Серовский районный суд Свердловской области Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Серовский районный суд Свердловской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 февраля 2012 года Серовский районный суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Мостовенко Н.Р.,
с участием ст.пом. Серовского городского прокурора Романовой Л.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретаря Мосуновой О.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело № 2 – 349/2012
по заявлению зарегистрированного кандидата в депутаты Думы Серовского городского округа шестого созыва ФИО1 о признании незаконным Решения окружной избирательной комиссии многомандатного избирательного округа № по выборам депутатов Думы Серовского городского округа шестого созыва № от ДД.ММ.ГГГГ О регистрации ФИО2 кандидатом в депутаты Думы Серовского городского округа шестого созыва по многомандатному избирательному округу № в порядке самовыдвижения, суд
УСТАНОВИЛ:
Решением Думы Серовского городского округа пятого созыва от ДД.ММ.ГГГГ № назначены выборы депутатов Думы Серовского городского округа шестого созыва на ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Решением № Окружной избирательной комиссией многомандатного избирательного округа № по выборам депутатов Думы Серовского городского округа шестого созыва зарегистрирован ФИО1 в порядке самовыдвижения.
ДД.ММ.ГГГГ Решением № Окружной избирательной комиссией многомандатного избирательного округа № ( далее – избирательная комиссия) по выборам депутатов Думы Серовского городского округа шестого созыва зарегистрирована ФИО2 в порядке самовыдвижения.
ДД.ММ.ГГГГ заявитель обратился в Серовский районный суд с заявлением об оспаривании вышеуказанного решения окружной избирательной комиссии № и отмене регистрации кандидата ФИО2
В обоснование заявления указал, что основанием для регистрации ФИО2 явились: подписи избирателей на 4-х листах, протокол сбора подписей, первый финансовый отчет; сведения о внесении изменений и дополнений в ранее представленные документы. Считает решение избирательной комиссии незаконным по следующим основаниям:
1). Отсутствие письменного заявления о согласии баллотироваться;
2).не представление при сдаче документов на регистрацию итогового протокола сбора подписей в машиночитаемом виде;
3).не заверены подписные листы № и 2 собственноручно подписями лица, осуществляющего сбор подписей избирателей;
4). не соответствие формы подписного листа, внесение исправлений в саму форму подписного листа;
5).не учтено особое мнение;
6). нарушен порядок изготовления подписных листов кандидата;
Просит признать незаконным решение избирательной комиссии многомандатного избирательного округа № по выборам депутатов Думы Серовского городского округа шестого созыва № от ДД.ММ.ГГГГ « О регистрации ФИО2 выдвинутого в порядке самовыдвижения кандидатом в депутаты Думы Серовского городского округа шестого созыва по многомандатному избирательному округу № и отменить регистрацию кандидата.
Впоследствии, ДД.ММ.ГГГГ заявитель представил в суд дополнение об уточнении требований, поддерживает требование об оспаривании решения окружной избирательной комиссии. По второму требованию об отмене регистрации кандидата ФИО2 просит суд принять отказ и прекратить производство по делу в указанной части. Судом рассмотрено заявление, принят отказ, производство по делу по второму требованию в части отмены регистрации ФИО2 прекращено, в связи с отказом.
В судебном заседании заявитель ФИО1, его представители ФИО3 по нотариально удостоверенной доверенности от ДД.ММ.ГГГГ и ФИО5, допущенный к участию в порядке ч.6 статьи 53 ГПК Российской Федерации заявление и доводы, указанные как в заявлении и в дополнении поддержали полностью.
Представитель заявителя ФИО5 суду пояснил, что отсутствует заявление о согласии баллотироваться, закон не допускает подачи повторного заявления, итоговый протокол в машиночитаемом виде представлен в окружную комиссию ДД.ММ.ГГГГ, в подписных листах внесены исправления в дате рождения кандидата. ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание окружной комиссии, в повестке которого 3 пунктом стоял вопрос о регистрации кандидата, но при этом руководитель рабочей группы член комиссии с правом решающего голоса ФИО10 указал на исправления в дате рождения кандидата, на 1 листе подписных листов в строках 9,17 и 19 название улиц написаны неразборчиво, т.е. не читаются. Общее количество подписей с нарушениями составило 9 (6+3), что превышает 10% от количества представленных подписей (66) и является основанием для отказа в регистрации по подп. д). пункта 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ. ДД.ММ.ГГГГ должен был быть вынесен вопрос об отказе в регистрации кандидата ФИО2 Считает Решение № от ДД.ММ.ГГГГ о регистрации кандидатом ФИО2 вынесено с нарушением избирательного законодательства, просит признать его незаконным и отменить.
