ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3489/2021 от 24.02.2022 Ставропольского районного суда (Самарская область)

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 февраля 2022 года г. Тольятти

Ставропольский районный суд Самарской области в составе:

председательствующего судьи Топчиёвой Л.С., при секретаре Кульбицкой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-524/2022 по исковому заявлению Гусейновой Асмата Баги кызы к администрации муниципального района Ставропольский Самарской области о взыскании убытков,

УСТАНОВИЛ:

Гусейнова А.Б.к. обратилась в Ставропольский районный суд с указанным иском, в котором просит взыскать с ответчика в пользу истца:

1. убытки в виде стоимости строительства жилого дома в размере 18730427,45 рублей,

2. убытки в виде стоимости строительства неотделимых улучшений, а именно:

- строительства забора из кирпича в размере 611541,10 рублей,

- строительства дорожек из тротуарной плитки в размере 654960,00 рублей,

- строительства скважины в размере 163700,00 рублей,

-строительства теплицы из поликарбоната в размере 35208,00 рублей,

- строительства выгребной ямы в размере 160531,00 рублей,

- строительства хозблока в размере 160000,00 рублей,

-строительства системы видеонаблюдения в размере 19900,00 рублей,

3. расходы по оплате государственной пошлины в размере 60000,00 рублей.

Заявленные требования мотивированы тем, что приказом министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ-п земельный участок с кадастровым номером был в установленном порядке включен в границы села Ягодное м.р. Ставропольский Самарской области, с установлением вида разрешенного использования: «под малоэтажное жилищное строительство».

С ДД.ММ.ГГГГ Гусейнова А.Б.к. является собственником земельного участка с кадастровым номером , образованного из земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес>

Как на момент совершения указанной сделки, так и по состоянию на текущий момент ограничения (обременения) в отношении указанного земельного участка не зарегистрированы.

Решением Собрания Представителей сельского поселения Ягодное от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером отнесен к зоне Ж8 (зона комплексной застройки).

Градостроительным регламентом указанной территориальной зоны предусмотрен вид разрешенного использования «Индивидуальная жилая застройка» в качестве основного вида разрешенного использования земельного участка.

Действуя добросовестно, с должной осмотрительностью и в порядке действующего законодательства с учетом ст.42 ЗК РФ, истец приступила к освоению земельного участка с кадастровым номером , а именно: к строительству индивидуального жилого дома.

В 2021 году заявителю стало известно о том, что используемый им земельный участок расположен в пределах зоны минимально допустимых расстояний магистральных газопроводов ОАО «Газпром».

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области сообщило о том, что в 2004 году проведена инвентаризация земельных участков под объектами ПАО «Газпром» (границы з/у под надземными элементами газопровода на территории Ставропольского района Самарской области утверждены постановлением главы от ДД.ММ.ГГГГ), а в 2012 году муниципальным районом Ставропольским было подписано двухстороннее соглашение об использовании земель, направленное на предотвращение нарушений охранных зон и минимальных расстояний магистральных газопроводов.

Письмом от 26.12.2013 ООО «Газпром трансгаз Самара» сообщает главе администрации с. Ягодное о том, что на территории с.Ягодное, планируемой к использованию, расположены действующие магистральные газопроводы ОАО «Газпром»: МГ Уренгой-Новопсковск, Ду1400 мм, I класс (Ру 75 кгс/см); МГ Уренгой-Петровск, Ду 1200 мм. 1 класс (Ру 75 кгс/см); МГ Челябинск-Петровск, Ду1400 мм, I класс (Ру 75 кгс/см); Г/п - отвод к ГРС-115, Ду 100 мм Ду1400 мм, I класс (Ру 75 кгс/см); ГРС-115 (Т.1 л.д.196).

Согласно акту от 21.06.2014, подписанному начальником ЛЭС Тольяттинского ЛПУМГ и главным архитектором Ставропольского района, газопроводы ООО «Газпром трансгаз Самара» нанесены на карты землепользования Ставропольского района правильно и в полном объеме.

Аналогичные акты составлялись также 12.05.2004, 15.07.2006, 01.06.2011.

24.10.2012 между ООО «Газпром Трансгаз Самара» и администрацией муниципального района Ставропольский заключено соглашение о порядке использования земель муниципального района Ставропольский Самарской области, находящихся в охранных, санитарно-защитных зонах и зонах минимально-допустимых расстояний объектов магистральных газопроводов и газораспределительных станций ООО «Газпром трансгаз Самара», в п. 1.4 которого перечислены имеющиеся на территории района магистральные газопроводы и ГРС, указаны параметры данных зон.

Согласно п. 1.5, соглашение является обязательным для исполнения ООО «Газпром трансгаз Самара» и органами власти и управления муниципального района Ставропольский.

В силу п.6.2 Соглашения, муниципальный район Ставропольский обязан, в том числе, при предоставлении земельных участков юридическим и физическим лицам извещать их об обременении охранными, санитарно-защитными зонами и зонами минимально-допустимых расстояний газопроводов и ГРС с учетом беспрепятственного доступа эксплуатирующего персонала ООО «Газпром трансгаз Самара» к указанному в п. 1.4 оборудованию опасных производственных объектов (п.п. «в»): давать указания юридическим и физическим лицам до начала использования земельного участка, обремененного охранными, санитарно-защитными зонами и зонами минимально-допустимых расстояний, получать в ООО «Газпром трансгаз Самара» технические условия на возможность проведения каких-либо работ в этих зонах» (п.п. «д»).

Согласно п.п. «з» п.6.2 Соглашения, муниципальный район Ставропольский обязан не реже одного раза в три года проверять правильность нанесения трасс газопроводов на топографических картах муниципального образования с обязательным составлением двухсторонних актов с ООО «Газпром трансгаз Самара».

Как указывалось выше, такие акты составлялись 12.05.2004, 15.07.2006, 01.06.2011, 21.06.2014.

Согласно протоколу совещания по вопросам соблюдения зон минимально-допустимых расстояний магистральных газопроводов и газораспределительных станций ОАО «Газпром» на территории м.р. Ставропольский от 28.04.2010 г., проведенного с участием представителей администрации м.р. Ставропольский, глав сельских поселений, представителей ООО «Газпром трансгаз Самара», участниками совещания приняты решения, в том числе: в случае, если в зонах минимально-допустимых расстояний магистральных газопроводов и газораспределительных станций планируется строительство зданий, строений и сооружений, перед получением разрешительной документации по строительству, рекомендовать застройщику (заказчику) согласовать размещение объекта с ООО «Газпром трансгаз Самара» (п. 1.2); обеспечить соблюдение зон минимально-допустимых расстояний МГ на подконтрольной территории согласно требованиям СНиП 2.05.06-85* «Магистральные трубопроводы», а также охранных зон согласно «Правилам охраны магистральных трубопроводов» (п.3.3).

Заявитель не был уведомлен о наличии каких-либо ограничений в использовании земельного участка по его целевому назначению.

Вышеизложенное дает все основания полагать, что администрации муниципального района Ставропольский было достоверно известно о том, что на территории Ставропольского района проходит магистральный газопровод «Челябинск-Петровск», что подтверждается многочисленными Актами о совместном уточнении местоположения газопровода (от 12.05.2004, 15.07.2006, 01.06.2011), протоколом совещания по вопросам соблюдения зон минимально-допустимых расстояний магистральных газопроводов и газораспределительных станций ОАО «Газпром» на территории м.р.Ставропольский от 28.04.2010.

