ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-348/19 от 28.12.2020 Рыбновского районного суда (Рязанская область)

Гражданское дело № 2-6/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Рыбное Рязанской области 28 декабря 2020 года

Рыбновский районный суд Рязанской области в составе

судьи Гужова Е.Н.,

с участием представителя истца Чурикова ФИО14.,

представителя ответчика Першина ФИО15 - адвоката Мокиной ФИО16., действующей на основании доверенности и по ордеру №010 от 24.06.2019 года своего адвокатского кабинета,

представителя третьего лица - Администрации муниципального образования - Рыбновский муниципальный район Рязанской области - Шараповой ФИО17.,

при секретаре Афиногеновой ФИО18.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Рыбновского районного суда Рязанской области дело по иску Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Рязанской области к Першину ФИО19 о понуждении к приведению фактического использования земельного участка в соответствие с требованиями к режиму использования земель в границах зоны охраняемого природного ландшафта путем осуществления демонтажа постройки,

установил:

Истец обратился в суд с вышеуказанным иском, в обоснование которого указал следующее.

Ответчик Першин ФИО20 является собственником земельного участка с кадастровым номером площадью 2511 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>

25 апреля 2019 года сотрудником Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Рязанской области в ходе проведения мероприятий по контролю за состоянием и систематическому наблюдению в отношении объектов культурного наследия проведен мониторинг территории Достопримечательного места, связанного с жизнью и творчеством поэта С.А.Есенина «Есенинская Русь», а также зон охраны Государственного музея-заповедника С.А.Есенина.

В ходе мониторинга выявлен факт строительства индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: <адрес>. Согласно своему местоположению данный земельный участок расположен в границах территорий объектов культурного наследия федерального значения: Государственного музея-заповедника С.А.Есенина на территории Рыбновского муниципального района; усадьбы, в которой в 1895 г. родился и жил поэт Есенин Сергей Александрович; достопримечательного места «Есенинская Русь - место, связанное с жизнью и творчеством поэта С.А.Есенина».

Указом Президента Российской Федерации от 20 февраля 1995 года № 176 «Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения» Государственный музей-заповедник С.А. Есенина включён в перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения.

Правительством Рязанской области 14.03.2006 года принято Постановление № 62 «Об утверждении границ Государственного музея-заповедника С.А. Есенина на территории Рыбновского и Клепиковского муниципальных районов и Положения о порядке использования земель в пределах территории и зон охраны Государственного музея-заповедника С.А.Есенина», которым утверждены границы территории Государственного музея-заповедника С.А. Есенина как земель историко-культурного значения, его зоны охраны (охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности и зона охраняемого природного ландшафта) согласно приложению № 1 к постановлению (п.1), утверждено Положение о порядке использования земель в пределах территории и зон охраны музея согласно приложению № 2 к постановлению (п.2).

Согласно утверждённых границ территории Государственного музея-заповедника С.А.Есенина как земель историко-культурного значения и его зон охраны, указанный земельный участок расположен в границах зоны охраняемого природного ландшафта. В соответствии с п.4 ч.V Приложения №2 вышеуказанного постановления режим использования земель в пределах зоны охраняемого природного ландшафта музея-заповедника предусматривает сохранение ценных лесных массивов и открытых пространств, проведение мероприятий по сохранению чистоты восприятия ландшафта, формированию и приведению его в соответствие с экскурсионной направленностью.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 04 декабря 1974 года № 624 «О дополнении и частичном изменении постановления Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 года № 1237 «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР» усадьба, в которой в 1895 г. родился и жил поэт Есенин Сергей Александрович, включена в перечень объектов государственного значения.

Правительством Рязанской области 11.04.2013 года принято постановление №89 «Об утверждении границ зон охраны объекта культурного наследия федерального значения «Усадьба, в которой в 1895 году родился и жил поэт Есенин Сергей Александрович», Рязанская область, Рыбновский район, с.Константиново, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон», которым утверждены границы зон охраны объекта культурного наследия федерального значения «Усадьба, в которой в 1895 г. родился и жил поэт Есенин Сергей Александрович», Рязанская область, Рыбновский район, с.Константиново с их описанием согласно приложению №1, картографическое изображение зон охраны (приложения №2 и №3), а также режим использования земель и градостроительные регламенты в границах зон охраны (приложение № 4) к постановлению.

Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 17.09.2015 года №2431 в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации включён объект культурного наследия федерального значения (достопримечательное место) «Есенинская Русь - место, связанное с жизнью и творчеством поэта С.А.Есенина» и утверждены его границы. Сведения о границах территории указанного объекта культурного наследия внесены в государственный кадастр недвижимости. Режим использования земель и градостроительные регламенты в границах достопримечательного места до настоящего времени не утверждены.

Факт нахождения земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, в границах зоны охраняемого природного ландшафта подтверждается материалами по определению местоположения земельных участков (поставленных на кадастровый учёт) по отношению к границам зон охраны объектов культурного наследия федерального значения «Государственный музей-заповедник С.А. Есенина», утверждённой постановлением Правительства Рязанской области № 62 от 14.03.2006 года и «Усадьба, в которой в 1895 году родился и жил поэт Есенин Сергей Александрович», утверждённой постановлением Правительства Рязанской области №89 от 11.04.2013 года, подготовленными квалифицированным кадастровым инженером Роговым ФИО21

Кроме того, факт нахождения данного земельного участка в границах зоны охраняемого природного ландшафта подтверждается сведениями из публичной кадастровой карты.

