№2-3485/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 декабря 2018 года г. Улан-Удэ
Советский районный суд г. Улан-Удэ в составе председательствующего судьи Власовой И.К., при секретаре Цыденжаповой Т.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ГУ Центр по установлению и выплате пенсий Пенсионного фонда РФ в Республике Бурятия о перерасчете пенсии,
УСТАНОВИЛ:
В суд обратилась ФИО1 с иском к ГУ Центр по установлению и выплате пенсий Пенсионного фонда РФ в Республике Бурятия, в обоснование указав, что в период с 06.03.1959 по 30.09.1996 работала в должности инженера-экономиста службы пути в совместном Советско-Монгольском предприятии «Улан-Баторская железная дорога», с 2016 года постоянно проживает в г.Улан-Удэ.
С ДД.ММ.ГГГГ является получателем пенсии, которая установлена по достижении 55 лет в период ее проживания в Монголии.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в Управление Пенсионного Фонда РФ по Республике Бурятия с заявлением о назначении пенсии и истребовании пенсионного дела из Монголии, истцу назначена пенсия, с ДД.ММ.ГГГГ. размер пенсии составляет 7096,51 руб.
На ее обращения заявлением о перерасчете пенсии ответчиком отказано, с отказами не согласна. Ссылаясь на ст. 5 Соглашения между СССР и Монгольской Народной Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения (Улан-Батор, ДД.ММ.ГГГГ) (далее – Соглашение), просит признать отказы в перерасчете пенсии незаконными и возложить на ответчика обязанность произвести перерасчет пенсии исходя из среднемесячного заработка по аналогичной должности в АО «РЖД».
Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще, направила заявление о рассмотрении в свое отсутствие.
В судебном заседании представитель истца по доверенности ФИО2 требования поддержала, просила удовлетворить по доводам, изложенным в исковом заявлении. Пояснила, что в силу ст.5 Соглашения для истца, которая переселилась в 2013 году из Монголии в Россию и после переселения не работала размер пенсии должен быть пересчитан исходя из среднего месячного заработка работника соответствующей квалификации по аналогичной должности в России, в данном случае – в АО «РЖД», на дату назначения пенсии. Пенсии гражданам указанных государств назначаются по законодательству и за счет государства, на территории которого они постоянно проживают. Полагала, что поскольку Соглашением не предусмотрен порядок исчисления размера пенсии из среднемесячного заработка, сложившегося на момент назначения истцу пенсии, в Российской Федерации, куда переселилась истец, то перерасчет пенсии должен быть произведен исходя из официально установленного Банком России курса доллара США по отношению к рублю и курса монгольского тугрика, официальный курс которого Банком России не устанавливается к заработку истца в монгольских тугриках.
Представитель ответчика ФИО3, действующая на основании доверенности, исковые требования истца не признала, ссылаясь на представленный письменный отзыв, просила в иске отказать. Пояснила, что отказ в перерасчете пенсии ФИО1 обусловлен тем, что представленная ею справка Росстата о среднемесячной заработной плате работников железнодорожного транспорта в РФ за 2001 год, документом, подтверждающим сведения об индивидуальном заработке истца, не является. Порядок исчисления среднемесячного заработка на дату назначения пенсии по аналогичной должности соответствующей квалификации в Российской Федерации, куда переселилась истец, и после переселения не работала, Соглашением между СССР и Монгольской Народной Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения (Улан-Батор, ДД.ММ.ГГГГ) не предусмотрен. Статистическое обследование о средней заработной плате работников по отдельным профессиям и должностям за декабрь 2001 года не проводилось. Справка о заработной плате истца за период ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ также не является документом, подтверждающим средний заработок истца, исходя из которого может быть произведен перерасчет пенсии, так как заработок отражен в монгольских тугриках, тогда как в рассматриваемом случае для перерасчета могут приняты сведения о заработке в рублях.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон №400-ФЗ) установлено, что право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с п.9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон №173-ФЗ), при оценке пенсионных прав застрахованных лиц применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, а в необходимых случаях заработка застрахованного лица, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу указанного Федерального закона.
В силу ст.105 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ...-I «О государственных пенсиях в Российской Федерации» среднемесячный заработок граждан, работавших за границей, подсчитывается на общих основаниях с исключением оплаты работы за границей. При этом, гражданам, направленным на работу в учреждения организации СССР и РФ за границей либо в международные организации, средний заработок, по их желанию может подсчитываться исходя из среднемесячного заработка рабочих и служащих соответствующей профессии и квалификации в СССР ко времени назначения пенсии.
В соответствии с п.2 ст.30 Федерального закона №173-ФЗ расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи - путем конвертации в расчетный пенсионный капитал по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. на основании среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000-2001г.г. по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи - на основании первичных бухгалтерских документов.