Администрация м.р. Ставропольский не уведомила истца о правовом статусе принадлежащей ей земли.

При осуществлении строительства до момента, когда заявитель мог узнать о нахождении спорного земельного участка в зоне минимально-допустимых расстояний, истец возвела на участке индивидуальный жилой дом с кадастровым номером , создала неотделимые улучшения земельного участка.

Для оценки понесенных затрат при возведении жилого дома, заявитель обратился к оценщику Трушиной Л.И. для составления отчета об оценке указанных объектов.

В соответствии с представленным Отчетом, произведенным с учетом затратного подхода оценки, совокупная рыночная стоимость объекта капительного строительства и неотделимых улучшений составляет 20536268,00 рублей.

В соответствии со ст. 15,1069 ГК РФ по делам о возмещении вреда подлежат установлению факты причинения вреда, противоправность действий причинителя вреда и причинно-следственную связь между действиями причинителя и наступившим вредом. Под утратой имущества следует понимать лишение права владения, пользования и распоряжения этим имуществом, а не только его фактическая утрата в результате, например, сноса.

По состоянию на текущий момент истец не вправе использовать по назначению и распоряжаться по своему усмотрению объектом капитального строительства, возведенным на участке. Более того, истец обязан осуществить полный демонтаж возведенных конструкций. Позиция заявителя, заявленная по настоящему обращению подтверждается судебной практикой по аналогичным спорам.

Таким образом, действия (бездействия) администрации м.р. Ставропольский повлекло для заявителя убытки в указанном размере.

Представитель истца в судебное заседание представил письменное ходатайство, в котором исковые требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить. Против вынесения заочного решения не возражает.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.

Суд считает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие ответчика в порядке заочного производства, о чем вынесено соответствующее определение, занесенное в протокол судебного заседания.

Ранее представлял отзыв на исковое заявление, в котором просил в иске отказать, поскольку нет причинно – следственной связи между убытками истца и действиями ответчика.

Ответчик не выделял земельный участок истцу и не был наделен полномочиями по выдаче предписаний и остановке самовольного строительства, поскольку истец не получал разрешение на него.

Согласно отзыву ответчика, часть территории населенного пункта Ягодное, в границах которой расположен земельный участок <адрес>, наряду с другими земельными участками, предназначенными для использования под жилую застройку, была образована путем раздела земельного участка большей площади (56003 кв.м) с кадастровым номером: , из состава земель сельскохозяйственного назначения, расположенным изначально за границей населенного пункта Ягодное, по адресу: <адрес>, земельный участок сельхозугодий Шаворкиной И. В.

Ранее земельный участок входил в границы земель колхоза «Нива». При этом, в материалах инвентаризации 2004 года земельных участков под объектами ОАО «Газпром» имеется акт согласования границ с правообладателями земельных участков, со смежными землепользователями, в том числе СХАО «НИВА». Таким образом, до передачи в частную собственность земель сельскохозяйственного назначения, колхоз СХАО «НИВА», через который проходит магистральный газопровод, имел информацию об имеющемся магистральном газопроводе, месте его расположения, также впоследствии о нем было известно Шаворкиной И.В., поскольку право частной собственности на земельный участок с кадастровым номером у нее возникло ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно п.10 Постановления Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 № 878 «Об утверждении Правил охраны газораспределительных сетей» трассы подземных газопроводов обозначаются опознавательными знаками, нанесенными на постоянные ориентиры или железобетонные столбики высотой до 1,5 метров (вне городских и сельских поселений), которые устанавливаются в пределах прямой видимости не реже чем через 500 метров друг от друга, а также в местах пересечений газопроводов с железными и автомобильными дорогами, на поворотах и у каждого сооружения газопровода (колодцев, коверов, конденсатосборников, устройств электрохимической защиты и др.). На опознавательных знаках указывается расстояние от газопровода, глубина его заложения и телефон аварийно-диспетчерской службы.

Таким образом, о прохождении магистрального газопровода были предупреждены СХАО «НИВА» и участники общей долевой собственности колхоза задолго до включения в границы земельного участка Шаворкиной И.В. в границы населенного пункта Ягодное.

Земельный участок истцу был продан с разрешенным использованием индивидуальное жилищное строительство, что предполагает строительство индивидуального жилого дома, а равно, дальнейшее подключение к системе газоснабжения. Возможность подключения к системе газоснабжения должна была предшествовать строительству жилого дома, при чем, обратившись в газоснабжающую организацию истец несомненно бы узнал о вхождении его земельного участка в охранную зону газопровода.

Перевод земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности (статья 8 Земельного кодекса Российской Федерации). Порядок включения земельных участков в границы населенных пунктов и исключения земельных участков из границ населенных пунктов предусмотрен статьей 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации».

Так в соответствии с процедурой, установленной статьей 4.1 указанного Закона (в редакции 2009г.), до утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, но не позднее 31 декабря 2012 года включение земельных участков в границы населенных пунктов или исключение земельных участков из границ населенных пунктов осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящей статьей. При этом, орган местного самоуправления сельского поселения подготавливает и направляет в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации заключение о возможности и целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта либо исключения земельного участка из границ населенного пункта, а также о возможности установления или изменения вида разрешенного использования земельного участка. Соответствующее заключение о возможности и целесообразности включения земельного участка с кадастровым номером: , площадью 56003,00 кв.м в границы населенного пункта было подготовлено администрацией сельского поселения Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области на основании заявления правообладателя.

Приказом министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ-п земельный участок с кадастровым номером: был в установленном порядке включен в границы села Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области с установлением вида разрешенного использования «под малоэтажное жилищное строительство». По имеющейся информации, на момент включения земельного участка с кадастровым номером: в границы села Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области обременений, связанных с охранной зоной газопровода, установлено не было. Приказ министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ-п проходил необходимую правовую экспертизу и в качестве нормативного правового акта был зарегистрирован Главным правовым управлением аппарата Правительства Самарской области. При всем при этом, картографический материал с расположением всех линейных объектов ОАО «Газпром» на территории Самарской области ОАО «Газпром» передан в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства в 2006 году (электронный носитель от ДД.ММ.ГГГГ). Данная информация должна была использоваться Министерством, в том числе, и для принятия решений по изменению границ населенных пунктов.

