Дело №2-347/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
в составе:
председательствующего - судьи Володарец Н.М.,
при секретаре - Щупак О.Ф.,
с участием представителя административного истца Яцкого М.Д., представителя административных ответчиков Зимариной Ю.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Суркова Игоря Борисовича к Отделу по вопросам миграции ОМВД России по г. Евпатории Республики Крым, ОМВД России по г. Евпатории Республики Крым, заинтересованное лицо Солодухина Марина Леонидовна, о признании незаконным решения от 16 ноября 2020 года и понуждении совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Сурков Т.Б. обратился в суд с административным иском к Отделу по вопросам миграции ОМВД России по г. Евпатории Республики Крым о признании незаконным решения от 16 ноября 2020 года и понуждении совершить определенные действия, мотивируя свои требования тем, что 13 ноября 2020 года он – административный истец обратился в ГБУ РК «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг «Мои документы» с заявлением о регистрации места жительства по адресу: <адрес>, предоставив соответствующий пакет документов, однако письмом №52/48138 от 17 ноября 2020 года указанный пакет документов был возвращен ему, то есть в регистрации места жительства ему было отказано. При этом основанием для указанного отказа послужило непредоставление заявителем документов, поименованных в п. 49.4 Приказа МВД России от 31 декабря 2017 года №984, согласно которого одновременно с заявлением о регистрации по месту жительства заявитель представляет, в том числе, письменное согласие о вселении гражданина в жилое помещение от проживающих совместно с нанимателем жилого помещения совершеннолетних пользователей, наймодателя, всех участников долевой собственности (при необходимости). Поскольку он – административный истец проживает в указанном в заявлении о регистрации жилом помещении с согласия собственника Солодухиной М.Л., иных фактически проживающих в указанном жилом помещении лиц не имеется, как и лиц, зарегистрированных по указанному адресу, считает отказ административного ответчика в регистрации места жительства незаконным, нарушающим его – административного истца права на пользование жилым помещением, предоставленным ему собственником, а также ставит его – административного истца в положение, когда к нему могут быть применены меры административного принуждения в виде штрафа за неисполнение обязанности зарегистрироваться по вновь избранному месту жительства в установленный действующим законодательством срок. Просит суд признать решение отдела по вопросам миграции ОМВД России по г. Евпатории от 16 ноября 2020 года, и оформленное письмом №5а/48138 от 17 ноября 2020 года, об отказе в регистрации по месту жительства Суркова И.Б. в жилом помещении по адресу: <адрес>, - незаконным и отменить его, обязать отдел по вопросам миграции ОМВД России по г. Евпатории зарегистрировать Суркова И.Б. по месту жительства в жилом помещении по адресу: <адрес>.
Определением суда от 29 декабря 2020 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен ОМВД России по г. Евпатории Республики Крым, а также в качестве заинтересованного лица - Солодухина М.Л.
В судебном заседании представитель административного истца Яцкий М.Д. административный иск поддержал, дал суду пояснения аналогично изложенному в нем, просил суд заявленные требования удовлетворить.
Представитель административных ответчиков Отдела по вопросам миграции ОМВД России по г. Евпатории Республики Крым и ОМВД России по г. Евпатории Республики Крым Зимарина Ю.С. в судебном заседании исковые требования Суркова И.Б. не признала, считала их необоснованными, а действия административных ответчиков соответствующими действующему законодательству. Просила суд в удовлетворении исковых требования Суркова И.Б. отказать.
Административный истец Сурков И.Б. и заинтересованное лицо Солодухина М.Л. в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены в установленном порядке, с заявлениями и ходатайствами об отложении рассмотрения дела к суду не обращались. При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав доводы представителей сторон, исследовав материалы дела, суд считает заявленные Сурковым И.Б. требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 13 ноября 2020 года административный истец Сурков И.Б. через ГБУ Республики Крым «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг «Мои документы» обратился в отдел по вопросам миграции ОМВД России по г. Евпатории с заявлением о регистрации по месту жительства по адресу: <адрес>. При этом к поданному заявлению им предоставлены договор дарения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между ФИО, как продавцом, и Солодухиной М.Л., как покупателем, договор дарения доли дома от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между ФИО1, как дарителем, и Солодухиной М.Л., как одаряемой, договор найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ - квартир <адрес>, заключенный между Солодухиной М.Л., как наймодателем, и Сурковым И.Б., как нанимателем, заявление Солодухиной М.Л. о согласии и регистрации по месту жительства по адресу: <адрес>, Суркова И.Б., удостоверенное 17 июля 2020 года нотариусом города Москвы ФИО2, и технический паспорт квартиры <адрес>.
