ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-349-19 от 21.01.2019 Центрального районного суда г. Читы (Забайкальский край)

Дело № 2-349-19

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 января 2019 года

Центральный районный суд г.Читы в составе

председательствующего судьи Аксёновой Е.С.,

при секретаре Онгоновой Б.Т.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Чите гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению федеральной службы судебных приставов по Забайкальскому краю о признании приказа о прекращении служебного контракта незаконным, восстановлении на работе,

установил:

ФИО1 обратился в суд с иском к Управлению федеральной службы судебных приставов по Забайкальскому краю о признании приказа незаконным, восстановлении на работе, указав в обоснование заявленных требований, что с ДД.ММ.ГГГГ он работал в должности судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов Центрального отдела судебных приставов г. Читы. На основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ с истцом расторгнут контракт на основании п. 7 ч. 1 ст. 37 Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ», в связи с предоставлением представителю нанимателя подложных документов или заведомо ложных сведений при заключении служебного контракта. Данный приказ о расторжении служебного контракта истец полагает незаконным, поскольку уголовное преступление за которое он был осужден, было декриминализовано. С учетом уточненных в порядке ст. 39 ГПК РФ требований, истец просил суд признать незаконным приказ о прекращении служебного контракта незаконным, восстановить его на работе в прежней должности.

Истец в судебном заседании поддержал заявленные требования, просил об удовлетворении иска.

Представитель ответчика просил отказать в иске.

Исследовав материалы дела, выслушав стороны и заключение прокурора, полагавшего иск не подлежащим удолветворению, суд приходит к следующему.

В п. 7 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлено, что служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае предоставления гражданским служащим представителю нанимателя подложных документов или заведомо ложных сведений при заключении служебного контракта.

Положения ст. 16 указанного Федерального закона устанавливающие ограничения, связанные с гражданской службой, предусматривают, что гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу (п. 8 ч. 1).

Как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ, специфика государственной гражданской службы в Российской Федерации как профессиональной служебной деятельности граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов предопределяет особый правовой статус государственных гражданских служащих, который включает обусловленные характером такой деятельности права и обязанности государственных гражданских служащих, налагаемые на них ограничения, связанные с государственной гражданской службой, а также предоставляемые им гарантии. Правовое регулирование отношений, связанных с прохождением государственной гражданской службы, осуществляется Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации», положения п. 7 ч. 1 ст. 37 которого закрепляют основание увольнения по инициативе представителя нанимателя, обусловленное несоблюдением государственным гражданским служащим содержащегося в п. 8 ч. 1 ст. 16 данного Федерального закона ограничения, связанного с государственной гражданской службой, в силу которого гражданин не может быть принят на государственную гражданскую службу, а государственный гражданский служащий не может находиться на государственной гражданской службе в случае представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на государственную гражданскую службу (Постановление от ДД.ММ.ГГГГ N 31-П, Определения от ДД.ММ.ГГГГ N 1275-О, ДД.ММ.ГГГГ N 1002-О, ДД.ММ.ГГГГ N 43-О).

Исходя из приведенных норм закона обстоятельством, имеющим значение для данного дела, является установление факта предоставления гражданским служащим при заключении служебного контракта подложных документов или заведомо ложных сведений.

Судом установлено и усматривается из материалов дела, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 принят на работу на должность судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов Центрального районного отдела судебных приставов г. Читы УФССП по

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ-К, с внесенными изменениями от ДД.ММ.ГГГГ-К с ФИО1 расторгнут служебный контракт на основании п. 7 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе», в связи с предоставлением представителю нанимателя подложных документов или заведомо ложных сведений при заключении служебного контракта.

Так, приговором Забайкальского районного суда Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. 188 ч. 1 УК РФ и ему назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 2 года, с применением ст. 73 УК РФ условно, с испытательным сроком 1 год 6 месяцев. Кассационным определением Забайкальского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ уменьшен объем обвинения, смягчено наказание до 1 год 11 месяцев лишения свободы условно, с испытательным сроком 1 год 6 месяцев.

В 2014 г. истец поменял фамилию Гурджинян на ФИО1.

При поступлении на службу в УФССП по Забайкальскому краю истец в анкете в графе «были ли Вы судимы, когда и за что» указал «нет», при этом не представил сведений о наличии приговора.

Как следует из докладной записки по результатам проведенной проверки требование информационного центра УМВД России по Забайкальскому краю на фамилию Гурджинян не направлялось.

В соответствии с пунктом 16 части 1 ст. 44 Закона № 79-ФЗ сведения, представленные гражданином при поступлении на гражданскую службу, подлежат проверке в установленном порядке на предмет их достоверности и полноты.

Достоверность сведений претендента проверяется соответствующей кадровой службой на основании запроса подразделения по вопросам гражданской службы и кадров того государственного органа, руководитель которого решает вопрос о приеме гражданина на гражданскую службу.

