ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3490/19 от 03.01.2019 Заельцовского районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область)

Гражданское дело № 2-3490/2019

54RS0003-01-2019-003565-68

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 ноября 2019 года город Новосибирск

Заельцовский районный суд г. Новосибирска в составе:

председательствующего судьи Кудиной Т.Б.,

при секретаре судебного заседания Ушаковой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зубко Д. Н., Куплиной Е. Г., Зубко С. Д. к Обществу с ограниченной ответственностью «ТУРМАРКЕТ» о защите прав потребителей,

УСТАНОВИЛ:

Зубко Д.Н., Куплина Е.Г., Зубко С.Д. обратились в суд с иском к ООО «ТУРМАРКЕТ» о защите прав потребителей.

В обоснование исковых требований указано, что 12.03.2019 был заключён договор __ между истцами в лице Зубко Д.Н. и турагента ИП Майковой Н.Ю. о реализации туристического продукта туроператором ООО «ТУРМАРКЕТ» (п. 2.1.4 договора, Приложение __ к договору). Комплекс туристических услуг (п. 1 договора) определён сторонами в листе бронирования - Приложение __ к договору, на троих туристов в стране пребывания <данные изъяты> в период с 22.03.2019 по 03.04.2019 на <данные изъяты> ночей и на <данные изъяты> дней с размещением в отеле <данные изъяты> с включённым завтраком и ужином, авиабилетами по маршруту <данные изъяты>, <данные изъяты>, номером рейса <данные изъяты> и датой вылета из Новосибирска <данные изъяты> и обратно номером рейса <данные изъяты> и датой вылета из Пхукета в Новосибирск 03.04.2019 в 08:00, с выдачей истцам маршрутных квитанций. Выбор истцами отеля был территориально привязан к месту его близкого расположения к аэропорту прилёта/вылета <данные изъяты> от центра города, несмотря на более низкие цены удалённых отелей, с целью исключения длительной перевозки групповым трансфером, поскольку ребёнок в силу индивидуальных особенностей организма плохо переносит длительные поездки автомобильным транспортом.

02.04.2019 службой отеля истцам была передана информация о выезде, из которой они узнали, что аэропорт вылета - <данные изъяты> и временем выезда из гостиницы <данные изъяты> со значительным удалением отеля от места вылета <данные изъяты>

В результате действий туроператора по одностороннему изменению согласованных истцами существенных условий договора в части времени и аэропорта вылета, причём заранее истцов не предупредили об этом, время их отдыха было сокращено <данные изъяты> им было испорчено окончание отдыха выездом из отеля в 2 часа ночи, лишением полноценного ночного отдыха, они не смогли спокойно подготовиться к отъезду и реализовать все запланированные мероприятия, вынуждены были собираться в спешном порядке в состоянии нервозности и раздражительности. Вместо 15-минутной доставки до аэропорта истцов везли более двух часов, в результате которых ребёнка постоянно тошнило, кружилась голова, истцы как родители также переживали за неё, испытывали чувство усталости, неудовлетворённости и дискомфорта. В течение всего времени с момента выезда из отеля и ожидания в аэропорту Краби, более 4 часов, а в последующем и на борту самолёта истцы находились в подавленном настроении и болезненном состоянии.

В связи с отсутствием в аэропорту Краби магазина беспошлинной торговли Duti Free истцы также были лишены возможности приобрести в память об отдыхе подарки и сувениры родным и близким, себе.

В связи с указанными обстоятельствами размер причинённого морального вреда истцы оценивают по 60 000 руб. в пользу каждого - Зубко Д.Н. и Куплиной Е.Г., 30 000 руб. в пользу Зубко С.Д.