16 ноября 2020 года по решению отдела по вопросам миграции ОМВД России по г. Евпатории представленные документы возвращены Суркову И.Б. При этом, причиной возврата указано отсутствие письменного согласия о вселении в жилое помещение от всех проживающих совместно с нанимателем жилого помещения совершеннолетних пользователей, наймодателя, всех участников долевой собственности (при необходимости), что предусмотрено приказом МВД России от 31 декабря 2017 года №984 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дер РФ по предоставлению Государственной услуги по регистрационному учету граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ».
Указанное решение ОВД ОМВД России по г. Евпатории от 16 ноября 2020 года суд считает незаконным по следующим основаниям.
Так, Конституция Российской Федерации гарантирует каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (статья 27, часть 1).
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации регулируются Законом Российской Федерации N 5242-1 от 25 июня 1993 года "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", статьей 3 которого установлено, что в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
При регистрации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации граждане Российской Федерации представляют заявления по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и иные документы, предусмотренные настоящим Законом и правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Под местом жительства согласно статье 2 названного Закона понимается жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства. Местом жительства гражданина, относящегося к коренному малочисленному народу Российской Федерации, ведущего кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющего места, где он постоянно или преимущественно проживает, в соответствии с настоящим Законом может быть признано одно из поселений, находящихся в муниципальном районе, в границах которого проходят маршруты кочевий данного гражданина.
Процедура регистрации граждан установлена Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года №713 "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации" (далее - Правила).
В силу статьи 4 Закона Российской Федерации №5242-1 от 25 июня 1993 года "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" и пункта 2 Правил органами регистрационного учета в городах, поселках, сельских населенных пунктах, закрытых военных городках, а также в населенных пунктах, расположенных в пограничной зоне или закрытых административно-территориальных образованиях, являются территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 49 пункта 11 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 года №699, регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации осуществляет Министерство внутренних дел Российской Федерации.
Пунктом 16 (абзац первый) Правил установлено, что гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к лицам, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, и представить: документ, удостоверяющий личность; заявление установленной формы о регистрации по месту жительства; документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение.
Сроки и последовательность административных процедур (действий) подразделений по вопросам миграции территориальных органов МВД России, а также порядок их взаимодействия с иными органами и лицами при предоставлении государственной услуги по регистрации и снятию граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации определены Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденным Приказом МВД России от 31 декабря 2017 года N 984 (далее - Административный регламент).
Согласно пункту 48 Административного регламента для регистрации по месту жительства заявитель представляет заявление о регистрации по месту жительства по форме N 6 и документы, предусмотренные пунктом 49 Административного регламента.
Пунктом 49.4 Административного регламента предусмотрено, что одновременно с заявлением о регистрации по месту жительства заявитель представляет, в частности письменное согласие о вселении гражданина в жилое помещение от проживающих совместно с нанимателем жилого помещения совершеннолетних пользователей, наймодателя, всех участников долевой собственности (при необходимости).
Вопрос о наличии такой необходимости должен решаться с учетом положений пункта 57.1 Административного регламента, которыми запрещается требовать от гражданина представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги.
Исходя из приведенных положений пунктов 49.4, 57.1 Административного регламента одновременно с заявлением о регистрации по месту жительства заявитель должен представлять письменное согласие о вселении гражданина в жилое помещение от всех участников долевой собственности только в том случае, если такая необходимость предусмотрена нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги.
Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги по регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации граждан, являющихся собственниками жилых помещений, в том числе на праве общей долевой собственности, регулируются нормами жилищного и гражданского законодательства о вселении в жилое помещение, о владении и пользовании им, поскольку право быть зарегистрированным по месту жительства в жилом помещении является производным от права вселиться, владеть и пользоваться этим жилым помещением.
Согласно части 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены этим Кодексом.