Согласно распоряжению главы Ставропольского района от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении границ земельных участков под объектами Единой системы газоснабжения ОАО «Газпром» на территории Ставропольского района Самарской области» информация о земельных участках, занимаемых объектами газоснабжения должна была быть направлена в Ставропольский филиал ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Самарской области для государственного кадастрового учета и последующей государственной регистрации права. Однако, ОАО «Газпром» вышеуказанные действия по осуществлению государственного кадастрового учета и последующей регистрации не осуществило.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» газораспределительные сети относятся к категории опасных производственных объектов. В целях обеспечения нормальных условий эксплуатации таких объектов и исключения возможности их повреждения вдоль трассы газопроводов и вокруг других объектов данной системы газоснабжения в порядке, определенном Правительством РФ устанавливается территория с особыми условиями использования - охранная зона объектов системы газоснабжения (статья 2 от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации»). В силу пунктов 17, 18 Постановления Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 № 878 «Об утверждении Правил охраны газораспределительных сетей» утверждение границ охранных зон газораспределительных сетей и наложение ограничений (обременении) на входящие в них земельные участки, производятся на основании материалов по межеванию границ охранной зоны органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с собственниками, владельцами или пользователями земельных участков - для проектируемых газораспределительных сетей и без согласования с указанными лицами - для существующих газораспределительных сетей. Решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении границы охранной зоны и наложении ограничений (обременении) на входящие в нее земельные участки является основанием для проведения кадастровых работ по формированию частей земельных участков, входящих в охранную зону, их государственному кадастровому учету с присвоением учетных кадастровых номеров в Едином государственном реестре земель и государственной регистрации обременении в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Таким образом, указанные ограничения (обременения) подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (пункт 21 Правил); земельные участки, расположенные в охранных зонах газораспределительных сетей, у их собственников, владельцев или пользователей не изымаются и могут быть использованы ими с учетом ограничений (обременений), устанавливаемых Правилами и налагаемых на земельные участки в установленном порядке (пункт 47).

До настоящего времени ООО «Газпром трансгаз Самара» не представлено решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении границы охранной зоны и наложении ограничений (обременении) на входящие в нее земельные участки, кроме того, охранная зона также не внесена и в сведения ЕГРН. Считаем, что в том числе и указанное обстоятельство (отсутствие соответствующих сведений), по сути, и привело к развитию сложившейся ситуации.

24.10.2012 между ООО «Газпром трансгаз Самара» и администрацией муниципального района Ставропольский заключено соглашение о порядке использования земель муниципального района Ставропольский Самарской области, находящихся в охранных, санитарно-защитных зонах и зонах минимально-допустимых расстояний объектов магистральных газопроводов и газораспределительных станций ООО «Газпром трансгаз Самара». Данное соглашение было заключено в целях обеспечения сохранности, предотвращения несчастных случаев, снижения степени последствий возможных нештатных ситуаций на объектах магистральных газопроводов.

П.4.5 п. 4 указанного соглашения гласит, что информация о расположении осей газопроводов, а также площадных объектов (ГРС и т.д.) в электронном виде передана ООО «Газпром трансгаз Самара» в Департамент градостроительной деятельности Министерства строительства Самарской области. Схема расположения объектов единой системы газоснабжения на территории муниципального района Ставропольский Самарской области, являющаяся приложением к соглашению, не содержит точных данных о границах зоны минимально-допустимых расстояний до магистральных газопроводов и носят ориентировочный характер. В связи с этим, в адрес ООО «Газпром трансгаз Самара» Администрацией неоднократно направлялись письма с просьбой предоставить в адрес Администрации имеющуюся информацию о границах зон.

Ссылка в претензии на п.п. в п.6.2 Соглашения в данном случае несостоятельна, поскольку предусматривает извещение юридических и физических лиц об обременении в отношении земельных участков лишь при их предоставлении в соответствии действующим земельным законодательством. В данном случае предоставление земельного участка истцу администрацией муниципального района Ставропольский Самарской области не осуществлялось, поскольку он его приобрел по договору купли-продажи у физического лица.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также не полученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Возмещение убытков является мерой гражданско-правовой ответственности, поэтому лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать совокупность таких обстоятельств: наличие у него законных прав или интересов, факт нарушения имеющихся у него законных прав или интересов, наличие и размер понесенных убытков, причинную связь между нарушением права и возникшими убытками. Таким образом, исходя из содержания ст. 1069 ГК РФ, условиями, порождающими гражданско-правовую ответственность за причинение вреда за счет казны муниципального образования, являются: противоправность действия (бездействия), причинная связь между действием (бездействием) и наступившим результатам (причинение вреда), вина причинителя вреда. Отсутствие хотя бы одного из перечисленных выше условий является основанием для отказа в удовлетворении требований о возмещении вреда.

Заявитель не обращался в администрацию муниципального района Ставропольский Самарской области с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером: , по адресу: <адрес>

В иске просят отказать в полном объеме.

Представитель третьего лица ООО «Газпром трансгаз Самара» в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв, в котором указал, что иск является обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Земельный участок с кадастровым номером находится в границах зон минимальных расстояний объектов повышенной опасности – магистральных газопроводов Челябинск-Петровск (диаметр 1420 мм, рабочее давление 75 кг/см2), Уренгой- Петровск (диаметр 1220 мм. Рабочее давление 75 кг/см2). Уренгой-Новопсков (диаметр 1420 мм, рабочее давление 75 кг/см2) проходящих в одном коридоре.

Данные газопроводы находятся во владении и эксплуатации общества. Магистральные газопроводы Уренгой-Новопсков, Уренгой –Петровск, Челябинск-Петровск построены под землями сельскохозяйственного назначения в соответствии с проектной документацией, нормативными требованиями. Действующими в период строительства. Газопроводы введены в эксплуатацию в 1980-1982 гг. государственными приемочными комиссиями в установленном законодательством Российской Федерации порядке, задолго до включения исходного земельного участка с кадастровым номером в границы с. Ягодное в 2009 году.

Указанные магистральные газопроводы являются частью Единой системы газоснабжения, которая в свою очередь, согласно ст. 5 Федерального закона №69-ФЗ от 31.03.1999 «О газоснабжении в Российской Федерации», является составной частью федеральной системы газоснабжения, имеющей статус федеральной энергетической системы. Ее деятельность регулируется государством в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ст. 6 закона №69-ФЗ).

В соответствии с п.1 ст.2 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» магистральные газопроводы и другие объекты, на которых получается, используется, перерабатывается, образуется, хранится, транспортируется, уничтожается газ, относится к категории опасных производственных объектов (далее по тексту ОПО).

Магистральные газопроводы Уренгой- Новопсков, Уренгой- Петровск, Челябинск-Петровск внесены в реестр ОПО, что подтверждается свидетельством о регистрации опасных производственных объектов А53-02649, выданным Средне- Поволжским управлением Ростехнадзора РФ. Как ОПО, газопроводы определяются совокупностью опасных производственных факторов перекачиваемой среды: взрыво- и пожароопасными свойствами транспортируемого по ним газа, которые могут повлечь разрешение газопровода или его элемента, разлет металла и грунтов, возгорание продуктов при разрушении газопровода, открытый огонь и термическое воздействие пожара, взрыв газовоздушной смеси, обрушение и повреждение зданий, строений, сооружений, установок, пониженную концентрацию кислорода, дым, токсичность продукции.

Для предотвращения указанных последствий ст. 28 Закона №69-ФЗ установлены охранные зоны, которые определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов. При хозяйственном использовании земельных участков в пределах указанных зон не допускается строительство каких бы то ни было зданий, строений, сооружений в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения.

Положениями СНиП 2.05.06-85 «Магистральные трубопроводы», утвержденными постановлением Госстроя СССР от 30.03.1985 (в настоящее время – актуализированная редакция СП 36.13330.2012), установлены минимальные расстояния от оси магистрального трубопровода и до объектов, в пределах которых строительство запрещено.

