ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-347/2022УИД640019-01-2022-000566-61 от 05.07.2022 Красноармейского городского суда (Саратовская область)

Дело № 2-347/2022 УИД 64RS0019-01-2022-000566-61

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Красноармейский городской суд Саратовской области в составе председательствующего судьи Брандт И.С.,

при секретаре Астанковой Н.Ю.,

с участием представителя истца ФИО1, представителя ответчика ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к муниципальному унитарному предприятию «Газтрансмаш Красноармейского муниципального района Саратовской области» о признании незаконными действий по начислению платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную на общедомовые нужды, взыскании уплаченной денежной суммы, возложении обязанности закрыть лицевой счет,

установил:

ФИО3 обратился в суд с иском к муниципальному унитарному предприятию «Газтрансмаш Красноармейского муниципального района Саратовской области» (далее – МУП «Газтрансмаш») о признании незаконными действий по начислению платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную на общедомовые нужды, взыскании уплаченной денежной суммы, возложении обязанности закрыть лицевой счет. Свои требования обосновал тем, что является собственником квартиры , расположенной в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: , . Данная квартира в установленном порядке отключена от внутридомовой централизованной системы теплоснабжения, в ней установлен индивидуальный источник тепла, о чем 10 декабря 2010 года была проинформирована теплоснабжающая организация и ответчик прекратил начисление платы за отопление. Однако, в 2018 году ответчик произвел перерасчет платы за отопление по его квартире за период с июня 2015 года по июнь 2018 года в соответствии с п. 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354, в связи с чем по состоянию на 31 декабря 2018 года задолженность за отопление составила 30 175 руб. 95 коп.

С 01 января 2019 года, в связи с признанием Конституционным Судом РФ абз.2 п. 40 указанного выше Постановления Правительства РФ от 06 мая 2011 года №354 несоответствующим Конституции РФ, ответчик стал начислять только плату за отопление мест общего пользования многоквартирного дома. Общий долг за отопление на апрель 2019 года составил 31 090 руб. 22 коп.

Решением Красноармейского городского суда Саратовской области от 31 октября 2019 года по делу по его иску к ответчику было признано незаконным начисление платы за отопление в сумме 25 835 руб. 57 коп., и отказано в признании незаконным начислений по оплате за отопление мест общего пользования.

На основании указанного решения ему был произведен расчет платы за отопление мест общего пользования с июня 2015 по декабрь 2019 года в сумме 5 748 руб. 77 коп. С декабря 2019 года по апрель 2021 года истцом было оплачено за отопление мест общего пользования 7 952 руб. 97 коп.

С учетом позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от 27.04.2021 года №16-П, и изменений, внесенных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 года №1018 в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов по вопросу предоставления коммунальной услуги по отоплению в многоквартирных домах, а с учетом отсутствия в местах общего пользования приборов, входящих в систему отопления, полагает, что оплаченная им сумма за отопление мест общего пользования была начислена незаконно и подлежит возврату.

С учетом заявления о дополнении исковых требований, истец просит суд признать незаконными действия ответчика по начислению ему оплаты за отопление мест общего пользования за период с июня 2015 по апрель 2021 года в сумме 7 952 руб. 97 коп. и за период с октября по ноябрь 2021 года в сумме 586 руб. 16 коп.; обязать ответчика выплатить компенсацию в сумме 7 952 руб. 97 коп., равную сумме средств, оплаченных им за отопление мест общего пользования как за фактически не оказанную ему услугу; обязать ответчика списать долг в сумме 586 руб. 16 коп., взыскать с ответчика расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб., компенсацию морального вреда в размере 30 000 руб., и обязать ответчика аннулировать его лицевой счет и произведенные по нему начисления (л.д.98).

В судебное заседание истец ФИО3 не явился, извещен о рассмотрении дела надлежаще.

Учитывая, что истец был надлежащим образом уведомлен о рассмотрении дела, не просил об отложении рассмотрения дела, уполномочил на участие в деле своего представителя, суд посчитал возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель истца ФИО1 в судебном заседании исковые требования истца просил удовлетворить, ссылаясь на то, что в соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 27.04.2021 года №16-П ФИО3 имеет право на компенсационную выплату в размере произведенных им платежей за отопление мест общего пользования, начисленных ему за неоказанную услугу. Полагает, что с учетом того, что ФИО3 не является абонентом МУП «Газтрансмаш», его персональные данные будут использоваться незаконно, поэтому лицевой счет должен быть закрыт.

