ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3487/13 от 09.12.2013 Октябрьского районного суда г. Кирова (Кировская область)

дело № 2-3487/13

З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 декабря 2013 года                                 г. Киров

    Октябрьский районный суд города Кирова, в составе

председательствующего судьи Уськовой А.Н.,

при секретаре судебного заседания Медведевой Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Орловского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю ФИО1 об обязании произвести действия, направленные на устранение негативного воздействия на окружающую среду,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Орловского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Октябрьский районный суд г. Кирова с иском к ИП ФИО1 в котором просил:

- обязать ИП ФИО1 составить расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1 и 2 кварталы 2013г.;

- обязать ИП ФИО1 в срок до 31.12.2013г. произвести оплату за негативное воздействие на окружающую среду за 1 и 2 кварталы 2013г., в соответствии с составленными и согласованными в Управлении Росприроднадзора по Кировской области ежеквартальными расчетами платы за негативное воздействие на окружающую среду;

- обязать ИП ФИО1 получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, образующихся в результате работы цеха по производству пелет, расположенного по адресу <данные изъяты>

- обязать ИП ФИО1 устранить нарушения правил эксплуатации оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, в цехе по производству пелет, расположенном по адресу <данные изъяты>

- приостановить деятельность цеха про производству пелет ИП ФИО1, расположенного по адресу <данные изъяты>, до получения ИП ФИО1 разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух и устранения ИП ФИО1 нарушения правил эксплуатации оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению.

В обоснование предъявленных исковых требований указал, что в ходе проверки, проведенной департаментом экологии и природопользования Кировской области и прокуратурой Орловского района Кировской области установлено, что ответчик осуществляет предпринимательскую деятельность по производству и реализации пелет из опила.

Указанную деятельность он осуществляет в принадлежащем ему на праве собственности гараже, а также на территории производственной базы, земельный участок под которой он занимает на праве аренды, расположенных по адресу <данные изъяты>

В результате производственной деятельности ответчика образуются отходы производства и потребления, что оказывает негативное воздействие на окружающую среду, которое, в силу закона, является платным.

Между тем, плата за оказанное негативное воздействие на окружающую среду ответчиком не рассчитана, на согласование администратору платежей не предоставлена и не внесена в установленные законом сроки, что повлекло за собой недофининсирование доходной части бюджетов Орловского района, Кировской области и бюджета РФ.

При проведении проверки установлены источники выделения загрязняющих веществ, при работе которых в атмосферный воздух выбрасываются оксид азота и оксид углерода. Выброс указанных веществ независимо от мощности выброса, объема и концентрации в атмосферный воздух, без разрешения на выбросы, запрещен.

Из указанного следует, что ответчиком осуществляется деятельность по выбросу вредных веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, в отсутствие специального разрешения, выданного органом государственной власти субъекта РФ.

Кроме того, в ходе проверки установлено, что эксплуатация газового оборудования осуществляется ответчиком с нарушениями правил его эксплуатации или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению.

Деятельность ответчика приводит к загрязнению окружающей среды, что нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

Прокурор просил иск удовлетворить.

В судебном заседании помощник прокурора Октябрьского района г. Кирова Аксенова Е.В. исковые требования и изложенное в исковом заявлении поддержала, не возражала против рассмотрения дела в отсутствие не явившегося ответчика и вынесения по делу заочного решения.

Просила исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Ответчик ИП ФИО1 в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения данного дела надлежащим образом, не поставил суд в известность о причинах неявки, не просил об отложении рассмотрения дела, в связи с чем, на основании ст. 233 ГПК РФ, суд определил рассмотреть исковое заявление прокурора Орловского района Кировской области в отсутствие ответчика в порядке заочного производства.

Представитель третьего лица Департамента экологии и природопользования Кировской области в судебное заседание не явился, извещен, просил рассмотреть дело без его участия.

Поскольку требование прокурора о приостановлении деятельности цеха про производству пелет ИП ФИО1, расположенного по адресу <данные изъяты> до получения ФИО1 разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух и устранения нарушения правил эксплуатации оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства, по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части первой статьи 134 настоящего Кодекса, производство по делу в данной части прекращено, о чем 09.12.2013г. вынесено определение.