При наличии нескольких сособственников жилого помещения положения статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации о правомочиях собственника жилого помещения владеть и пользоваться принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением подлежат применению в нормативном единстве с положениями статьи 247 Гражданского кодекса Российской Федерации о владении и пользовании имуществом, находящимся в долевой собственности.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 247 Гражданского кодекса Российской Федерации владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом. Участник долевой собственности имеет право на предоставление в его владение и пользование части общего имущества, соразмерной его доле, а при невозможности этого вправе требовать от других участников, владеющих и пользующихся имуществом, приходящимся на его долю, соответствующей компенсации.
По смыслу приведенной нормы, применительно к жилому помещению как к объекту жилищных прав (части 1 и 2 статьи 15, часть 1 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации), а также принимая во внимание то, что жилые помещения предназначены для проживания граждан (пункт 2 статьи 288 Гражданского кодекса Российской Федерации и часть 1 статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации), в отсутствие соглашения собственников жилого помещения о порядке пользования этим помещением, участник долевой собственности имеет право на предоставление для проживания части жилого помещения, соразмерной его доле, а при невозможности такого предоставления с учетом площади жилого помещения и других обстоятельств, право собственника может быть реализовано иными способами, в частности путем требования у других собственников, владеющих и пользующихся имуществом, приходящимся на его долю, соответствующей компенсации.
Таким образом, участник общей долевой собственности на жилое помещение не обладает безусловным правом на вселение в него и, следовательно, на проживание в жилом помещении. Реализация собственником правомочий владения и пользования жилым помещением, находящимся в долевой собственности, зависит от размера его доли в праве собственности на это жилое помещение.
Так, в случае, когда на долю, принадлежащую участнику общей собственности, приходится настолько малая жилая площадь, что она не может являться самостоятельным объектом жилищных отношений, и отсутствует реальная возможность использования этой жилой площади для проживания, реализация таким собственником правомочий владения и пользования жилым помещением зависит также от соглашения собственников.
Из материалов дела следует, что на принадлежащие 5/100 и 7/100 доли домовладения <адрес> в конкретном пользовании Солодухиной М.Л. находятся в лит. «Б» квартира №15, состоящая из помещений <данные изъяты> жилой площадью <данные изъяты> кв. м, что подтверждается договором купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ и договором дарения доли дома от ДД.ММ.ГГГГ, что свидетельствует о том, что принадлежащая Солодухиной М.Л. доля в праве общей собственности на домовладение позволяет использовать приходящуюся на нее жилую площадь для проживания.
Кроме того, как следует из правоустанавливающих документов на жилое помещение, между участниками права общей долевой собственности определен порядок пользования жилым помещением, согласно которому на принадлежащую Солодухиной М.Л. на праве собственности долю в ее конкретное пользование переданы в лит. «Б» квартира №15, состоящая из помещений <данные изъяты> жилой площадью <данные изъяты> кв. м, а также в лит. «Б» помещения <данные изъяты> жилой площадью <данные изъяты> кв. м.
Более того, из справки, предоставленной Филиалом ГУП РК «Крым БТИ» в г. Евпатории, усматривается, что фактически домовладение <адрес> состоит из квартир, то есть является многоквартирным домом.
Факт того, что указанное домовладение является многоквартирным домом подтверждается и Апелляционным определением Верховного Суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу Солодухиной М.Л. к ФИО3 о признании перепланировки и реконструкции жилого помещения незаконными и самовольными, признании помещения второго этажа нежилым, признании обустройства несоответствующим требованиям градостроительных и противопожарных норм и санитарно-эпидемиологических правил, обязании совершить определенные действия.
Также согласно заключенным собственником жилых помещений – ФИО4 договоров с ОАО «Крымэнерго» от 2 июня 2009 года и Евпаторийским УЭГХ ГУП РК «Крымгазсети» от 19 января 2018 года, коммунальные услуги по поставке электроэнергии и природного газа предоставляются в квартиру <адрес>.