Сведения о зонах с особыми условиями использования территории Государственного музея-заповедника С.А.Есенина внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

Ссылаясь на положения пунктов 1 и 2 ст.34 Федерального закона от 25.06.2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», подпункта «а» п.11 и п.22 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.09.2015 года № 972 «Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации», истец утверждает, что в границах зоны охраняемого природного ландшафта устанавливается запрет строительства объектов капитального строительства и отклонение от установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия режимов использования земель и градостроительных регламентов не допускается.

Вопреки требованиям указанных нормативных правовых актов, администрация муниципального образования - Рыбновский муниципальный район Рязанской области - выдала разрешение на строительство Першину ФИО22 от 05.05.2017 года № 62-RU62513306-120-2017 на земельном участке с кадастровым номером , расположенном в границах зоны охраняемого природного ландшафта.

Истец полагает, что действия Першина А.И. нарушают сохранность объектов культурного наследия федерального значения «Государственный музей-заповедник С.А.Есенина» и «Усадьба, в которой в 1895 г. родился и жил поэт Есенин Сергей Александрович» в исторической и архитектурной среде.

Просил суд обязать Першина ФИО23 привести фактическое использование земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, в соответствие с требованиями к режиму использования земель в границах зоны охраняемого природного ландшафта путём осуществления демонтажа возведённой постройки за свой счёт в течение трёх месяцев со дня вступления в силу решения суда.

В дальнейшем истцом были уточнены кадастровый номер и площадь возведенной постройки.

Таким образом, окончательно истец просит суд обязать Першина ФИО24 привести фактическое использование земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, в соответствие с требованиями к режиму использования земель в границах зоны охраняемого природного ландшафта объекта культурного наследия федерального значения «Государственный музей-заповедник С.А. Есенина», утвержденных постановлением Правительства Рязанской области от 14.03.2006 года №62 «Об утверждении границ Государственного музея-заповедника С.А.Есенина» на территории Рыбновского и Клепиковского муниципальных районов и Положения о порядке использования земель в пределах территории и зон охраны Государственного музея-заповедника С.А.Есенина», путём осуществления демонтажа возведенной постройки - индивидуального жилого дома с кадастровым номером 62:13:1160401:1296, общей площадью 240,1 кв.м., за свой счет в течение шести месяцев со дня вступления в силу решения суда.

Определениями суда к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены: Администрация муниципального образования - Вакинское сельское поселение Рыбновского муниципального района Рязанской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области, Министерство культуры РФ, Правительство Рязанской области.

В судебном заседании представитель истца Чуриков ФИО25., действующий на основании доверенности, уточненные исковые требования поддержал в полном объеме по тем же основаниям, что изложены в письменном виде.

Ответчик Першин ФИО26 в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представитель ответчика Мокина ФИО27 действующая на основании доверенности и в качестве адвоката на основании ордера, исковые требования не признала, указав на необоснованность искового заявления. Першину ФИО28 имеющему в собственности земельный участок с кадастровым номером площадью 2511 кв.м., расположенному по адресу: <адрес>, администрация муниципального образования - Рыбновский муниципальный район Рязанской области выдала разрешение на строительство индивидуального жилого дома на указанном земельном участке. На момент рассмотрения дела данное разрешение не отменено. Просит суд принять во внимание, что постановление Правительства Рязанской области №62 от 14.03.2006 года, в соответствие с которым истец просит привести фактическое использование земельного участка, не содержит запрета на строительство в зоне охраняемого природного ландшафта. Земельный участок ответчика расположен на огромном массиве и в числе других земельных участков, сформированных в результате перевода в земли населенных пунктов из земель сельхозназначения на основании Постановления Правительства Рязанской области в 2008 году. Правительство Рязанской области не могло не знать о постановлении № 62 от 14 марта 2006 года, а поэтому переводимый земельный участок не может быть зоной охраняемого природного ландшафта. Влиять на восприятие природного ландшафта дом ответчика не может, что подтверждено экспертом. Считает, что законность строительства её доверителем данного объекта подтверждается фактом регистрации в Управлении Федеральной службы регистрации жилого дома. При проведении экспертизы не было установлено ни одно основание, по которому ответчику бы отказали в регистрации. Более того, у Першина имеется документация газификации и электрификации, что также говорит о правовой легализации объекта строительства. Просила в иске отказать.

Представитель третьего лица - Администрации муниципального образования - Рыбновский муниципальный район Рязанской области по доверенности Шарапова ФИО29., действующая на основании доверенности, исковые требования Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Рязанской области поддержала, заявив, что они законны, обоснованны и просила их удовлетворить.

Представитель третьего лица - Государственного автономного учреждения культуры «Государственный музей-заповедник им.С.А.Есенина» в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом. Ранее ими был представлен отзыв, согласно которому исковые требования поддерживают в полном объеме, считают их законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Третьи лица - Администрация муниципального образования - Вакинское сельское поселение сельское поселение Рыбновского муниципального района Рязанской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области, Министерство культуры РФ в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, о чем в материалах дела имеются сведения о надлежащем извещении, причина неявки суду неизвестна.

Третье лицо - Правительство Рязанской области о месте и времени судебного заседания извещено надлежащим образом, о чем в материалах дела имеются сведения. Ранее ими был представлен отзыв на исковое заседание, согласно которому разрешение вопросов, связанных с сохранением и государственной охраной объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, расположенных на территории Рязанской области, является полномочием Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Рязанской области. Просит рассмотреть дело в отсутствие их представителя.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся в судебное заседание ответчика и представителей третьих лиц.