Данные требования СП 36.13330.2012 являются обязательными для исполнения и входит в перечень национальных стандартов и сводов правил, обязательных к применению, утвержденный Правительством РФ Постановлением от 28.05.2021 №815 (ранее последовательно – Постановлением от 04.07.2020, Распоряжениями от 21.06.2010 №1047-р, от 26.12.2014 №1521-р) согласно ст. 6 Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Согласно таблице 4 СП 36.13330.2012 для магистральных газопроводов диаметром 1400/1200 минимальное расстояние до зданий, строений и сооружений в пределах границ населенного пункта составляет не менее 350 метров в каждую сторону от оси газопровода. Указанные обстоятельства исключают возможность последующего строительства любых объектов в пределах указанной зоны уже построенного газопровода.

Данная величина зон минимальных расстояний подтверждена, также Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23.12.2020 № 121 «О техническом регламенте Евразийского экономического союза «О требованиях к магистральным трубопроводам для транспортирования жидких и газообразных углеводородов» (вместе с «ТР ЕАЭС 49/2020. Технический регламент Евразийского экономического союза «О требованиях к магистральным трубопроводам для транспортирования жидких и газообразных углеводородов»).

В силу ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 131-ФЗ Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», статьей 6. 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», п. 9. 26 Устава муниципального района Ставропольский Самарской области, утв. решением Собрания Представителей муниципального района Ставропольский Самарской области 30.05.2014 № 291/43 муниципальные органы обязаны обеспечивать защиту населения и территории муниципального образования от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, участвовать в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального образования.

Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ по делу № АКПИ15-360, учет установленных минимальных расстояний при формировании земельных участков органами местного самоуправления для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства является обязательным и необходимым условием с целью дальнейшего предотвращения негативных последствий.

До 2015 года действовавшее законодательство РФ относило охранные зоны и минимальные расстояния до объектов газоснабжения к объектам землеустройства, а именно: в силу ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, зона минимального расстояния объекта системы газоснабжения была отнесена к зонам с особыми условиями использования территорий.

Согласно ст. 4 Федерального закона «О землеустройстве», основаниями проведения землеустройства являлись решения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления о проведении землеустройства; договоры о проведении землеустройства; судебные решения.

Согласно ранее действующей ст. 68 Земельного кодекса РФ, землеустройство включало в себя мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства, организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

Исходя из ст. 69 Земельного кодекса РФ, землеустройство проводилось по инициативе уполномоченных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда.

Для объектов землеустройства была предусмотрена возможность подготовки карты (плана) объекта землеустройства (СЗЗ), которая содержала сведения о координатах характерных точек границ объекта землеустройства.

В соответствии с частью 4 статьи 13 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», а также приказом Минэкономразвития России от 19.10.2009 г. № 416 «Об установлении перечня видов и состава сведений кадастровых карт» границы зон с особыми условиями использования территорий относились к общедоступным кадастровым сведениям, которые воспроизводились на публичных кадастровых картах.

В соответствии со ст. 10 указанного выше закона, как об объекте землеустройства в государственный кадастр недвижимости вносились следующие сведения о зонах с особыми условиями использования территорий:

индивидуальные обозначения (вид, тип, номер, индекс и тому подобное) таких зон;

описание местоположения границ таких зон;

наименования органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решения об установлении таких зон;

реквизиты решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об установлении или изменении таких зон и источники официального опубликования этих решений;

содержание ограничений использования объектов недвижимости в пределах таких зон с особыми условиями использования территорий.

Постановлением Правительства РФ от 30.07.2009 № 621 «Об утверждении формы карты (плана) объекта землеустройства и требований к ее составлению» была утверждена карта (план) объекта землеустройства, которая в отношении зоны с особыми условиями использования территории включала указанные выше требования.

Согласно п. 6 ст. 15 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» орган государственной власти или орган местного самоуправления в срок не более чем десять рабочих дней со дня вступления в силу правового акта, который принят таким органом в пределах его компетенции и которым устанавливается или изменяется граница между субъектами Российской Федерации, граница муниципального образования, граница населенного пункта, либо устанавливается или изменяется территориальная зона или зона с особыми условиями использования территорий, либо отменяется установление такой зоны, представляет в орган кадастрового учета документ, содержащий необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения.

При этом, согласно разъяснению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии РФ, данному в письме от ДД.ММ.ГГГГ, если передаваемый карта (план) не содержала перечень координат характерных точек границ части земельного участка, который полностью частично располагается в границах такой зоны с особыми условиями использования территории, орган кадастрового учета должен с использованием АИС ГКН самостоятельно определить координаты характерных точек границ части земельного участка и осуществить учет такой части земельного участка.

При этом государственная регистрация ограничений (обременений) прав на землю в связи с установлением зоны с особыми условиями использования территории действующими федеральными законами была не предусмотрена.

Таким образом, системное толкование указанных положений закона позволяет прийти к выводу о том, что проведение мероприятий по землеустройству в целях установления зон с особыми условиями использования территорий и внесение сведений (предоставление сведений для внесения) в государственный кадастр недвижимости в целях недопущения строительства зданий, строений и сооружений в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения, возлагалось на органы местного самоуправления.

Однако в установленный п. 6 ст. 15 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» срок орган местного самоуправления не представил в орган кадастрового учета документ, содержащий необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о наличии зоны с особыми условиями использования территорий.

Земельный участок с кадастровым номером на котором находится спорное строение, образован из земельного участка с кадастровым номером , который был включен в границы с. Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области Приказом Министерства строительства и ЖКХ Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ-п.

Правовая экспертиза, проведенная при согласовании указанного приказа не устраняет обязанности Администрации по внесению в государственный кадастр недвижимости вносятся сведений о зонах минимальных расстояний в рамках работ по землеустройству.

Для возможности получения необходимых сведений Министерству строительства Самарской области заблаговременно была направлена информация об охранных зонах и зонах минимальных расстояний (исх. /кт от ДД.ММ.ГГГГ).

Администрации м. р. Ставропольский было достоверно известно о прохождении по территории района магистральных газопроводов. В 2004 году Обществом была проведена инвентаризация земельных участков, занятых имущественными комплексами газоснабжения ОАО «Газпром» и расположенными в Ставропольском районе Самарской области.

Дело инвентаризации земельных участков, с указанием перечня недвижимого имущества ОАО «Газпром» в Ставропольском районе Самарской области на 01.01.2004, сводных ведомостей площадей, а также межевые дела по каждому из объектов были переданы Комитету по земельным ресурсам и землеустройству Ставропольского района по акту государственного контроля за установлением границ и приемки землеустроительного дела от 31.03.2004. Границы земельных участков под указанными газопроводами были утверждены Главой Ставропольского района Распоряжением от 25.03.2004 № 540.

Проверка фактического нанесения трасс магистральных газопроводов на карты землепользования Ставропольского района была проведена ДД.ММ.ГГГГ, о чем составлен соответствующий акт, подписанный представителем Общества и Председателем комитета по земельным ресурсам и землеустройству Ставропольского района. В данном акте указано, то газопроводы нанесены правильно и в полном объеме. Такие же акты были составлены в 2006, 2011, 2014 годах.

