...
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 июля 2018 года город Оренбург
Ленинский районный суд г. Оренбурга
В составе председательствующего судьи Перовских И.Н.,
при секретаре Набиевой А.Е.,
С участием представителя истца ФИО1,
Представителя ответчика ФИО2,
Представителя ответчика ФГБУ ФКП «Росреестра» ФИО3,
Третьего лица ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску ФИО5 к ФИО6, Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области об установлении факта реестровой ошибки и исправлении технической ошибки, допущенной при государственной регистрации прав на недвижимое имущество в связи с реконструкцией объекта
УСТАНОВИЛ:
Истец ФИО5 обратилась в суд к ответчикам с иском об исправлении технической ошибки, допущенной при государственной регистрации прав на недвижимое имущество, ссылаясь на то, что ей на праве общей долевой собственности принадлежит 1/2 доля жилого дома, расположенного по адресу: ... Вторым собственником доли является ответчик ФИО6
Истцом возведена пристройка к своей части дома, при обращении в регистрирующий орган для внесения изменений в связи с реконструкцией объекта, что ответчиком на момент обращения не оспаривалось, было выдано свидетельство о государственной регистрации права, в котором не конкретизирован адрес – не указан номерё дома. В графе «объект права» указан адрес...
При обращении в Департамент градостроительства и земельных отношений истице было указано, что необходимо разовое обращение всех собственников жилого дома, однако, ФИО6 в удовлетворении просьбы отказала.
Просила признать технической ошибкой, допущенной 08.07.2014 г., при постановке объекта на кадастровый учет в связи с реконструкцией объекта (изменением площади) сведения Государственного кадастра недвижимости: отсутствие номера жилого дома, общей площадью 157,9 кв.м., 1999 года постройки, с кадастровым номером N, расположенного по адресу: ... Обязать Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области внести изменения в характеристики объекта – жилого дома, общей площадью 157,9 кв.м., 1999 года постройки, с кадастровым номером N, расположенного по адресу: ...
В последствии уточнила исковые требования, окончательно просила установить факт наличия реестровой ошибки в сведения государственного кадастра недвижимости и в сведениях ЕГРН, допущенной кадастровым инженером при проведении кадастровых работ – составлении кадастрового паспорта на объект недвижимого имущества от 08.07.2014 г. после реконструкции объекта, выразившейся в неполной характеристике объекта недвижимости, а именно, в отсутствии номера жилого дома, общей площадью 157,9 кв.м., 1999 года постройки, с кадастровым номером N, расположенного по адресу...
Ответчик ФИО6 впоследствии обратилась с аналогичным иском, предъявив встречные требования к ФИО7 и Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области.
Истец ФИО5, ответчик ФИО6, представители третьих лиц Департамента градостроительства и земельных отношений, администрации г. Оренбурга, третьи лица ФИО8, ФИО9, ФИО10, извещенные о дате и времени слушания дела в судебное заседание не явились.
Представитель ответчика ФИО2 отказалась от встречных исковых требований в полном объеме, просила производство по встречному исковому заявлению прекратить.
Представитель истца ФИО1, действующая по ордеру, в судебном заедании заявленные требования поддержала в полном объеме, против прекращения производства по встречному исковому заявлению ФИО6 не возражала.
Определением суда от 25.07.2018 г. производство по делу по встречному исковому заявлению ФИО6 прекращено.
Представитель ответчика ФГБУ ФКП «Росреестра» ФИО3, действующая на основании доверенности от 25.09.2015 г., с исковыми требованиями не согласилась, пояснила, что запрашивалась информация из Департамента градостроительства о присвоении адреса, пришел ответ, что ранее адрес не присваивался, в связи с чем, реестровой ошибки не усматривается. Существует административный порядок присвоения адреса жилому дому.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования на предмет спора ФИО4 исковые требования не признала, пояснила суду, что кадастровой ошибки нет, при подаче документов, адреса у дома не было. При обращении собственников в администрацию, будет присвоен почтовый адрес.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования на предмет спора Департамент Градостроительства и земельных отношений г.Оренбурга, администрация г.Оренбурга, ФИО9, ФИО10, ФИО8, ФИО11, ФИО12 на рассмотрение дела не явились, были извещены надлежащим образом. Судом вынесено определение о рассмотрении дела в их отсутствие на основании ст. 167 ГПК РФ,
Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Как установлено судом согласно инвентарному делу Выписке из ЕГРН от 18.04.2018 г. жилой дом 1999 года постройки имеет адрес: ...
