дело № 2-616/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Севастополь |
Ленинский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего – судьи Прохорчук О.В.,
секретарь судебного заседания – Парусинова Н.С.,
с участием:
представителя истца – ФИО1, на основании доверенности,
ответчика – ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Главного управления потребительского рынка лицензирования Севастополя к ФИО2 о взыскании задолженности,
установил:
Главное управление потребительского рынка и лицензирования Севастополя обратилось в суд с исковым заявлением к ФИО2, в котором просит взыскать с ответчика сумму основного долга по оплате за размещение нестационарного торгового объекта по договору от ДД.ММ.ГГГГ№ в размере 75 992,36 руб., пени по договору из расчета 0,01% от просроченной суммы платы за каждый календарный день просрочки в размере 6 528,38 руб., проценты за пользование чужими денежными средствами на сумму основного долга, начиная с ДД.ММ.ГГГГ по ключевой ставке Банка России, действующей в соответствующие периоды просрочки, по день фактической уплаты долга.
Исковые требования мотивированы тем, что между Главным управлением потребительского рынка и лицензирования Севастополя и индивидуальным предпринимателем ФИО2 заключен договор без проведения торгов на размещение нестационарного торгового объекта от ДД.ММ.ГГГГ№, предметом которого является предоставление истцом ответчику права на размещение нестационарного торгового объекта в соответствии со Схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя, утвержденной Правительством Севастополя от 09.11.2015 № 1030-ПП «О размещении нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя и внесении изменений в постановления Правительства Севастополя от 31.03.2015 № 246-ПП и от 29.05.2015 № 459-ПП».
В соответствии с пунктами 1.2, 1.3, 1.4, 1.7 договора от ДД.ММ.ГГГГ№ право на размещение нестационарного торгового объекта предоставляется по адресному ориентиру: <адрес>, место в Схеме №, тип объекта – павильон, площадью 19,0 кв.м., с круглогодичным периодом функционирования, специализация – непродовольственная группа товаров.
Срок действия договора с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно пунктам 3.1, 3.2 договора размер платы составляет без НДС 3 693,22 руб., НДС – 664,78 руб., а всего 4 358 руб.
Оплата производится в бюджет города Севастополя в сроки не позднее ДД.ММ.ГГГГ – за февраль-март 2018, не позднее ДД.ММ.ГГГГ – за апрель-июнь 2018, не позднее ДД.ММ.ГГГГ – за июль-сентябрь 2018, не позднее ДД.ММ.ГГГГ – за октябрь-декабрь 2018.
Во исполнение требований подпункта 2.1 пункта 2 постановления Правительства от 22.03.2018 № 176-ПП Главным управлением потребительского рынка и лицензирования был подготовлен проект дополнительного соглашения № к договору от ДД.ММ.ГГГГ№, согласно которому пункт 3.1 договора был изменен в следующей редакции: «Размер платы за размещение Объекта за календарный месяц составляет: без НДС 11 080,51 руб., НСД 1 994,49 руб., всего 13 075 руб.».
Проект дополнительного соглашения был вручен ФИО2 под роспись, от его подписания ответчик уклонилась.
В связи с образовавшейся задолженностью истцом в адрес ответчика была направлена претензия от ДД.ММ.ГГГГ№ о необходимости погасить сумму долга, на которую ФИО2 направлен ответ о несогласии с образовавшейся задолженностью.
В судебном заседании представитель истца заявленные требования поддержала, настаивала на их удовлетворении по основаниям, изложенным в иске.
Ответчик против удовлетворения иска возражала в полном объеме. Указала, что до ДД.ММ.ГГГГ вносила денежные средства в счет арендной платы за предоставление нестационарного торгового объекта, согласно условиям договора, дополнительное соглашение отказалась подписывать, ДД.ММ.ГГГГ написала заявление о расторжении договора, поскольку условия дополнительного соглашения не устраивали ответчика. Сообщила, что в настоящее время деятельность в качестве индивидуального предпринимателя прекращена.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, и оценив все представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что между Главным управлением потребительского рынка и лицензирования Севастополя и индивидуальным предпринимателем ФИО2 заключен договор без проведения торгов на размещение нестационарного торгового объекта от ДД.ММ.ГГГГ№, предметом которого является предоставление истцом ответчику права на размещение нестационарного торгового объекта в соответствии со Схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя, утвержденной Правительством Севастополя от 09.11.2015 № 1030-ПП «О размещении нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя и внесении изменений в постановления Правительства Севастополя от 31.03.2015 № 246-ПП и от 29.05.2015 № 459-ПП».