02.10.2008 года при поддержке Правительства Самарской области Обществом было организовано и проведено совещание с участием представителей администраций всех муниципальных районов и городских округов области, на территории которых расположены магистральные газопроводы и газораспределительные станции, эксплуатируемые Обществом. На совещании Обществом представлен доклад, наглядно поясняющий причины потенциальной опасности нарушений охранных зон и зон минимальных расстояний магистральных газопроводов. В целях предотвращения подобных нарушений, присутствующим представителям, в том числе муниципального района Ставропольский Самарской области были переданы географические карты с нанесенными объектами магистральных газопроводов с указанием зон минимальных расстояний и проекты соглашений об использовании земель, находящихся в границах указанных зон.

В рамках осуществления комплекса мероприятий, направленных на соблюдение требований промышленной безопасности, 24.10.2012 года было заключено Соглашение между муниципальным районом Ставропольский Самарской области и ООО «Газпром трансгаз Самара», в котором были перечислены имеющиеся на территории района магистральные газопроводы и ГРС, указаны параметры данных зон, а также обязанности сторон в целях обеспечения безопасности эксплуатации ОПО и обеспечения охраны жизни и здоровья граждан при чрезвычайных ситуациях.

Согласно п.6.2. Стороны данного Соглашения обязаны принимать все необходимые меры для соблюдения законодательства, в том числе:

- при предоставлении земельных участков юридическим и физическим лицам извещать последних об обременении охранными зонами и зонами минимальных допустимых расстояниях газопроводов и ГРС;

- давать указания юридическим и физическим лицам до начала использования земельного участка, обремененного охранными зонами и зонами минимальных допустимых расстояний получить в ООО «Газпром трансгаз Самара» технические условия на проведение каких-либо работ в этих зонах;

- для получения сведений о точном расположении осей газопроводов, а также площадных объектов (ГРС и т.д.) запрашивать информацию в Департаменте градостроительной деятельности Министерства строительства Самарской области;

- не реже одного раза в три года проверять правильность нанесения трасс газопроводов на топографических картах муниципального образования с обязательным составлением двусторонних актов с ООО «Газпром трансгаз Самара».

Для возможности получения необходимых сведений Министерству строительства Самарской области заблаговременно была направлена информация об охранных зонах и зонах минимальных расстояний (исх. /кт от ДД.ММ.ГГГГ).

Однако в любом случае, в рамках добросовестного выполнения обязательств, возложенных на ответчика ст.14 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, ст.8 Градостроительного кодекса, гл. 2, 4 Устава м. р. Ставропольский, Администрация при отсутствии данных, обязана была запросить необходимые данные у эксплуатирующей организации и Министерства строительства Самарской области.

Даже при отсутствии указанного Соглашения ответчик не был лишен возможности в целях надлежащего исполнения полномочий в области землеустроительной и градостроительной деятельности и предотвращения негативных последствий, получить и в дальнейшем использовать информацию о границах территориальных зон с особыми условиями использования, установленных относительно расположенных на территории муниципального района линейных объектов.

Общество также полагает, что ответственность за непринятие таких мер, повлекших негативные последствия для граждан, не может быть снято с муниципальных органов, призванных в силу своего публичного статуса обеспечивать правовую основу для реализации гражданами прав и обязанностей, которые должны быть доведены до сведения граждан.

Относимых и допустимых доказательств, свидетельствующих об объективной невозможности для ответчика направить в установленный п. 6 ст. 15 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» срок в орган кадастрового учета сведения о наличии зоны с особыми условиями использования территорий, не представлено.

Только с 2015 года Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 252-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» зоны с особыми условиями использования территории исключены из перечня объектов землеустройства. Законом Федеральный закон от 13.07.2015 № 252-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» обязанность по подготовке описаний местоположения границ каких зон возложена на правообладателя объектов, для эксплуатации которых они установлены.

Обязательства правообладателей объектов, для эксплуатации которых установлены зоны с особыми условиями использования территорий, по внесению сведений в ЕГРН о границах последних, возникли на основании ст. 7 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», который вступил в силу с 01.01.2017.

Пунктом 8 статьи 26 Федерального закона от 03.08.2018 № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации» (далее - Закон № 342-ФЗ), установлено, что до 1 января 2025 года зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в ЕГРН, если такие зоны установлены до дня официального опубликования настоящего Федерального закона одним из следующих способов:

1) решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, принятым в соответствии с законодательством, действовавшим на день принятия этого решения;

2) согласованием уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории в соответствии с законодательством, действовавшим на день данного согласования, в случае, если порядок установления зоны был предусмотрен указанным законодательством;

3) нормативным правовым актом, предусматривающим установление зон с особыми условиями использования территорий в границах, установленных указанным актом, без принятия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении таких зон либо согласования уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории;

4) решением суда.

В соответствии с пунктом 10 статьи 26 Закона № 342-ФЗ зоны с особыми условиями использования территорий, которые установлены до дня официального опубликования Закона № 342-ФЗ нормативными правовыми актами или решениями об их установлении, считаются установленными вне зависимости от соответствия решений об их установлении требованиям, установленным в соответствии со статьей 106 Земельного кодекса. Внесение изменений в указанные решения или принятие новых решений об установлении таких зон и (или) их границ в соответствии с требованиями Земельного кодекса (в редакции настоящего Федерального закона) не требуется.

Таким образом, положениями Закона № 342-ФЗ урегулированы вопросы признания зон минимальных расстояний, сведения о которых не внесены в ЕГРН, поскольку существование зон минимальных расстояний до магистрального газопровода, влекущее за собой ограничения по использованию земельного участка, обусловлено фактом существования самого опасного производственного объекта. (Аналогичная правовая позиция о применении переходных положений Закона № 342-ФЗ ранее уже была отражена в Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 31.07.2019 № 18-КА19-31, от 27.08.2020 г. № 306-ЭС20-6483).

Кроме того, Общество считает необходимым отметить, что Федеральный закон от 06.10.2003 года № 131-ФЗ п. 26 ч. 1 ст. 16 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» осуществление муниципального земельного контроля в границах муниципального, городского округа относит к вопросам местного значения муниципального, городского округа.

Под муниципальным земельным контролем, согласно п.1 ст.72 Земельного кодекса Российской Федерации, понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением, в том числе, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.

Согласно ст. 72 Земельного кодекса РФ, органы местного самоуправления муниципального района осуществляют муниципальный земельный контроль отношении расположенных на межселенной территории муниципального района объектов земельных отношений, а также в отношении объектов земельных отношений, расположенных в границах входящих в состав этого района сельских поселений, за исключением случаев, если в соответствии с законом субъекта Российской Федерации данные полномочия закреплены за органами местного самоуправления указанных сельских поселений.

Таким образом, ответственность за непринятие мер как своевременному внесению сведений (предоставление сведений для внесения) о зонах с особыми условиями использования территорий в государственный кадастр, равно как и неосуществление должного муниципального земельного контроля, повлекшее негативные последствия для граждан, лежит на ответчике как муниципальном органе, призванном в силу своего особого публично-правового статуса обеспечивать правовую основу для реализации гражданами их прав и обязанностей, включая право собственности и обязанность выполнять нормативные предписания, которые должны быть доведены в надлежащей форме и с необходимыми для исполнения ориентирами до сведения граждан.