Суд, выслушав представителя истца, представителя ответчика, представителя третьего лица Администрации МО - Рыбновский муниципальный район Рязанской области, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с п.1 ст.36 Конституции Российской Федерации граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.

Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (п.2).

Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (п.3).

Вместе с тем, в соответствии с ч.3 ст.44 Конституции Российской Федерации каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Согласно ст.7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории и используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.

В соответствии со ст.5 Федерального закона от 25 июня 2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» земельные участки в границах территории объекта культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий выявленных объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством РФ и настоящим Федеральным законом.

В судебном заседании установлено, что Государственный музей-заповедник С.А.Есенина расположен в с.Константиново Рыбновского района Рязанской области и создан на основании решения Рязанского облисполкома от 11.06.1965 года № 304 и распоряжения Совета Министров РСФСР № 2878 от 30.07.1965 года.

Указом Президента РФ от 20.02.1995 года № 176 музей-заповедник включен в перечень объектов исторического и культурного наследия. Законодательством СССР и РСФСР устанавливались зоны охраны памятников и основным документом была Инструкция по организации зон охраны недвижимых памятников истории и культуры СССР, утвержденная приказом Министерства культуры СССР от 24.01.1986 года № 33.

В соответствии с этой инструкцией был разработан проект зон охраны музея-заповедника.

В дальнейшем, Правительством Рязанской области от 14 марта 2006 года №62 вынесено постановление «Об утверждении границ Государственного музея-заповедника С.А. Есенина на территории Рыбновского и Клепиковского муниципальных районов и Положения о порядке использования земель в пределах территории и зон охраны Государственного музея-заповедника С.А.Есенина».

Кроме того, Правительством Рязанской области 11.04.2013 года принято постановление №89 «Об утверждении границ зон охраны объекта культурного наследия федерального значения «Усадьба, в которой в 1895 году родился и жил поэт Есенин Сергей Александрович», Рязанская область, Рыбновский район, с.Константиново, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон».

Согласно пунктам 1 и 2 ст.34 Федерального закона № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона объекта культурного наследия, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.

Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия.

В целях одновременного обеспечения сохранности нескольких объектов культурного наследия в их исторической среде допускается установление для данных объектов культурного наследия единой охранной зоны объектов культурного наследия, единой зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности и единой зоны охраняемого природного ландшафта (объединенная зона охраны объектов культурного наследия).

Состав объединенной зоны охраны объектов культурного наследия определяется проектом объединенной зоны охраны объектов культурного наследия.

Требование об установлении зон охраны объекта культурного наследия к выявленному объекту культурного наследия не предъявляется.

Охранная зона объекта культурного наследия - территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель и земельных участков, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.

Зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности - территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель и земельных участков, ограничивающий строительство и хозяйственную деятельность, определяются требования к реконструкции существующих зданий и сооружений.

Зона охраняемого природного ландшафта - территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель и земельных участков, запрещающий или ограничивающий хозяйственную деятельность, строительство и реконструкцию существующих зданий и сооружений в целях сохранения (регенерации) природного ландшафта, включая долины рек, водоемы, леса и открытые пространства, связанные композиционно с объектами культурного наследия.

Согласно п.10 ст.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов законодательства о градостроительстве является принцип осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия.

Судом установлено и это подтверждено выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество от 17 мая 2019 года, что ответчик Першин ФИО30. с 01.11.2016 года является собственником земельного участка с кадастровым номером площадью 2511+/-35 кв.м., расположенного по адресу: Рязанская ФИО31, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для объектов жилой застройки.

Приказом Министерства культуры РФ от 17.09.2015 года №2431 выявленный объект культурного наследия «Есенинская Русь - место, связанное с жизнью и творчеством поэта С.А. Есенина» включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия федерального значения и утверждены границы его территории.

Проведенным Государственной инспекцией по охране объектов культурного наследия Рязанской области мониторингом территории Достопримечательного места, «Есенинская Русь - место, связанное с жизнью и творчеством поэта С.А. Есенина», а также зон охраны Государственного музея-заповедника С.А.Есенина установлен факт строительства индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером 62:13:1160401:594. По мнению истца, согласно своему местоположению данный земельный участок расположен в границах территорий объектов культурного наследия федерального значения: Государственного музея-заповедника С.А.Есенина на территории Рыбновского муниципального района; усадьбы, в которой в 1895 г. родился и жил поэт Есенин Сергей Александрович; достопримечательного места «Есенинская Русь - место, связанное с жизнью и творчеством поэта С.А.Есенина».

Мониторинг территории подтверждается Приказом по государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Рязанской области №80 от 25.05.2018 года о проведении наблюдения территории объекта культурного наследия федерального значения «Есенинская Русь - место, связанное с жизнью и творчеством поэта С.А.Есенина», заданием №47 от 24.04.2019 года на проведение мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия, актом осмотра от 25.04.2019 года, проведенного Государственной инспекцией по охране объектов культурного наследия, согласно которому на земельном участке ответчика проводятся работы по строительству жилого дома. Результатом проверки, как указано в акте осмотра, явилось принятие решения о подготовке искового заявления в суд о сносе самовольной постройки.