Суд, исследовав материалы дела № 2-3487/13, считает, что исковые требования прокурора Орловского района Кировской области законны, обоснованны и подлежат удовлетворению по следующим основаниям:

На основании ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "Об охране окружающей среды", объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, в том числе атмосферный воздух.

Как следует из ст. 1 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ (ред. от 25.06.2012) "Об охране атмосферного воздуха", вредное (загрязняющее) вещество - химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду.

В силу ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 02.07.2013), к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ.

Как следует из ч.ч. 1, 3 ст. 16 указанного Закона, негативное воздействие на окружающую среду является платным.

Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 N 632 (ред. от 06.03.2012) "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия", предусмотрено, что Порядок распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием (в дальнейшем именуются природопользователи), и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников.

В соответствии с п. 9 указанного Порядка, перечисление средств осуществляется природопользователями в сроки, устанавливаемые территориальными органами Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации. По истечении установленных сроков суммы платежей взыскиваются с природопользователей в безакцептном порядке.

Пунктами 1, 3 порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденного Приказом Ростехнадзора № 204 от 05.04.2007г., расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду заполняется организациями, осуществляющими любые виды деятельности на территории РФ, связанные с природопользованием и осуществляющими выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ, облагаемые платой за негативное воздействие на окружающую среду.

Расчет предоставляется плательщиками не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом, что установлено Приказом Ростехнадзора от 08.06.2006 N 557 "Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду".

Как следует из ст. 62 БК РФ, в бюджеты муниципальных районов подлежит зачислению плата за негативное воздействие на окружающую среду по нормативу 40%

В соответствии со ст. ст. 51 БК РФ, в Федеральный бюджет подлежит зачислению плата за негативное воздействие на окружающую среду по нормативу 20 %.

В силу ст. 57 БК РФ, в бюджет субъекта РФ подлежит зачислению плата за негативное воздействие на окружающую среду по нормативу 80%.

На основании ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ (ред. от 25.06.2012) "Об охране атмосферного воздуха", выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 6 Приказом Минприроды России от 31.12.2010 N 579 (ред. от 18.07.2013) "О Порядке установления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию, и о Перечне вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормированию", к источникам выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подлежащим государственному учету и нормированию, относятся источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, из которых в атмосферный воздух выбрасываются вредные (загрязняющие) вещества, подлежащие государственному учету и нормированию, в соответствии с пунктом 7 настоящего Порядка.

Как установлено п. 7 данного Порядка, государственному учету и нормированию подлежат: вредные (загрязняющие) вещества (за исключением радиоактивных), указанные в Перечне вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормированию, приведенном в приложении 2 к настоящему Приказу (далее - Перечень загрязняющих веществ), а также не включенные в Перечень загрязняющих веществ вредные (загрязняющие) вещества (за исключением радиоактивных), соответствующие одному из критериев, приведенных в пункте 9 настоящего Порядка.

В перечне загрязняющих веществ, подлежащих государственному учету и нормированию под № 19 поименован оксид углерода.

В связи с указанным обстоятельствами Минхиммашем СССР 28.11.1983г. утверждены "Правила эксплуатации установок очистки газа" (вместе с "Инструкцией по заполнению паспорта установки очистки газа"), которые являются обязательными для предприятий, учреждений, организаций, эксплуатирующих установки очистки газа, независимо от их ведомственной принадлежности.

В ходе судебного разбирательства установлено, что ФИО1 является индивидуальным предпринимателем, что подтверждается выпиской из ЕГРИП № 4398 от 17.06.2010г., свидетельством о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, выданным ИФНС по г. Крову 17.06.2010г., свидетельством о постановке на учет в налоговом органе, выданным ИФНС России по г. Кирову 15.12.2001г.