Представитель ответчика ФИО2 в судебном заседании просил в удовлетворении иска отказать, ссылаясь на то, что плата за отопление мест общего пользования начислялась ФИО3 до внесения изменений в п.42 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, Постановлением Правительства РФ от 25 июня 2021 года №1018. Поскольку данный закон обратной силы не имеет, оснований для перерасчета ранее начисленной платы не имеется. Указанная в извещениях сумма задолженности по оплате за отопление в сумме 586 руб. 16 коп. является технической ошибкой в связи с поздним обновлением программного обеспечения, посредством которого осуществляется начисление. Задолженности по оплате за отопление, в том числе мест общего пользования, у ФИО3 не имеется. Кроме того, полагал, что требования истца о перерасчете платы за отопление за период с июня 2015 года по декабрь 2018 года и о закрытии лицевого счета уже являлись предметом рассмотрения суда в решении от 31 октября 2019 года.

Суд, заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

В силу ст.ст. 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В силу ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

В соответствии с абз. 2 п. 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года №354 (далее - Правила №354), потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу в соответствии с пунктами 42(1), 42(2), 43 и 54 настоящих Правил.

Согласно абз. 4 п. 42(1) Правил № 354 (в ред. Постановления Правительства РФ от 28.12.2018 года №1708) в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором хотя бы одно, но не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3(1) и 3(4) приложения N 2 к настоящим Правилам на основании показаний индивидуального и (или) общего (квартирного) и коллективного (общедомового) приборов учета тепловой энергии.

Как следует из материалов дела, на основании договора от 16 ноября 1993 года на передачу квартиры в собственность граждан ФИО3 является собственником квартиры в многоквартирном жилом доме по адресу: (л.д. 11).

МУП «Газтрансмаш» через присоединительную сеть осуществляет теплоснабжение многоквартирных домов г.Красноармейска Саратовской области, в том числе многоквартирного жилого дома по адресу: ,

Из материалов дела следует, что согласно акту приемочной комиссии, подтверждающей завершение переустройства жилого помещения от 10 декабря 2010 года, а также решению от 27 марта 2012 года о согласовании переустройства жилого помещения по адресу: , , , произведены работы по переустройству квартиры под автономное отопление с установкой аппарата отопительного газового бытового на кухне (л.д. 12, 13).

При этом квартира была отключена от центрального отопления, что подтверждается техническим паспортом на квартиру от 07 марта 2019 года, и сторонами не оспаривалось (л.д.19-23).

Как следует из технического паспорта на жилой многоквартирный , выполненного 07 марта 2019 года Красноармейским филиалом ООО «Саратовское бюро технической инвентаризации и оценки недвижимости», и справки ООО «Красноармейский ЖилФонд» от 30 июня 2022 года, всего в доме 160 квартир, из них 35 квартир оборудованы аппаратами отопительными газовыми водонагревательными, остальные квартиры получают отопление централизованное от котельной (л.д.24-37, 132).

Многоквартирный дом оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии.

Согласно акту управляющей компании ООО «Красноармейский ЖилФонд» от 27 апреля 2022 года в в местах общего пользования (подъезды, лестничные площадки, тамбуры, колясочные) отсутствуют элементы центральной системы отопления (л.д.15).

Актом ООО «Красноармейское коммунальное предприятие» от 04 апреля 2019 года подтверждается отсутствие батарей отопления в подвале, трубы центрального топления имеют теплоизоляцию (л.д.17).

Таким образом, исследованные доказательства свидетельствуют о том, что отопление 160-квартирного дома осуществляется за счет централизованной системы теплоснабжения, за исключением 35 квартир, в том числе за исключением квартиры, принадлежащей истцу.

Факт наличия центрального отопления предполагает подачу тепла в дом, пока не доказано иное, что в свою очередь указывает на предоставление МУП «Газтрансмаш» тепловой энергии для содержания мест общего имущества многоквартирного дома, поскольку тепловая энергия передается в дом, где распределяется, в том числе посредством теплопроводимости стен, нагревом которых теплым воздухом от центральной системы отопления и передачей тепла в окружающее пространство, отапливается весь объект теплоснабжения в целом.

Отсутствие радиаторов отопления в местах общего пользования многоквартирного дома само по себе не исключает факт оказания истцом коммунальной услуги, а именно предоставление тепловой энергии в целях содержания общего имущества дома, способствующей поддержанию необходимого теплового режима в местах общего пользования данного многоквартирного дома.

При этом право потребителей на отказ от предоставления и оплату услуг централизованного отопления в многоквартирном доме, подключенном к централизованной системе отопления, может быть реализовано только посредством отключения от централизованной системы отопления многоквартирного дома в целом, а не отдельных его помещений, что возможно осуществить в рамках реконструкции многоквартирного дома.

При рассмотрении дела установлено, что ответчик с июня 2015 года по апрель 2021 года начислял истцу оплату за потребление тепловой энергии, расходуемой на обогрев мест общего домового имущества.

Согласно извещениям и квитанциям МУП «Газтрансмаш» на оплату коммунальной услуги, за период с период с июня 2015 года по апрель 2021 года истцу ФИО3 отопление мест общего пользования начислено и им оплачено 7 952 руб. 97 коп. (л.д.38-67 коп.).

