ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3490/17 от 09.01.2018 Находкинского городского суда (Приморский край)

Дело №2-70/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 января 2018 года г. Находка

Находкинский городской суд Приморского края в составе:

председательствующего судьи Черновой М.А.,

при секретаре Кувакиной Н.А.,

с участием истца ФИО1,

представителя ГУ-УПФР по Находкинскому городскому округу Приморского края по доверенности от 09.01.2018 ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ по Находкинскому городскому округу Приморского края о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии, включении в специальный стаж периодов работы, возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости,

УСТАНОВИЛ:

истец обратился с настоящим иском в суд, указав в обоснование требований, что 24.07.2017 года он обратился в ГУ-УПФ России по Находкинскому городскому округу с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости. Решением от 02.08.2017 № 276233/17 ему отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого количества лет, предусмотренных Федеральным законом от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (12 лет 6 месяцев). Специальный стаж на период обращения составляет 8 лет 10 месяцев 18 дней. Пенсионным органом в специальный стаж не включены в том числе, период работы с 03.05.2006 по 30.06.2009 в должности прораба в ООО «ГБ», а также период службы в рядах Советской Армии с 17.12.1990 по 30.11.1992. Ссылаясь на положения п.п. «з» и «к» п. 109 Положения «О порядке назначения и выплаты государственных пенсий», утвержденного Постановлением Совмина СССР от 03.08.1972 № 590, ст. 90 Закона РФ от 20.11.1990 № 340-1 (в ред. № 1) «О государственных пенсиях в Российской Федерации» полагает, что служба в рядах Вооруженных сил СССР подлежит включению в специальный стаж, поскольку приравнивается по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала службе, либо к работе, которая следовала за окончанием службы. В случае истца период службы в Вооруженных силах предшествовала работа в должности прораба в ФИО3 Дальэнергомонтаж, 03.12.1990 года он уволен в связи с призывом в ряды Советской Армии, после службы в Вооруженных силах 21.01.1993 истец принят на то же предприятие на должность прораба. Позиция истца сводится к тому, что Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29.01.2004 № 2-П и Определении от 05.11.2002 № 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионный права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права. Решением Верховного Суда Российской Федерации от 09.06.2016 признан недействующим абзац второй пункта 1 статьи 1 указаний Министерства социальной защиты населения РСФСР от 20.04.1992 №1-28-У «О порядке применения Закона РСФСР при назначении пенсий в связи с особыми условиями труда и пенсий за выслугу лет», согласно которому периоды приравниваемой деятельности по ранее действующему законодательству (учеба, служба в армии) при назначении льготной пенсии после января 1992 года в специальный трудовой стаж не включались. Период работы с 03.05.2006 по 30.06.2009 в должности прораба в ООО «ГБ» не включен в специальный стаж в связи с отсутствием документального подтверждения занятости в течение полного рабочего дня в соответствующих профессиях (должностях) на соответствующих работах и в условиях, установленных списками. Из выписки ЕГРЮЛ ООО «ГБ» следует, что с 2002 по 2015 год общество осуществляло строительную деятельность, а должность прораба включена в Список профессий, работа на которых дает право на пенсию на льготных условиях. Согласно архивной справки № 1936 от 10.10.2017, выданной архивным отделом администрации Находкинского городского округа, сведений об ООО «ГБ» и работе в ней истца не имеется. Указывая на то, что при рассмотрении дел на досрочное назначение пенсий по старости судом должен решаться вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение пенсии по старости исходя их конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 25 от 20.12.2005 года «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовую пенсию»), основным документом, подтверждающим стаж работы истца является трудовая книжка, которой подтверждается период его работы в должности прораба ООО «ГБ». Несоблюдение обязанности работодателя о сохранности кадровых документов не могут лишать истца права на досрочное назначение страховой пенсии. На основании изложенного просит признать незаконным решение ГУ-УПФ РФ по Находкинскому городскому округу от 02.08.2017 № 276233/17 об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости. Обязать пенсионный орган включить в специальный стаж истца период работы с 03.05.2006 по 30.06.2009 в должности прораба ООО «ГБ» и период службы в Вооруженных Силах СССР с 17.12.1990 по 30.11.1992.

