ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-347/2021 от 21.05.2021 Харабалинского районного суда (Астраханская область)

дело № 2-347/2021

30RS0014-01-2021-000429-19

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Астраханская область, г. Харабали 21 мая 2021 года

Харабалинский районный суд Астраханской области в составе председательствующего судьи Мендалиева Т.М.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Есенгужаевой Е.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Астраханского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Сельскохозяйственное предприятие – птицефабрика «Харабалинская» об обязании представить заявление и нормативы образования отходов и лимиты на их размещение,

установил:

Астраханский межрайонный природоохранный прокурор в интересах Российской Федерации, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «Сельскохозяйственное предприятие – птицефабрика «Харабалинская» (далее – ООО «СХП-птицефабрика «Харабалинская») об обязании представить заявление и нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, указав, что в ходе проведения проверки соблюдения требований природоохранного законодательства в деятельности ООО «СХП-птицефабрика «Харабалинская» установлено несоблюдение требований действующего законодательства в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления. ООО «СХП-Птицефабрика «Харабалинская» является самостоятельным юридическим лицом, осуществляющим свою деятельность на основании Устава, согласно которому основным видом деятельности юридического лица является извлечение прибыли, связанное с разведением сельскохозяйственной птицы, выращиванием и разведением сельскохозяйственной птицы: кур, индеек, уток, гусей и цесарок, производством яиц сельскохозяйственной птицы и др. На основании свидетельства об актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, от ДД.ММ.ГГГГ выданного Управлением Росприроднадзора по Астраханской области, Общество эксплуатирует объект I категории негативного воздействия на окружающую с кодом <данные изъяты> по адресу: <адрес>. Согласно журнала учета движения отходов за ДД.ММ.ГГГГ данных статистической отчетности по форме 2-ТП (отходы) за ДД.ММ.ГГГГ год, у ООО «СХП-Птицефабрика «Харабалинская» образовывались такие отходы, как: мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (код по ), смет с территорий предприятия малоопасный (код по ) и др. Вместе с тем, в нарушение требований ст. 18 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» у ООО «СХП-Птицефабрика «Харабалинская» отсутствуют утвержденные в установленном законом порядке органом государственной власти нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. В этой связи в адрес генерального директора юридического лица прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений закона, причин и условий, им способствующих, однако ответчиком не принято надлежащих мер, направленных на устранение выявленных нарушений закона в части разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, что подтверждается письмо предприятия от ДД.ММ.ГГГГ (вх. от ДД.ММ.ГГГГ). Выявленные нарушения закона являются существенным нарушением конституционных прав граждан (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую природную среду, охрану здоровья, гарантированных ст. ст. 41, 42 Конституции Российской Федерации, ст. 8 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», согласно которым каждый имеет право на охрану здоровья и на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, а также является нарушением охраняемых законом интересов общества и государства. Ответчиком также нарушены интересы Российской Федерации, поскольку в соответствии со ст. 2 Конституции РФ соблюдение и защита права каждого на благоприятную окружающую среду - обязанность государства. В указанной связи бездействие ответчиков не позволяет обеспечить реализацию права граждан на благоприятную окружающую среду, а также реализацию единой политики в сфере обращения с отходами, соблюдение федерального законодательства всеми органами власти, организациями, предприятиями, юридическими и физическими лицами. Просит обязать ответчика - Общество с ограниченной ответственностью «Сельскохозяйственное предприятие - птицефабрика «Харабалинская» в 6-месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу в соответствии с Порядком разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденным приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ, представить в Межрегиональное управление Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям заявление и нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, разработанные в соответствии с Методическими указаниями по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденными приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ, а также получить в соответствии с п. 15 указанного порядка решение об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и утвержденные нормативы образования отходов и лимиты на их размещение для объекта по адресу: <адрес>.

В судебном заседании прокурор ФИО2 заявленные исковые требования поддержал и просил удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика ООО «СХП-птицефабрика «Харабалинская» ФИО3 в судебном заседании исковые требования признала в полном объеме.

Выслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

На основании ст. 2 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.

В соответствии с ч. 1 ст. 19 Закона № 7-ФЗ нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.

Нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иных нормативов в области охраны окружающей среды, а также государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды.

Согласно ст. 22 Федерального закона "Об охране окружающей среды", ст. 18 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" нормативы образования отходов и лимитов на их размещение устанавливаются для обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства).

Порядок оформления комплексного экологического разрешения установлен Постановлением Правительства РФ от 13.02.2019 № 143 "О порядке выдачи комплексных экологических разрешений, их переоформления, пересмотра, внесения в них изменений, а также отзыва". Комплексное экологическое разрешение выдается юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся к объектам I категории на отдельный объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, в том числе линейный объект, на основании заявки на получение разрешения.

В соответствии с пунктом 3 статьи 18 Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения, предусмотренного законодательством в области охраны окружающей среды.