Начисление оплаты за отопление за указанный период осуществлялось ответчиком в соответствии с п.42(1) Правил №354 (в редакции до внесения в него изменений постановлением Правительства РФ от 25 июня 2021 года №1018).

Не оспаривая начисленные суммы платы за отопление, истец полагает, что за указанный период он должен быть полностью освобожден от оплаты отопления на общедомовые нужды в связи с новым правовым регулированием, введенным постановлением Правительства РФ от 25 июня 2021 года №1018.

Вместе с тем, действовавшее в спорный период нормативное регулирование отношений по предоставлению собственникам и пользователям помещений в МКД коммунальной услуги по отоплению исходит из необходимости возложения на потребителей данной услуги обязанности по внесению платы за тепловую энергию (иные коммунальные ресурсы, используемые при производстве услуги по отоплению), совокупно расходуемую на обогрев как обособленных помещений, так и помещений вспомогательного использования.

Отказ собственников или пользователей помещений в МКД от коммунальной услуги по отоплению, а равно и полное исключение расходов на оплату используемой для обогрева дома тепловой энергии, основан на презумпции фактического потребления тепловой энергии, поступающей в МКД по централизованным сетям теплоснабжения, для обогрева каждого из расположенных в нем помещений (включая помещения общего пользования) и тем самым МКД в целом.

Данная презумпция может быть опровергнута лишь полным отсутствием фактического потребления тепловой энергии, поступающей в МКД по централизованным сетям теплоснабжения, для обогрева того или иного помещения, что, в свою очередь, может быть обусловлено, в частности, особенностями схемы теплоснабжения конкретного МКД, предполагающей изначальное отсутствие в помещении элементов внутридомовой системы отопления (отопительных приборов, трубопроводов, стояков отопления и т.п.), либо проведением согласованного в установленном порядке демонтажа системы отопления определенного помещения с переходом на иной вид теплоснабжения и надлежащей изоляцией проходящих через это помещение элементов внутридомовой системы.

Вместе с тем, собственники и пользователи всех помещений в МКД обязаны оплачивать коммунальную услугу по отоплению, предоставляемую на ОДН, вне зависимости от того, каким образом отапливаются данные помещения - за счет тепловой энергии, поступающей в конкретное помещение через подключенную к централизованным сетям теплоснабжения внутридомовую систему отопления, либо за счет индивидуальных источников тепловой энергии.

Также данный подход соответствует позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от 27.04.2021 года №16-П.

Данная правовая позиция основывается на том, что переход отдельных помещений (жилых или нежилых) многоквартирного дома, подключенного к централизованным сетям теплоснабжения, на автономное отопление (включая демонтаж расположенных в этих помещениях отопительных приборов (радиаторов отопления) и изоляцию проходящих через них стояков отопления) не влечет за собой реконструкцию относящихся к общему имуществу многоквартирного дома в целом внутридомовых инженерных сетей, а потому тепловая энергия, поступающая в такой дом по централизованным сетям теплоснабжения, по-прежнему продолжает распределяться через транзитные трубопроводы и иные элементы внутридомовой системы отопления по отдельным помещениям (жилым, нежилым, помещениям общего пользования), тем самым отапливая не только соответствующие помещения, но и весь дом в целом, что, по общему правилу, предполагает потребление тепловой энергии в том числе и на общедомовые нужды, а также неизбежные потери тепловой энергии во внутридомовых сетях этого дома (трубопроводах, стояках и т.д.).

Сказанное, в свою очередь, обусловливает обязанность собственников и пользователей всех помещений в многоквартирном доме оплачивать коммунальную услугу по отоплению, предоставляемую на общедомовые нужды, вне зависимости от того, каким образом отапливаются сами эти помещения - за счет тепловой энергии, поступающей в конкретное помещение через подключенную к централизованным сетям теплоснабжения внутридомовую систему отопления, либо за счет индивидуальных источников тепловой энергии. Исходя из этого полный отказ от предоставления и оплаты коммунальной услуги по отоплению в многоквартирном доме, подключенном к централизованным сетям теплоснабжения, допускается лишь при условии отключения от централизованной системы отопления многоквартирного дома в целом, а не отдельных его помещений, что возможно осуществить лишь по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и только в рамках реконструкции системы его теплоснабжения (часть 3 статьи 36 и пункт 1 части 2 статьи 44 ЖК РФ).

Постановление Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 года №1018, которым внесены изменения в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года №354, никаких указаний о распространении на отношения, возникшие до введения его в действие, не содержит.

В соответствии с указанными изменениями начисление истцу платы за отопление, предоставленного на общедомовые нужды, прекращено с момента вступления в силу указанного Постановления.