В судебном заседании ФИО1 исковые требования подержал, указал, что не согласен с решением пенсионного органа об отказе во включении спорных периодов в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, представил письменное пояснение с учетом возражений ответчика на исковое заявление, указывая на то, что период службы в рядах Советской Армии с 17.12.1990 по 30.11.1992 в период действия Постановления Совета Министров СССР от 03.08.1972 дает ему право на зачисление времени службы в Вооруженных Силах в специальный стаж. Закон № 340-1 от 20.11.1990 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» вступил в силу 01.01.1992 года, поэтому с 17.12.1990 по 31.12.1991 – 1 год 15 дней ошибочно не учтен в специальный стаж, хотя этот период с учетом Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 № 2-П подтверждает позицию истца, так как этот период должен быть засчитан в специальный стаж в соответствии с законодательством, действовавшим в то время. С учетом не засчитанного в специальный стаж периода и со стажем работы в 2017 году в должности производителя работ с 11 июля по 20 ноября 2017 года в ООО «ДВУЭС», общий специальный стаж составил бы более 10 лет, что дало бы право для назначении пенсии в 56 лет, но не в 57 как посчитал пенсионный орган. По периоду работы прорабом в ООО «ГБ» пояснил, что основным условием предоставления права на досрочную пенсию является документально подтвержденная занятость в течение полного рабочего дня (не менее 80%). Обязанности прораба предусматривают выполнение строительно-монтажных работ согласно графику или плану, решение технических вопросов, согласования с заказчиком, ведение документации, обеспечение материалами, работа с персоналом. Прораб – это тот человек, который постоянно находится на объекте. Не существует прорабов работающих на полставки, как и не существует таких записей в трудовых книжках прорабов. Прораб – это работа, однозначно, полный рабочий день. Запись в трудовой книжке истца, а это основной документ, подтверждающий стаж работы, не дает никому права считать, что рабочий день истец работал неполный рабочий день. Если сейчас узнавать о работе прорабом в любой организации, то первым условием приема на работу будет продленный рабочий день до 19 часов, а также работа в субботу. Период в ООО «ГБ» истец также работал и по субботам, за время работы в указанной организации вел такие объекты как монтажные работы на котельной КГУП «Примтеплоэнерго» в г. Находка; работы по реконструкции котельной Восточного порта в п. Врангель; реконструкция, т.е. строительные и монтажные работы и техническое перевооружение в г. Партизанске на котельной № 3, перевод котельной на современное оборудование; реконструкция и техническое перевооружение котельной в пос. Подъяпольск; строительно-монтажные работы, связанные с тех. перевооружением на котельной № 1 в г. Арсеньев; строительно-монтажные работы на центральной котельной в г. Дальнереченск, работа велась на протяжении 8 месяцев; работы по тех.перевооружению котельной нефтебазы «Роснефть-Находканефтепродукт» г. Находка; и это не весь перечень объектов. Основным видом деятельности ООО «ГБ» было проведение работ на теплоэнергетических объектах, т.е. котельных, которые состоят из зданий, сооружений, оборудования. Работа на таких объектах требует специальной подготовки персонала, это не простой вид строительной деятельности, для него необходимо специальное образование, которое имеется у истца и опыт работы. Поэтому в сведениях о видах экономической деятельности (по выписке ООО «ГБ») указаны «Производство прочих строительных работ, требующих специальной квалификации» и «Монтаж прочего инженерного оборудования», относящиеся к разделу «Строительство» в классификаторе. Отдельно выделенного раздела по строительно-монтажным работам на объектах теплоэнергетики в классификаторе 2001 года не существует. Не соблюдение обязанности работодателя о правильной отчетности перед гос. органами и о сохранности кадровых документов не может лишать права на льготную пенсию.

