИО1 – 30 апреля 2020 года в УФССП по Брянской области отсутствовали вакантные и несокращаемые с 01.05.2020 г. должности государственной гражданской службы, отнесенные к ведущей группе должностей категории «руководители», в связи с чем ему были предложены иные вакантные должности, имевшиеся в государственном органе, от занятия которых истец отказался.

Доводы истца о том, что ему не были предложены должности в правовом отделе, отделе материально-технического обеспечения и организационно-контрольном отделе, а также отделе по работе с обращениями граждан суд отклоняет, поскольку изучение представленных доказательств позволяет сделать вывод об отсутствии в период проведения мероприятий, связанных с увольнением истца с гражданской службы вакантных должностей в указанных отделах, относящихся к категории и группе должностей, которую занимал истец.

Суд также отклоняет доводы истца о том, что ему ответчиком не было предложено вакантных должностей государственной гражданской службы в иных государственных органах, поскольку опровергаются материалами дела.

Так, из пояснений представителей ответчика следует, что УФССП России по Брянской области направлялись запросы о наличии вакантных должностей в Управление Министерства юстиции Российской Федерации, Управление Федерального казначейства по Брянской области, Управление ФНС России по Брянской области, Брянскую таможню, УМВД России по Брянской области, Управление Росреестра по Брянской области, Управление Судебного департамента в Брянской области, на которые были получены ответы. Сведения о наличии вакантных должностей в иных государственных органах были направлены в отделы УФССП России по Брянской области посредством ведомственной электронной почты (л.д. 48-61). Более того, положения ч. 5 ст. 31 Федерального закона № 79-ФЗ не обязывают представитель нанимателя государственного органа предлагать вакантные должности в иных государственных органах.

Доводы истца о его увольнении без учета мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации также являются несостоятельными поскольку, как следует из ответа председателя профсоюзной организации УФССП России по Брянской области Профсоюза работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации, профсоюзным органом получено уведомление УФССП России по Брянской области от 13 января 2020 года о возможном расторжении служебного контракта в связи с сокращением должностей гражданской службы с федеральными государственными гражданскими служащими УФССП России по Брянской области со списком таких должностей (т. 1 л.д. 44-47). Указанные действия руководителя УФССП России по Брянской области соответствуют положениям ст. 38 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

Установленные обстоятельства и применяемые к ним нормы права позволяют придти к выводу об отказе в удовлетворении требований истца, поскольку судом установлено, что факт сокращения штата государственных гражданских служащих в УФССП России по Брянской области имел место, количество штатных единиц, в том числе по должности, которую занимал истец, сократилось, о сокращении должности гражданской службы и предстоящем увольнении истец был уведомлен в установленные законом сроки, вакантных должностей соответствующей категории и группы замещаемой государственным гражданским служащим должности государственной гражданской службы, уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы (государственной службы иных видов) или работы (службы) по специальности на момент проведения мероприятий по сокращению должностей не имелось. От предложенных истцу вакантных должностей, относящихся к иной группе и категории должностей истец отказался. В связи с чем, у ответчика имелись основания для расторжения с истцом служебного контракта по п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

Поскольку оснований для удовлетворения иска ФИО1 о восстановлении на службе, судом не установлено, то требования о взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула и морального вреда удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. 194 - 198 ГПК РФ суд,

Р Е Ш И Л:

ФИО1 в иске к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Брянской области о признании увольнения незаконным, взыскании среднего заработка за время прогула, взыскании морального вреда, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд в течение месяца через Климовский районный суд Брянской области.

Судья И.Н. Бобов