ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3489/18 от 31.01.2019 Октябрьского районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

31 января 2019 года г. Иркутск

Октябрьский районный суд г. Иркутска в составе:

председательствующего судьи О.В. Варгас,

при секретаре Р.А. Дашине,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-70/2019 по исковому заявлению ФИО1 к областному государственному унитарному энергетическому предприятию «Электросетевая компания по эксплуатации электрических сетей «Облкоммунэнерго» о признании акта и действий незаконными,

УСТАНОВИЛ:

В обоснование исковых требований с учетом уточнений указано, что Дата между ФИО1 и ООО «Иркутскэнергосбыт» заключен Договор энергоснабжения жилого дома (домовладения) , согласно которому ООО «Иркутскэнергосбыт» обязался предоставлять электроэнергию в необходимых объемах и надлежащего качества к дому, расположенному по адресу Адрес, Иркутский р- н Адрес, а ФИО1 обязалась оплачивать потребленную электрическую энергию. Дата работниками ОГУЭП «Облкоммунэнерго» филиал «ИЭС» был составлен Акт о выявлении факта несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, согласно которому при проведении проверки состояния прибора учета было выявлено нарушение - отсутствие пломбы государственной поверки, потребителю предложено провести следующие мероприятия: заменить прибор учета с выносом на фасад или опору; до ПУ установить вводной автомат согласно разрешенной мощности; подать заявку на опломбировку Адрес.

При получении Уведомления от Дата от ООО «Иркутскэнергосбыт» был произведен расчет объема доначислений для потребителя при выявлении факта несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, величина доначислений составила 71 488,2кВт/ч (50 542,1574р.), начислена задолженность в размере 64 800,44 руб.

ФИО1 оспаривает Акт о выявлении факта несанкционированного вмешательства в работу прибора учета от Дата, полагая его незаконным и нарушающим ее права.

Каким образом ответчик пришел к выводу о несанкционированном вмешательстве, остается неясным. Повреждение нижней пломбы не дает возможности вмешиваться в работу прибора, так как на нем имеется еще одна пломба. Более того, ответчиком не было установлено, что вмешательство повлекло искажение показаний прибора.

У истца в полном объеме произведена оплата по показаниям прибора учета, задолженности не имеется.

Сам по себе факт нарушения целостности пломбы государственного поверителя на корпусе прибора учета не свидетельствует о наличии со стороны потребителя безучетного потребления электрической энергии. Иных доказательств безучетного потребления электроэнергии ответчиком не предоставлено.

В отношении прибора учета, принадлежащего ФИО1, отсутствует одна пломба государственной поверки, каких-либо иных замечаний к состоянию прибора учета не выявлено.

Иные пломбы - антимагнитная пломба ООО «Иркутскэнергосбыт» не повреждены. Корпус прибора учета не имеет каких-либо следов его нарушения, в том числе отгибания крышки и т.д.

Спорный прибор учета изготовлен компанией «ЭНЕРГОМЕРА», модель ЦЭ6803В М7 Р31.

Свидетельством об утверждении типа средств измерений RU.C.34.004A , выданным Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии Дата, утверждено право АО «Электротехнические заводы «Энергомера» проводить государственные поверки, документ по поверку САНТ.411152.101 Адрес изменением , интервал между поверками 16 лет.

Приложение к указанному свидетельству «Описание типа средства измерений» содержит подробное описание технических характеристик и работы счетчиков электрической энергии ЦЭ6803В.

Так, на рисунках 2-7 представлен общий вид счетчиков разных моделей, с местом крепления пломб госповерителя и электроснабжающей организации.

На рисунке представлен общий вид счетчика ЦЭ6803В Р31.

Согласно рисунка , пломба госповерителя присутствует в одном экземпляре, левом нажнем углу.

Согласно рисунков , пломбы госповерителя должны устанавливаться на одном из креплений счетчика.

Ни одна из представленных моделей счетчиков не содержит указания на наличие второй пломбы госповерителя.

Пломба государственной поверки является доказательством прохождения таким счетчиком государственной поверки завода-изготовителя как средства измерения, верности его показаний и т.д.

Пломба государственной поверки на приборе учета ФИО1 имеется, оснований полагать, что прибор учета не проходил государственной поверки и работает неправильно, не имеется.

Истец просит суд признать Акт о выявлении факта несанкционированного вмешательства в работу прибора учета от Дата, составленный ОГУП «Облкоммунэнерго» в отношении ФИО1, незаконным, признать действия ОГУП «Облкоммунэнерго» по расчету объема доначислений согласно Акту от Дата в размере 71 488,2кВт*час незаконными.

Представитель истца ФИО2 в судебном заседании исковые требования в уточненной редакции поддержала, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика ОГУЭП "Облкоммунэнерго" ФИО3 исковые требования не признала, представила письменный отзыв, в котором просила в удовлетворении иска отказать.

Представитель третьего лица ООО "Иркутскэнергосбыт" ФИО4 исковые требования не признал, представил письменный отзыв, в котором просил в удовлетворении иска отказать.

Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, просила о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Суд, с учетом мнения сторон, считает возможным рассмотреть дело в отсутствии истца в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы гражданского дела, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п. 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Согласно ст. 13 ФЗ от 23.11.2009 № 261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.

В силу п. 145 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 (далее - Основные положения) обязанность по обеспечению эксплуатации установленного и допущенного в эксплуатацию прибора учета, сохранности и целостности прибора учета, а также пломб и (или) знаков визуального контроля, снятию и хранению его показаний, своевременной замене возлагается на собственника такого прибора учета.