Представитель УПФР по Находкинскому городскому округу в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась по доводам, указанным в возражениях на исковое заявление, которые поступили в суд 28.11.2017. Так, в возражениях указано, что право на досрочную трудовую пенсию имеют не все граждане, а лишь те, кто работает в производствах, профессиях, должностях и условиях, предусмотренных в соответствующих разделах Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного ст. 8 настоящего Федерального закона (для мужчин 60 лет), на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам. Ссылаясь на Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитывается работа, которая выполнялась в течение полного рабочего дня. Исчисление стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с тяжелыми условиями труда осуществляется в соответствии с указанным Постановлением Правительства РФ, с учетом «Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденными Кабинетом Министров СССР от 26.01.1991 № 10, а также за период работы до 01.01.1992 Списком № 1, №2, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 № 1173. Правом на досрочную пенсию по старости пользуются: мастера строительных и монтажных работ, код позиции 2290000б-23419, Списка № 2, утвержденного Кабинетом Министров СССР от 26.01.1991 № 10, в разделе XXVI «Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов»; мастера (десятники) и прорабы, согласно Списку № 2, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 № 1173 в соответствии с разделом XXIX «Строительство зданий и сооружений: промышленных, энергетических, гидротехнических, дорожно-мостовых, транспорта и связи, жилых и культурно-бытовых, а также надземных зданий и сооружений шахт, рудников и коммуникаций», подраздел «Инженерно-технические работники»; производители работ, код позиции 2290000б-24441 Списка № 2, утвержденного Кабинетом Министров СССР от 26.01.1991 № 10, в разделе XXVII «Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов». Производитель работ согласно квалификационной характеристике обеспечивает выполнение заданий по вводу объектов в действие и плана строительных и монтажных работ на прорабском участке. Организации могут быть общестроительными, осуществляющими весь цикл строительно-монтажных и других работ (строительные, ремонтные, монтажные управления, реставрационные мастерские и т.д.), а также строительные и ремонтные цехи, участки, отделы, бригады предприятий и организаций и т.д.). Это относится и к организациям, осуществляющим отдельные виды работ. Например, только земляные работы, только работы по нулевому циклу, только буровые или взрывные работы, только отделочные работы, только линейное строительство. Организации специализирующиеся на выполнении таких работ, называются специализированными строительными, строительно-монтажными, ремонтными и т.д. В соответствии с Порядком подтверждения периодов работы, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.03.2011 г. № 258н, факт занятости застрахованного лица на работах, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основе сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Из специального стажа истца исключен период работы, оспариваемый им с 03.05.2006 по 30.06.2009 в должности прораба в ООО «ГБ» г. Находка по причине того, что индивидуальные сведения представлены работодателем с общими условиями труда, без указания кода льготы, подтверждающий специальный стаж. Основным условием для предоставления права на досрочную пенсию является документально подтвержденная постоянная занятость в течение полного рабочего дня (не менее 80%) на строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, реставрации и ремонте зданий, сооружений и других объектов. Право на досрочное пенсионное обеспечение по Списку №2 за периоды работы после 01.01.1992 может быть установлено мастерам строительных и монтажных работ, прорабам, занятым на строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, реставрации и ремонту зданий, сооружений и других объектов. Обязательным условием является документальное подтверждение постоянной занятости в должности мастера строительных и монтажных работ, прораба. В справке архивного отдела Находкинского городского округа от 06.02.2013 № 275 указано, что в документах, находящихся на хранении сведений об ООО «ГБ» и работе в нем ФИО1 не имеется. Неизвестно относилась ли данная организация к строительным, строительно-монтажным и монтажным организациям. Таким образом, льготный характер работы и выполнение дополнительных условий, предусмотренных Списком, не подтвержден, поскольку предприятие могло осуществлять и другие виды деятельности. В том числе капитальный ремонт объектов, который не относится к строительству. Поэтому исключить занятость истца на работах по ремонту, реконструкции, техническом перевооружении, реставрации объектов, которые не предусмотрены Списком нельзя. В выписке из ЕГРЮЛ, представленной истцом на ООО «ГБ» указаны сведения об основных видах деятельности организации, в которой имеется: производство санитарно-технических работ, производство прочих строительных работ, требующих специальной квалификации; монтаж прочего инженерного оборудования; проектирование, связанное со строительном инженерных сооружений, включая гидротехнические сооружения; проектирование движения транспортных потоков. Согласно перечня работ, относящихся к п.45 «Строительство» Общероссийского классификатора экономической деятельности» (в прежней редакции от 24.12.2012 г.) указанные виды деятельности в выписке ООО «ГБ» указывают на характер деятельности предприятия ни как исключительно строительно-монтажной организации, поэтому не исключается производство организацией работ по капитальному ремонту, замене санитарно-технического оборудования, внутридомовых коммуникаций, не относящихся к работам, дающим право работникам на льготную пенсию. Период с 17.12.1990 по 30.11.1992 (в возражениях указано 31.12.1992) служба в Вооруженных Силах СССР не включен в специальный стаж работы истца, поскольку Федеральным Законом № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» не предусмотрено включение периода службы в армии в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии. Частью 3 статьи 30 указанного Закона предусмотрено включение в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов работы (деятельности), имевших место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающим права на досрочное назначение пенсии. Частью 4 этой же статьи предусмотрено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до вступления в силу настоящего Закона, могут исчисляться с применением правил, действовавших на период осуществления трудовой деятельности. Пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Закона «О страховых пенсиях» осуществляется по выбору застрахованных лиц, при исчислении периодов работы, указанных в абзаце третьем подпункта «б» (т.е. Список, № 2, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах») настоящего постановления, - применяются соответствующие положения пунктов 97, 108, 109, 110, 112 и 113 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 № 590 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий». Пунктом 109 указанного Постановления установлено, что кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывается также служба в составе Вооруженных Сил СССР (пункт «к»). При назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавших на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (подпункты «а» и «б» пункта 16), периоды, указанные в подпунктах «к» приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода. Из специального стажа истца период службы в Вооруженных Силах СССР с 17.12.1990 по 30.11.1992 исключен в связи с тем, что с 01.01.1992 вступил в силу Закон от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», нормами которого включение в льготный стаж работы периодов службы в Вооруженных Силах не предусмотрено. На основании решения комиссии Пенсионного фонда специальный стаж ФИО1 составляет 8 лет 10 месяцев 18 дней, страховой - 30 лет 9 месяцев 24 дня. В связи с изложенным, просят в удовлетворении исковых требований отказать.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п.п.2 п.1 ст.30 Федерального закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях» досрочная трудовая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного ст. 8 настоящего Федерального закона (для мужчин 60 лет), на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