На основании полученных материалов проверок кадровая служба государственного органа составляет заключение о достоверности и полноте представленных сведений. Если в результате проверки будут установлены факты представления ложных сведений, то это обстоятельство препятствует принятию на гражданскую службу и нахождению на ней.

Таким образом, из буквального содержания приведенных норм следует, что именно сам факт предоставления подложных документов и заведомо ложных сведений является основанием для расторжения служебного контракта по инициативе представителя нанимателя, независимо от того, могли ли повлиять представленные сведения или документы на возможность заключения с лицом служебного контракта или явиться основанием для отказа в его заключении.

Перечень подложных документов или заведомо ложных сведений законодательно не закреплен. Между тем, анализ норм Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» позволяет сделать вывод о том, что речь идет о сведениях, содержащихся в документах, перечисленных в п. п. 2 и 3 ст. 26 названного Федерального закона, которые требуется предъявлять представителю нанимателя лицу, поступающему на гражданскую службу, при заключении служебного контракта.

Согласно ст. 10 УК РФ уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, то есть распространяется на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления такого закона в силу, в том числе на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость. Уголовный закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

Декриминализация - это отмена уголовной ответственности за те или иные деяния, ранее признававшиеся преступными, обусловленная отпадением в современных условиях общественной опасности декриминализируемых деяний. Декриминализация может быть полной - когда деяние исключается из числа преступлений, и частичной, когда отдельные составы деяния перестают признаваться уголовно наказуемыми.

В случае если действия осужденного перестали быть уголовно наказуемыми в период отбывания им наказания по приговору суда, он подлежит освобождению от его отбывания, а приговор - пересмотру в порядке ст. 10 УК РФ.

Факт декриминализации деяния и освобождения по этому основания от уголовной ответственности или от наказания не влечет признания права на реабилитацию.

Статья 188 УК РФ Федеральным законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 420-ФЗ признана утратившей силу. Таким образом, преступность деяний, связанных с контрабандой, декриминализована. В соответствии с положениями ст. 10 УК РФ, лицо, осужденное по ст. 188 УК РФ подлежит освобождению от наказания, назначенного приговором суда по ст. 188 УК РФ.

Согласно ч. 2 статьи 86 УК РФ лицо, освобожденное от наказания, считается несудимым.

Однако, к спорным правоотношениям данная норма подлежит применению только при комплексном подходе, с учетом норм действующего правового регулирования особенностей и принципов прохождения государственной гражданской службы Российской Федерации.

Фактически освобождение от наказания в связи с декриминализацией не аннулирует сам факт осуждения как отрицательную оценку действий гражданина государством на момент вынесения обвинительного приговора, остается объективным критерием, влияющим на оценку репутации лица, занимающего должность государственной гражданской службы Российской Федерации. Понятие «судимость» в уголовном законодательстве не совпадает с понятием «сведения о судимости» в законодательстве, регламентирующем прохождение государственной гражданской службы, которое предъявляет повышенные требования к кандидатам на замещение должностей, что необходимо для обеспечения уверенности граждан в морально-этических, нравственных качествах и соответственно в законности и бескорыстности действий должностных лиц, занимающих должности государственной гражданской службы.

Анализируя представленные доказательства, суд приходит к выводу, что факт указания истцом заведомо ложных сведений представителю нанимателя при поступлении на государственную гражданскую службу, о ложности которых истец с достоверностью знал, является подтвержденным и у ответчика имелись основания для увольнения ФИО1 по основаниям, предусмотренным п. 7 ч. 1 ст. 37 Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе». Увольнение по данному основанию, в силу статьи 57 Федерального закона не является дисциплинарным взысканием, а представляет собой правовое последствие несоблюдения гражданским служащим ограничений, установленных пунктом 8 части 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ.

Истец сведения о своей судимости и впоследствии о декриминализации должен был указать непосредственного при заполнении лично анкеты и поступлении на работу к ответчику. ФИО1 не сообщив при поступлении на государственную гражданскую службу сведений о факте привлечения его к уголовной ответственности, а указав на то, что он « не судим», по сути, сообщил представителю нанимателя заведомо ложные сведения.

ФИО1 ознакомлен с результатами служебной проверки, представил соответствующие объяснения. Увольнение работника произведено на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ, а не приказа от ДД.ММ.ГГГГ, как ошибочно указывает истец, что в том числе следует из соответствующей записи в трудовой книжке.

При таких обстоятельствах требования иска не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении требований ФИО1 к Управлению федеральной службы судебных приставов по Забайкальскому краю о признании приказа о прекращении служебного контракта незаконным, восстановлении на работе – отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд через Центральный районный суд г.Читы в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы.

Решение в окончательной форме принято 30 января 2019 г.

Судья Аксёнова Е.С.