Согласно пункту 3 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного Приказом Минприроды России от 08.12.2020 № 1029 "Об утверждении порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются для каждого объекта I категории, а в случае, предусмотренном пунктом 12 статьи 31.1 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" для объекта II категории в соответствии с методическими указаниями по разработке нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденными Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Нормативы образования отходов разрабатываются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами на основании расчетов и имеющихся данных об удельном образовании отходов при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг, проектной документации.

Нормативы образования отходов служат для определения ожидаемых количеств образующихся отходов конкретных видов с учетом планируемых объемов производства продукции, выполняемых работ, оказания услуг.

В случае, предусмотренном частью 1.1 статьи 11 Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются для каждого объекта I категории в соответствии с пунктами 2 - 4 настоящего Порядка, утверждаются, выдаются и переоформляются в соответствии с пунктами 10 - 21 настоящего Порядка. (п. 9 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение)

Согласно п. 12 Постановления Правительства РФ от 13.02.2019 № 143 "О порядке выдачи комплексных экологических разрешений, их переоформления, пересмотра, внесения в них изменений, а также отзыва" территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в течение 25 календарных дней после приема к рассмотрению заявки на получение разрешения, но не позднее чем в месячный срок со дня получения указанной заявки, выдает заявителю разрешение по форме, установленной Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации или отказывает в выдаче разрешения.

В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что Астраханской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения ООО «СХП-птицефабрика «Харабалинская» требований законодательства об отходах производства и потребления при ведении хозяйственной деятельности по адресу: <адрес>. Установлено, что по вышеуказанному адресу ООО «СХП-птицефабрика «Харабалинская» осуществляет деятельность, связанную с разведением сельскохозяйственной птицы, выращиванием и разведением сельскохозяйственной птицы: кур, индеек, уток, гусей и цесарок, производством яиц сельскохозяйственной птицы и др. В ходе указанной деятельности Общество эксплуатирует объект I категории негативного воздействия на окружающую среду с кодом У ООО «СХП-Птицефабрика «Харабалинская» образовывались такие отходы, как: мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (код по ), смет с территорий предприятия малоопасный (код по ) и др.

Вместе с тем, в нарушение требований ст. 18 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» у ООО «СХП-Птицефабрика «Харабалинская» отсутствуют утвержденные в установленном законом порядке органом государственной власти нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Изложенные обстоятельства в судебном заседании были подтверждены сторонами.

Отнесение ООО «СХП-Птицефабрика «Харабалинская» к объектам I категории подтверждается свидетельством об актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Управлением Росприроднадзора по Астраханской области.

Постановлением Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям от ДД.ММ.ГГГГ за совершение указанного правонарушения генеральный директор ООО «СХП-Птицефабрика «Харабалинская» ФИО4 привлечен к административной ответственности по <данные изъяты> Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Кроме того, Астраханской межрайонной природоохранной прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ вносилось представление об устранении нарушений требований законодательства об отходах производства и потребления, которое до настоящего времени ответчиком не исполнено.

Отсутствие у ООО «СХП-Птицефабрика «Харабалинская» по настоящее время нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, препятствует установлению реального объема отходов, подлежащих вывозу и размещению, что не позволяет сделать достоверные выводы о степени влияния деятельности ответчика на окружающую среду.

Доказательств обратного суду не предоставлено.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении в полном объеме заявленных истцом исковых требований об обязании ООО «СХП-Птицефабрика «Харабалинская» в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разработать и согласовать в установленном законном порядке нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение на образующееся при осуществлении указанным обществом деятельности отходы по адресу: <адрес>.

В соответствии со ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ответчик вправе признать иск.

В соответствии с ч.3 ст.173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при признании иска ответчиком и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований.

Признание настоящего иска ответчиками не противоречит закону, не ущемляет прав и интересов иных лиц, а потому принимается судом.

Суд принимает признание иска ответчиком, т.к. это не противоречит закону и не нарушает права третьих лиц.

В силу ч.1 ст.103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

В силу п.п.9 п.1 ст.333.36 НК РФ, прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции.

Таким образом, госпошлина, от уплаты которой истец был освобожден, подлежит взысканию с ответчика в доход местного бюджета, в размере, установленном п.1 ст.333.19 НК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования Астраханского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Сельскохозяйственное предприятие – птицефабрика «Харабалинская» об обязании представить заявление и нормативы образования отходов и лимиты на их размещение - удовлетворить.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Сельскохозяйственное предприятие – птицефабрика «Харабалинская» в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу в соответствии с Порядком разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденным Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ, представить в Межрегиональное управление Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям заявление и нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, разработанные в соответствии с Методическими указаниями по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденным приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ, а также получить решение об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и утвержденные нормативы образования отходов и лимиты на их размещение для объекта, по адресу: <адрес>.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Сельскохозяйственное предприятие – птицефабрика «Харабалинская» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Астраханский областной суд через Харабалинский районный суд Астраханской области в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято судом 26.05.2021 г.

Судья: Мендалиев Т.М.