ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3484/17 от 16.11.2017 Промышленного районного суда г. Смоленска (Смоленская область)

№2-3484/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 ноября 2017 года

Промышленный районный суд г.Смоленска

В составе:

Председательствующего судьи Селезеневой И.В.,

при секретаре Кадыровой И.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственной инспекции труда в Смоленской области о взыскании задолженности по выплате отпускных,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Государственной инспекции труда в Смоленской области о взыскании задолженности по выплате отпускных, в обоснование которого указала, что является государственным служащим Государственной инспекции труда в Смоленской области. Уведомлением от 26.09.2017 она была уведомлена о предстоящем отпуске с 16.10.2017 по 24.10.2017 сроком на 09 календарных дней в соответствии с ранее утвержденным графиком отпусков. 05.10.2017 на ее расчетный счет работодателем были перечислены отпускные в размере 4 977,75 руб. Однако, данную сумму считает рассчитанной неверно и заниженной. На ее обращение к работодателю об осуществлении перерасчета размера отпускных ей ответили отказом.

Просит суд взыскать с ответчика в свою пользу недоплату отпускных в размере 5 086,56 руб., а также компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб.

В судебном заседании ФИО1 заявленные требования полностью поддержала, дополнительно указав, что после обращения к главному бухгалтеру за подробным расчетом она обратила внимание на то, что ее среднедневной заработок был уменьшен вдвое, так как в сентябре 2017 года она была переведена на работу в режиме неполного рабочего дня. Однако, данное снижение размера отпускных полагает незаконным, основанным на неправильном толковании норм материального права. Так, вопросы предоставления отпусков гражданам регулируются главой 19 Трудового Кодекса РФ, согласно нормам которой ежегодный основной отпуск составляет 28 дней, за исключением случаев, когда он может быть увеличен.

Из-за того, что сотрудники, которым установлено неполное рабочее время, работают меньше, ни стаж для отпуска, ни продолжительность отпуска не уменьшаются. Отпуск рассчитывается как средний заработок за 12 месяцев. Расчет отпускных при неполном рабочем дне в 2017-2018 годах производится по общим правилам, которые распространяются на всех работников. Даже если сотрудник работает 1 день в неделю, а остальные дни отдыхает, это не уменьшает количество дней отпуска, а всего лишь снижает размер выплат (оплата отпуска при неполном рабочем дне производится, как и в случае обычного отпуска, исходя из среднего заработка). Для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных Трудовым Кодексом РФ, устанавливается единый порядок ее исчисления, определенный Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 №922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы».

Поскольку ее среднедневная заработная плата составила 1 118,31 руб., то сумма отпускных должна составлять 1 118,31 руб. * 9 = 10 064,82 руб., а ее уменьшение работодателем вдвое является незаконным.

Представители ответчика Государственной инспекции труда в Смоленской области ФИО2 и ФИО3 с предъявленными требованиями не согласились, поддержав представленный письменный отзыв на иск, в котором расчет отпускных в сложившихся обстоятельствах полагают верным. В обоснование своей позиции ссылаются на то, что денежное содержание федерального гражданского служащего на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске рассчитывается в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 №562 «Об утверждении Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих».

В сентябре 2017 года по ее личному заявлению ФИО1, в соответствии со ст.93 ТК РФ, установлен режим неполного рабочего дня (приказ от 28.08.2017). 16.10.2017 ФИО1, работающей в режиме неполного рабочего дня, предоставлен дополнительный отпуск с сохранением замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания на 9 календарных дней. При работе на условиях неполного рабочего времени оплата труда работника производится пропорционально отработанному им времени или в зависимости от выполненного им объема работ. Учитывая разъяснения, изложенные в письме Федеральной службы по труду и занятости от 08.06.2007 №1619-6, при переходе на режим неполного рабочего времени оплата труда уменьшается.

Месячное денежное содержание государственного инспектора ФИО1 при переходе с 01.09.2017 на режим неполного рабочего времени уменьшилось в связи с уменьшением фактически отрабатываемых часов за месяц. Сохраняемое денежное содержание на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске в данном случае будет рассчитываться с учетом уменьшения месячного денежного содержания к моменту ухода в отпуск.

В связи с тем, что в Постановлении Правительства РФ от 06.09.2007 №562 не описан порядок расчета исчисленного денежного содержания в условиях неполного рабочего времени, руководствуясь принципом экономного расходования бюджетных средств, изложенным в ст.34 Бюджетного кодекса РФ, был произведен расчет сохраняемого денежного содержания в ниже следующем порядке.

В исчисленное денежное содержание ФИО1 были включены: месячный оклад, оклад за классный чин, ежемесячная надбавка за выслугу лет, ежемесячное денежное поощрение, ежемесячная надбавка за особые условия гражданской службы, премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.

Исчисленное денежное содержание ФИО1, при нормальной продолжительности служебного времени, т.е при 8-ми часовом рабочем дне, составило 29 804,04 руб. При делении на 29,3 получена сумма денежного содержания за один календарный день при восьмичасовой работе, равная 1 017,20 руб. Учитывая, что ежедневно ФИО1 работает по пять часов, сумма 1 017,20 руб. разделена на 8-мь часов и умножена на 5-ть часов.

В результате, денежное содержание за один календарный день при пятичасовом работе составило 635,75 руб. При умножении 635,75 руб. на 9-ть календарных дней отпуска получена сумма 5 721,75 руб., из которой, согласно п.6 ст.226 Налогового Кодекса РФ, удержана сумма подоходного налога (744 руб.). 05.10.2017 истцу перечислена сумма в размере 4 977,75 руб.

Учитывая изложенное, просят в удовлетворении заявленных исковых требований ФИО1 отказать.