Под «безучетным потреблением» понимается потребление электрической энергии с нарушением установленного договором энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), договором оказания услуг по передаче электрической энергии) и названными Основными положениями порядка учета электрической энергии со стороны потребителя (покупателя), выразившимся во вмешательстве в работу прибора учета (системы учета), обязанность по обеспечению целостности и сохранности которого (которой) возложена на потребителя (покупателя), в том числе в нарушении (повреждении) пломб и (или) знаков визуального контроля, нанесенных на прибор учета (систему учета), в несоблюдении установленных договором сроков извещения об утрате (неисправности) прибора учета (системы учета), а также в совершении потребителем (покупателем) иных действий (бездействия), которые привели к искажению данных об объеме потребления электрической энергии (мощности) (п.2 Основных положений).

В силу п.81(11) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее - Правила № 354) прибор учета должен быть защищен от несанкционированного вмешательства в его работу. При проведении исполнителем проверки состояния прибора учета проверке подлежат: целостность прибора учета, отсутствие механических повреждений, отсутствие не предусмотренных изготовителем отверстий или трещин, плотное прилегание стекла индикатора; наличие и сохранность контрольных пломб и индикаторов антимагнитных пломб, а также пломб и устройств, позволяющих фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета; отсутствие свободного доступа к элементам коммутации (узлам, зажимам) прибора учета, позволяющим осуществлять вмешательство в работу прибора учета. Нарушение приведенных показателей признается несанкционированным вмешательством в работу прибора учета. При обнаружении в ходе проверки указанных нарушений исполнитель составляет акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета.

В соответствии с п. 192 Основных положений по факту выявленного безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии сетевой организацией составляется акт о неучтенном потреблении электрической энергии, в соответствии с требованиями п. 193 Основных положений.

Согласно пункту 193 Основных положений при составлении акта о неучтенном потреблении электрической энергии должен присутствовать потребитель, осуществляющий безучетное потребление (обслуживающий его гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация)), или лицо, осуществляющее бездоговорное потребление электрической энергии.

По делу установлено, что Дата между ФИО1 (потребитель) и ООО «Иркутскэнергосбыт» (гарантирующий поставщик) заключен договор энергоснабжения жилого дома (домовладения) , по условиям которого гарантирующий поставщик обязался предоставлять электроэнергию в необходимых объемах и надлежащего качества к дому, расположенному по адресу Адрес, Иркутский р- н, Адрес, а ФИО1 обязалась оплачивать потребленную электрическую энергию (п.1-5, 19,22).

Дата ОГУЭП «Облкоммунэнерго» проведена проверка прибора учёта электроэнергии по месту жительства ФИО1 по адресу Адрес, Иркутский р- н, Адрес, в ходе которой было установлено отсутствие на приборе учета пломбы государственной поверки.

По результатам проверки инженерами – инспекторами составлен акт о выявлении факта несанкционированного вмешательства в работу прибора учета от Дата, в котором зафиксировано выявленное нарушение. В акте указаны характеристики прибора учета, его показания на момент проверки. Проверка проводилась в присутствии ФИО5, который подписал акт, а также в объяснениях указал, что не помнит, что пломба была.

В акте указаны: должностное лицо, его составившее, местонахождение прибора учета, сведения об его пломбировке, дате предыдущей проверки, выявленных нарушениях, предложенных потребителю мерах по их устранению.

Дата сотрудниками ОГУЭП «Облкоммунэнерго» произведен расчет объемов доначислений для потребителя при выявлении факта несанкционированного вмешательства в работу прибора учета в размере 50 542, 1574 руб.

Дата истцу направлено уведомление о введении ограничения предоставления коммунальной услуги по электроснабжению, поскольку задолженность составляет 64 800, 44 руб.

В приведенных выше нормах материального права прямо указано, что действия, выразившиеся во вмешательстве потребителя в работу прибора (системы) учета, в том числе нарушение (повреждение) пломб или знаков визуального контроля, нанесенных на прибор (систему) учета, а также несоблюдение установленных договором сроков извещения об утрате (неисправности) прибора (системы) учета квалифицируются как безучетное потребление электрической энергии. Совершение таких действий не требует установления судом каких-либо последствий, связанных с достоверностью показаний приборов учета после их совершения, и является основанием для применения расчетного способа определения объема электроэнергии, подлежащего оплате таким потребителем.

Доводы представителя истца о том, что данная пломба ранее на приборе учета установлена не была, суд оценивает критически, поскольку паспорт прибора учета суду не представлен. При этом, от совместного осмотра с ответчиком данного прибора учета сторона истца уклонилась.

Таким образом, учитывая установленные судом обстоятельства, суд приходит к выводу, оснований для признания акта незаконным у суда не имеется, следовательно, требования истца в указанной части не подлежат удовлетворению.

При этом, не подлежат удовлетворению и требования истца о признании действий ОГУЭП «Облкоммунэнерго» по расчету объема доначислений согласно акту от Дата незаконными, как производные.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-197 ГПК РФ

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к областному государственному унитарному энергетическому предприятию «Электросетевая компания по эксплуатации электрических сетей «Облкоммунэнерго» о признании незаконным акта о выявлении факта несанкционированного вмешательства в работу прибора учета от Дата, признании незаконными действий по расчету объема доначислений согласно акту - отказать.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Октябрьский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья О.В. Варгас