По возвращении в Новосибирск авиарейсом <данные изъяты> авиакомпании <данные изъяты> после приземления в аэропорту Толмачево истцов более часа не выпускали из самолёта. В течение этого времени они испытывали переживания и неудобства, поскольку о причинах задержки их не проинформировали, пребывание в состоянии длительной неизвестности и замкнутого пространства способствовало возникновению у истцов нервного напряжения, подавленного настроения, головной боли, усталости. В связи с указанными обстоятельствами размер причинённого морального вреда истцы оценивают по 30 000 руб. в пользу каждого - Зубко Д.Н. и Куплиной Е.Г., 15.000 руб. в пользу Зубко С.Д.

В связи с изложенным истцы были вынуждены обращаться в государственные контролирующие органы и с претензиями. В ответ на претензию 28.06.2019 туроператор сослался на особенности чартерных рейсов, выплатив им 15.07.2019 только компенсацию половины стоимости заключительных суток проживания в размере 5 454,14 руб., оставив без внимания и ответа компенсацию причинённого им морального вреда. Претензию от 09.08.2019 туроператор оставил без ответа. Таким образом, неустойка за отказ в удовлетворении требований потребителя должна быть исчислена с 14.07.2019 (следующего дня после ответа туроператора) вплоть до вынесения судом решения, но не более общей цены договора - 267 300 руб. (максимальный размер неустойки за отказ в удовлетворении требований с учётом рассмотрения гражданских дел до истечения 2-х месяцев согласно ст. 154 ГПК РФ (4 500 * 60 дн.) и составит: 1 800 руб. за каждый день просрочки (60 000 х 3%) - Зубко Д.Н.; 1 800 руб. за каждый день просрочки (60 000 х 3%) - Куплина Е.Г.; 900 руб. за каждый день просрочки (30 000 х 3%) - Зубко С.Д. Также, в силу п. 6 ст. 13 Закона РФ от 07.02.1992 __ «О защите прав потребителей» размер штрафа составит 246 150 руб. (225 000 + 267 300) : 50%.

Кроме того, на услуги представителя истцами понесены расходы в размере 60 000 руб. за подготовку искового заявления, изучение и анализ правовой позиции, представление интересов в суде <данные изъяты> При этом, размер неустойки и штрафа должен быть распределён в пользу каждого истца и составит по неустойке каждому 89 100 руб. (267 300 / 3) и по штрафу каждому 82 050 руб. (246 150/3).

На основании изложенного, истцы просят суд взыскать с ООО «ТУРМАРКЕТ» в пользу: Зубко Д.Н. моральный вред в размере 90 000 руб., неустойку за нарушение сроков удовлетворения требований потребителя в размере 89 100 руб., штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя в размере 82 050 руб., расходы на оказание юридической помощи в размере 30 000 руб.; Куплиной Е.Г. моральный вред в размере 90 000 руб., неустойку за нарушение сроков удовлетворения требований потребителя в размере 89 100 руб., штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя в размере 82 050 руб., расходы на оказание юридической помощи в размере 30 000 руб.; несовершеннолетней Зубко С.Д. моральный вред в размере 45 000 руб., неустойку за нарушение сроков удовлетворения требований потребителя в размере 89 100 руб., штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя в размере 82 050 руб.

В судебное заседание истцы Зубко Д.Н., Куплина Е.Г., Зубко С.Д. не явились, о дате, месте и времени судебного разбирательства извещались надлежащим образом, обеспечили явку своего представителя. Представитель истцов Поручаев В.В. в судебном заседании заявленных исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил их удовлетворить, дал соответствующие объяснения.

Представитель ответчика ООО «ТУРМАРКЕТ» в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного разбирательства извещался надлежащим образом, представил в суд письменный отзыв на исковое заявление <данные изъяты> в котором просил в удовлетворении заявленных исковых требований отказать в полном объеме, а также рассмотреть настоящее дело в свое отсутствие.