Жилой дом находится в общей долевой собственности ФИО5 и ФИО6 по 1/2 доли каждому.
Из Кадастрового паспорта здания, сооружения, объекта незавершенного строительства 29.03.2012 г. следует, что ранее жилому дому указывался почтовый адрес: ... Данный факт подтверждается и Актом о приемке дома от 20.02.2004 г., иными материалами дела.
Распоряжением главы города Оренбурга N от 22.07.2002 г. на условиях договора аренды предоставлен земельный участок площадью 1066 кв.м. по адресу: ...
Из пояснений представителя истца следует, после возведения пристройки к своей части дома истцом ФИО5, истец и ответчик обратились в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области за внесением изменений в свидетельства о регистрации права собственности.
После совершения регистрационных действий истцом и ответчиком получены свидетельства о праве собственности на принадлежащие им доли в жилом доме ... без указания номера дома.
Оценив исследованные в судебном заседании доказательства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Согласно п. 1 статьи 8.1 ГК РФ, в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации.
Государственная регистрация прав на имущество осуществляется уполномоченным в соответствии с законом органом на основе принципов проверки законности оснований регистрации, публичности и достоверности государственного реестра.
В государственном реестре должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить объект, на который устанавливается право, управомоченное лицо, содержание права, основание его возникновения.
В соответствии со ст.2, 3, 4,5 Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 01.07.2018) "О государственной регистрации недвижимости", единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Согласно ст. 33 данного закона, в случае, если указанные в частях 1, 5, 7 - 9, 12, 13 статьи 32 настоящего Федерального закона сведения не внесены в Единый государственный реестр недвижимости в сроки, установленные статьей 34 настоящего Федерального закона, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном для представления заявления на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав, обратиться в орган регистрации прав с заявлением о внесении соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости, форма, требования к заполнению и к формату в электронной форме которого устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.
Орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня получения заявления, указанного в части 1 настоящей статьи, самостоятельно запрашивает документы (содержащиеся в них сведения) в органах государственной власти и органах местного самоуправления.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления направляют в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) в соответствии со статьей 32 настоящего Федерального закона.
В случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие регистрационные записи, такое исправление производится по решению суда, арбитражного суда.
С заявлением об исправлении такой технической ошибки в суд, арбитражный суд также вправе обратиться соответствующий орган, осуществляющий государственную регистрацию прав.
Таким образом, определены условия, при которых исправление технической ошибки осуществляется непосредственно в судебном порядке.
Под технической ошибкой может пониматься такое несоответствие между документами, представляемыми на государственную регистрацию, и записями в ЕГРП, которое после исправления не влечет изменения прав, поскольку права на имущество могут быть изменены только на основании правоустанавливающих документов.
Согласно ст. 13 ФЗ Внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляется органом регистрации прав:
1) в результате государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при внесении основных сведений об объекте недвижимости и сведений о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках, подлежащих на основании федерального закона государственной регистрации;
2) в порядке межведомственного информационного взаимодействия - при внесении дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества, при внесении сведений в реестр границ, а также в установленных настоящим Федеральным законом случаях сведений о лице, за которым зарегистрировано право на объект недвижимости, а также лице, в пользу которого установлены ограничения права, обременения объекта недвижимости;
3) в уведомительном порядке - при внесении в установленных настоящим Федеральным законом случаях дополнительных сведений, внесение которых в Единый государственный реестр недвижимости не влечет за собой переход, прекращение права, ограничение права или обременение объекта недвижимости.
Таким образом, законодателем предусмотрено внесение в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним таких сведений, которые не являются ошибкой самого регистратора. Следовательно, техническая ошибка в записях, допущенная при государственной регистрации прав, может быть исправлена и в том случае, когда она не являлась результатом виновных действий самого регистратора.