Представители третьего лица Министерства строительства Самарской области в судебное заседание не явился, о слушании дела извещался надлежащим образом, в суд представил отзыв относительно заявленных требований, согласно которому министерство полагает, что ходатайство ответчика о замене его как ненадлежащего на Министерство строительство Самарской области не основано на нормах закона, разрешение спора между истцом и администрацией муниципального района Ставропольский Самарской области, являющейся надлежащим ответчиком по спору, зависит от представленных сторонами доказательств и оставляет решение по иску Гусейновой А.Б. на усмотрение суда, просит рассмотреть дело в отсутствии представителя Министерства.

Представитель третьего лица администрации с.п. Ягодное Ставропольского района Самарской области в судебное заседание не явился, о слушании дела извещался надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил, возражений по существу заявленных требований суду не представил.

Исследовав материалы гражданского дела, суд, оценивая собранные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого доказательства в отдельности, а также в их совокупности, находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

В силу пункта 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) граждане приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

При установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.

Материалами дела установлено, что Гусейнова А.Б.к. является собственником земельного участка с площадью 942 кв.м, с кадастровым номером , по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ. Право собственности у истца зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ.

Также Гусейнова А.Б.к. является собственником жилого дома с площадью 290,00 кв.м, с кадастровым номером , по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ.

Право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 100-102).

Согласно техническому плану здания от ДД.ММ.ГГГГ данный жилой дом расположен на земельном участке с кадастровым номером , назначение – жилое, год завершения строительства – 2012, общая площадь составляет 290,00 кв.м, инвентарный (от ДД.ММ.ГГГГ, присвоил Ставропольский филиал Государственного унитарного предприятия Самарской области «Центр технической инвентаризации») (л.д. 75-83).

Как следует из технического паспорта жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ, спорный жилой дом истца имеет назначение – жилое постоянного проживания, фактическое использование – по назначению, год постройки -2012, общая площадь составляет 290,0 кв.м, жилая площадь составляет 157,8 кв.м, число этажей надземной части-2.

Распоряжением администрации с.п. Ягодное м.р. Ставропольский от ДД.ММ.ГГГГ указанному земельному участку и жилому дому присвоен почтовый адрес (л.д. 72, 97).

Решением Собрания представителей с.п. Ягодное от ДД.ММ.ГГГГ данный земельный участок с кадастровым номером отнесен к зоне Ж8 (зона комплексной застройки).

Градостроительным регламентом указной территориальной зоны предусмотрен вид разрешенного использования «Индивидуальная жилая застройка» в качестве основного вида разрешенного использования земельного участка.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, земельный участок истца с кадастровым номером образован из земельного участка с кадастровым номером

Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ-п «О включении земельного участка в границы села Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области», в границы с.Ягодное был включен земельный участок сельхозугодий площадью 56003,00 кв.м. с кадастровым номером с переводом данного земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель населенных пунктов и установлением вида разрешенного использования земельного участка – под малоэтажное жилищное строительство.

Указанное решение принято на основании заключения и документов, представленных главой администрации сельского поселения Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ, полагавшего возможным включение земельного участка в состав земель сельского поселения.

Письмом от 26.12.2013 ООО «Газпром трансгаз Самара» сообщил главе администрации с. Ягодное о том, что на территории с.Ягодное, планируемой к использованию, расположены действующие магистральные газопроводы ОАО «Газпром»: МГ Уренгой-Новопсковск, Ду1400 мм, I класс (Ру 75 кгс/см); МГ Уренгой-Петровск, Ду 1200 мм. 1 класс (Ру 75 кгс/см); МГ Челябинск-Петровск, Ду1400 мм, I класс (Ру 75 кгс/см); Г/п - отвод к ГРС-115, Ду 100 мм Ду1400 мм, I класс (Ру 75 кгс/см); ГРС-115 (Т.1 л.д.196).

Согласно акту от 21.06.2014, подписанному начальником ЛЭС Тольяттинского ЛПУМГ и главным архитектором Ставропольского района, газопроводы ООО «Газпром трансгаз Самара» нанесены на карты землепользования Ставропольского района правильно и в полном объеме.

Аналогичные акты составлялись также 12.05.2004, 15.07.2006, 01.06.2011 (л.д. 144-146).

24.10.2012 между ООО «Газпром Трансгаз Самара» и администрацией муниципального района Ставропольский заключено соглашение о порядке использования земель муниципального района Ставропольский Самарской области, находящихся в охранных, санитарно-защитных зонах и зонах минимально-допустимых расстояний объектов магистральных газопроводов и газораспределительных станций ООО «Газпром трансгаз Самара», в п. 1.4 которого перечислены имеющиеся на территории района магистральные газопроводы и ГРС, указаны параметры данных зон (л.д. 148-154).

Согласно п. 1.5, соглашение является обязательным для исполнения ООО «Газпром трансгаз Самара» и органами власти и управления муниципального района Ставропольский.

В силу п.6.2 Соглашения, муниципальный район Ставропольский обязан, в том числе, при предоставлении земельных участков юридическим и физическим лицам извещать их об обременении охранными, санитарно-защитными зонами и зонами минимально-допустимых расстояний газопроводов и ГРС с учетом беспрепятственного доступа эксплуатирующего персонала ООО «Газпром трансгаз Самара» к указанному в п. 1.4 оборудованию опасных производственных объектов (п.п. «в»): давать указания юридическим и физическим лицам до начала использования земельного участка, обремененного охранными, санитарно-защитными зонами и зонами минимально-допустимых расстояний, получать в ООО «Газпром трансгаз Самара» технические условия на возможность проведения каких-либо работ в этих зонах» (п.п. «д»).

Согласно п.п. «з» п.6.2 Соглашения, муниципальный район Ставропольский обязан не реже одного раза в три года проверять правильность нанесения трасс газопроводов на топографических картах муниципального образования с обязательным составлением двухсторонних актов с ООО «Газпром трансгаз Самара».

Как указывалось выше, такие акты составлялись 12.05.2004, 15.07.2006, 01.06.2011, 21.06.2014.

Согласно протоколу совещания по вопросам соблюдения зон минимально-допустимых расстояний магистральных газопроводов и газораспределительных станций ОАО «Газпром» на территории м.р. Ставропольский от 28.04.2010, проведенного с участием представителей администрации м.р. Ставропольский, глав сельских поселений, представителей ООО «Газпром трансгаз Самара», участниками совещания приняты решения, в том числе: в случае, если в зонах минимально-допустимых расстояний магистральных газопроводов и газораспределительных станций планируется строительство зданий, строений и сооружений, перед получением разрешительной документации по строительству, рекомендовать застройщику (заказчику) согласовать размещение объекта с ООО «Газпром трансгаз Самара» (п. 1.2); обеспечить соблюдение зон минимально-допустимых расстояний МГ на подконтрольной территории согласно требованиям СНиП 2.05.06-85* «Магистральные трубопроводы», а также охранных зон согласно «Правилам охраны магистральных трубопроводов» (п.3.3) (л.д.199-164).