Согласно п.1 ст..18 Федерального закона №400-ФЗ размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
В силу ст. 18 п. 2 Федерального закона N 400-ФЗ перерасчет размера трудовой пенсии возможен при наличии оснований, предусмотренных в случаях:
1) увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до ДД.ММ.ГГГГ;
2) увеличения суммы коэффициентов, определяемых за каждый календарный год иных засчитываемых в страховой стаж периодов, указанных в части 12 статьи 15 настоящего Федерального закона, имевших место после ДД.ММ.ГГГГ до даты назначения страховой пенсии;
3) увеличения по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования величины индивидуального пенсионного коэффициента, определяемой в порядке, предусмотренном частью 18 статьи 15 настоящего Федерального закона, исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, не учтенных при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности, при их назначении, переводе с одного вида страховой пенсии на страховую пенсию по старости или страховую пенсию по инвалидности, предыдущем перерасчете, предусмотренном настоящим пунктом, а также при назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца. Такой перерасчет производится без заявления пенсионера (за исключением лиц, имеющих право на установление доли страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 19 и 20 настоящего Федерального закона) с 1 августа каждого года, а в случае перерасчета размера страховой пенсии по случаю потери кормильца - с 1 августа года, следующего за годом, в котором была назначена указанная страховая пенсия.
Согласно ст. 3 Федерального закона N 400-ФЗ страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом, если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.
К международным договорам, регулирующим вопросы пенсионного обеспечения, относится Соглашение между СССР и Монгольской Народной Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения (Улан-Батор, ДД.ММ.ГГГГ).
Согласно данному Соглашению пенсии назначаются и выплачиваются компетентными органами той договаривающейся стороны, на территории которой постоянно проживает ко дню обращения за назначением пенсии гражданин, имеющий право на пенсию, и по законодательству этой договаривающейся стороны (ст. 6).
В соответствии со ст. 5 Соглашения для граждан, которые переселились с территории одной договаривающейся стороны и не работали после переселения, размер пенсии исчисляется в установленном порядке исходя из среднего месячного заработка работника соответствующей квалификации, занимающегося аналогичной деятельностью ко времени назначения пенсии в стране, куда они переселились.
Судом установлено, что ФИО1 в период ее проживания в Монголии в связи с достижением пенсионного возраста (55 лет) с ДД.ММ.ГГГГ установлена пенсия.
Из материалов дела следует, что истец с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в Советско – Монгольском, а позднее, Российско – Монгольском совместном предприятии «Улан-Баторская железная дорога», непрерывно являлась гражданкой Российской Федерации. При назначении пенсии общий трудовой стаж составил 37 года 11 месяцев 13 дней. В 2016 году истец переселилась из Монголии в Россию, ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Управление ПФ РФ с заявлением о назначении пенсии и истребовании пенсионного дела из Монголии. С ДД.ММ.ГГГГ. истцу назначена пенсия в размере 7096,51 руб.
Решениями Центра по установлению и выплате пенсий Пенсионного Фонда РФ в Республике Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ. и от ДД.ММ.ГГГГ. истцу отказано в перерасчете пенсии, со ссылкой на то, что справка о заработной плате истца за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (работа в Монголии) отражает начисление заработной платы в монгольских тугриках и сведений об индивидуальном заработке истца официальной денежной единице РФ - рублях не содержит. Кроме того, отказывая в перерасчете пенсии, ответчик указал на отсутствие сведений об индивидуальном заработке истца не содержит с представленной истцом справке Федеральной службой государственной статистики о среднемесячной заработной плате работников железнодорожного транспорта по РФ за 2001 г.
С ДД.ММ.ГГГГ. истцу установлена доплата к пенсии на уровне прожиточного минимума пенсионера в Республике Бурятия, размер пенсии, с учетом социальной доплаты, составил 8726,00руб.
Действительно, в соответствии со ст.5 Соглашения между СССР и Монгольской Народной Республикой для граждан, которые переселились с территории одной из договаривающихся сторон на территорию дугой договаривающейся стороны и не работали после переселения размер пенсии исчисляется исходя из среднего месячного заработка работника соответствующей квалификации, занимающееся аналогичной деятельностью ко времени назначения пенсии в стране, куда они переселились.
Вместе с тем, как следует из представленного письма ПФР от ДД.ММ.ГГГГ..., со ссылкой на письмо Федеральной службы государственной статистики от ДД.ММ.ГГГГ. №АС-07-22/1825, статистическое обследование средней заработной платы работников по отдельным профессиям и должностям за ДД.ММ.ГГГГ. не проводилось.
Таким образом, в рассматриваемом случае размер пенсии не может быть исчислен исходя из среднемесячного заработка работника соответствующей профессии и квалификации в Российской Федерации, куда переселилась истец из Монголии. Документами, подтверждающими такой средний заработок, представленные истцом архивная справка от ДД.ММ.ГГГГ. ... и лицевой счет ФИО4, работника ХО Управления ВСЖД г.Иркутск, не являются.
Довод представителя истца о необходимости применения для перерасчета пенсии официально установленного Банком России курса доллара США по отношению к рублю и курса монгольского тугрика, официальный курс которого Банком России не устанавливается к заработку истца в монгольских тугриках не основан на законе, потому подлежит отклонению судом.
Оценив обстоятельства дела в их совокупности и взаимосвязи, руководствуясь вышеприведенными нормами закона, суд полагает, что отказ пенсионного органа в перерасчете пенсии истцу соответствует положениям действующего законодательства, оснований для возложения на ответчика обязанности произвести перерасчет пенсии истцу у суда не имеется
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу об отказе в иске.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Советский районный суд г.Улан-Удэ.
В окончательной форме решение принято ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: Власова И.К.