В судебном заседании председатель избирательной комиссии - ФИО6 по доверенности с заявлением не согласился, представив в суд отзыв в письменной форме.
Суду пояснил, что согласно ст.44 Избирательного кодекса о выдвижении кандидата (кандидатов), в том числе в составе списка кандидатов, избирательная комиссия уведомляется в установленном указанным федеральным законом, настоящим Кодексом порядке. Так, ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с вышеуказанной нормой Закона и п. 1, 2 ст. от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «Избирательный кодекс » (далее Избирательный кодекс), кандидатом ФИО2 в окружную избирательную комиссию многомандатного избирательного округа № по выборам депутатов Думы Серовского городского округа шестого созыва (далее Комиссия) поступили следующие документы
1) заявление (в письменной форме) кандидата о согласии баллотироваться с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата (с приложением сведений биографического характера);
2) сведения о размере и об источниках доходов кандидата, об имуществе;
3) копия паспорта;
4) копия документа об образовании кандидата, подтверждающего сведения, указанные в заявлении кандидата о согласии баллотироваться;
5) копия трудовой книжки;
6) две черно-белые фотографии 3х4.
Комиссия зарегистрировала факт получения вышеуказанных документов, что подтверждается справкой о приёме - передаче документов о выдвижении кандидата в депутаты по многомандатному избирательному округу в порядке самовыдвижения от ДД.ММ.ГГГГ Однако, ДД.ММ.ГГГГ, при ознакомлении с документами кандидата ФИО2 было обнаружено, что отсутствует заявление кандидата о согласии баллотироваться, чем был составлен соответствующий акт от ДД.ММ.ГГГГ с участием членов Комиссии с правом совещательного голоса. О факте пропажи заявления было сообщено вышестоящей избирательной комиссии- Серовской городской территориальной избирательной комиссии с полномочиями избирательной комиссии Серовского городского округа (далее Серовская ТИК), кандидату ФИО2 и в правоохранительные органы
Поэтому, ДД.ММ.ГГГГ кандидатом ФИО2 было написано (повторно) заявление кандидата о согласии баллотироваться. На момент принятия решения все сведения, а также документы необходимые для регистрации имелись. Отсутствие на период сдачи подписных листов протокола об итогах сбора подписей в машиночитаемом виде не является основанием для отказа в регистрации кандидата. На основании итогового протокола от ДД.ММ.ГГГГ признаны недействительными 6 подписей избирателей, утверждение заявителя, что подписные листы не заверены собственноручно подписями лица, осуществлявшем сбор подписи не соответствуют действительности, заявитель не присутствовал на осмотре подписных листов и сформировал свое мнение лишь на основании мнения третьих лиц. Подписные листы с исправленной датой рождения кандидата, специально оговоренной кандидатом, поступили в комиссию ДД.ММ.ГГГГ, какие-либо дополнения не вносились. Подписные листы должны изготавливаться за счет средств соответствующего избирательного фонда. В действиях кандидата ФИО2 отсутствуют нарушения порядка изготовления подписных листов. В удовлетворении заявления ФИО1 просит отказать.
Заинтересованное лицо – зарегистрированный кандидат в депутаты Думы Серовского городского округа ФИО2 в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, с заявлением не согласна, просит отказать.