Земельный участок с кадастровым номером 63:32:1603005:144 находится в границах зон минимальных расстояний объектов повышенной опасности – магистральных газопроводов Челябинск-Петровск (диаметр 1420 мм, рабочее давление 75 кг/см2), Уренгой- Петровск (диаметр 1220 мм. Рабочее давление 75 кг/см2). Уренгой-Новопсков (диаметр 1420 мм, рабочее давление 75 кг/см2) проходящих в одном коридоре.

Данные газопроводы находятся во владении и эксплуатации общества. Магистральные газопроводы Уренгой-Новопсков, Уренгой –Петровск, Челябинск-Петровск построены под землями сельскохозяйственного назначения в соответствии с проектной документацией, нормативными требованиями. Действующими в период строительства. Газопроводы введены в эксплуатацию в 1980-1982 гг. государственными приемочными комиссиями в установленном законодательством Российской Федерации порядке, задолго до включения исходного земельного участка с кадастровым номером в границы с. Ягодное в 2009 году.

Указанные магистральные газопроводы являются частью Единой системы газоснабжения, которая в свою очередь, согласно ст. 5 Федерального закона №69-ФЗ от 31.03.1999 «О газоснабжении в Российской Федерации», является составной частью федеральной системы газоснабжения, имеющей статус федеральной энергетической системы. Ее деятельность регулируется государством в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ст. 6 закона №69-ФЗ).

Магистральные газопроводы Уренгой- Новопсков, Уренгой- Петровск, Челябинск-Петровск внесены в реестр опасных производственных объектов (далее по тексту ОПО), что подтверждается свидетельством о регистрации опасных производственных объектов А53-02649, выданным Средне- Поволжским управлением Ростехнадзора РФ (л.д. 125).

Как ОПО, газопроводы определяются совокупностью опасных производственных факторов перекачиваемой среды: взрыво- и пожароопасными свойствами транспортируемого по ним газа, которые могут повлечь разрешение газопровода или его элемента, разлет металла и грунтов, возгорание продуктов при разрушении газопровода, открытый огонь и термическое воздействие пожара, взрыв газовоздушной смеси, обрушение и повреждение зданий, строений, сооружений, установок,

Доказательства иным обстоятельствам не представлены.

По заказу истца оценщиком Трушиной Л.И. произведена оценка спорного жилого дома (отчет ), убытков – л.д.23-69.

Истцом в адрес ответчика направлена претензия – л.д.70.

В письменном сообщении от ДД.ММ.ГГГГ ответчик указал, что согласно сведениям публичной кадастровой карты жилое здание с кадастровым номером не снесено.

Разрешение на строительство жилого дома, по адресу: <адрес> администрацией м.р. Ставропольский Самарской области не выдавалось.

Представленный отчет об оценке рыночной стоимости затрат на строительство объектов недвижимости, по адресу: <адрес> подготовленный частнопрактикующим оценщиком Трушиной Л.И., доказательством понесенных затрат не является.

Учитывая вышеизложенное, требования истца о выплате понесенных убытков в размере 20536268 рублей ответчик считает не обоснованными и не подлежащим исполнению.

Данную позицию суд считает ошибочной по следующим основаниям.

В соответствии со ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав может быть осуществлена путем возмещения убытков и иными способами, предусмотренными законом.

Согласно ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

На основании ст. 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Согласно пункту 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в соответствии со статьей 16 ГК РФ публично-правовое образование (Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование) является ответчиком в случае предъявления гражданином или юридическим лицом требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов. Такое требование подлежит рассмотрению в порядке искового производства.

На основании ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Согласно ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 131-ФЗ Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», стати 6. 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», п. 9. 26 Устава муниципального района Ставропольский Самарской области, утв. решением Собрания Представителей муниципального района Ставропольский Самарской области 30.05.2014 № 291/43, муниципальные органы обязаны обеспечивать защиту населения и территории муниципального образования от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, участвовать в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального образования.

Как установлено ранее, что в 2004 году состоялась инвентаризация земель, при которой были обозначены объекты газоснабжения – газопроводы.

25.03.2004 главой муниципального района Ставропольский Самарской области утверждались границы прохождения газопроводов.

В указанный период и вплоть до 2015 года действовавшее законодательство РФ относило охранные зоны и минимальные расстояния до объектов газоснабжения к объектам землеустройства, а именно: в силу ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, зона минимального расстояния объекта системы газоснабжения была отнесена к зонам с особыми условиями использования территорий.

Сведения об охранных зонах не вносились ООО «Газпром трансгаз Самара» в сведения ЕГРН, т.к. это было предусмотрено положениями ч.8 ст. 26 ФЗ № 342, согласно которой охранная зона, не внесенная в ЕГРН до 01.01.2025, считается установленной.

Таким образом, приобретая земельный участок истец не могла знать о расположении земельного участка в зоне минимально допустимых расстояний от магистрального газопровода (далее – зона газопровода), а также о недопустимости строительства в пределах данной зоны.

Доказательства иным обстоятельствам отсутствуют.

Ранее земельный участок, приобретенный истцом, был образован путем раздела земельного участка сельхозугодий с кадастровым номером 63:32:1603005:42 и на основании приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 16.09.2009 № 261-п, включен в границы с.п. Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области.

Строительство объекта индивидуального жилищного строительства начато без получения разрешения.

При этом, согласно пунктам 1, 1.1 части 17 статьи 51 Градостроительного Кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства, садового дома.

Исходя из положений части 9 статьи 24 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации) сведения об объекте незавершенного строительства, за исключением сведений о местоположении такого объекта недвижимости на земельном участке, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на строительство такого объекта и проектной документации такого объекта недвижимости.

Согласно части 11 статьи 24 Закона о регистрации, если законодательством Российской Федерации в отношении объектов недвижимости (за исключением единого недвижимого комплекса) не предусмотрены подготовка и (или) выдача указанных в частях 8 - 10 статьи 24 Закона о регистрации разрешений и проектной документации, соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости.

Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не требуется в случае, если в соответствии с частью 17 статьи 51 Градостроительного кодекса для строительства или реконструкции объекта не требуется выдача разрешения на строительство (часть 15 статьи 55 Градостроительного кодекса в редакции Федерального закона N 340-ФЗ).

Таким образом, у истца отсутствовала обязанность обратиться к ответчику за выдачей разрешения на строительство объекта индивидуального жилищного строительства.

О строительстве дома в зоне газопровода истец узнала в 2021 году.

25.02.2004 главой Ставропольского района Самарской области на основании распоряжения № 440 утверждены границы земельных участков под объектами единой системы газоснабжения на территории Ставропольского района Самарской области.

12.05.2004 представитель комитета по земельным ресурсам и землеустройству Ставропольского района, а также начальником ЛЭС Тольяттинского ЛПУ МГ подписан акт о фактическом нанесении трасс магистральных газопроводов и газопроводов – отводов на карты землепользования ТЛПУ МГ.

Такие же акты подписаны указанными лицами 15.07.2006, 01.06.2011, 21.06.2014.

24.10.2012 между ООО «Газпром трансгаз Самара» и администрацией муниципального района Ставропольский Самарской области заключено соглашение о порядке использования земель, находящихся в охранной зоне газопровода.

Учет установленных минимальных расстояний при формировании земельных участков органами местного самоуправления для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства является обязательным и необходимым условием с целью дальнейшего предотвращения негативных последствий.