Представитель третьего лица ИП Майкова Н.Ю.Бегоутов С.С. в судебном заседании заявленные исковые требования полагал необоснованными, просил в их удовлетворении отказать по основаниям, указанным в письменном отзыве <данные изъяты>

Заслушав объяснения представителя истцов и представителя третьего лица, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Туристическая деятельность представляет собой деятельность по оказанию услуг и регулируется частью 2 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом «Об основах туристкой деятельности в Российской Федерации», а также Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей».

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24 ноября 1996 года N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» туристский продукт - комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта.

Статьей 6 указанного Закона установлено, что при подготовке к путешествию, во время его совершения, включая транзит, турист имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда в случае невыполнения условий договора о реализации туристского продукта туроператором или турагентом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 9 вышеназванного Закона туроператор несет предусмотренную законодательством РФ ответственность перед туристом и (или) иным заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта (в том числе за неоказание или ненадлежащее оказание туристам услуг, входящих в туристсткий продукт, независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались услуги).

В соответствии со статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее обязательство или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельствах. В силу статьей 793 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.

Согласно статье 4 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года __ «О защите прав потребителей» исполнитель обязан оказать услугу, качество которой соответствует договору.

На основании статьи 13 указанного Закона, за нарушение прав потребителей исполнитель несет ответственность, предусмотренную законом или договором.

Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2017 N 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» разъяснено, что при рассмотрении спора, возникающего в связи с осуществлением чартерных перевозок пассажиров в рамках исполнения договора о реализации туристского продукта, надлежащим ответчиком и исполнителем договора перевозки с потребителем признается туроператор.

Положениями ст. 120 Воздушного Кодекса Российской Федерации установлена ответственность перевозчика за просрочку доставки пассажира, багажа или груза, если перевозчик не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.

В силу п. 72, 76, 99 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденных приказом Минтранса России от 28 июня 2007 года N 82, применяемых, в том числе, при осуществлении международных перевозок чартерными рейсами, чартерные рейсы выполняются в соответствии с планом (графиком) чартерных перевозок. Перевозчик вправе отменить, задержать рейс, указанный в билете, произвести замену типа воздушного судна, изменить маршрут перевозки, если этого требуют условия безопасности полетов и/или авиационной безопасности, а также по требованию государственных органов в соответствии с их компетенцией.

В соответствии со ст. 104 Воздушного кодекса Российской Федерации по договору фрахтования воздушного судна (воздушному чартеру) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату для выполнения одного или нескольких рейсов одно или несколько воздушных судов либо часть воздушного судна для воздушной перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты. Осуществление чартерных воздушных перевозок регулируется настоящим Кодексом.

По смыслу положений закона чартерный или зафрахтованный рейс имеет главное отличие от регулярного рейса авиакомпании в том, что его нет в расписании регулярных полетов, в связи с чем время вылета чартерного рейса согласуется заранее как со стороной, принимающей данный рейс (аэропорт страны прибытия), так и с фрахтовщиком.

Соглашаясь на чартерную перевозку, пассажир принимает условия, при которых она осуществляется, в том числе и об изменении предварительно объявленного времени перевозки.

Согласно ст. 20 Федерального закона № 132-ФЗ нарушение законодательства Российской Федерации о туристской деятельности влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 17 Правил оказания услуг по реализации туристского продукта, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.2007 № 452, исполнитель обязан предоставить потребителю туристский продукт, качество которого соответствует обязательным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также договору о реализации туристского продукта.

В соответствии с ч. 1 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

Согласно абзацу 2 п. 1 ст. 432 Гражданского кодекса Российской Федерации, существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Согласно ст. 10 Федерального закона № 132-ФЗ реализация туристского продукта осуществляется на основании договора, заключаемого в письменной форме между туроператором и туристом и (или) иным заказчиком, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, между турагентом и туристом и (или) иным заказчиком. Указанный договор должен соответствовать законодательству Российской Федерации, в том числе законодательству о защите прав потребителей.