Как следует из предоставленной в материалы дела копии свидетельства о праве собственности, выданного 28.05.2012г. Управлением Росреестра по Кировской области, в его собственности находится здание гаража, расположенного по адресу <данные изъяты>, площадью 208,6 кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты>

Согласно копии кадастрового паспорта, под производственную базу ответчик занимает земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 5146 кв.м., расположенный по адресу <данные изъяты>

Земельный участок занят им на основании договора аренды, что подтверждается уведомлением управления Росреестра по Кировской области от 28.05.2012г.

Обстоятельства нарушения ФИО1 природоохранного законодательства, виде нарушений: правил эксплуатации оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, отсутствию разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, образующихся в результате работы цеха по производству пелет, не составлению расчетов платы и невнесения платежей за негативное воздействие на окружающую среду, подтверждаются предоставленными в судебное заседание протоколом взятия проб и образцов от 14.10.2013г., протоколом исследования содержания загрязняющих веществ в промвыбросах № 49 от 15.10.2013г., протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 14.10.2013г. и фототаблицей к нему, а также справкой о результатах проверки, составленной 17.10.2013г. КОГУ «Кировский областной центр охраны окружающей среды и природопользования».

При таких обстоятельствах суд считает установленным, что предпринимательская деятельность ИП ФИО1 осуществлялась с нарушениями природоохранного законодательства, выразившимися в нарушении правил эксплуатации оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, отсутствии разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, образующихся в результате работы цеха по производству пелет, не составлении расчетов платы и не внесении платежей за негативное воздействие на окружающую среду.

Из указанного следует, что исковые требования прокурора Орловского района Кировской области подлежат удовлетворению в полном объеме и на ответчика должна быть возложена обязанность устранить указанные нарушения природоохранного законодательства, а именно: составить расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1 и 2 кварталы 2013г.; в срок до 31.12.2013г. произвести оплату за негативное воздействие на окружающую среду за 1 и 2 кварталы 2013г., в соответствии с составленными и согласованными в Управлении Росприроднадзора по Кировской области ежеквартальными расчетами платы за негативное воздействие на окружающую среду; получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, образующихся в результате работы цеха по производству пелет, расположенного по адресу <данные изъяты> устранить нарушения правил эксплуатации оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух в цехе по производству пелет, расположенном по адресу <данные изъяты>

В силу ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Как следует из положений пп. 8 п. 1 ст. 333.20 НК РФ, по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается с учетом следующих особенностей: в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.

В соответствии с п. 2 ст. 61.2 БК РФ, в бюджеты городских округов зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами: государственной пошлины - в соответствии с пунктом 2 статьи 61.1 настоящего Кодекса.

Согласно п. 2 ст. 61.1 БК РФ, в бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами: государственной пошлины (подлежащей зачислению по месту государственной регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) - по нормативу 100 процентов: по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации).

Таким образом, с ответчика в доход Муниципального образования «Город Киров» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 2 000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 233-235 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск прокурора Орловского района Кировской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю ФИО1 об обязании произвести действия, направленные на устранение негативного воздействия на окружающую среду, - удовлетворить в полном объеме.

Обязать индивидуального предпринимателя ФИО1 составить расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1 и 2 кварталы 2013года;

Обязать индивидуального предпринимателя ФИО1 в срок до 31 декабря 2013 года произвести оплату за негативное воздействие на окружающую среду за 1 и 2 кварталы 2013 года, в соответствии с составленными и согласованными в Управлении Росприроднадзора по Кировской области ежеквартальными расчетами платы за негативное воздействие на окружающую среду;

Обязать индивидуального предпринимателя ФИО1 получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, образующихся в результате работы цеха по производству пелет, расположенного по адресу <данные изъяты>

Обязать индивидуального предпринимателя ФИО1 устранить нарушения правил эксплуатации оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух в цехе по производству пелет, расположенном по адресу <данные изъяты>

Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО1 в доход Муниципального образования «Город Киров» государственную пошлину в сумме 2 000 (две тысячи) рублей.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в Кировский областной суд через Октябрьский районный суд города Кирова в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья                       А.Н. Уськова

Мотивированное решение изготовлено 16 декабря 2013 года