Указанные полномочия отражены в соглашении о порядке использования земель от 24.10.2012, заключенным между ООО «Газпром трансгаз Самара» и администрацией муниципального района Ставропольский Самарской области.

Кроме этого, администрация муниципального района Ставропольский Самарской области в силу решения Собрания представителей муниципального района Ставропольский Самарской области № 6 от 21.03.2006 «О порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории муниципального района Ставропольский Самарской области Самарской области осуществляет земельный контроль за соблюдением земель и их использования по целевому назначению.

В период приобретения истцом земельного участка и вплоть до 2015 года действовавшее законодательство РФ относило охранные зоны и минимальные расстояния до объектов газоснабжения к объектам землеустройства, а именно: в силу ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, зона минимального расстояния объекта системы газоснабжения была отнесена к зонам с особыми условиями использования территорий.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения о территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий:

индивидуальные обозначения (вид, тип, номер, индекс и тому подобное) таких зон;

описание местоположения границ таких зон;

наименования органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решения об установлении таких зон;

реквизиты решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об установлении или изменении таких зон и источники официального опубликования этих решений;

содержание ограничений использования объектов недвижимости в пределах таких зон, если такими зонами являются зоны с особыми условиями использования территорий.

Исходя из ст. 1 Федерального закона «О землеустройстве» (в редакции № 3 от 04.12.2006), зоны с особыми условиями использования территорий, а также части указанных и зон относились к объектам землеустройства.

Порядок описания местоположения границ объектов землеустройства был утвержден Приказом Минэкономразвития РФ от 03.06.2011 № 267. В данном приказе были определены правила описания местоположения границ между субъектами Российской Федерации, границ муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, зон с особыми условиями использования территорий, а также границ частей указанных территорий и зон (объекты землеустройства).

Согласно ст.ст. 1, 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ в государственном кадастре недвижимости», государственный кадастр недвижимости являлся систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим федеральным законом сведений.

Согласно п. 6 ст. 15 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» орган государственной власти или орган местного самоуправления в срок не более чем десять рабочих дней со дня вступления в силу правового акта, который принят таким органом в пределах его компетенции и которым устанавливается или изменяется граница между субъектами Российской Федерации, граница муниципального образования, граница населенного пункта, либо устанавливается или изменяется территориальная зона или зона с особыми условиями использования территорий, либо отменяется установление охранной зоны, представляет в орган кадастрового учета документ, содержащий необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения.

Согласно ст. 4 Федерального закона «О землеустройстве», основаниями проведения землеустройства являются решения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления о проведении землеустройства; договоры о проведении землеустройства; судебные решения.

Согласно ранее действующей ст. 68 Земельного кодекса РФ, землеустройство включало в себя мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства, организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

Исходя из ст. 69 Земельного кодекса РФ, землеустройство проводилось по инициативе уполномоченных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда.

Учитывая данные нормы, администрация муниципального района Ставропольский Самарской области мероприятия по землеустройству в целях установления зон с особыми условиями использования территорий и по внесению ведений (предоставление сведений для внесения) в государственный кадастр недвижимости в целях недопущения строительства зданий, строений и сооружений в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения, не произвела при наличии имевшейся ситуации со строительством в районе магистрального газопровода не только в отношении настоящего истца, но с рядом других собственников земельных участков (объектов индивидуального жилищного строительства).

Федеральный закон от 06.10.2003 года № 131-ФЗ, ст. 14 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 72 ЗК РФ, относят осуществление муниципального земельного контроля, благоустройство и надзор в сфере строительства к вопросам местного значения.

Таким образом, ответственность за непринятие мер как по своевременному внесению сведений (предоставление сведений для внесения) о зонах с особыми условиями использования территорий в государственный кадастр, равно как и осуществление муниципального земельного контроля, повлекшее негативные последствия для истца лежит на ответчике как муниципальном органе, обеспечивающем правовую основу для реализации гражданами их прав и обязанностей, включая право собственности и обязанность выполнять нормативные предписания, которые должны быть доведены в надлежащей форме и с необходимыми для исполнения ориентирами до сведения граждан.

При этом, доказательств иным обстоятельствам, ответственности за ущерб иных лиц, в т.ч. ООО «Газпром трансгаз Самара», осведомленности истца до строительства объекта ИЖС о прохождении рядом с земельным участком магистрального газопровода суду не представлено.

В рамках соблюдения требований об охранных зонах ООО «Газпром трансгаз Самара» выявило факт застройки земельного участка в зоне магистрального газопровода объектами индивидуального жилищного строительства, в связи с этим обратился письменным сообщением к ответчику ДД.ММ.ГГГГ.

Газопровод возведен задолго до строительства объекта ИЖС, в связи с чем, администрация муниципального района Ставропольский не могла не располагать сведениями о месте прохождения газопровода, однако, при наличии существующих ограничений в использовании земельного участка по его целевому назначению, не известила об этом, что привело к причинению истцу убытков, связанных возведением жилого дома и сопутствующих сооружений в зоне минимально допустимых расстояний магистрального газопровода, которыми истец пользоваться не сможет.

Ввиду изложенного ущерб истца подлежит взысканию с ответчика.

Согласно отчету стоимость жилого дома истца равна 18 730427,00 рублей; стоимость забора из кирпича длиной 132 м, высотой 2,5 – 611541,00 рублей, дорожка из тротуарной плитки 350 кв.м- 654960,00 рублей, теплица из поликарбоната размер 3*8м высотой 2м – 35 208,00 рублей, скважин- 163 700,00 рублей, выгребная яма – 160531,00 рублей, хозблок - 160000,00 рублей, система видеонаблюдения – 19990,00 рублей.

Выводы досудебного исследования сторонами не оспаривались, доказательства иного размера ущерба не представлено.

Таким образом, размер ущерба установлен и подлежит взысканию с ответчика в пользу истца в полном объеме.

Кроме того, с ответчика, на основании ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подлежат взысканию в пользу истца расходы по оплате государственной пошлины в размере 60000,00 рублей.

Руководствуясь статьями 12, 56, 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Исковое заявление Гусейновой Асмата Баги кызы к администрации муниципального района Ставропольский Самарской области – удовлетворить.

Взыскать с администрации муниципального района Ставропольский Самарской области в пользу Гусейновой Асмата Баги кызы убытки в виде:

- стоимости возведения жилого дома в размере 18730427,45 рублей,

- стоимости строительства забора из кирпича – 611541,10 рублей,

- стоимости строительства дорожек из тротуарной плитки – 654960,00 рублей,

- строительства скважины на воду в размере 163 700,00 рублей,

- строительства теплицы из поликарбоната – 35208,00 рублей,

- строительства выгребной ямы – 160531,00 рублей,

- строительства хозблока – 160000,00 рублей,

- установка системы видеонаблюдения в размере 19900,00 рублей,

- расходы на оплату государственной пошлины в размере 60 000,00 рублей, а всего: 20596 268 (двадцать миллионов пятьсот девяносто шесть тысяч двести шестьдесят восемь) рублей 20 копеек.

Ответчик вправе подать в суд заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Решение в окончательной форме принято 3 марта 2022 года.

Председательствующий