В целях реализации ст. 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях» Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 года №665 «О списках производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяются Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение» и Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 года № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01.01.1992 года.

Списком № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10, предусмотрены для назначения досрочной страховой пенсии по старости работники, занятые строительством, реконструкцией, техническим перевооружением, реставрацией и ремонтом зданий, сооружений и других объектов в профессиях и должностях, указанных в данном разделе, в том числе производители работ (прорабы) (раздел XXVII «Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов», позиция 2290000б-24441).

Правом на пенсию в связи с особыми условиями труда пользуются все работники независимо от наименования профессий и должностей, занятые в технологическом процессе производства или на отдельных работах, если в Списках эти производства и работы указаны без перечисления наименований профессий и должностей работников.

В суде установлено, что ФИО1 24.07.2017 года обратился в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по Находкинскому городскому округу Приморского края с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.

Решением от 02.08.2017 № 276233/17 заявителю отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого специального стажа по условиям п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях». Общая продолжительность специального стажа, подлежащего включению для назначения досрочной страховой пенсии по старости, составляет 8 лет 10 месяцев 18 дней вместо требуемых 12 лет 6 месяцев, страховой стаж составляет 30 лет 9 месяцев 24 дня.

Как следует из указанного решения пенсионного органа в специальный стаж ФИО1 не включены периоды, в том числе, оспариваемый истцом с 03.05.2006 по 30.06.2009 – в должности прораба в ООО «ГБ» в связи с отсутствием документального подтверждения занятости в течение полного рабочего дня в соответствующих профессиях (должностях), на соответствующих работах и в условиях, установленных Списками.

Ссылаясь на неправомерность не включения оспариваемого периода работы в специальный стаж истец ссылается на запись в трудовой книжке, как основной документ, подтверждающий стаж работы в указанный период. Однако в индивидуальных сведениях, представленных работодателем за указанный период работы истца в ООО «ГБ» в пенсионном органе имеются сведения с общими условиями труда, без указания кода льготы, подтверждающий специальный стаж.

Из справки архивного отдела Находкинского городского округа от 06.02.2013 № 275 следует, что в документах, находящихся на хранении, сведений об ООО «ГБ» и работе в нем ФИО1 не имеется.

Основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (п. 11 утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015 «Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий»).

Приказом № 258н Минздравсоцразвития РФ от 31 марта 2011 года утвержден Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, пунктом 4 которого предусмотрено, что для подтверждения характера работы, периодов и других факторов (показателей), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.

Право на досрочное назначение трудовой пенсии имеют работники, постоянно занятые, выполнением работ, предусмотренных Списками, в течении полного рабочего дня (не менее 80%).

В соответствии с Разъяснением Минтруда РФ от 22.05.1996 года № 5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет» право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня.

Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.

Из приведенных нормативных положений в их взаимосвязи следует, что для подтверждения периода работы, учитываемого для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях», лицу, обращающемуся за назначением страховой пенсии по старости, при отсутствии в трудовой книжке данных, подтверждающих льготный характер конкретного периода работы, необходимо предоставить соответствующие документы - справку работодателя и (или) иные документы, содержащие такие сведения.

Из материалов дела следует, что истец при обращении к ответчику за назначением досрочной страховой пенсии по старости не представлял справку работодателя ООО «ГБ», уточняющую особый характер работ и условия труда и иные документы, подтверждающие льготный характер его работы в данной организации в оспариваемый период с 03.05.2006 по 30.06.2009.