Следовательно, вывод административного ответчика о возврате заявления с приложенными документами в связи с невозможностью регистрации Суркова И.Б. по месту проживания без согласия всех участников долевой собственности противоречит установленным по делу обстоятельствам о размере доли Солодухиной М.Л. и сделан при неправильном применении статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 247 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Нельзя согласиться и с выводами административного ответчика о том, что регистрация гражданина с согласия участников долевой собственности по месту жительства является формой распоряжения имуществом, и поэтому для регистрации Суркова И.Б. по месту жительства требуется согласие всех собственников жилого помещения.
Действительно, исходя из положений пункта 1 статьи 246 Гражданского кодекса Российской Федерации распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, требует согласия всех собственников, как участников сделки по распоряжению имуществом.
Применительно к вселению гражданина в жилое помещение, находящееся в общей долевой собственности, такое согласие требуется, если гражданин изначально не обладает правом владения и пользования этим жилым помещением в соответствии с его назначением, в том числе, если размер принадлежащей собственнику доли не позволяет использовать приходящуюся на нее жилую площадь для проживания.
Вместе с тем, реализация участником долевой собственности изначально принадлежащего ему, как собственнику, правомочия владения и пользования жилым помещением, а тем более регистрация иного гражданина по месту жительства, не являются формой распоряжения имуществом, поскольку этими действиями не определяется юридическая судьба вещи (жилого помещения), при этом ни само жилое помещение, ни круг лиц, имеющих права в отношении него, ни объем этих прав не претерпевают изменения.
Таким образом, представление письменного согласия на вселение в жилое помещение, находящееся у участника долевой собственности, размер доли которого позволяет использовать приходящуюся на нее жилую площадь для проживания, от других участников долевой собственности не предусмотрено законом в качестве необходимого, а потому доводы административного ответчика об обязательности его представления для регистрации по месту жительства противоречит буквальному содержанию пункта 49.4 Административного регламента.
Кроме того, согласно п. 58.2 Административного регламента отсутствие документов, обязательное представление которых предусмотрено Административным регламентом, является основанием для отказа в приеме заявления о регистрации и документов, необходимых для предоставления государственной услуги. В то время, как административный ответчик, указывая на отсутствие необходимого документа - согласия всех совладельцев домовладения, принял решение о возврате поданных документов административному иску, что не предусмотрено положениями указанного регламента.
В то же время, исходя из положений пунктов 58.2, 60 Административного регламента, отсутствие согласия иных участников общей долевой собственности на домовладение не могло в данном случае являться основанием ни для отказа в предоставлении государственной услуги по регистрационному учету Суркова И.Б. по месту жительства, ни для отказа в приеме заявления о регистрации и документов, необходимых для предоставления государственной услуги.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что отказ административного ответчика в регистрации Суркова И.Б. по месту жительства в жилом помещении - <адрес>, соответствующем 5/100 и 7/100 долей в праве общей долевой собственности домовладения, принадлежащих Солодухиной М.Л., и с согласия последней, является незаконным. Суд считает, что административный ответчик, возвращая заявление административного истца, формально подошел к рассмотрению представленных документов на жилое помещение.
Таким образом, анализируя вышеизложенное, исследовав обстоятельства дела, проверив их доказательствами, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, исходя из принципов разумности и справедливости, суд пришел к выводу об обоснованности исковых требований административного истца и о наличии правовых оснований для их удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 219, 227, 228 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Суркова Игоря Борисовича к Отделу по вопросам миграции ОМВД России по г. Евпатории Республики Крым, ОМВД России по г. Евпатории Республики Крым, заинтересованное лицо Солодухина Марина Леонидовна, о признании незаконным решения от 16 ноября 2020 года и понуждении совершить определенные действия – удовлетворить.
Признать незаконным решение от 16 ноября 2020 года Отдела по вопросам миграции ОМВД России по г. Евпатории о возврате заявления Суркова Игоря Борисовича о регистрации по месту жительства по адресу: <адрес>, 15.
Обязать ОМВД России по городу Евпатории в лице отдела по вопросам миграции устранить допущенные нарушения прав Суркова Игоря Борисовича, принять к рассмотрению его заявление о предоставлении государственной услуги по регистрационному учету и зарегистрировать место жительства Суркова Игоря Борисовича в жилом помещении по адресу: <адрес>, 15.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым путем подачи апелляционной жалобы через Евпаторийский городской суд Республики Крым в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме
Судья Н.М. Володарец