К существенным условиям договора о реализации туристского продукта относятся: полное и сокращенное наименования, адрес (место нахождения), почтовый адрес и реестровый номер туроператора; размер финансового обеспечения, номер, дата и срок действия договора страхования ответственности туроператора или банковской гарантии, наименование, адрес (место нахождения) и почтовый адрес организации, предоставившей финансовое обеспечение; сведения о туристе, а также об ином заказчике и его полномочиях (если турист не является заказчиком) в объеме, необходимом для реализации туристского продукта; общая цена туристского продукта в рублях; информация о потребительских свойствах туристского продукта - о программе пребывания, маршруте и об условиях путешествия, включая информацию о средствах размещения, об условиях проживания (месте нахождения средства размещения, его категории) и питания, услугах по перевозке туриста в стране (месте) временного пребывания, о наличии экскурсовода (гида), гида-переводчика, инструктора-проводника, а также о дополнительных услугах; права, обязанности и ответственность сторон; условия изменения и расторжения договора; сведения о порядке и сроках предъявления туристом и (или) иным заказчиком претензий к туроператору в случае нарушения туроператором условий договора; сведения о порядке и сроках предъявления туристом и (или) иным заказчиком требований о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора либо требований об уплате денежной суммы по банковской гарантии, а также информация об основаниях для осуществления таких выплат по договору страхования ответственности туроператора и по банковской гарантии.

Иные условия указанного договора определяются по соглашению сторон.

Каждая из сторон вправе потребовать изменения или расторжения договора о реализации туристского продукта в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых исходили стороны при заключении договора. К существенным изменениям обстоятельств относятся: ухудшение условий путешествия, указанных в договоре; изменение сроков совершения путешествия; непредвиденный рост транспортных тарифов; невозможность совершения туристом поездки по независящим от него обстоятельствам (болезнь туриста, отказ в выдаче визы и другие обстоятельства).

Из анализа приведенных выше положений закона следует, что время осуществления перевозки чартерным рейсом не относится к существенным условиям договора, поскольку данное условие относится только к регулярному рейсу.

Судом установлено, что 12.03.2019 между ИП Майкова Н.Ю. (Агентство) и Зубко Д.Н.(Турист), действующим от своего имени и в интересах Туристов, поименованных в договоре, заключен <данные изъяты> о реализации туристического продукта, согласно которому Агентство, действуя от своего имени, бронирует у ТУРОПЕРАТОРА, и передает ТУРИСТУ права на заказанный им туристский продукт - комплекс туристских услуг, состав, потребительские свойства и существенные условия которого указываются в согласованном сторонами Листе бронирования. Туристский продукт, соответствующий характеристикам, указанным в Заявке на бронирование, формируется Туроператором, сведения о котором содержатся в Приложении №3 к договору. Туроператор является лицом (исполнителем), обеспечивающим оказание Туристу услуг, входящих в туристский продукт, и несет перед Туристом ответственность за неоказание или ненадлежащее оказание Туристу услуг, входящих в туристский продукт, независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги <данные изъяты>

Пунктом 2.1.2 Договора №1605 закреплено, что Агентство обязуется, в том числе, предоставить Туристу информацию о потребительских свойствах туристского продукта. Указанным пунктом также предусмотрено, что подписанием договора Турист подтверждает свое ознакомление с указанной информацией и получение соответствующих материалов.

Пунктом 2.3.7 Договора №1605 закреплено, что турист обязуется в том числе, если Турист, заключил настоящий договор не только от своего имени, но также от имени, но также от имени и в интересах всех лиц, указанных в Договоре / турпутёвке - ознакомить участников путешествия с содержанием договора и со всей информацией, предоставленной Агентством Туристу.

Пунктом 3.6. Договора №1605 закреплено, что в момент подписания настоящего договора Турист получил информацию о потребительских свойствах туристического продукта: о порядке и условиях получения визы, и последствиях ее неполучения, о программе пребывания, маршруте и об условиях путешествия, включая информацию о средствах размещения, об условиях проживания (месте нахождения средства проживания, его категории) и питания, услугах по перевозке Клиента в стране временного пребывания, дополнительных необходимых Клиенту услугах.