О невозможности применения изменений в начислении платы за услугу отопления на содержание общего имущества МКД за предыдущее время в своем Постановлении от 27 апреля 2021 года №16-П разъясняет и Конституционный Суд Российской Федерации, в пункте 8 которого указано, что до внесения в действующее правовое регулирование необходимых изменений сохраняется прежний порядок расчета платы за коммунальную услугу по отоплению в таком многоквартирном доме, поскольку при определенных обстоятельствах (например, если в конкретном доме число жилых и нежилых помещений, оснащенных индивидуальными источниками тепловой энергии, соотносимо с числом жилых и нежилых помещений, отапливаемых централизованно, а тем более превышает его) освобождение собственников и пользователей помещений, отапливаемых автономно, от обязанности по оплате коммунальной услуги по отоплению в части потребления тепловой энергии, поступающей в указанный дом по централизованным сетям теплоснабжения, в целях содержания его общего имущества - в отсутствие специальных правил расчета соответствующей платы - могло бы привести к существенному росту платежей за отопление для собственников и пользователей остальных помещений данного дома, что не согласовывалось бы с конституционными предписаниями об экономической и социальной солидарности граждан (статья 75.1 Конституции Российской Федерации).

Вопреки доводам истца, не содержит данное Постановление Конституционного Суда РФ и возможности применения компенсаторных механизмов в отношении всех потребителей коммунальной услуги, указав, что право на применение таких механизмов, охватывающих в том числе период до вступления в силу нового правового регулирования, имеет только ФИО4 - как лицо, инициировавшее вопрос о проверке нормы, неконституционность которой подтверждена Конституционным Судом Российской Федерации.

Учитывая, что начисление оплаты за отопление производилось ответчиком в соответствии с действовавшим в соответствующие периоды правовым регулированием, на которые новый порядок оплаты коммунальных услуг не распространяется, то оснований для признания таких действий незаконными, компенсации истцу выплаченных им сумм не имеется.

Поскольку истцом представлена справка об отсутствии по лицевому счету , открытому на имя ФИО3, задолженности по оплате за коммунальную услугу отопление (л.д.125), то требования о списании задолженности в сумме 586 руб. 16 коп. удовлетворению не подлежат.

Оснований для удовлетворения требований истца о закрытии лицевого счета суд также не усматривает.

Принимая во внимание, что лицевой счет, являющийся документом первичного бухгалтерского учета, в котором отражается начисление и сбор оплаты жилищно-коммунальных услуг, и учитывая, что само себе открытие/закрытие такого счета является способом реализации обязанности гражданина своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, предусмотренной ст.153 ЖК РФ, наличие такого лицевого счета в МУП «Газтрансмаш» не влечет нарушения прав истца.

При этом суд также учитывает, что в настоящее время по данному лицевому счету задолженности не имеется, начисление оплаты за коммунальные услуги прекращено, что подтверждается справкой МУП «Газтрансмаш» (л.д.125).

Каких-либо сведений о невозможности отзыва согласия на использование персональных данных во внесудебном порядке или их незаконного использования ответчиком в связи с открытием лицевого счета, истцом не представлено.

Поскольку судом не установлено нарушения прав истца действиями ответчика, оснований для удовлетворения заявленных требований о компенсации морального вреда также не имеется.

Доводы ответчика о прекращении производства по делу в части требований, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда от 31 октября 2019 года, необоснованны в силу следующего.

Вступившим в законную силу решением Красноармейского городского суда Саратовской области от 31 октября 2019 года исковые требования ФИО3 к МУП «Газтрансмаш» удовлетворены частично: признаны незаконными действия МУП «Газтрансмаш» по начислению ФИО3 задолженности за теплоснабжение в сумме 25 835 руб. 57 коп. за период с июня 2015 года по 31 декабря 2018 года; на МУП «Газтрансмаш» возложена обязанность произвести расчет задолженности по начислению платы за предоставление коммунальных услуг по отоплению ФИО3 за период с июня 2015 года по 31 декабря 2018 года в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ № 1708 от 29 декабря 2018 года «О внесении изменений в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователем помещений в многоквартирных домах и жилых домов по вопросу предоставления коммунальных услуг по отоплению в многоквартирном доме». В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.

Поскольку в настоящем деле истец оспаривает законность начисления ему оплаты за отопление по иным основаниям – в связи с иным правовым регулированием порядка оплаты коммунальной услуги, то споры тождественными полностью считать нельзя.

Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований ФИО3 к муниципальному унитарному предприятию «Газтрансмаш Красноармейского муниципального района Саратовской области» о признании действий по начислению платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную на общедомовые нужды, взыскании уплаченной денежной суммы, списании суммы задолженности, возложении обязанности закрыть лицевой счет, взыскании компенсации морального вреда – отказать.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Красноармейский городской Саратовской области.

Мотивированный текст решения изготовлен 11 июля 2022 года.

Председательствующий И.С. Брандт