Представитель Серовской городской территориальной избирательной комиссии с полномочиями избирательной комиссии Серовского городского округа – ФИО7, действующий по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ суду пояснил, что по данному округу два кандидата под одной фамилией, поэтому ситуация понятна. Сигналы стали поступать с ДД.ММ.ГГГГ, с момента сдачи документов, в ТИК ежечасно. ДД.ММ.ГГГГ документы сданы полностью, закон не позволяет повторно подавать заявление, но в данном случае в связи с утратой заявления подано не повторное заявление, как указывает заявитель. Ни один довод заявителя не убедителен. ДД.ММ.ГГГГ заседание комиссии срывали, вопрос об отказе регистрации не ставился, существует процессуальный механизм, все фиксировалось в протоколе. Члены комиссии ввели в заблуждение, поэтому повторно назначено заседание комиссии, на котором велась видеосъемка, все проголосовали за повестку ( 7-за, и 2-против). Окружная комиссия действовала в четком соответствии закона, нарушений не имеется. Результаты зафиксированы в итоговом протоколе. Особое мнение после подписания итогового протокола юридических последствий не имеет. Решение окружной комиссии принято правильно, просит в удовлетворении заявления отказать.
Суд, заслушав участников процесса, заключение ст. пом. прокурора Серовского городского прокурора Романовой Л.В., полагавшей Решение окружной избирательной комиссией о регистрации кандидата ФИО2 является законным, в виду отсутствия нарушений избирательного законодательства, исследовав письменные доказательства, оценив относимость, допустимость, достоверность и достаточность доказательства каждого отдельно и в совокупности с учетом требований статьи 67 ГПК Российской Федерации, приходит к выводу о том, что Решение Окружной избирательной комиссии многомандатного избирательного округа № от ДД.ММ.ГГГГ «О регистрации ФИО2, выдвинутого в порядке самовыдвижения не может быть признано незаконным, исходя из следующего:
Судом установлено, Решением Думы Серовского городского округа пятого созыва от ДД.ММ.ГГГГ № назначены выборы депутатов Думы Серовского городского округа шестого созыва на ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
ДД.ММ.ГГГГ Решением № Окружной избирательной комиссией многомандатного избирательного округа № по выборам депутатов Думы Серовского городского округа шестого созыва зарегистрирован ФИО1 в порядке самовыдвижения.
ДД.ММ.ГГГГ Решением № Окружной избирательной комиссией многомандатного избирательного округа № ( далее – избирательная комиссия) по выборам депутатов Думы Серовского городского округа шестого созыва зарегистрирована ФИО2 в порядке самовыдвижения.
В соответствии с п. 1 ст. 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее Закон) «регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата».
Согласно п. 2 ст. 33 Закона «соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и официально заверенного постоянно действующим руководящим органом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным на то уставом политической партии, иного общественного объединения постоянно действующим руководящим органом структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения. Вместе с заявлением кандидат представляет копию паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом.
Согласно п. 3 ст. 33 Закона «вместе с заявлением, указанным в пункте 2 настоящей статьи, в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме согласно приложению 1 к настоящему Федеральному закону, которая может включать дополнительные сведения, если это предусмотрено федеральным законом. Федеральным законом может быть предусмотрена необходимость представления сведений о размере и об источниках доходов и имуществе супруга кандидата».
Согласно подп. в) п. 24 ст. 38 Закона основаниями отказа в регистрации кандидата являются:
в) отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата;
согласно подп. в.2) вышеуказанной статьи также основанием отказа в регистрации кандидата является отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иным законом.
Утверждения заявителя об отсутствии письменного заявления кандидата ФИО2 о согласии баллотироваться, суд находит несостоятельными.
Как установлено судом, и не оспаривается участниками, ДД.ММ.ГГГГ в окружную избирательную комиссию поступили необходимые документы, предусмотренные пунктами 2 и 3 статьи 33 Закона и необходимые для регистрации кандидата были в наличии, в том числе заявление кандидата о согласии баллотироваться.
Указанное обстоятельство подтверждается справкой о приеме-передаче документов о выдвижении кандидата в депутаты в порядке самовыдвижения от ДД.ММ.ГГГГ
В ходе судебного разбирательства установлено, что ДД.ММ.ГГГГ комиссией обнаружено, что отсутствует заявление кандидата, о чем составлен соответствующий Акт, о факте пропажи заявления сообщено в вышестоящей избирательной комиссии и в правоохранительные органы ( подтверждается талоном-уведомлением №).
Поэтому, ДД.ММ.ГГГГ кандидатом ФИО2 было написано повторно заявление кандидата о согласии баллотироваться взамен утраченного комиссией по независящим от нее причинам.