В соответствии с пунктами 1.2, 1.3, 1.4, 1.7 договора от ДД.ММ.ГГГГ№-Л/2018 право на размещение нестационарного торгового объекта предоставляется по адресному ориентиру: <адрес>, место в Схеме №, тип объекта – павильон, площадью 19,0 кв.м., с круглогодичным периодом функционирования, специализация – непродовольственная группа товаров.
Срок действия договора с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно пунктам 3.1, 3.2 договора размер платы составляет без НДС 3 693,22 руб., НДС – 664,78 руб., а всего 4 358 руб.
Оплата производится в бюджет города Севастополя в сроки не позднее ДД.ММ.ГГГГ – за февраль-март 2018, не позднее ДД.ММ.ГГГГ – за апрель-июнь 2018, не позднее ДД.ММ.ГГГГ – за июль-сентябрь 2018, не позднее ДД.ММ.ГГГГ – за октябрь-декабрь 2018.
Во исполнение требований подпункта 2.1 пункта 2 постановления Правительства от 22.03.2018 № 176-ПП Главным управлением потребительского рынка и лицензирования Севастополя был подготовлен проект дополнительного соглашения № к договору от ДД.ММ.ГГГГ№, согласно которому пункт 3.1 договора был изменен, изложен в следующей редакции: «Размер платы за размещение Объекта за календарный месяц составляет: без НДС 11 080,51 руб., НДС 1 994,49 руб., всего 13 075 руб.».
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 начальнику Главного управления потребительского рынка и лицензирования Севастополя направлено заявление о расторжении договора от ДД.ММ.ГГГГ№-Л/2018 в связи с завышением арендной платы.
При этом такое основание расторжения договором аренды не предусмотрено, о чем ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ за исх. № дан ответ. Также ответчику разъяснено, что в соответствии с подпунктом 5.2.1 пункта 5.2 договора прекращение его действия возможно по соглашению сторон.
ДД.ММ.ГГГГ (исх. №) ФИО2 истцом была направлена претензия о необходимости в кратчайшие сроки погасить образовавшуюся задолженность.
В ответ на претензию ответчик направила письмо, в котором указала, что в течение срока действия договора своевременно вносила денежные средства в бюджет Севастополя в размере, установленном договором, дополнительных соглашений об изменении размера арендной платы и порядка ее внесения не получала и не подписывала.
Пунктом 3.7 договора установлено, что в случае изменения методики определения начальной цены договора на размещение нестационарного торгового объекта на земельном участке, находящемся в собственности города Севастополя, размер платы за размещение объекта подлежит изменению с даты вступления в силу нормативно-правового акта, изменяющего такую методику, но не чаще одного раза в год.
Пунктом 4.1 договора предусмотрено, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с пунктом 5.1 договор подлежит прекращению по истечении срока действия, а также в случае его расторжения.
Согласно сведениям Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей ответчик не является индивидуальным предпринимателем, с ДД.ММ.ГГГГ прекратила предпринимательскую деятельность.
В соответствии с частью 1 статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Пункт 6 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2009 №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» нестационарный торговый объект - торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
В силу статьи 39.36 ЗК РФ размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
В силу частей 3 и 5 статьи 10 Закона №381-ФЗ схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, и наряду с вносимыми в нее изменениями, подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на официальных сайтах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Размещение нестационарных торговых объектов на землях и земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отнесено, согласно пункту 6 части 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации, к случаям использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута.
Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Установление размера платы за такое землепользование осуществляется с учетом полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по реализации государственной политики в области торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации, разработке и принятию законов субъектов Российской Федерации, иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования торговой деятельности (статья 6 Федерального закона № 381-ФЗ) и по управлению и распоряжению имуществом субъекта Российской Федерации (статья 26.12 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ).