Между тем, суд исходит из того, что истец с учетом уточнений обратился с исковым требованием не о сносе самовольной постройки, а о демонтаже возведенной ответчиком постройки на территории достопримечательного места «Есенинская Русь - место, связанное с жизнью и творчеством поэта С.А.Есенина» в связи с нарушением положений постановления Правительства Рязанской области от 14.03.2006 года №62 «Об утверждении границ Государственного музея-заповедника С.А. Есенина на территории Рыбновского и Клепиковского муниципальных районов и Положения о порядке использования земель в пределах территории и зон охраны Государственного музея-заповедника С.А.Есенина».

По сути, заявленное требование направлено на снос постройки и мотивировано тем, что данным постановлением Правительства Рязанской области №62, по мнению истца, установлен запрет на любое строительство в зоне охраняемого природного ландшафта. При этом, нарушений положений постановления Правительства Рязанской области от 11.04.2013 года №89 «Об утверждении границ зон охраны объекта культурного наследия федерального значения: «Усадьба, в которой в 1895 г. родился и жил поэт Есенин Сергей Александрович», надзорным органом не усматривается.

Предоставляя доказательства нахождения земельного участка ответчика в границах зоны охраняемого природного ландшафта, надзорный орган ссылается на материалы кадастрового инженера Рогова ФИО32. по определению местоположения земельных участков (поставленных на кадастровый учёт) по отношению к границам зон охраны объектов культурного наследия федерального значения «Государственный музей-заповедник С.А. Есенина», утверждёнными постановлением Правительства Рязанской области №62 от 14.03.2006 года, а также на сведения из публичной кадастровой карты.

Между тем, данные доказательства нельзя признать допустимыми.

Судом установлено, что на территории Рыбновского района Рязанской области имеется несколько объектов культурного наследия федерального значения: Государственный музей-заповедник С.А.Есенина; Усадьба, в которой в 1895 г. родился и жил поэт Есенин Сергей Александрович; Достопримечательное место «Есенинская Русь - место, связанное с жизнью и творчеством поэта С.А.Есенина».

В соответствии с требованиями ст.34 Федерального закона № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в целях одновременного обеспечения сохранности нескольких объектов культурного наследия в их исторической среде допускается установление для данных объектов культурного наследия единой охранной зоны объектов культурного наследия, единой зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности и единой зоны охраняемого природного ландшафта (объединенная зона охраны объектов культурного наследия). Состав объединенной зоны охраны объектов культурного наследия определяется проектом объединенной зоны охраны объектов культурного наследия.

Между тем, такая объединенная зона охраны объектов культурного наследия отсутствует, и вопреки норме данного закона, предъявляя исковые требования, истец утверждает, что спорный земельный участок ответчика, на котором строительство объектов недвижимости запрещено, расположен в границах Достопримечательного места «Есенинская Русь - место, связанное с жизнью и творчеством поэта С.А.Есенина», и в то же время, произошло нарушение режима использования земель в зоне охраняемого природного ландшафта, установленного постановлением Правительства Рязанской области от 14.03.2006 года №62, которым должны быть утверждены границы другого объекта культурного наследия - Государственного музея-заповедника С.А. Есенина на территории Рыбновского района Рязанской области.

Судом установлено, что сведения о зонах с особыми условиями использования территории Государственного музея-заповедника С.А. Есенина, в том числе зона охраняемого природного ландшафта, внесены в Единый государственный реестр недвижимости в апреле-мае 2018 года, что не оспаривается стороной ответчика, однако границы территории самого этого объекта культурного наследия в информационный банк не включены, что следует из текста постановления Правительства Рязанской области от 14.03.2006 года №62.

Выявленные противоречия не позволяют определить точное расположение земельного участка ответчика относительно зоны с особыми условиями использования территории. Поскольку режим использования земель и градостроительные регламенты в границах достопримечательного места «Есенинская Русь» до настоящего времени не утверждены, не усматривается оснований для вывода о том, чтоистцом представлены достаточные доказательства нахождения земельного участка ответчика в какой-либо из охранных зон и со стороны ответчика отсутствуют действия по нарушению действующего порядка получения разрешения на строительство на принадлежащем ему земельном участке, где запрет на строительство, вопреки утверждению стороны истца, постановлением Правительства Рязанской области № 62 от 14.03.2006 года не установлен.

В соответствии с п.2 ст.56 Земельного кодекса РФ могут устанавливаться следующие ограничения прав на землю: ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий; особые условия охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных; иные ограничения использования земельных участков в случаях, установленных настоящим Кодексом, федеральными законами.

Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда, а ограничения, указанные в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, в результате установления зон с особыми условиями использования территорий в соответствии с настоящим Кодексом (п.3 ст.56 ЗК РФ).

Истцом, со ссылкой на положения постановления Правительства Рязанской области от 14 марта 2006 года №62, утверждается, что земельный участок Першина А.И. расположен в границах зоны охраняемого природного ландшафта, установленным Положением о порядке использования земель в пределах территории и зон охраны Государственного музея-заповедника С.А.Есенина.

Между тем, доводы надзорного органа не находят своего подтверждения.

Из постановления Правительства Рязанской области от 14 марта 2006 года № 62 (раздел III) следует, что зона охраняемого природного ландшафта - участок долины реки Оки на стыке лесостепного ландшафта высокого правобережья и левого пойменного берега, с которого начинается «Мещерская низменность», открытые пространства исторического ландшафта с сохранившимися архитектурными доминантами в больших приокских селах Константиново, Пощупово, Новоселки, Вакино, Костино.

Деревня Раменки Рыбновского района Рязанской области, где расположен земельный участок ответчика, указанным постановлением относится к зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности, где запрет на строительство не устанавливается.