В соответствии со ст. 61 ФЗ «О Государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ, техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом регистрации прав при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости (далее - техническая ошибка в записях), исправляется по решению государственного регистратора прав в течение трех рабочих дней со дня обнаружения технической ошибки в записях или получения от любого заинтересованного лица заявления об исправлении технической ошибки в записях либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении технической ошибки в записях. Орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня исправления технической ошибки в записях уведомляет соответствующих участников отношений, возникающих при государственной регистрации прав, об исправлении технической ошибки в записях. Исправление технической ошибки в записях осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
Порядок представления и форма заявления об исправлении технической ошибки в записях, а также требования к формату заявления об исправлении технической ошибки в записях в форме электронного документа устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.
Реестровая ошибка – это воспроизведенная в едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плате, карте – плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документа, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом. (ч.3 ст.61 закона № 218-ФЗ).
Судом установлено, что сведения об объекте права собственности – здания с кадастровым номером N по ул. ... в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, внесены на основании технического плана здания от 04.07.2014 г., подготовленного кадастровым инженером ФИО11, что подтверждается копией технического плана, приобщенного к материалам дела.
В составе межевого плана от 04.07.2014 г. отсутствует копия акта уполномоченного органа о присвоении адреса зданию, в связи с чем в соответствии с требованиями внесены сведения о местоположении здания с указанием : субъекта РФ, Муниципального образования, населенного пункта, улицы.
Из пояснений представителей истца и ответчика следует, что документ об установлении адреса объекту недвижимости, расположенному по адресу ... у них отсутствует, на совершение регистрационных действий при регистрации объекта недвижимости после возведения пристроя данный документ ими не предоставлялся.
Из ответа Департамента градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга от 02.06.2015 г. N следует, что Заявка ФИО5 об установлении и (или) изменении адреса объекту недвижимости, расположенному по адресу ..., рассмотрена, установить адрес жилому дому не предоставляется возможным в связи с тем, что предоставление услуги «Об установлении и (или) изменении адреса объекту недвижимости» на основании заявления одного собственника противоречит п. 1 ст. 246 ГК РФ. Данный отказ не исключает права на повторное обращение при устранении вышеназванных оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги.
Согласно п. 1 ст. 246 ГК РФ, распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников.
В нарушение ст. 56 ГПК РФ, истцом не представлено доказательств отказа ответчика ФИО6 обратиться в установленном порядке за предоставлением муниципальной услуги по установлению адреса.
Из пояснений представителя ответчика ФИО6 следует, что ФИО6 согласна на совместное обращение за установлением адреса в установленном законом порядке.
Доказательств нарушения своих законных прав и интересов ответчиком ФИО6 истец не представила, по требованиям об установлении факта наличия реестровой ошибки ФИО6 надлежащим ответчиком не является.
Вместе с тем, не имеется оснований и для удовлетворения исковых требований ко второму ответчику.
В соответствии со ст. 33 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 221 «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый инженер вправе осуществлять кадастровую деятельность на основании трудового договора с юридическим лицом в качестве работника такого юридического лица. Договоры подряда на выполнение кадастровых работ заключаются таким юридическим лицом.
Договорные отношения с истцом отсутствуют, филиал не проводил кадастровые работы в отношении объекта недвижимости, принадлежащего истцу, ФИО12 не является кадастровым инженером.
Сведения о здании с кадастровым номером N внесены в государственный кадастр недвижимости (ГКН) 08.07.2014 г. на основании заявления о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости N от 04.07.2014 г. (заявитель – ФИО11), технического плана здания от 04.07.2014 г., подготовленного кадастровым инженером ФИО11 Заказчиком кадастровых работ является ФИО5
Здание внесено с характеристикой: местоположение ...
Указанная характеристика внесена в государственный кадастр недвижимости в полном соответствии со сведениями, указанными кадастровым инженером в техническом плане.
Так, в материалах кадастрового дела объекта недвижимости с кадастровым номером N составленном кадастровым инженером ФИО11 отсутствуют сведения о присвоении адреса жилому дому в ... также не указан номер дома. Технический план здания составлен для постановки на государственный кадастровый учет жилого дома одноэтажного общей площадью 157, 9 кв.м. в результате реконструкции объекта с кадастровым номером N
Доказательств наличия у кадастрового инженера сведений о присвоении адреса объекту, который ставился на кадастровый учет, не было представлено. Доказательств присвоения адреса в установленном законом административном порядке не представлено.
Адрес объекта недвижимости не является уникальной характеристикой, то есть характеристикой, подтверждающей существование недвижимого имущества и позволяющей определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи.