Подпунктом 69 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» определено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов реализации государственной политики в области торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации, проведения информационно-аналитического наблюдения за состоянием рынка определенного товара и осуществлением торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации, разработки и реализации мероприятий, содействующих развитию торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации, и осуществления иных полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
Согласно части 1 статьи 3 Закона №381-ФЗ правовое регулирование отношений в области торговой деятельности осуществляется Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей», другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Пунктами 1 и 2 части 1 статьи 6 Закона №381-ФЗ закреплено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования торговой деятельности осуществляют следующие полномочия: реализация государственной политики в области торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации; в соответствии с указанным Федеральным законом разработка и принятие законов субъектов Российской Федерации, иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования торговой деятельности.
18.03.2014 Российской Федерацией и Республикой Крым подписан Договор «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя», ратифицированный 21.03.2014.
Согласно части 2 статьи 31 Устава города Севастополя, Закон от 14.04.2014 №1-ЗС, Правительство Севастополя является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти города Севастополя.
Статьей 2 Закона города Севастополя от 30.04.2014 №5-ЗС «О Правительстве Севастополя» (далее – Закон №5-ЗС) установлено, что Правительство Севастополя является высшим постоянно действующим коллегиальным исполнительным органом государственной власти города Севастополя, обладающим общей компетенцией и обеспечивающим согласованную деятельность подведомственных ему органов исполнительной власти города Севастополя.
Согласно пункту 2 статьи 25 Закона №5-ЗС Правительство Севастополя организует и осуществляет управление и распоряжение собственностью города Севастополя и контроль, за ее эффективным использованием, наделяет полномочиями по управлению и распоряжению собственностью города Севастополя соответствующие органы исполнительной власти.
В соответствии со статьей 23 Закона №5-ЗС Правительство Севастополя осуществляет свои полномочия непосредственно или через подведомственные ему исполнительные органы.
Пункт 16 части 1 статьи 25 Закона города Севастополя от 30.04.2014 №5-ЗС «О Правительстве Севастополя» устанавливает, что Правительство Севастополя устанавливает правила организации торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения города Севастополя, правила работы и порядок размещения рынков, объектов мелкорозничной сети и иных торговых объектов на территории города Севастополя, организует и координирует региональный государственный контроль (надзор) за соблюдением указанных правил. Согласно подпункту «в» пункта 4 части 2 статьи 5 Закона города Севастополя от 29.09.2015 № 185-ЗС «О правовых актах города Севастополя» к подзаконным нормативным актам относятся постановления Правительства Севастополя. В соответствии со статьей 38 Закона города Севастополя от 29.09.2015 №185-ЗС «О правовых актах города Севастополя» действие правовых актов города Севастополя распространяется на территорию города Севастополя, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, федеральными законами, правовыми актами города Севастополя. Правовые акты вступают в силу одновременно на всей территории города Севастополя, если иное не указано в соответствующем правовом акте. Правовые акты действуют неопределенное время, если иной срок не установлен в самом правовом акте.
Постановлением Правительства Севастополя от 22.03.2018 №176-ПП внесены изменения в постановление от 09.11.2015 №1030-ПП «О размещении нестационарных торговых на территории города Севастополя и внесении изменений в постановления Правительства Севастополя от 31.03.2015 №246-ПП и от 29.05.2015 №459-ПП», Методика определения начальной цены договора утверждена в новой редакции.
Во исполнение требований подпункта 2.1 пункта 2 постановления Правительства от 22.03.2018 № 176-ПП Главным управлением потребительского рынка и лицензирования Севастополя был подготовлен проект дополнительного соглашения № к договору от ДД.ММ.ГГГГ№, согласно которому пункт 3.1 договора изменен, изложен в следующей редакции: «Размер платы за размещение Объекта за календарный месяц составляет: без НДС 11 080,51 руб., НДС 1 994,49 руб., всего 13 075 руб.».
В силу пункта 1 статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством. Пунктом 4 этой же статьи определено, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
Согласно статье 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (пункт 1). Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров (пункт 2).