При этом, необходимо учитывать, что земельный участок ответчика сформирован на основании постановления Правительства Рязанской области от 29 декабря 2006 года №348, которым была изменена черта населенного пункта д.Раменки Рыбновского муниципального района и переведен земельный участок площадью 404 567 кв.м. с кадастровым номером из земель сельскохозяйственного назначения в земли населенного пункта д.Раменки.

Из представленного суду кадастрового дела объекта недвижимости с кадастровым номером следует, что этот земельный участок площадью 404 567 кв.м., еще до вынесения Правительством Рязанской области 14 марта 2006 года постановления №62 об утверждении Положения о порядке использования земель в пределах территории и зон охраны Государственного музея-заповедника С.А.Есенина, был предоставлен в аренду ООО «Медиком» постановлением администрации Федякинского сельского округа Рыбновского района Рязанской области (в чьи границы входила деревня Раменки) № 11 от 12 апреля 2005 года. Постановлением главы муниципального образования - Рыбновский муниципальный район Рязанской области № 329 от 03.07.2007 года вид разрешенного использования данного земельного участка был изменен с «для сельскохозяйственного использования» на «для индивидуального жилищного строительства».

На тот момент постановлением Правительства Рязанской области от 14 марта 2006 года №62 координаты границ зон охраны на учет поставлены не были, имели только текстовое описание, а поэтому с расширением границ населенного пункта «д.Раменки» расширялась площадь земельного участка с разрешенным видом использования «для индивидуального жилищного строительства». К тому же на тот момент еще не был выявлен объект культурного наследия Достопримечательное место «Есенинская Русь - место, связанное с жизнью и творчеством поэта С.А.Есенина».

Из представленных в материалы дел правоустанавливающих документов следует, что названный земельный участок с кадастровым номером различными собственниками неоднократно преобразовывался на многие мелкие земельные участки. Таким образом, был образован земельный участок с кадастровым номером , приобретенный в дальнейшем ответчиком.

На момент приобретения 01.11.2016 года земельного участка оснований для отказа в выдаче ответчику местным органом разрешения на строительство не было, поскольку координаты границ зоны охраняемого природного ландшафта стали известны лишь в 2019 году с принятием 26 февраля 2019 года Постановления Правительства Рязанской области №41 «О внесении изменений в Постановление Правительства Рязанской области от 14.03.2006 года №62 «Об утверждении границ Государственного музея-заповедника С.А. Есенина на территории Рыбновского и Клепиковского муниципальных районов и Положения о порядке использования земель в пределах территории и зон охраны Государственного музея-заповедника С.А.Есенина» (в редакции Постановления Правительства Рязанской области от 11.12.2008 года № 325)». Названным Постановлением Правительства Рязанской области № 41 в Постановление Правительства Рязанской области № 62 внесены изменения в виде дополнения приложением № 3 «Перечень координат характерных точек границ зон охраны Государственного музея-заповедника С.А.Есенина».

Положения Постановления Правительства Рязанской области № 41 от 26 февраля 2019 года были предметом оспаривания в порядке административного судопроизводства в части установления перечня координат характерных поворотных точек границ зон охраны Государственного музея-заповедника С.А.Есенина, и апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного суда РФ от 14 ноября 2019 года № 6-АПА19-4 сделан вывод об отсутствии подтверждения несоответствия перечня координат характерных поворотных точек границ зон охраны Государственного музея-заповедника С.А.Есенина описанию границ, содержащемуся в приложении №2 к Постановлению Правительства Рязанской области от 14 марта 2006 года № 62 (Положение о порядке использования земель в пределах территории и зон охраны Государственного музея-заповедника С.А.Есенина). Данное Положение устанавливает порядок использования земель в пределах территории и зон охраны Государственного музея-заповедника С.А.Есенина в соответствии с Проектом границ Государственного музея-заповедника С.А.Есенина, разработанным институтом «Спецпроектреставрация».

Вышеуказанным апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного суда РФ было лишь подтверждено, что установление границ картографическим способом и выполнение работ по определению координат характерных точек не указывают на наличие оснований для признания Постановления Правительства Рязанской области № 41 недействующим.

Между тем, судебным определением признано, что границы населенных пунктов безусловно претерпели существенные изменения, в их числе и границы д.Раменки Рыбновского района, однако дополнений либо изменений в Постановление Правительства Рязанской области № 62 в связи с этим внесено не было, а поэтому нарушений прав и законных интересов иных лиц действиями ответчика суд не усматривает и нахождение земельного участка в зоне охраняемого природного ландшафта безусловными и категоричными доказательствами не подтверждено.

В соответствии с п.1 ст.222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.

Не является самовольной постройкой здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные с нарушением установленных в соответствии с законом ограничений использования земельного участка, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка.

Самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом (далее - установленные требования), осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, и случаев, если снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления (п.2).

Решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями принимается судом либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, органом местного самоуправления поселения, городского округа (муниципального района при условии нахождения самовольной постройки на межселенной территории) (п.3.1).

Истцу, определением суда от 18 декабря 2020 года при определении дополнительных юридически значимых обстоятельств было предложено представить объективные доказательства точных границ спорного земельного участка, соответствие фактического землепользования ответчика правоустанавливающим документам, нахождения построенного ответчиком дома и земельного участка с разрешенным использованием «для объектов жилого строительства» в зоне объекта культурного наследия и в такой зоне охраны, где ведение строительства запрещено.