Пунктом 8.3 Договора №1605 закреплено, что перед подписанием договора Турист ознакомлен в том числе: с существующей практикой осуществления чартерных перевозок, авиакомпания может без предупреждения: передать пассажира для перевозки другому перевозчику, заменить воздушное судно, аэропорт вылета/прилета, изменить расписание рейса, предпринять иные, необходимые для выполнения авиаперевозки действия.

Пунктом 8.4 Договора №1605 закреплено, что перед подписанием договора Турист ознакомлен с информацией о туристском продукте, размещенном на сайте туроператора, в каталогах на туристических порталах: <данные изъяты> и других.

12.03.2019 ИП Майкова Н.Ю. был забронирован туристский продукт по заявке <данные изъяты> для трех туристов Зубко Д.Н., Куплиной Е.Г., Зубко С.Д. у поверенного туроператора ООО «ОВТ САНМАР», действовавшего от имени и по поручению туроператора ООО «ТУРМАРКЕТ» по доверенности <данные изъяты> и заключенного между обществами агентского договора <данные изъяты>

Из Приложения № 1 к Договору о реализации туристического продукта № 1605 от 12.03.2019 усматривается, что согласно содержанию заявки, на тур №2538523 для трех туристов Зубко Д., Куплина Е., Зубко С. являлись следующие услуги:

- проживание в одном номере категории <данные изъяты>

- авиаперевозка рейсом <данные изъяты>

- авиаперевозка рейсом <данные изъяты>

- групповой трансфер <данные изъяты>

- страхование туристов на весь период тура по риску медико-транспортных расходов <данные изъяты>

Общая стоимость туристического продукта вместе с агентским вознаграждением составила 267 300 руб. Кассовым чеком ИП Майкова Н.Ю. подтверждается оплата туристической путевки в вышеуказанной сумме <данные изъяты>

Из <данные изъяты><данные изъяты> заключенного между ООО «ОВТ САНМАР» (агент туроператора) и Турагентом следует, что Агент туроператора обязуется предоставить турагенту информацию о Туристическом продукте Туроператора и всем его существенным условиям (потребительским свойствам) для надлежащего информирования Туриста и ее отражения в Договоре о реализации туристического продукта, заключаемым Турагентом. Указанная информация содержится на сайте, по тексту настоящего Договора и приложений к нему, в Памятке туриста по направлению (маршруту) Тура, каталоге Туроператора по направлению и в Сопроводительных документах Туроператора. Памятка, каталог по направлению Туроператора и информационные сведения Сайта/Системы бронирования о потребительских свойствах Туров Туроператора дополняют условия настоящего Договора (п.6.1 Агентского договора).

Пунктом 6.4 Агентского договора закреплено, что в целях исполнения поручений по настоящему Договору турагента самостоятельно осуществляет поиск Туристов. Заключая с Туристом (заказчиком) Договор о реализации туристического продукта, Турагента обязан предоставить Туристу информацию о потребительских свойствах Тура, полученную от Агента Туроператора в порядке, определённом в п. 6.1. Договора и с учетом иных условий настоящего Договора, а также документы, необходимые для использования услуг Тура Туристом, в том числе, Памятку Туроператора.