В пунктах 1, 2 статьи 424 ГК РФ определено, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления. Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.
Типовая форма договора на размещение НТО, утверждена постановлением Правительства Севастополя от 09.11.2015 № 1030-ПП, а также данным постановлением предусмотрен порядок заключения договора на размещение НТО без проведения торгов по основаниям, определенным в пункте 11.1 Положения о порядке заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта на земельном участке, находящимся в собственности города Севастополя, утвержденного постановление Правительства Севастополя от 09.11.2015 № 1030-ПП (в редакции от 15.01.2018).
Главное управление исполнило принятые по договору обязательства надлежащим образом, предоставив ИП ФИО2 право на размещения нестационарного торгового объекта - павильона, что подтверждено материалами дела и не оспорено ответчиком.
Однако ответчиком обязательства по договору в полном объеме исполнены не были, что подтверждается материалами дела.
Договор между сторонами расторгнут не был. Доказательств освобождения объекта нестационарной торговли, при несогласии с размером арендной платы, ответчиком не представлено.
Напротив, ФИО2 продолжила осуществлять торговую деятельность, внося арендную плату до окончания срока действия договора.
Проверив расчет задолженности, суд пришел к выводу о том, что расчет является правильным.
Таким образом, требования о взыскании задолженности в размере 75 992,36 руб. подлежат удовлетворению.
Пунктом 1 статьи 330 ГК РФ закреплено, что неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Из положений статей 330-333 ГК РФ следует, что взыскание неустойки в качестве способа защиты нарушенного права применяется тогда, когда такая возможность установлена законом (законная неустойка) или договором (договорная неустойка).
Пунктом 4.2 договора предусмотрено, что за нарушение сроков внесения платы по договору предприниматель выплачивает пени из расчета 0,01% от просроченной суммы платы за каждый календарный день просрочки.
Факт просрочки внесения платы по договору установлен судом, доказательств по оплате неустойки в заявленном размере за спорный период, ответчиком не представлено.
Поскольку нарушение ответчиком обязательства по своевременному внесению платы по договору судом установлено, требование истца о взыскании пеней заявлено правомерно.
Согласно расчету истца, предоставленного в материалы дела, сумма пеней за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составила 6 528,38 руб.
Порядок начисления пени согласован сторонами в договоре, не изменялся соглашением сторон.
Проверив расчет пеней, суд находит его арифметически правильным, соответствующим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В соответствии с пунктом 1 статьи 395 ГК РФ в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Учитывая, что материалами дела подтверждено нарушение размера внесения арендной платы по договору в соответствующей сумме, то требование истца о взыскании с ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами, начиная с ДД.ММ.ГГГГ по день фактической уплаты долна, является правомерным.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении требований в данной части.
Согласно статье 103 ГПК РФ и п.п.8 п.1 ст.333.20 Налогового кодекса РФ в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины, госпошлина взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае государственная пошлина зачисляется в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством РФ.
В соответствии с части 2 статьи 61.1 Бюджетного кодекса РФ, государственная пошлина подлежит зачислению в бюджет Ленинского района города Севастополя.
Таким образом, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 2 675,62 руб. в бюджет Ленинского района города Севастополя.
Руководствуясь статьями 194-199, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
иск удовлетворить.
Взыскать с ФИО2 в пользу Главного управления потребительского рынка и лицензирования Севастополя задолженность по договору на размещение нестационарного торгового объекта № от ДД.ММ.ГГГГ в сумме 82 520 (восемьдесят две тысячи пятьсот двадцать) руб. 74 коп., из которых: 75 992,36 руб. - основной долг, 6 528,38 руб. – пени.
Взыскать с ФИО2 в пользу Главного управления потребительского рынка и лицензирования Севастополя проценты за пользование чужими денежными средствами, подлежащие начислению на сумму долга – 75 992,36 руб., начиная с ДД.ММ.ГГГГ по день фактической уплаты долга.
Взыскать с ФИО2 в бюджет Ленинского района города Севастополя государственную пошлину в размере 2 675 (две тысячи шестьсот семьдесят два) руб. 62 коп.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья
<данные изъяты>