Однако, истец этим не воспользовался. Напротив, ответчиком представлено заключение эксперта ООО «Стройэксперт» от 2 сентября 2019 года № 292/20-С, согласно выводам которого, жилой дом, возведенный на земельном участке ответчика с кадастровым номером , соответствует градостроительным регламентам, действующим на данной территории, требованиям Градостроительного кодекса и Правилам землепользования и застройки на часть территории муниципального образования - Вакинское сельское поселение Рыбновского муниципального района Рязанской области», где находится земельный участок ответчика с жилым домом на нем.

Как следует из определения зоны охраняемого природного ландшафта, установленного Федеральным законом № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» запрет и ограничение хозяйственной деятельности допускается в целях сохранения (регенерации) природного ландшафта, включая долины рек, водоемы, леса и открытые пространства, связанные композиционно с объектами культурного наследия.

Из представленного в материалы дела ответчиком заключения эксперта ООО «Стройэксперт» от 2 сентября 2019 года следует вывод, что жилой дом ответчика не является дисгармоничным по отношению к характерным особенностям целостного историко-культурного и природно-ландшафтного комплекса (соотношение открытых и закрытых пространств), основных панорам и секторов вдоль историко-мемориальных трасс, в том числе водных. Кроме того, жилой дом не нарушает характерные особенности ландшафта, основные панорамы секторов обзора вдоль туристско-ландшафтных трасс.

Как следует из материалов дела, факт строительства жилого дома в зоне охраняемого природного ландшафта зафиксирован истцом без определения конкретного участка местности, в том числе, без использования специальных технических средств. Так, выводы проверяющего лица сделаны на основании визуального осмотра и копии скриншота публичной карты.

Как указано выше, приказом Министерства культуры РФ от 17.09.2015 года №2431 выявленный объект культурного наследия «Есенинская Русь - место, связанное с жизнью и творчеством поэта С.А. Есенина» включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия федерального значения и утверждены границы его территории.

Между тем, истец указывает на невозможность осуществления хозяйственной деятельности на территории другого объекта культурного наследия как «Государственный музей-заповедник С.А.Есенина», тогда как границы территории этого объекта в информационный банк не включены. При этом режим использования земель в границах объекта культурного наследия «Есенинская Русь - место, связанное с жизнью и творчеством поэта С.А. Есенина» не установлен.

При таких обстоятельствах вывод истца о том, что ответчиком возведен жилой дом в границах зон охраны выявленных объектов культурного наследия с нарушением требований законодательства в области охраны объектов культурного наследия не может считаться установленным и доказанным на основе приобщенных в материалы дела доказательств.

Приказом Министерства культуры РФ от 30.09.2019 года №1449 утверждены требования к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам в границах территории объекта культурного наследия федерального значения - Достопримечательное место «Есенинская Русь - место, связанное с жизнью и творчеством поэта С.А. Есенина».

Данным приказом деревня Раменки Рыбновского района отнесена к так называемому режиму Р-2 (в состав которого входит участок Р-2.2 - территории, отнесенные к землям населенных пунктов и формируемые преимущественно индивидуальной жилой застройкой).

Пунктом 11 «а» Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2015 года № 972 установлен запрет строительства объектов капитального строительства, ограничение хозяйственной деятельности, капитального ремонта и реконструкции объектов капитального строительства и их частей в целях сохранения и восстановления композиционной связи с объектом культурного наследия природного ландшафта, включая долины рек, водоемы, леса и открытые пространства (за исключением работ по благоустройству территории и размещению малых архитектурных форм).

Между тем, из пункта 1 названного Положения установлено, что оно (Положение) устанавливает порядок разработки, согласования и утверждения проекта зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия, требования к режимам использования земель и общие принципы установления требований к градостроительным регламентам в границах территорий указанных зон.

Поскольку постановление Правительства Рязанской области от 14 марта 2006 года №62 издано раньше данного Положения, то порядок разработки, согласования и утверждения проекта зон охраны объектов культурного наследия устанавливался не в соответствии с названным Положением, поэтому ссылка истца на нарушение Першиным ФИО33 запрета на строительство является необоснованной. Изменений и дополнений в части утверждения проекта зон охраны объектов культурного наследия в Постановление Правительства Рязанской области № 62 не вносилось.

Действовавшей на тот момент Инструкцией по организации зон охраны недвижимых памятников истории и культуры СССР, утвержденной приказом Министерства культуры СССР от 24.01.1986 года № 33, и утратившей силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 13.06.2020 года №857, устанавливалась система зон охраны как отдельно стоящих памятников, так и градостроительных комплексов состоящих из: охранной зоны памятника; зоны регулирования застройки; зоны охраняемого ландшафта (п.2.2.).

При этом, зона охраняемого ландшафта устанавливалась на территории, не вошедшей в состав охранных зон и зон регулирования застройки, для сохранения ценного ландшафта - водоемов, рельефа, определивших местоположение господствующих в композиции зданий и сооружений, влияющих на целостность исторического облика населенного пункта или памятника, расположенного в населенном пункте или вне его, в природном окружении (п.2.5.).

Постановлением Правительства Рязанской области от 14 марта 2006 года № 62 д.Раменки входила в зону регулирования застройки.

Таким образом, нарушений положений Постановления Правительства Рязанской области от 14 марта 2006 года № 62 «Об утверждении границ Государственного музея-заповедника С.А.Есенина на территориях Рыбновского и Клепиковского муниципальных районов и Положения о порядке использования земель в пределах территории и зон охраны Государственного музея-заповедника С.А.Есенина» не усматривается, поскольку данным нормативным актом запрет на строительство не установлен. В этом случае, Положение о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2015 года № 972, устанавливающее запрет на строительство объектов капитального строительства в зоне охраняемого природного ландшафта, не применимо.

