ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3489/2016 от 20.06.2016 Ленинск-кузнецкого городского суда (Кемеровская область)

Дело № 2-3489/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Ленинск-Кузнецкий «20» июня 2016 года

Ленинск-Кузнецкий городской суд Кемеровской области

в составе председательствующего судьи Бондарь Е.М.,

с участием старшего помощника прокурора г.Ленинска-Кузнецкого О.Б. Чернопазовой,

при секретаре Голубченко Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ленинск-Кузнецком гражданское дело по исковому заявлению Прокурора г.Ленинска-Кузнецкого района, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа о возложении обязанности привести транспортно-эксплуатационное состояние улично-дорожной сети города в соответствие с требованиями действующих нормативных документов,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г.Ленинска-Кузнецкого района, действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в Ленинск-Кузнецкий городской суд с исковым заявлением к Администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа о возложении обязанности привести транспортно-эксплуатационное состояние улично-дорожной сети города в соответствие с требованиями действующих нормативных документов.

Требования мотивированы тем, что Прокуратурой г.Ленинска-Кузнецкого проведена проверка по коллективному обращению жителей улиц <адрес> о фактах нарушения администрацией Ленинск-Кузнецкого городского округа действующего законодательства о безопасности дорожного движения, о дорожной деятельности в части не проведения ремонта дороги, проходящей <адрес>. В ходе проведения прокурорской проверки от должностных лиц администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа, ОГИБДД МО МВД России «Ленинск-Кузнецкий» истребована письменная информация, необходимые документы относительно доводов коллективного обращения, которым в соответствии с действующим законодательством дана правовая оценка. Проверкой установлено, что дорога, проходящая от <адрес>, является дорогой общего пользования, протяженность 1 км., шириной 8 м., тип покрытия – асфальтное. По указанной автомобильной дороги осуществляется движение легкового автомобильного транспорта, грузового автомобильного транспорта, а также осуществляет движение автобусный маршрут <номер>. Установлено, что в мае 2016 года сотрудниками дорожного надзора ОГИБДД МО МВД России «Ленинск-Кузнецкий» при проведении мероприятий повседневного надзора за состоянием улично-дорожной сети ЛенинскКузнецкого городского округа (участка проезжей части дороги от <адрес>) были выявлены недостатки в содержании указанной дороги, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения, а именно: в нарушение п.4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования утв. Приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 N 270-ст, на указанном участке автомобильной дороги отсутствует стационарное электрическое освещение; в нарушение пунктов п.п.4.5.1.1, 4.5.1.3 ГОСТ Р 52766-2007 вдоль указанной дороги отсутствуют тротуары; в нарушение п.3.1.1 ГОСТ Р 50597-93. Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, утв. Постановлением Госстандарта России от 11.10.1993 года N 221 на проезжей части имеются многочисленные дефекты дорожного полотна (просадки, выбоины, иные повреждения, затрудняющие движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью). По результатам обследования старшим госинспектором ДН ОГИБДД МО МВД России «Ленинск-Кузнецкий» Ч.Д.М. 11.05.2016 года составлена соответствующая справка, которая представлена в прокуратуру города. В ходе проведения проверки в прокуратуру города заместителем главы Ленинск-Кузнецкого городского округа по жилищно-коммунальному хозяйству В.Д.О. представлена письменная информация, из которой следует, что администрацией Ленинск-Кузнецкого городского округа ремонт указанной дороги в 2016 году не планируется в связи с недостаточностью средств местного бюджета. Выполнение вышеуказанных работ будет предложено для включения в проект муниципальной программы Ленинск-Кузнецкого городского округа «Жилищно-коммунальный и дорожный комплекс, благоустройство, энергосбережение и повышение энергоэффективности» на 2017-2018 годы. Согласно п.13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090, лица, ответственные за состояние дорог, обязаны: содержать дороги, в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; информировать участников дорожного движения о вводимых ограничениях и об изменениях в организации дорожного движения с помощью соответствующих технических средств, информационных щитов и средств массовой информации; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения. Стандартом ГОСТ Р 50597-93. Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, утв. Постановлением Госстандарта России от 11.10.1993 N 221, установлены перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения. Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды. Установленные стандартом требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов. В случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, на них должны быть введены временные ограничения, обеспечивающие безопасность движения, вплоть до полного запрещения движения. Согласно п.3.1.1. ГОСТ Р 50597-93 покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Проверкой установлено, что в нарушение вышеуказанного требования закона на проезжей части автомобильной дороги, проходя щей от <адрес> имеются многочисленные дефекты дорожного полотна (просадки, выбоины), затрудняющие движение транспортных средств. В соответствии с п.4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования, утв. Приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 N 270-ст, стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают: на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м. В нарушение указанного требования закона на указанном участке автомобильной дороги отсутствует стационарное электрическое освещение. Согласно пунктам 4.5.1.1., 5.5.1.3 вышеуказанного ГОСТ Р 52766-2007 тротуары или пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты. На дорогах 1-3 категорий по ГОСТ Р 52398 тротуары обязательны на всех участках, проходящих через населенные пункты, независимо от интенсивности движения пешеходов. Тротуары располагают с обеих сторон дороги, а при односторонней застройке - с одной стороны. В нарушение вышеуказанных требований закона вдоль указанной дороги отсутствуют тротуары. Таким образом, установлено, что на автомобильной дороге, проходящей от <адрес>, расположенной в границах муниципального образования «Ленинск-Кузнецкий городской округ», не соблюдаются требования по организации безопасности дорожного движения в части поддержания улично-дорожной сети в надлежащем состоянии. В ходе проведенной проверки прокурором был сделан вывод о том, что исполнительным органом местного самоуправления Ленинск-Кузнецкого городского округа предоставленные законом полномочия в сфере обеспечения безопасности дорожного движения реализуются не в полной мере, что в конечном итоге влияет на безопасность дорожного движения. Невыполнение возложенных федеральным законодательством, Уставом городского округа обязанности по осуществлению дорожной деятельности, а именно, по ремонту и содержанию вышеуказанной автомобильной дороги, создает реальную угрозу безопасности дорожного движения, жизни, здоровья и имущества неопределенного круга лиц - населения Ленинск-Кузнецкого городского округа. Пункт 3 ст.35 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предусматривает право прокурора обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства. На основании ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга. На основании изложенного, руководствуясь ст.35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ст.3, ч.1 ст.45, ст.ст.131, 132, 204, 206 ГПК РФ, просит суд обязать Администрацию Ленинск-Кузнецкого городского округа привести транспортно-эксплуатационное состояние автомобильной дороги, проходящей <адрес> протяженностью 1 км., в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденного постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11.10.1993 года N 221, а именно: провести ямочный ремонт указанной автомобильной дороги. Обязать администрацию Ленинск-Кузнецкого городского округа установить стационарное электрическое освещение на автомобильной дороге, проходящей от <адрес>, в соответствии с п.4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007. Обязать администрацию Ленинск-Кузнецкого городского округа на всем протяжении автомобильной дороги, проходящей от <адрес>, обустроить тротуары в соответствии с пунктами 4.5.1.1., 5.5.1.3 ГОСТ Р 52766-2007. В соответствии со ст.ст.204, 206 ГПК РФ установить определённый срок исполнения решения суда.