Следовательно, на основании п. 2 ст. 33 Закона, с момента поступившего заявления от ДД.ММ.ГГГГ комиссия считается уведомленной, а кандидат ФИО2 считается выдвинутым. Утрата в данном случае заявления, не может являться основанием к отказу в регистрации кандидата.
Согласно п. 24 ст. 38 Закона «основаниями отказа в регистрации кандидата являются:
а) отсутствие у кандидата пассивного избирательного права;
б) для кандидатов, выдвинутых политической партией, - несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях»; для кандидатов, выдвинутых иными общественными объединениями, - несоблюдение требований пункта 2 статьи 35 настоящего Федерального закона;
в) отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата;
в.1) наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона;
в.2) отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иным законом;
г) наличие среди подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, более 10 процентов подписей, собранных в местах, где в соответствии с законом сбор подписей запрещен, если иное не установлено федеральным законом;
д) недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом. Выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата;
е) сокрытие кандидатом сведений о неснятой и непогашенной судимости, которые должны быть представлены в соответствии в пунктом 2.1 статьи 33 настоящего Федерального закона;
ж) не создание кандидатом избирательного фонда (за исключением случаев, когда в соответствии со статей 58 настоящего Федерального закона создание избирательного фонда необязательно). Отсутствие средств в избирательном фонде не является основанием отказа в регистрации кандидата;
з) использование кандидатом при финансировании своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда иных денежных средств, составляющих более 5 процентов от установленного законом предельного размера расходования средств избирательного фонда;
и) превышение кандидатом при финансировании своей избирательной кампании более чем на 5 процентов установленного законом предельного размера расходования средств избирательного фонда;
к) установленным решением суда факт несоблюдения кандидатом в течение агитационного периода ограничений, предусмотренных пунктом 1 или 1.1 статьи 56 настоящего Федерального закона;
л) неоднократное использование кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения;
м) регистрация кандидата в другом избирательном округе на данных выборах, за исключением случая выдвижения кандидата избирательным объединением одновременно в одномандатном (многомандатном) избирательном округе и в составе списка кандидатов;
о) установленный решением суда факт подкупа избирателей кандидатом, его доверенным лицом, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, а также действовавшими по их поручению иным лицом или организацией.
Основаниями для регистрации, согласно подп. 1 п.1) ст. 51 Избирательного Кодекса является наличие документов, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 44 Избирательного Кодекса, иных предусмотренных федеральным законом, устанавливающим основные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации, настоящим Кодексом, документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, а также после представления следующих документов:
в случае проведения кандидатом, сбора подписей в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов:
подписных листов, сброшюрованных, пронумерованных и заверенных кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения;
протокола об итогах сбора подписей избирателей;
первого финансового отчета кандидата, избирательного объединения;
Поэтому отсутствие на период сдачи подписных листов протокола об итогах сбора подписей в машиночитаемом виде не может являться основанием для отказа в регистрации кандидата.
Из материалов дела следует, что на основании решения окружной комиссии в соответствии с п. 4 ст. 52 Избирательного Кодекса СО для проведения проверки достоверности сведений, представляемых кандидатами, а также подписей и соответствующих им данных, содержащихся в подписных листах, из числа членов была создана рабочая группа.
По данным итогового протокола от ДД.ММ.ГГГГ о результатах проверки подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Думы Серовского городского округа шестого созыва по многомандатному избирательному округу № ФИО2 признаны недействительными 6 подписей избирателей, из числа представленных кандидатом. Выявление такого количества недействительных подписей -менее 10% от числа проверенных не являлось основанием для отказа в регистрации кандидата.
Утверждение Заявителя, что подписные листы не заверены собственноручно подписями лица, осуществлявшем сбор подписей, суд согласиться не может.
В соответствии с п. 4 ст. 52 Избирательного , рабочая группа создана только из числа ее членов, у которых не возникло сомнений в достоверности внесенных сведений, какие - либо мнения других членов комиссии не могут быть приняты во внимание в соответствии с действующим законодательством РФ.
На основании результатов проверки подписан итоговый протокол проверки подписей избирателей, который являлся, в том числе основанием для регистрации кандидата.
