РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Красноярск 21 января 2014 года
Центральный районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Жуля А.В.,
с участием процессуального истца помощника Енисейского транспортного прокурора Ятиной Е.В.,
представителя ответчика Федерального бюджетного учреждения «Администрация Енисейского бассейна внутренних водных путей»,
представителя третьего лица Енисейского управления государственного морского и речного надзора ФИО1,
при секретаре Олиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Енисейского транспортного прокурора в защиту неопределенного круга лиц к Федеральному бюджетному учреждению «Администрация Енисейского бассейна внутренних водных путей» о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по созданию лоцманской службы,
У С Т А Н О В И Л:
Енисейский транспортный прокурор обратился в суд с иском в защиту неопределенного круга лиц к Федеральному бюджетному учреждению «Администрация Енисейского бассейна внутренних водных путей» о признании незаконным бездействия по созданию лоцманской службы для выполнения лоцманской проводки судов на внутренних водных путях Енисейского водного бассейна и возложении обязанности по созданию лоцманской службы.
Требования иска мотивированы тем, что в соответствии с п.1.1. Устава Федерального бюджетного учреждения «Администрация Енисейского бассейна внутренних водных путей», оно осуществляет функции администрации Енисейского бассейна внутренних водных путей по выполнению государственных работ и оказанию услуг в сфере внутреннего водного транспорта в соответствии с КВВТ РФ.
Согласно пп.15 п.3.4. Устава ответчик выполняет лоцманскую проводку судов, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, по договорам с физическими и юридическими лицами на возмездной основе.
Согласно ч.1 ст.41 КВВТ и п.п.1.1., 1.2 «Положения о лоцманской службе и лоцманской проводке судов по внутренним судоходным путям Российской Федерации» в целях обеспечения безопасности плавания судов по внутренним водным путям и предотвращения транспортных происшествий судами создаются государственные лоцманские службы и негосударственные организации по лоцманской проводке судов. Государственные лоцманские службы создаются в составе администраций бассейнов внутренних водных путей.
В соответствии с ч.ч. 3,4 ст.41 КВВТ РФ перечень участков внутренних водных путей Российской Федерации, типов и размеров судов, подлежащих обязательной лоцманской проводке, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
Приказом Минтранса РФ от 04.09.2003 № 182 утвержден Перечень участков внутренних водных путей Российской Федерации, типов и размеров судов, подлежащих обязательной лоцманской проводке.
В соответствии с п.4 указанного Перечня, обязательная лоцманская проводка должна осуществляться на всех участках внутренних водных путей для судов, осуществляющих буксировку или толкание спецобъектов.
Кроме того, в соответствии с п.7 Правил плавания по внутренним водным путям Российской Федерации спортивных парусных судов, прогулочных судов под флагами иностранных государств, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.05.2012 года № 472 осуществляется:
- на участках внутренних водных путей Российской Федерации, установленных в соответствии с п.3 ст.41 КВВТ РФ в качестве районов обязательной лоцманской проводки;
- на участках внутренних водных путей Российской Федерации, не вошедших в число установленных в соответствии с п.3 ст.41 КВВТ РФ в качестве районов обязательной лоцманской проводки, на которых из-за навигационной, гидрометеорологической обстановки, интенсивности судоходства, характера грузопотока и иных причин условия плавания представляют повышенную сложность.
В связи с тем, что до настоящего времени лоцманская служба на территории Красноярского края не создана, прокурор обратился в суд с настоящим иском.
В судебном заседании помощник Енисейского транспортного прокурора требования искового заявления поддержала, по основаниям изложенным в нем.
Представитель ответчика, а также представитель третьего лица Енисейского управления государственного морского и речного надзора в судебном заседании требования искового заявления не признали, просили отказать в их удовлетворении, так как у ответчика отсутствует обязанность по созданию лоцманской службы. Кроме того, даже если создать данную службу, то она будет невостребованная, так как за последние 50 лет иностранные суда не заходили в Енисейский бассейн, в связи с тем, что вследствие малых гарантированных глубин на водных путях бассейна, эпизодическая доставка груза осуществляется только до морского порта Дудинка, где происходит перегрузка грузов на речные суда для дальнейшей транспортировки этих грузов. Также, показали, что понятие спецобъекта ничем не определено, в связи с чем, ссылки прокурора в обоснование своих требований на п.4 Перечня являются необоснованными.
Третье лицо, Федеральное агентство морского и речного транспорта, извещенное о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило, о причинах его неявки суду не сообщило, в связи с чем, дело рассмотрено в отсутствие его представителя.
Выслушав участников процесса, исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд считает, что оснований для удовлетворения исковых требований не имеется, по следующим основаниям.
Так, в судебном заседании установлено, что Федеральным бюджетным учреждением «Администрация Енисейского бассейна внутренних водных путей» лоцманская служба для выполнения лоцманской проводки судов на внутренних водных путях Енисейского водного бассейна не создавалась.