В связи с отсутствием документов и не подтверждением истцом при обращении за назначением досрочной страховой пенсии льготного характера работы в спорный период у органа пенсионного обеспечения не имелось основания для установления истцу досрочной страховой пенсии по п. 2 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» с включением в специальный стаж вышеуказанных спорных периодов.

Доказательств, подтверждающих, что оспариваемый истцом период работы в ООО «ГБ» он был занят полный рабочий день и подлежит включению в специальный стаж, в суд также не представлено.

Кроме того, истцом оспаривается период прохождением им службы в Советской Армии с 17.12.1990 по 30.11.1992, про который в решении ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по Находкинскому городскому округу от 02.08.2017 не указано вообще.

Однако указанный период отражен в трудовой книжке ФИО1, подтверждается и копией военного билета, имеющегося в материалах дела, а также справкой, выданной начальником отдела Военного комиссариата Приморского края по г. Находка (л.д. 47).

Согласно подпункту 1 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитываются: период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Аналогичное положение было предусмотрено подпунктом 1 пункта 1 статьи 11 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

То есть срок службы в Советской Армии засчитывается в страховой стаж, а не в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости.

При этом, по правилам пункта 109 постановления Совмина СССР от 03 августа 1972 года № 590 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий» при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности периоды, указанные в подпунктах «к» (в том числе служба в составе Вооруженных Сил СССР) и «л», приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.

Однако, данная норма распространяется только на рабочих и служащих, работавших на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (подпункты «а» и «б» пункта 16 указанного постановления), членов их семей при назначении пенсий по случаю потери кормильца, а также работницам предприятий текстильной промышленности при назначении им пенсий по старости (подпункт «в» пункта 16 указанного постановления).

Из записи в трудовой книжке истца, а также из представленных им документов усматривается, что он проходил службу в рядах Советской Армии в период с 17 декабря 1990 года по 31 декабря 1992 года.

На работу в Лучегорское монтажное управление Дальэнергомонтаж он принят мастером 10.09.1986 и переведен прорабом 03.08.1987, 03.12.1990 ФИО1 уволен в связи с призывом в Советскую Армию. По окончанию службы в Советской Армии он принят прорабом в ту же организацию, с которой был уволен до призыва. Таким образом, истец работал в организации на должности, которая дает ему право на включение в специальный стаж периода службы в армии (не весь период).

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29.01.2004 № 2-П со ссылкой на Постановление № 8-П и Определение от 05.11.2002 № 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

Таким образом, законодательство, действовавшее в период прохождения истцом военной службы в Вооруженных Силах, предусматривало возможность учета периода такого вида деятельности в составе страхового и специального стажа при оценке права данного лица на предоставление трудовой пенсии по старости в рамках обязательного пенсионного страхования.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Таким образом, в соответствии с указанным Положением период прохождения службы может быть включен в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.

Указание в возражениях на то, что из специального стажа истца период службы в Вооруженных Силах СССР с 17.12.1990 по 30.11.1992 исключен в связи с тем, что с 01.01.1992 вступил в силу Закон от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», нормами которого включение в льготный стаж работы периодов службы в Вооруженных Силах не предусмотрено, не обоснованно.

Период прохождения службы в Советской Армии с 17.12.1990 по 31.12.1991 (не весь период службы в Советской Армии) подлежит включению в специальный стаж ФИО1 на основании указанных выше положений норм пенсионного законодательства.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

При обращении с иском в суд, истцом оплачена государственная пошлина в размере 300 рублей, что подтверждается чеком-ордером от 01.11.2017 г., в связи с чем указанная сумма подлежит взысканию с ответчика.

В соответствии с ч. 1 ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату юридических услуг в разумных пределах.

Квитанцией от 01.11.2017 года, выданной адвокатским кабинетом «Луковой Виктории Викторовны» ФИО1, подтверждаются его расходы по составлению искового заявления в размере 2 000 рублей. С учетом требования разумности, а также частичным удовлетворением исковых требований, суд считает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца расходы на оплату юридических услуг по составлению иска в размере 1 000 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

исковые требования ФИО1 – удовлетворить частично.

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ по Находкинскому городскому округу включить в специальный стаж ФИО1, дающий право на назначение страховой пенсии по старости период прохождения службы в Вооруженных Силах СССР с 17 декабря 1990 по 31 декабря 1991 года.

Взыскать с Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда РФ по Находкинскому городскому округу в пользу ФИО1 государственную пошлину в размере 300 рублей и расходы по составлению искового заявления 1 000 рублей.

В остальной части исковых требований ФИО1 - отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме в Приморский краевой суд через Находкинский городской суд.

Судья М.А. Чернова

решение в мотивированном виде

изготовлено 15.01.2018