В силу ч.2 ст. 7 Закона о кадастре, адрес объекта недвижимости относился к дополнительным сведениям об объекте недвижимости.
Порядок внесения в ГКН сведений об адресе объекта недвижимости на дату учета здания регулировался ст. 15 Закона о кадастре, а также порядком ведения ГКН.
Согласно п. 8 порядка ведения ГКН в сведения об объекте вносится адрес объекта недвижимости в структурированном виде в соответствии с федеральной информационной адресной системой (ФИАС) на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на присвоение адресов объектам недвижимости.
При отсутствии присвоенного в установленном порядке адреса объекта недвижимости в реестр вносится описание его местоположения с указанием субъекта Российской федерации, муниципального образования, населенного пункта (при наличии) в структурированном виде в соответствии с федеральной информационной адресной системой (ФИАС).
Технический план здания от 04.07.2014 г., подготовленный кадастровым инженером ФИО11 соответствует требованиям к подготовке технического плана здания, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 01.09.2010 N в том числе в части сведений об адресе объекта.
В соответствии с п. 38 Требований в редакции на дату постановки на кадастровый учет здания, 8.07.2014 г. в раздел технического плана «характеристики здания» включаются следующие сведения:
присвоенный в установленном порядке адрес в структурированном виде в соответствии с Федеральной информационной адресной системой (ФИАС) на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных присваивать адреса объектам недвижимости, копия которого помещается в состав Приложения.
При отсутствии присвоенного в установленном порядке адреса здания указывается в структурированном виде в соответствии с ФИАС описание местоположения здания с указанием наименования субъекта Российской Федерации, муниципального образования, населенного пункта (город, село и т.д.), улицы (проспект, шоссе, переулок, бульвар и т.д.), в том числе с учетом сведений, содержащихся в представленных заказчиком кадастровых работ проектной документации здания, разрешения на ввод здания в эксплуатацию или изготовленного до 1 января 2013 г. технического паспорта здания.
При отсутствии в составе межевого плата от 04.07.2014 г., подготовленного кадастровым инженером ФИО11 копии акта уполномоченного органа о присвоении адреса зданию, сведения о местоположении здания внесены в ГКН в полном соответствии с представленными документами и с соблюдением установленного порядка. Оснований считать отсутствие указание на номер дома кадастровой, либо реестровой ошибкой не имеется.
Доказательств нарушения Управлением Росреестра каких либо законных прав и интересов истца судом не установлено. Выполнение Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области функции путем внесения в единый государственный реестр недвижимости записей в соответствии с нормами ФЗ от 13.07.2015 г. № 281-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» не может расцениваться как нарушение прав и интересов истца.
В силу п. 3 ст.1 Закона о регистрации, государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ.
Управление Росреестра может выступать только административным ответчиком в административных делах, возникающих из административных и иных публичных правоотношений.
При этом управлением не были нарушены нормы действующего законодательства, гражданские права и охраняемые законом интересы истца.
В силу п. 1 ст. 14, ст. 21 Закона о регистрации, государственная регистрация прав, государственный кадастровый учет осуществляется на основании заявления и приложенных е нему документов, соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской федерации. Данные документы должны отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в едином государственном реестре недвижимости.
Указанное означает, что государственная регистрация наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, государственный кадастровый учет носят заявительный характер.
Вместе с тем, внесение в ЕГРН сведений об адресе здания ( в том числе в связи с допущенной реестровой ошибкой) возможно и в данное время во внесудебном порядке, при предоставлении документа, подтверждающего присвоение адреса в установленном порядке.
Таким образом, истцом выбран ненадлежащий способ защиты нарушенного права.
При отсутствии в распоряжении органа кадастрового учета сведений о присвоении адреса новому образованному объекту недвижимости внесение сведений о номере вновь образованного здания не могло быть воспроизведено, а наличие препятствий со стороны ответчиков в установлении адреса жилому дому в установленном административном порядке истец не представил, что является основанием для отказа в иске в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО5 к ФИО6, Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области об установлении факта реестровой ошибки и исправлении технической ошибки, допущенной при государственной регистрации прав на недвижимое имущество в связи с реконструкцией объекта - отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г. Оренбурга в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение принято в окончательной форме 01 августа 2018 года.
Судья ... Перовских И.Н.
...
...
...