ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3486/18 от 18.10.2018 Шахтинского городского суда (Ростовская область)

Дело № 2-3486/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 октября 2018 года г. Шахты

Шахтинский городской суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Кинзбурской Т.Л.

при секретаре Калашник Д.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2, ФИО3, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней ФИО1, к Администрации г. Шахты, 3-му лицу - Министерству энергетики РФ об установлении фактов проживания, обязании включить в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2, ФИО3, действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетней дочери ФИО1, обратились в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на то, что ФИО2 является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию после смерти отца. ФИО2 проживает в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес> с сентября 2003 года, ФИО3 проживает в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес> с сентября 2004 года. Также в этом жилом доме с рождения проживает ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Указанный дом находится на подработанной территории ликвидированной шахты ДАО «Шахта им. Артема». Решение о ликвидации ДАО «Шахта им. Артема» АО «Ростовуголь» принято 06.12.2005 г., что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ.

Жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ ликвидированной шахты ДАО «Шахта им. Артема» соответствии с заключением ВНИМИ от 18.10.2017 г. Согласно технического заключения ООО «Бюро деловых услуг» о состоянии основных строительных конструкций индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, , от 18.10.2017 г.,: несущие конструкции здания (фундаменты, стены, перекрытия), воспринимающие эксплуатационные нагрузки и воздействия обеспечивающие пространственную устойчивость здания, находятся в недопустимом состоянии; жилой дом не соответствует требованиям, установленным к жилым помещениям согласно постановления Правительства РФ от 28.01.2006 № 47.

Согласно технического паспорта МУП <адрес> «БТИ» от 17.10.2017 г. дом имеет износ 73%. В конструкциях здания продолжаются деформации из-за деформаций основания, фундаментов и физического износа материала конструкций.

В соответствии с постановлением Администрации города Шахты от 22.11.2017 жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан непригодным для проживания в связи с тем, что расположен на подрабатываемой территории.

Истцы не включены в списки граждан, подлежащих переселению с подработанной территории ликвидированной шахты ДАО «Шахта им. Артема», потому что их жилой дом обследован после утверждения списков граждан, подлежащих переселению. На сегодняшний день дом, расположенный по адресу: <адрес>, находится в аварийном состоянии, проживать истцам негде, иных жилых помещений у них в собственности нет.

Истцы зарегистрированы и фактически проживают по адресу: <адрес>.

Истец ФИО2 обращалась в Администрацию города Шахты с просьбой о включении в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ. Однако, ответчик ответил отказом (ответ на письмо от 15.06.2018 г. ), сославшись на отсутствие оснований для уточнения списков граждан, подлежащих переселению.

На основании вышеизложенного, истцы в составе 3 человек должны быть включены в дополнительный список граждан, проживающих в ветхих, подлежащих сносу жилых домах, ставших в результате ведения горных работ на ликвидированной шахте ДАО «Шахта им. Артема.

Окончательно сформулировав исковые требования, просят установить факт проживания ФИО2, с сентября 2003 году по 25.01.2006 г. (дата регистрации по месту жительства) по адресу: <адрес>; установить факт проживания ФИО3 с сентября 2004 года по 27.03.2015г. (дата регистрации по месту жительства) по адресу: <адрес>; установить факт проживания ФИО1 с момента рождения ДД.ММ.ГГГГ по 27.03.2015г. (дата регистрации по месту жительства) по адресу: <адрес>. Обязать Администрацию города Шахты включить ФИО2, ФИО3, ФИО1 в списки граждан, подлежащих переселению за счет средств федерального бюджета по направлению «Содействие гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности».

Истцы ФИО2, ФИО3, действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетней дочери ФИО1, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Будучи опрошенными в судебном заседании 02.10.2018 года, исковые требования поддержали, в обоснование привели вышеизложенные доводы.

Представитель истцов ФИО4, действующая на основании доверенностей, в судебное заседание явилась, уточненные исковые требования поддержала.

Представитель истца ФИО3 – ФИО5, действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась, уточненные исковые требования поддержала.

Представитель Администрации г. Шахты ФИО6, действующий на основании доверенности, в судебное заседание явился, иск не признал, в обоснование привел доводы, аналогичные, изложенным в письменных возражениях на иск.

Представитель 3-го лица - Министерству энергетики РФ в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Выслушав представителей сторон, опросив свидетелей, изучив письменные доказательства, суд считает исковые требования необоснованными и неподлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяются Правительством Российской Федерации. Финансирование мероприятий по реструктуризации угольной промышленности осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 2 статьи 5).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.1997 N 1523 "О государственном финансировании мероприятий реструктуризации угольной промышленности" был утвержден Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности. Согласно данному документу к мероприятия по ликвидации особо убыточных и неперспективных угольных (сланцевых) шахт и разрезов был отнесен снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, содействие гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.

Данное постановление утратило силу с 01. 01.2015 года в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 24 декабря 2004 года за N 840.

Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2004 года за N 840 "О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования" во исполнение Федерального закона "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" утвержден перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, п. 8 которого утверждены мероприятия по реализации программ местного развития и обеспечение занятости населения шахтерских городов и поселков; в том числе снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности и содействие в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.

Принятые Правительством РФ постановления от 24.12.2004г. № 840, от 13.07.2005г. № 428 направлены на реализацию мероприятий по социальной поддержке граждан, переселяемых на определённых основаниях из ветхого жилищного фонда, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности.

В соответствии с п.8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтёрских городов и посёлков, утверждённых Постановлением Правительства РФ № 428 от 13.07.2005г. (с последующими изменениями), содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решений о ликвидации организаций угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации.

Основаниями для уточнения списков граждан, подлежащих переселению, являются: рождение (усыновление) детей и их регистрация по месту жительства в ветхом жилье родителями (родителем), включенными (включенным) в список граждан, подлежащих переселению, и проживавшими (проживавшим) в ветхом жилье на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности; государственная регистрация смерти или объявление умершим гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению; снятие гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению, с регистрационного учета по месту жительства в ветхом жилье.

Предусмотренный настоящим пунктом перечень оснований для уточнения списков граждан, подлежащих переселению, является исчерпывающим.

Из изложенного следует, что законодатель возложил на органы местного самоуправления составление ежегодно уточняемых списков жильцов сносимых ветхих жилых домов, при этом законом оговорен исчерпывающий перечень оснований для уточнения списков.

Судом установлено, что в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес> фактически проживают: ФИО2 с сентября 2003 года, зарегистрирована по месту жительства 25.01.2006 г. ФИО3 с сентября 2004 года, зарегистрирована по месту жительства с 27.03.2015, ФИО1, с ДД.ММ.ГГГГ года рождения зарегистрирована по месту жительства с 27.03.2015.

Данный жилой дом принадлежит истице ФИО2 на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию, после смерти отца ФИО9, умершего ДД.ММ.ГГГГ.

Список домов, жильцы которых подлежат переселению по программе содействия гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемой шахте им. Артема первоначально составлялся самим ликвидируемым предприятием ДАО шахты им. Артема, а с 2001 года в связи с изменением законодательства список был передан в Администрацию города Шахты, где уточняется до настоящего времени.

Решение о ликвидации ДАО «Шахта им. Артема» ОА «Ростовуголь» принято 06.12.2005 г.

Установлено, что на момент формирования списка жильцы жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> документы на включение их список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемой шахте им. Артема не подавали.

В судебном заседании истицы пояснили, что бывший собственник жилого дома ФИО9, умерший ДД.ММ.ГГГГ при жизни не желал переселяться из своего дома, в связи с этим никто не обращался в Администрацию города по вопросу переселения из ветхого жилья.

Заключением ВНИМИ от 18.10.2017 г. жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> признан непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ ликвидированной шахты им. Артема.

Согласно технического паспорта МУП <адрес> «БТИ» от 17.10.2017 г. дом имеет износ 73%.

В соответствии с постановлением Администрации города Шахты от 22.11.2017 жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан непригодным для проживания на основании заключения МВК от 01.11.2017 года.

14.06.2018 года истец ФИО2 обратилась к ответчику по вопросу переселения из ветхого жилья по программе содействия гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемой шахте им. Артема.

Администрацией города Шахты письмом от 15.06.2018 г. Истцы ей отказано в этом со ссылкой на отсутствие оснований.

Суд считает, что оснований для включения истцов в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, не имеется, поскольку на момент принятия решения о ликвидации шахты истцы не обращались по вопросу включения их в такой список и оснований для этого не имелось, поскольку их жилой дом признан непригодным для проживания только в 2017 году.

То обстоятельство, что жилой дом истцов признан непригодным для проживания и это связано с ведением горных работ на шахте им. Артема не может являться основанием для уточнения списка граждан, подлежащих переселению, поскольку перечень оснований для уточнения списка, приведенный в п. 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтёрских городов и посёлков, утверждённых Постановлением Правительства РФ № 428 от 13.07.2005г. является исчерпывающим. Признание индивидуального жилого дома непригодным для проживания в результате ведения горных работ в 2017 году не является таким основанием. Доказательств, что жилой дом истцов был непригоден для проживания на момент принятия решения о ликвидации шахты не имеется.

Согласно ч. 1 ст. 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.

Поскольку оснований для удовлетворения исковых требований об обязании включить в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, не имеется, то нет и оснований для удовлетворения требований об установлении фактов проживания истцов, так как юридического значения они не имеют.

Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО2, ФИО3, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней ФИО1, к Администрации г. Шахты, 3-му лицу - Министерству энергетики РФ об установлении фактов проживания, обязании включить в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Шахтинский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 22.10.2018 года

Судья Кинзбурская Т.Л.