Согласно пункту 4.3.3. Инструкции по организации зон охраны недвижимых памятников истории и культуры СССР, утвержденной приказом Министерства культуры СССР от 24.01.1986 года № 33, при установлении границ территории зоны охраняемого ландшафта учитываются проекты и схемы районной планировки.

Заявляя требование о демонтаже постройки ответчика, как возведенной в зоне охраняемого ландшафта, истцом не представлены доказательства, что при установлении границ территории зоны были учтены проекты и схемы районной планировки.

В соответствии с п.4 ст.61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Решением Рыбновского районного суда Рязанской области от 22 марта 2017 года подтверждена необоснованность отказа администрации МО - Рыбновский муниципальный район Рязанской области в выдаче ответчику разрешения на строительство. Данное решение не отменено и ответчиком было получено разрешение на строительство, что не противоречит положениям Постановления Правительства Рязанской области №62.

Кроме того, законность строительства жилого дома ответчиком подтверждается регистрацией им права собственности в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Рязанской области на индивидуальный жилой дом с кадастровым номером 62:13:1160401:1296, о чем свидетельствует выписка из ЕГРН от 05.12.2018 года. При проведении правовой экспертизы регистрирующим органом не было установлено нарушений, по которым ответчику бы отказали в регистрации.

Из определения зоны охраняемого природного ландшафта, изложенного в статье 34 Федерального закона № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», следует, что такая зона не может располагаться в границах населенного пункта. Таким образом, запрет на строительство в населенном пункте д.Раменки Рыбновского района не установлен.

В соответствии с Федеральным законом от 03.08.2018 года №342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» начала действовать новая глава XIX «Зоны с особыми условиями использования территорий» Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии со ст.105 ЗК РФ может быть установлен такой вид зоны с особыми условиями использования территорий как «зона охраны объектов культурного наследия».

В силу п.21 ст.106 ЗК РФ правообладатели земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества, находящиеся в границах зон с особыми условиями использования территории, должны быть уведомлены органом регистрации прав о внесении сведений о зоне с особыми условиями использования в ЕГРН или об изменениях таких сведений в порядке, установленном Федеральным законом от 03 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Все виды зон с особыми условиями использования территорий, ограничения использования земельных участков в таких зонах считаются установленными, измененными со дня внесения сведений о зоне, соответствующих изменений в сведения о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости (п.24).

В соответствии со ст.107 ЗК РФ со дня установления или изменения зоны с особыми условиями использования территории на земельных участках, расположенных в границах такой зоны, не допускаются строительство, использование зданий, сооружений, разрешенное использование (назначение) которых не соответствует ограничениям использования земельных участков, предусмотренных решением об установлении, изменении зоны с особыми условиями использования территории, а также иное использование земельных участков, не соответствующее указанным ограничениям, если иное не предусмотрено пунктами 2 и 4 настоящей статьи. Пунктом 2 предусмотрено, что со дня установления или изменения зоны с особыми условиями использования территории в отношении планируемых к строительству объектов капитального строительства и до дня ввода указанных объектов в эксплуатацию независимо от ограничений использования земельных участков, установленных в границах зоны с особыми условиями использования территории, допускается, за исключением случая установления зоны с особыми условиями использования территории в соответствии с п.15 ст.106 настоящего кодекса, в т.ч. использование земельных участков, расположенных в границах данной зоны, для строительства, реконструкции объектов капитального строительства на основании разрешения на строительство, выданного до дня установления или изменения зоны с особыми условиями использования территории, или в случае начала строительства, реконструкции до дня установления или изменения данной зоны, если для строительства, реконструкции указанного объекта капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство.

Снос объектов недвижимого имущества, расположенных на земельных участках в границах зон с особыми условиями использования территорий, осуществляется в случае, если в соответствии с ограничениями использования земельных участков, установленными в границах зоны с особыми условиями использования территории, размещение объектов недвижимого имущества запрещается, или в случае, если собственник объекта недвижимости не изменил его разрешенное использование (назначение) на вид разрешенного использования, допустимый в соответствии с указанными ограничениями градостроительным регламентом, лесохозяйственным регламентом, положением об особо охраняемой природной территории, в срок, предусмотренный соглашением о возмещении убытков, а в случае отсутствия указанного соглашения, в срок, предусмотренный п.4 настоящей статьи (п.5 ст.106 ЗК РФ).

Как следует из выписки из ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером ФИО34 ограничения прав на земельный участок, предусмотренные ст.56, 56.1 ЗК РФ (документы-основания: документы, поступившие в порядке информационного взаимодействия от 22.01.2016 года №01-18/42, выдан ВГБУ «ФКП Росреестра»; текстовое и графическое описание местоположения ЗОУИТ от 12.01.2018 года б/н выдан ООО «Бюро кадастровых инженеров» и текстовое и графическое описание местоположения ЗОУИТ от 14.03.2018 года № б/н), действуют с 07 мая 2018 года.

Таким образом, сведения о зоне с особыми условиями использования территории (ЗОУИТ) были внесены позже получения Першиным ФИО35. разрешения на строительство и ранее приказа Минкультуры РФ от 30.09.2019 года №1449, утвердившего требования к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам в границах территории объекта культурного наследия федерального значения - достопримечательное место «Есенинская Русь - место, связанное с жизнью и творчеством поэта С.А. Есенина», в связи с чем, в силу действующего законодательства, ответчик вправе использовать свой земельный участок для строительства объекта капитального строительства на основании выданного ему разрешения на строительство, которое является действующим.