Как установлено судом, и не оспаривается заявителем, что он не присутствовал на осмотре подписных листов, а предположения основаны на мнении третьих лиц.
В отношении ходатайства Заявителя о назначении экспертизы в отношении подписных листов № и № сообщаю, что в соответствии с п.30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» «При рассмотрении заявлений об оспаривании решений избирательной комиссии, комиссии референдума об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в проведении референдума по основаниям, предусмотренным подпунктом "д" пункта 24, подпунктом "г" пункта 25 статьи 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №67-ФЗ (недостаточное для регистрации количество достоверных подписей либо превышение установленного предела недостоверных и (или) недействительных подписей), суду необходимо учитывать, что Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" не распространяется на отношения, связанные с проверкой подписей избирателей, участников референдума. Порядок проверки таких подписей установлен пунктами 3 - 7 статьи 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №67-ФЗ.
Согласно п.3 ст.38 Закона к проверке подписных листов могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе.
Статьей 50 Избирательного кодекса утвержден порядок заполнения подписных листов.
В соответствии с п.1.1 ст. 38 Закона «при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, участников референдума), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению.
Таким образом, Закон не позволяет вносить изменения в подписные листы уже представленные в избирательную комиссию. Какого - либо запрета на внесение исправлений в подписные листы в том числе и сведения о кандидате до сдачи подписных листов в избирательную комиссию Закон не содержит.
Доводы Заявителя, в указанной части, суд находит ошибочными.
Подписные листы с исправленной датой рождения кандидата, специально оговоренной кандидатом, поступили в Комиссию ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается соответствующей справкой. Какие - либо исправления, дополнения в представленные подписные листы не вносились. Произошедшая техническая ошибка исправлена до сдачи документов.
С учетом изложенного, подписи избирателей, содержащиеся в подписных листах кандидата, не могут быть признаны недействительными по причине внесения исправлений в данные о кандидате надлежащим образом им оговоренные.
Согласно пункту 3.1 статьи 38 Федерального закона РФ №67-ФЗ «Для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, участниках референдума на выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, главы и депутатов представительного органа городского округа, не имеющего территориального деления, муниципального района, внутригородской территории города федерального значения, при выдвижении инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации, референдума городского округа, не имеющего территориального деления, муниципального района, внутригородской территории города федерального значения используется ГАС "Выборы", включая регистр избирателей, участников референдума».
«По результатам проверки подписей избирателей, участников референдума и соответствующих им сведений об избирателях, участниках референдума, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя, участника референдума может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной» (пункт 6.1 статьи 38 Закона).
В соответствии с п.7 статьи 38 Закона «По окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, участников референдума, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми. Копия протокола передается кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума не позднее чем за двое суток до заседания комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации этого кандидата, списка кандидатов, проведении референдума. В случае, если проведенная комиссией проверка подписных листов повлечет за собой последствия, предусмотренные подпунктом "д" пункта 24 или подпунктом "г" пункта 25 настоящей статьи, кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума вправе получить в комиссии одновременно с копией итогового протокола заверенные копии ведомостей проверки подписных листов, в которых указываются основания (причины) признания подписей избирателей, участников референдума недостоверными и (или) недействительными с указанием номеров папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей, а также получить копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными и (или) недействительными. Итоговый протокол прилагается к решению комиссии о регистрации кандидата, списка кандидатов либо об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов, о результатах выдвижения инициативы проведения референдума.
Согласно п.6. статьи 76 Закона «Решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом».
Из материалов дела следует, что рабочая группа окружной комиссии № проверила представленные подписные листы и признала недействительными 6 подписей избирателей. Результаты проверки оформлены итоговым протоколом от ДД.ММ.ГГГГ. Рабочая группа легитимна.
Доводы заявителя о том, что в подписном листе № и 2 не заверены собственноручно подписями лица, осуществляющего сбор подписей избирателей, суд находит несостоятельными.
