дело № 2-347/2021
30RS0014-01-2021-000429-19
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Астраханская область, г. Харабали 21 мая 2021 года
Харабалинский районный суд Астраханской области в составе председательствующего судьи Мендалиева Т.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Есенгужаевой Е.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Астраханского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Сельскохозяйственное предприятие – птицефабрика «Харабалинская» об обязании представить заявление и нормативы образования отходов и лимиты на их размещение,
установил:
Астраханский межрайонный природоохранный прокурор в интересах Российской Федерации, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «Сельскохозяйственное предприятие – птицефабрика «Харабалинская» (далее – ООО «СХП-птицефабрика «Харабалинская») об обязании представить заявление и нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, указав, что в ходе проведения проверки соблюдения требований природоохранного законодательства в деятельности ООО «СХП-птицефабрика «Харабалинская» установлено несоблюдение требований действующего законодательства в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления. ООО «СХП-Птицефабрика «Харабалинская» является самостоятельным юридическим лицом, осуществляющим свою деятельность на основании Устава, согласно которому основным видом деятельности юридического лица является извлечение прибыли, связанное с разведением сельскохозяйственной птицы, выращиванием и разведением сельскохозяйственной птицы: кур, индеек, уток, гусей и цесарок, производством яиц сельскохозяйственной птицы и др. На основании свидетельства об актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, от ДД.ММ.ГГГГ№ выданного Управлением Росприроднадзора по Астраханской области, Общество эксплуатирует объект I категории негативного воздействия на окружающую с кодом <данные изъяты> по адресу: <адрес>. Согласно журнала учета движения отходов за ДД.ММ.ГГГГ данных статистической отчетности по форме 2-ТП (отходы) за ДД.ММ.ГГГГ год, у ООО «СХП-Птицефабрика «Харабалинская» образовывались такие отходы, как: мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (код по №), смет с территорий предприятия малоопасный (код по №) и др. Вместе с тем, в нарушение требований ст. 18 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» у ООО «СХП-Птицефабрика «Харабалинская» отсутствуют утвержденные в установленном законом порядке органом государственной власти нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. В этой связи в адрес генерального директора юридического лица прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений закона, причин и условий, им способствующих, однако ответчиком не принято надлежащих мер, направленных на устранение выявленных нарушений закона в части разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, что подтверждается письмо предприятия от ДД.ММ.ГГГГ№ (вх. № от ДД.ММ.ГГГГ). Выявленные нарушения закона являются существенным нарушением конституционных прав граждан (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую природную среду, охрану здоровья, гарантированных ст. ст. 41, 42 Конституции Российской Федерации, ст. 8 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», согласно которым каждый имеет право на охрану здоровья и на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, а также является нарушением охраняемых законом интересов общества и государства. Ответчиком также нарушены интересы Российской Федерации, поскольку в соответствии со ст. 2 Конституции РФ соблюдение и защита права каждого на благоприятную окружающую среду - обязанность государства. В указанной связи бездействие ответчиков не позволяет обеспечить реализацию права граждан на благоприятную окружающую среду, а также реализацию единой политики в сфере обращения с отходами, соблюдение федерального законодательства всеми органами власти, организациями, предприятиями, юридическими и физическими лицами. Просит обязать ответчика - Общество с ограниченной ответственностью «Сельскохозяйственное предприятие - птицефабрика «Харабалинская» в 6-месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу в соответствии с Порядком разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденным приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ№, представить в Межрегиональное управление Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям заявление и нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, разработанные в соответствии с Методическими указаниями по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденными приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ№, а также получить в соответствии с п. 15 указанного порядка решение об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и утвержденные нормативы образования отходов и лимиты на их размещение для объекта по адресу: <адрес>.
В судебном заседании прокурор ФИО2 заявленные исковые требования поддержал и просил удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика ООО «СХП-птицефабрика «Харабалинская» ФИО3 в судебном заседании исковые требования признала в полном объеме.
Выслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании ст. 2 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.
В соответствии с ч. 1 ст. 19 Закона № 7-ФЗ нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.
Нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иных нормативов в области охраны окружающей среды, а также государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды.
Согласно ст. 22 Федерального закона "Об охране окружающей среды", ст. 18 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" нормативы образования отходов и лимитов на их размещение устанавливаются для обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства).
Порядок оформления комплексного экологического разрешения установлен Постановлением Правительства РФ от 13.02.2019 № 143 "О порядке выдачи комплексных экологических разрешений, их переоформления, пересмотра, внесения в них изменений, а также отзыва". Комплексное экологическое разрешение выдается юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся к объектам I категории на отдельный объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, в том числе линейный объект, на основании заявки на получение разрешения.
В соответствии с пунктом 3 статьи 18 Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения, предусмотренного законодательством в области охраны окружающей среды.