Как отмечалось ранее, постановление Правительства РФ №927 от 12.09.2015 года не устанавливает правила землепользования и застройки, а лишь устанавливает порядок разработки, согласования и утверждения проекта зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия, требования к режимам использования земель и общие принципы установления требований к градостроительным регламентам в границах территорий указанных зон. При этом, в соответствии с пунктом 20 (абз.3) Положения о зонах охраны объектов культурного наследия народов РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ №927от 12.09.2015 года, режимы использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах зон охраны объекта культурного наследия не применяются к правоотношениям, связанным со строительством и реконструкцией объектов капитального строительства, возникшим на основании разрешений на строительство, которые выданы в установленном порядке до вступления в силу правового акта об утверждении зон охраны объекта культурного наследия.

Учитывая, что разрешение на строительство №62RU62513306-120-2017 от 05 мая 2017 года выдано до вступления в силу Приказа Министерства культуры РФ №1449 от 30.09.2019 года «Об осуществлении требований к градостроительным регламентам в границах территории объекта культурного наследия федерального значения - достопримечательное место «Есенинская Русь - место, связанное с жизнью и творчеством поэта С.А.Есенина», а режимы использования земель не установлены, то правоотношения, связанные со строительством объекта капитального строительства, следует признать законными.

В силу ст.83 ЗК РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов и отделенные границей от земель других категорий.

Кроме того, пунктом 4 ст.99 ЗК РФ установлено, что особый правовой режим использования земель, запрещающий деятельность, несовместимую с основным назначением этих земель, вводится в пределах земель историко-культурного назначения лишь за пределами земель населенных пунктов.

Как следует из материалов дела, перевод земельного участка ответчика из категории «земли населенных пунктов» в категорию земель историко-культурного назначения не производился.

Исследование и анализ представленных суду доказательств позволяет сделать вывод, что земельный участок, приобретенный ответчиком для жилищного строительства расположен в границах населенного пункта д.Раменки Рыбновского района, где запрет на строительство жилья не установлен. Утверждение, что данный земельный участок расположен в зоне охраняемого природного ландшафта неоднозначно, поскольку на момент получения разрешения на строительство сведения о границах участков зон охраны, в том числе и регулирования застройки, куда согласно постановлению Правительства Рязанской области № 62 относится деревня Раменки, ответчику не были известны.

Из сведений публичной карты следует, что возведенный жилой дом ответчика расположен в ряду множества других построек в д.Раменки Рыбновского района, образующих улицу Рощинская с присвоением нумерации домам на основании постановлений главы администрации МО - Федякинское сельское поселение Рыбновского муниципального района №27 от 08.11.2010 года и № 18 от 03.05.2011 года. Доказательств тому, что жилой дом на сформированной улице населенного пункта, расположенного в 8 км от музея-заповедника С.А.Есенина, оказывает негативное влияние на сохранность объекта культурного наследия, истцом не представлено.

В нарушение п.18 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2015 года № 972, информация об утвержденных режимах использования земель объекта культурного наследия федерального значения - достопримечательное место «Есенинская Русь - место, связанное с жизнью и творчеством поэта С.А. Есенина», в федеральной государственной информационной системе территориального планирования не размещена.

Данные выводы следуют из представленного в материалы дела заключения комиссионной историко-культурной экспертизы, проведенной в рамках находившегося в производстве Рязанского МСО СУ СК России по Рязанской области уголовного дела, возбужденного в отношении начальника отдела архитектуры и строительства администрации МО - Рыбновский муниципальный район Рязанской области Колганова А.И. Экспертиза проведена комиссией в составе экспертов Копыловой Е.И., Шаповаловой С.Л. и Савинича А.Ю., аттестованным Министерством культуры РФ и предупреждавшимися об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

Доказательств тому, в какой охранной зоне находится строение ответчика, в чем заключается особый режим использования ответчиком принадлежащего ему земельного участка, каким образом постройка ответчика нарушает права и законные интересы других лиц, истцом не представлено, хотя такая обязанность на него была возложена судом в соответствии со ст.56 ГПК РФ.

Исходя из принципа равной защиты государственной и частной форм собственности, соблюдая баланс интересов граждан и требование органа, осуществляющего контроль за сохранением объекта культурного наследия, гражданину должны быть представлены все имеющиеся ограничения для осуществления хозяйственной деятельности, в том числе для постройки жилого дома с целью реализации гражданином гарантированного ст.35 Конституции РФ права на охрану частной собственности, с одной стороны, и гарантированного ч.2 ст.44 Конституции РФ права на доступ к культурным ценностям, с другой.

Таким образом, при наличии противоречий в документах, регламентирующих градостроительную деятельность на территории Рыбновского района и документах, обеспечивающих сохранность объектов культурного наследия, исковые требования признать обоснованными нельзя.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Рязанской области к Першину ФИО36 о понуждении к приведению фактического использования земельного участка в соответствии с требованиями к режиму использования земель в границах зоны охраняемого природного ландшафта путем осуществления демонтажа постройки оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Рязанского областного суда через Рыбновский районный суд Рязанской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме, то есть с 31 декабря 2020 года.

Судья подпись Гужов Е.Н.

Копия верна: Судья