Выслушав позицию сторон по спору, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч.3 ст.37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

В ходе судебного разбирательства установлено, что с 08.09.2014 ФИО1 проходит государственную гражданскую службу Российской Федерации в должности государственного инспектора труда отдела государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде Государственной инспекции труда в Смоленской области Федеральной службы по труду и занятости, в связи с чем с ней заключен соответствующий служебный контракт.

Приказом от 28.08.2017 ФИО1 с 01.09.2017 установлен режим неполного рабочего дня: пятидневная рабочая неделя; время начала работы – 10-00; время окончания работы – 16-00; перерыв на обед 48 мин (с 13-00 до 13-48).

Уведомлением б/н от 26.09.2017 ФИО1 уведомлена о предстоящем отпуске с 16.10.2017 по 24.10.2017 сроком на 09 календарных дней в соответствии с графиком отпусков, утвержденным 15.12.2016.

05.10.2017 на расчетный счет ФИО1 перечислены отпускные в размере 4 977,75 руб.

Инициируя настоящее судебное разбирательство, истец полагает, что осуществленный расчет отпускных является неверным и заниженным, а работодатель, в свою очередь, произведенным правильно.

Разрешая заявленный спор и определяя подлежащий выплате истцу размер отпускных за период с 16.10.2017 по 24.10.2017, суд исходит из следующего.

Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Согласно положениям ст.50 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты).

Статьей 46 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ предусмотрено, что гражданскому служащему предоставляется ежегодный отпуск с сохранением замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания. Ежегодный оплачиваемый отпуск гражданского служащего состоит из основного оплачиваемого отпуска и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Порядок исчисления денежного содержания федерального государственного гражданского служащего (далее – гражданский служащий) на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске определяют Правила (далее – Правила) исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 №562.

В соответствии с п.2 Правил согласно ч.2 и 5 ст.50 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации (далее соответственно - должностной оклад, гражданская служба) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также дополнительных выплат, к которым относятся:

а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе;

б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы;

в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;

г) ежемесячное денежное поощрение;

д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий;

е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих;

ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.

Согласно п.6 Правил при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск. Размер денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске определяется путем деления исчисленного денежного содержания на 29,3 (среднемесячное число календарных дней) и умножения на число календарных дней отпуска.

Из представленной в отношении ФИО1 документации, содержащей сведения о начислении за рассматриваемый период денежного содержания, фактический размер которых сторонами не оспаривается, усматривается, что в сентябре 2017 года денежное содержание истца, соответствующее фактически отработанному времени при режиме неполного рабочего дня, составило 2 623,40 руб. + 820,95 руб. + 262,60 руб. + 2 361,45 руб. + 2 623,40 руб. = 8 691,80 руб.

Поскольку в следующем месяце (в октябре 2017 года), в том числе и в период предоставленного ФИО1 отпуска, режим неполного рабочего дня свое действие не прекратил, то именно указанная сумма должна была быть положена в основу для исчисления денежного содержания на период нахождения истца в отпуске.

Согласно представленному расчету, истцом не оспоренному, в расчет исчисления денежного содержания на период нахождения в отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий в размере 15 990,46 руб. и материальная помощь в размере 441,58 руб. ( суммарно за 12 мес.)

Следовательно, размер отпускных составляет:

(8 691,80 руб. + 15 990,46 руб. + 441,58 руб.) / 29,3 * 9 дней = 7 717,23 руб.

Доводы сторон об ином исчислении отпускных судом не могут быть приняты во внимание, поскольку они противоречат вышеизложенным нормам закона.

Таким образом, именно сумму в размере 7 717,23 руб. суд берет за основу для вынесения решения по делу, из которой, согласно п.6 ст.226 Налогового Кодекса РФ, сумма подоходного налога составляет 1 003 руб., а перечислению истцу подлежало 7 717,23 руб. – 1 003 руб. = 6 714,23 руб.

Так как 4 977,75 руб. истцу уже перечислено, то оставшаяся часть составляет 6 714,23 руб. – 4 977,75 руб. = 1 736,48 руб., а подлежащий удержанию налог 1 003 руб. – 744 руб. = 259 руб.

Из изложенного следует, что в судебном порядке с ответчика подлежит взысканию 1 995,48 руб., из которых 1 736,48 руб. перечислению на расчетный счет истца, а 259 руб. – в соответствующий налоговый орган.

Учитывая, что судом установлено нарушение трудовых прав истца в части неполной выплаты отпускных, ее требование о взыскании в ее пользу денежной компенсации морального вреда также подлежит удовлетворению.

Как следует из разъяснений, данных в п.63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 №2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», суд в силу статей 21 (абзац четырнадцатый части первой) и 237 Кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы).

В соответствии со ст.237 ТК РФ компенсация морального вреда возмещается в денежной форме в размере, определяемом по соглашению работника и работодателя, а в случае спора факт причинения работнику морального вреда и размер компенсации определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

При определении размера компенсации морального вреда суд руководствуется требованиями ст.1101 ГК РФ и учитывает характер причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, степени вины причинителя вреда, индивидуальные особенности потерпевшего, а также требования о разумности и справедливости.

С учетом всех обстоятельств дела суд оценивает причиненный ФИО1 моральный вред в размере 2 000 руб.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.

Взыскать с Государственной инспекции труда в Смоленской области в пользу ФИО1 недополученное денежное содержание за период с 16.10.2017 по 24.10.2017 нахождения гражданского служащего в дополнительном оплачиваемом отпуске в размере 1 995,48 руб., из которых 1 736,48 руб. подлежит перечислению на расчетный счет истца, а 259 руб. удержанию в качестве подоходного налога и перечислению в соответствующий налоговый орган.

Взыскать с Государственной инспекции труда в Смоленской области в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере 2 000 руб.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Промышленный районный суд г.Смоленска в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

Судья И.В. Селезенева