Как следует из Памятки туриста по направлению в Королевство Таиланд, «Туристский продукт» включает услугу авиаперевозки туриста к месту отдыха и обратно. Особенностями чартерной коммерческой авиаперевозки и перевозки в пакете услуг туристского продукта является то, что в зависимости от коммерческой загрузки и при наличии соответствующего соглашения с авиакомпанией, к полномочиям фрахтователя рейса/туроператора относится возможность изменения времени вылета, замена типа воздушного судна, изменение авиакомпании – перевозчика, изменение аэропорта вылета/прилета в пределах места назначения. Безусловной гарантией пассажира чартерного коммерческого авиарейса/туриста является вылет (туда и обратно) в определенные условиями тура и авиабилетов сутки (правила расчета туристических суток см. в разделе: «Правила нахождения в отеле») и определенное условиями тура место, однако час вылета, авиакомпания, тип транспортного средства, класс размещения в салоне самолета (при изменениях в компоновке воздушного судна) и аэропорт прилета/вылета в пределах места назначения может быть изменен <данные изъяты>

В тексте Подтверждения заявки на тур ООО «ОВТ САНМАР» от 13.03.2019, вышеуказанное условие о возможности изменения полетных данных также указано: «В связи с возможными изменениями в расписании, актуальную и точную информацию о дате исполнения рейса, его номере и времени вылета/прилета в обязательном порядке уточняйте накануне вылета после 12 часов московского времени на сайте и (или) у операторов по телефону <данные изъяты> или у принимающей компании» (<данные изъяты>

В Памятке туриста по направлению в Королевство Таиланд указано на необходимость не позднее, чем за один день до окончания тура, ознакомиться с информационным стендом туроператора в отеле на предмет выяснения информации о времени трансфера, дате и часе обратного вылета. Время выезда из отеля определяется принимающей стороной с учетом маршрута перевозки и необходимости своевременного прибытия в аэропорт для прохождения регистрации на рейс, служб безопасности, таможенного и паспортного контроля <данные изъяты>

В <данные изъяты> реализации туристского продукта <данные изъяты> «Программа пребывания и маршрут путешествия» включено условие о сроках путешествия с 22.03.2019 по 03.04.2019 12н./13дн. Таким образом, гарантированной туроператором и согласованной сторонами датой окончания тура являлось 03.04.2019.

Вопреки доводам стороны истцов, <данные изъяты> не было согласовано условие о точном расстоянии отеля до аэропорта и об обусловленности выбора отеля расстоянием до аэропорта. В пункте 2.4.1 Договора № 1605 указано, что турист вправе отразить существенные для него условия поездки в заявке на бронирование. Однако никаких дополнительных существенных для истцов условий, касающихся расположения отеля от аэропорта и других услугах, в заявке на бронирование отражено не было.

Таким образом, из условий <данные изъяты> реализации туристского продукта от 12.03.2019, Памятки туриста, Подтверждения заявки на тур, а также собственноручное следует, что вся информация о потребительских свойствах турпродукта, а также о том, что в пакете тура приобретается чартерная авиаперевозка, о возможности и порядке изменения времени вылета рейса и аэропорта вылета, была заранее, до заключения договора, получена истцами. Со своей стороны истцы в лице Зубко Д.Н., заключая договор, были осведомлены и согласны со всеми условиями договора, в том числе, с возможностью и порядком изменения времени вылета рейса и аэропорта вылета.

Установлено также, что турпродуктом истцы воспользовались.

Предъявляя настоящий иск, истцы указывают, что первоначально запланированное время вылета рейса <данные изъяты> что, по мнению истцов, произведено туроператором в одностороннем порядке, без согласования с ними и нарушает их права потребителей.

Обстоятельство изменения времени и аэропорта вылета не оспаривается ответчиком.

Последними оплаченными сутками проживания истцов в отеле <данные изъяты>. Установлено, что выезд истцов из отеля состоялся в пределах последних оплаченных суток.