В соответствии с п.1 ст.41 КВВТ в целях обеспечения безопасности плавания судов по внутренним водным путям и предотвращения транспортных происшествий с судами создаются государственные лоцманские службы и негосударственные организации по лоцманской проводке судов. Государственные лоцманские службы создаются в составе администраций бассейнов внутренних водных путей.
Услуги государственных лоцманских служб и негосударственных организаций по лоцманской проводке судов оказываются на возмездной основе.
Перечень участков внутренних водных путей, типов и размеров судов, подлежащих обязательной лоцманской проводке, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области транспорта (п.3).
Государственная лоцманская служба и негосударственная организация по лоцманской проводке судов обязаны в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, застраховать свою гражданскую ответственность на случай возмещения вреда, который может быть причинен судовладельцу по вине лоцмана (п.6).
Суда, плавающие под флагами иностранных государств, за исключением судов, предусмотренных пунктом 2 статьи 23.1 настоящего Кодекса, в течение всего пути следования по внутренним водным путям подлежат обязательной лоцманской проводке, если иное не установлено международными договорами Российской Федерации.
Порядок лоцманской проводки судов, предусмотренных пунктом 2 статьи 23.1 настоящего Кодекса, порядок установления районов обязательной и районов необязательной лоцманской проводки таких судов и категорий судов, освобождаемых от обязательной лоцманской проводки, устанавливаются правилами, предусмотренными абзацем первым пункта 2 статьи 23.1 настоящего Кодекса (п.7).
Согласно п.2 ст.23.1. КВВТ РФ плавание спортивных парусных судов и прогулочных судов под флагами иностранных государств по внутренним водным путям осуществляется в соответствии с правилами, установленными Правительством Российской Федерации.
При плавании по внутренним водным путям на указанных судах должны находиться документы, подтверждающие тип и назначение соответствующего судна, право его плавания под флагом государства, в котором зарегистрировано судно.
В соответствии с п.1.2. "Положения о лоцманской службе и лоцманской проводке судов по внутренним судоходным путям Российской Федерации", утвержденного Приказом Минтранса РФ от 03.02.1995 N 11 лоцманские службы могут создаваться Государственными бассейновыми управлениями водных путей и судоходства, морскими администрациями устьевых и морских портов, а также другими юридическими лицами и гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Во исполнение п.3 ст.41 КВВТ РФ приказом от 04.09.2003 года № 182 Минтрансом РФ утвержден Перечень участков внутренних водных путей Российской Федерации, типов и размеров судов, подлежащих обязательной лоцманской проводке, который является закрытым. Енисейский бассейн в данный Перечень не вошел.
Также, п.4 данного Перечня определено, что на всех участках внутренних водных путей - для судов, осуществляющих буксировку или толкание спецобъектов необходима лоцманская проводка. Однако на законодательном уровне расшифровка понятию спецобъектов не дана.
Согласно показаний в судебном заседании представителя ответчика и представителя третьего лица Енисейского управления государственного морского и речного надзора в Енисейском бассейне буксировка или толкание спецобъектов не осуществляется, также нет шлюзирующихся судов, имеющих размеры, уменьшающие запасы камер шлюзов. Доказательств обратного стороной истца в соответствии со ст.56 ГПК РФ суду не представлено.
Таким образом, из системного толкования указанных норм права следует, что на законодательном уровне на Федеральное бюджетное учреждение «Администрация Енисейского бассейна внутренних водных путей» обязанность по созданию лоцманской службы не возложена, в связи с чем, у ответчика имеется право создавать лоцманскую службу либо нет.
Кроме того, учитывая, что лоцманская служба должна действовать на платной основе, то данная деятельность является хозяйственной (коммерческой), а следовательно прокурор не вправе вмешиваться в хозяйственную деятельность ответчика.
При таких обстоятельствах суд считает, что оснований для удовлетворения требований искового заявления не имеется, в связи с чем, в его удовлетворении следует отказать.
Доводы истца о том, что в Уставе ответчика предусмотрена коммерческая деятельность по выполнению лоцманской проводки судов (пп.15 п.3.4. Устава) следовательно ответчик должен создать лоцманскую службу являются необоснованными, так как это хозяйственная деятельность ответчика, и он праве ее осуществлять либо нет.
Также, являются необоснованными доводы стороны истца о необходимости создания лоцманской службы, для осуществления лоцманской проводки иностранным судам, так как создание лоцманской службы является правом ответчика, а не его обязанностью. Кроме того, территория Енисейского бассейна не входит в перечень участков внутренних водных путей Российской Федерации, на которых обязательно создание лоцманской службы.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Енисейского транспортного прокурора в защиту неопределенного круга лиц к Федеральному бюджетному учреждению «Администрация Енисейского бассейна внутренних водных путей» о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по созданию лоцманской службы- отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня изготовления мотивировочной части, с подачей жалобы через Центральный районный суд г. Красноярска.
Председательствующий подпись А.В. Жуль
Мотивировочная часть решения изготовлена 27.01.2014 года.
Верно:
Судья А.В. Жуль