Оснований для принятия окружной комиссией № решения об отказе в регистрации кандидата ФИО2 не имелось. В связи с этим в повестке заседания комиссии и стоял только вопрос о регистрации кандидата ФИО2 Однако, во время заседания, члены комиссии с правом совещательного голоса ФИО13 и ФИО14, а также член комиссии с правом решающего голоса ФИО10(также является руководителем рабочей группы по проверке подписных листов), указали комиссии на дополнительные нарушения в подписных листах, которые не были выявлены при проверке. На основании этого, члены комиссии проголосовали против регистрации кандидата ФИО2 (2 члена комиссии «за», 7 – «против»). Вопрос об изменении повестки заседания комиссии не ставился, за решение об отказе в регистрации кандидата ФИО2 комиссия не голосовала.
В связи с этим, председатель комиссии принял решение о проведении ДД.ММ.ГГГГ повторного заседания окружной комиссии №.
В ходе судебного разбирательства установлено, и подтверждается фактическими материалами дела, что до начала заседания, членам комиссии было разъяснено, что в случае повторного голосования против принятия решения о регистрации кандидата ФИО2, необходимо будет внести изменения в повестку заседания, и поставить вопрос об отказе в регистрации кандидата ФИО2 По результатам голосования, было принято решение окружной избирательной комиссии о регистрации кандидата ФИО2
Более того, исходя из списка, присутствующих на заседании ДД.ММ.ГГГГ заявителя не было.
Доводы об особом мнении, суд находит несостоятельными, оно написано после принятия результатов и подписания итогового протокола, в том числе и ФИО8.
В соответствии с п.5 статьи 37 Закона «Подписные листы должны изготавливаться за счет средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума. На выборах в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, при выдвижении инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации подписи могут собираться со дня оплаты изготовления подписных листов. На выборах в органы местного самоуправления, при выдвижении инициативы проведения местного референдума подписи могут собираться со дня, следующего за днем уведомления комиссии о выдвижении кандидата, заверения списка кандидатов, регистрации инициативной группы по проведению референдума. Установленный законом субъекта Российской Федерации период, в который могут собираться подписи в поддержку инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации, должен составлять не менее 30 дней, а период, в который могут собираться подписи в поддержку инициативы проведения местного референдума, - не менее 20 дней.
ДД.ММ.ГГГГ кандидат ФИО2 подала документы для выдвижения кандидатом в депутаты по многомандатному избирательному округу №, этого же числа кандидат ФИО2 подала заявление о регистрации уполномоченного представителя по финансовым вопросам ФИО4. К заявлению были приложены следующие документы:
- заявление ФИО4 о согласии на назначении его уполномоченным представителем по финансовым вопросам;
- копия паспорта ФИО4;
- копия нотариальной доверенности, выданной на имя ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ.
Договор на изготовление печатной продукции от ДД.ММ.ГГГГ подписан от имени кандидата ФИО2 ФИО4 по нотариальной доверенности. Сбор подписей в поддержку кандидата ФИО2 осуществлялся в период с 21 по ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что в действиях кандидата отсутствуют нарушения порядка изготовления подписных листов. Сам заявитель признал, что процессуальных нарушений не имеется.
Как правильно указал, представитель окружной комиссии, сам по себе факт признания «незаконным процедуры» изготовления подписных листов не может являться основанием отказа в регистрации кандидата, предусмотренной п.24 ст.38 Закона.
Согласно п.27 статьи 38 Закона, «перечни оснований отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, исключения кандидата из списка кандидатов по решению комиссии, отказа в проведении референдума, установленные пунктами 24 - 26 настоящей статьи, являются исчерпывающими.
С учетом установленных обстоятельств, оспариваемое решение Окружной избирательной комиссии является правильным и не подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Зарегистрированного Кандидата в депутаты Думы Серовского городского округа шестого созыва ФИО1 о признании незаконным Решения окружной избирательной комиссии многомандатного избирательного округа № по выборам депутатов Думы Серовского городского округа шестого созыва № от ДД.ММ.ГГГГ О регистрации ФИО2 кандидатом на выборах депутатов Думы Серовского городского округа шестого созыва по многомандатному избирательному округу № в порядке самовыдвижения - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение 5 дней со дня вынесения в Свердловский областной суд с подачей апелляционной жалобы в Серовский районный суд.
Мотивированное решение изготовлено 10. 02.2012 года.
Судья Серовского районного суда Н.Р. Мостовенко