Вылет рейса по маршруту <данные изъяты> состоялся в первоначально объявленную гарантированную дату окончания туристского продукта <данные изъяты>

На основании совокупности представленных в материалы дела доказательств, суд приходит к выводу, что факта задержки отправления рейса в назначенную дату не было, изменение аэропорта вылета рейса не повлекло сокращения срока туристского продукта гарантированный период даты начала и окончания тура, исчисляемого в соответствии со ст. 190 Гражданского кодекса Российской Федерации сутками, был соблюден, выселение истцов из отеля состоялось в период последних оплаченных суток тура, то есть, изменение времени вылета не привело к изменению стоимости проживания в отеле, так как оплата проживания в отеле взималась посуточно, при этом учитывая, что в ответ на претензию истцов со стороны туроператора была выплачена 1/2 стоимости последних суток проживания в отеле пропорционально фактическому выселению <данные изъяты>

Таким образом, истцы полностью воспользовались всеми услугами турпродукта.

Суд полагает, что истцы, зная о возможном изменении времени чартерных вылетов и возможном изменении аэропорта вылета как в направлении к месту отдыха, так и обратно, осознавали возможные риски, однако, согласились на приобретение тура на таких условиях. Истцами бронировался туристский продукт с перевозкой международным коммерческим (чартерным) рейсом, который в отличие от регулярных рейсов авиакомпаний не имеет стабильного расписания вылетов, что находит свое отражение в стоимости такой перевозки в сравнении с регулярными вылетами.

Таким образом, согласие пассажира следовать чартерным рейсом рассматривается как их согласие со всеми условиями договора фрахтования (чартера) воздушных судов, относящимися к условиям перевозки, независимо от того, заключен этот договор непосредственно с пассажиром, отправителем или с иным лицом. В связи с этим не имеется оснований полагать, что имело место ухудшение условий путешествия, указанных в договоре о реализации туристского продукта, в связи с изменением аэропорта вылета, поскольку истцы были информированы о том, что их туристический продукт будет организован посредством чартерной перевозки, что подразумевает возможное изменение времени и аэропорта вылета.

Соответственно, нельзя признать нарушением прав истцов как потребителей невозможность посетить в аэропорту вылета Краби магазина беспошлинной торговли <данные изъяты> с учетом наличия у ответчика права изменить аэропорт вылета.

В силу ст. 15 Закона «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Поскольку судом установлено, что никаких неправомерных действий (бездействия) ответчиком допущено не было, правовые основания для ответственности туроператора перед потребителями в виде компенсации морального вреда и неустойки в настоящем случае отсутствуют.

Также не имеется оснований для возложения на ответчика ответственности за задержку между временем прибытия рейса в аэропорт Толмачево и временем высадки с борта самолета, поскольку не нашли своего подтверждения доводы истцов, что задержка высадки произошла по вине туроператора.

__ <данные изъяты> прибыл в аэропорт Новосибирска (Толмачёво) 03.04.2019 <данные изъяты> Время начала высадки пассажиров из воздушного судна в <данные изъяты> окончание высадки пассажиров <данные изъяты>. Время высадки пассажиров было приостановлено сотрудниками Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, по причине доклада от экипажа воздушного судна о наличии на борту пассажира, ребенка, с признаками заболевания, высокая температура <данные изъяты> и сыпь, в связи с поступившим докладом, сотрудниками СКП Управления Роспотребнадзора по Новосибирской области совместно с медицинскими работниками были выполнены первоначальные действия комплекса мер по недопущению осложнения санитарно-эпидемиологической обстановки <данные изъяты>

Исходя из материалов дела, ответчиком обязательства по договору исполнены своевременно и в полном объеме, сроки тура, установленные договором, не нарушены, условие о перевозке туристов в пункт назначения выполнены чартерным рейсом, как указано в договоре в согласованную дату. При этом во исполнение приведенных выше положений Федеральных авиационных правил, истцы были извещены об изменении времени осуществления перевозки.

С учетом изложенного выше, анализируя приведенные нормы права и представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии нарушения прав истцов действиями туроператора ООО «ТУРМАРКЕТ» и, как следствие, оснований для взыскания в их пользу компенсации морального вреда, неустойки и штрафа.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении иска.

Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Заельцовский районный суд г. Новосибирска.

Мотивированное решение изготовлено 03.12.2019.

Судья Т.Б. Кудина