Согласно пункту 3 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного Приказом Минприроды России от 08.12.2020 № 1029 "Об утверждении порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются для каждого объекта I категории, а в случае, предусмотренном пунктом 12 статьи 31.1 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" для объекта II категории в соответствии с методическими указаниями по разработке нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденными Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Нормативы образования отходов разрабатываются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами на основании расчетов и имеющихся данных об удельном образовании отходов при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг, проектной документации.
Нормативы образования отходов служат для определения ожидаемых количеств образующихся отходов конкретных видов с учетом планируемых объемов производства продукции, выполняемых работ, оказания услуг.
В случае, предусмотренном частью 1.1 статьи 11 Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются для каждого объекта I категории в соответствии с пунктами 2 - 4 настоящего Порядка, утверждаются, выдаются и переоформляются в соответствии с пунктами 10 - 21 настоящего Порядка. (п. 9 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение)
Согласно п. 12 Постановления Правительства РФ от 13.02.2019 № 143 "О порядке выдачи комплексных экологических разрешений, их переоформления, пересмотра, внесения в них изменений, а также отзыва" территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в течение 25 календарных дней после приема к рассмотрению заявки на получение разрешения, но не позднее чем в месячный срок со дня получения указанной заявки, выдает заявителю разрешение по форме, установленной Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации или отказывает в выдаче разрешения.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что Астраханской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения ООО «СХП-птицефабрика «Харабалинская» требований законодательства об отходах производства и потребления при ведении хозяйственной деятельности по адресу: <адрес>. Установлено, что по вышеуказанному адресу ООО «СХП-птицефабрика «Харабалинская» осуществляет деятельность, связанную с разведением сельскохозяйственной птицы, выращиванием и разведением сельскохозяйственной птицы: кур, индеек, уток, гусей и цесарок, производством яиц сельскохозяйственной птицы и др. В ходе указанной деятельности Общество эксплуатирует объект I категории негативного воздействия на окружающую среду с кодом № У ООО «СХП-Птицефабрика «Харабалинская» образовывались такие отходы, как: мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (код по №), смет с территорий предприятия малоопасный (код по №) и др.
Вместе с тем, в нарушение требований ст. 18 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» у ООО «СХП-Птицефабрика «Харабалинская» отсутствуют утвержденные в установленном законом порядке органом государственной власти нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Изложенные обстоятельства в судебном заседании были подтверждены сторонами.
Отнесение ООО «СХП-Птицефабрика «Харабалинская» к объектам I категории подтверждается свидетельством об актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, от ДД.ММ.ГГГГ№, выданного Управлением Росприроднадзора по Астраханской области.
Постановлением Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям от ДД.ММ.ГГГГ№ за совершение указанного правонарушения генеральный директор ООО «СХП-Птицефабрика «Харабалинская» ФИО4 привлечен к административной ответственности по <данные изъяты> Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, Астраханской межрайонной природоохранной прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ вносилось представление № об устранении нарушений требований законодательства об отходах производства и потребления, которое до настоящего времени ответчиком не исполнено.
Отсутствие у ООО «СХП-Птицефабрика «Харабалинская» по настоящее время нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, препятствует установлению реального объема отходов, подлежащих вывозу и размещению, что не позволяет сделать достоверные выводы о степени влияния деятельности ответчика на окружающую среду.
Доказательств обратного суду не предоставлено.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении в полном объеме заявленных истцом исковых требований об обязании ООО «СХП-Птицефабрика «Харабалинская» в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разработать и согласовать в установленном законном порядке нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение на образующееся при осуществлении указанным обществом деятельности отходы по адресу: <адрес>.
В соответствии со ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ответчик вправе признать иск.
В соответствии с ч.3 ст.173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при признании иска ответчиком и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований.
Признание настоящего иска ответчиками не противоречит закону, не ущемляет прав и интересов иных лиц, а потому принимается судом.
Суд принимает признание иска ответчиком, т.к. это не противоречит закону и не нарушает права третьих лиц.
В силу ч.1 ст.103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В силу п.п.9 п.1 ст.333.36 НК РФ, прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции.
Таким образом, госпошлина, от уплаты которой истец был освобожден, подлежит взысканию с ответчика в доход местного бюджета, в размере, установленном п.1 ст.333.19 НК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Астраханского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Сельскохозяйственное предприятие – птицефабрика «Харабалинская» об обязании представить заявление и нормативы образования отходов и лимиты на их размещение - удовлетворить.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Сельскохозяйственное предприятие – птицефабрика «Харабалинская» в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу в соответствии с Порядком разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденным Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ№, представить в Межрегиональное управление Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям заявление и нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, разработанные в соответствии с Методическими указаниями по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденным приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ№, а также получить решение об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и утвержденные нормативы образования отходов и лимиты на их размещение для объекта, по адресу: <адрес>.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Сельскохозяйственное предприятие – птицефабрика «Харабалинская» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Астраханский областной суд через Харабалинский районный суд Астраханской области в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято судом 26.05.2021 г.
Судья: Мендалиев Т.М.