В судебном заседании старший помощник прокурора г.Ленинска-Кузнецкого Чернопазова О.Б. исковые требования уточнила, просит суд обязать администрацию Ленинск-Кузнецкого городского округа на всем протяжении автомобильной дороги, проходящей от <адрес>, обустроить тротуары в соответствии с пунктами 4.5.1.1., 4.5.1.3 ГОСТ Р 52766-2007, а также в соответствии со ст.ст. 204, 206 ГПК РФ установить срок исполнения решения суда до 01.07.2017 года.

Представитель ответчика Администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа Петров Д.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании уточненные исковые требования признал в полном объеме, пояснил, что понимает, что в случае принятия судом признания иска, суд вправе вынести решение об удовлетворении исковых требований, и с этим обстоятельством он согласен, признание иска занесено в протокол судебного заседания.

Представитель третьего лица ОГИБДД МО МВД России «Ленинск-Кузнецкий» старший госинспектор дорнадзора ОГИБДД майор полиции Зюзяев Д.Б. в судебном заседании против удовлетворения уточненных исковых требований не возражал, посчитал уточненные требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Суд, принимая во внимание мнение сторон, исследовав письменные материалы дела, считает требования истца подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.2 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Согласно ч.1 ст.7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. К числу таких условий относятся в том числе и закрепление в ст.ст.20, 41, 42 Конституции Российской Федерации права каждого человека и гражданина на жизнь, на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду.

Согласно ст.18 Конституции Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В соответствии с ч.1, 2 ст.15 Конституции Российской Федерации, Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

На основании ст.1 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ (ред. от 01.05.2016 года) "О безопасности дорожного движения" его задачами являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

В соответствии с п.6 ст.3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ (ред. от 15.02.2016 года) "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.04.2016) дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

В понятие «содержание автомобильной дороги» согласно п.12 ст.3 названного закона включается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

В соответствии со ст.12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ (ред. от 01.05.2016 года) "О безопасности дорожного движения", ст.ст.17, 18 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ (ред. от 15.02.2016 года) "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.04.2016) ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать бесперебойность и безопасность дорожного движения, а также сохранность дорог.

Статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 02.06.2016) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьей 8 Устава муниципального образования Ленинск-Кузнецкий городской округ, к вопросам местного значения городского округа отнесены: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ч.2 ст.18 названного закона, финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации).

Частью 4 ст.6 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ (ред. от 01.05.2016 года) "О безопасности дорожного движения" установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Статьей 15 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ (ред. от 15.02.2016 года) "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.04.2016) установлено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления. Конкретные полномочия органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности установлены ст.13 названного закона, к основным из них относятся: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

Согласно ст.21 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ (ред. от 01.05.2016 года) "О безопасности дорожного движения" мероприятия по организации дорожного движения, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог.

В соответствии с ч.1 ст.39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск.

При разрешении вопроса о возможности принять признание иска ответчиком в соответствии с положениями ч.2 ст.39 ГПК РФ суд разрешает вопрос, не противоречит ли такое признание иска закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

Оснований сомневаться в добровольности признания иска представителем ответчика при отсутствии с его стороны оспаривания обстоятельств, изложенных в исковом заявлении, а также в том, что ответчик не заблуждается относительно последствий такого признания иска, у суда нет.

Суд считает, что признание иска представителем ответчика не противоречит закону, не нарушает охраняемые законом права и интересы других лиц, а потому возможно его принять и вынести решение об удовлетворении исковых требований.

В соответствии с ч.3 ст.173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Согласно ч.4 ст.198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано лишь на признание иска и принятие его судом.

На основании изложенного, суд считает возможным принять признание иска представителем ответчика и вынести решение об удовлетворении исковых требований.

Руководствуясь ст.ст.173, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Принять признание администрацией Ленинск-Кузнецкого городского округа в лице представителя Петрова Д.В., действующего на основании доверенности, иска прокурора города Ленинска-Кузнецкого, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа о возложении обязанности привести транспортно-эксплуатационное состояние улично-дорожной сети города в соответствие с требованиями действующих нормативных документов, исковые требования удовлетворить.

Обязать Администрацию Ленинск-Кузнецкого городского округа привести транспортно-эксплуатационное состояние автомобильной дороги, проходящей <адрес> протяженностью 1 км., в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденного постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11.10.1993 года № 221, а именно: провести ямочный ремонт указанной автомобильной дороги.

Обязать Администрацию Ленинск-Кузнецкого городского округа установить стационарное электрическое освещение на автомобильной дороге, проходящей <адрес> в соответствии с п.4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007.

Обязать Администрацию Ленинск-Кузнецкого городского округа на всем протяжении автомобильной дороги, проходящей <адрес>, обустроить тротуары в соответствии с пунктами 4.5.1.1., 4.5.1.3 ГОСТ Р 52766-2007.

Установить срок для исполнения данного решения до 01.07.2017 года.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение одного месяца со дня вынесения.

Судья: (подпись)

Верно.

Судья: Е.М. Бондарь

Подлинник документа находится в материалах гражданского дела № 2-3489/2016 Ленинск-Кузнецкого городского суда города Ленинск-Кузнецкого Кемеровской области