2-545/2021
11RS0001-01-2020-011110-67
З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 января 2021 года г. Ставрополь
Октябрьский районный суд г. Ставрополя Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Эминова А.И.,
при секретаре Ермоленко А.С.,
помощник судьи Вартанова И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску ГБУ РФ «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Сыктывкара» к ФИО3 о взыскании излишне выплаченных сумм компенсаций,
У С Т А Н О В И Л:
ГБУ РФ «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Сыктывкара» обратилось с исковым заявлением к ФИО3 о взыскании излишне выплаченных сумм компенсаций, обосновав свой иск тем, что государственное бюджетное учреждение Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сыктывкара» осуществляет публичные обязательства перед гражданами, в установленном законодательством порядке, в области оказания государственной социальной помощи на территории города Сыктывкара. Реализация отдельных норм законодательства о социальной поддержке населения на территории города Сыктывкара, возложена на ГБУ РК «ЦСЗН г. Сыктывкара». Поводом для обращения с настоящим иском является наличие неосновательно полученной суммы ежемесячной денежной компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, возникшей на основании следующего: ФИО1 состоял на персонифицированном учете в ГБУ РК «ЦСЗН г. Сыктывкара» как получатель ежемесячной денежной компенсации по оплате жилого помещения и коммунальные услуги, по категории «Одиноко проживающие граждане пожилого возраста, достигшие возраста 80 лет» в соответствии со 13 Закона Республики Коми от 12.11.2004 года № 55-РЗ «О социальной поддержке населения в Республике Коми». В целях реализации Закона Республики Коми № 55-РЗ, Правительством Республики Коми постановлением от 05.05.2009 года № 115 утверждены правила и формы предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Согласно указанным Правилам, меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в денежной форме в виде ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. В декабре 2019 года в адрес ГБУ РК «ЦСЗН г. Сыктывкара» поступила информация о смерти ФИО1 Ежемесячная денежная компенсация на оплату жилья и коммунальных услуг выплачивалась ежемесячно ФИО1 на счет, открытый в ПАО «Сбербанк России». Дебиторская задолженность возникла в связи с тем, что сведения о смерти поступили в ГБУ РК «ЦСЗН г. Сыктывкара» в декабре 2019 года, а согласно свидетельству о смерти, ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГГГ. Согласно п. 18 Правил «Перечисление компенсации прекращается: с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили следующие обстоятельства: изменение места жительства гражданина; окончание срока инвалидности у гражданина; смерть получателя мер социальной поддержки, а также признание его в установленном порядке умершим или безвестно отсутствующим». Поскольку дата смерти ФИО1ДД.ММ.ГГГГ, то перечисление компенсации с марта 2019 года по апрель 2019 года является излишней и подлежит возврату в бюджет. ДД.ММ.ГГГГ ГБУ РК «ЦСЗН г. Сыктывкара» направило запрос в ПАО Сбербанк с требованием о возврате излишне выплаченных после смерти МСП по ЖКУ, со счета ФИО1ДД.ММ.ГГГГ. В ответ на запрос ПАО Сбербанк сообщил, что возвратить денежные средств не представляется возможным, так как счет закрыт наследником ФИО3. Согласно сведениям Федеральной нотариальной палаты, наследственное дело заведено нотариусом ФИО2. На момент подачи искового заявления дебиторская задолженность наследниками умершего не погашена. Истец просил взыскать с ответчика излишне выплаченные за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ суммы компенсаций по оплате жилого помещения и коммунальных услуг с наследственного имущества умершей ФИО1 в размере 5 294 рублей 88 копеек.
В судебное заседание представитель истца ГБУ РФ «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Сыктывкара» не явился, представив ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Ответчик ФИО3, извещенная надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, не сообщала об уважительных причинах неявки и не просила о рассмотрении дела в её отсутствие. Согласно отчету об отслеживании почтового отправления 3550485871984, 15 января 2021 года судебное извещение прибыло в место вручения и 16 января 2021 года была осуществлена неудачная попытка вручения.
Применительно к п. 35 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 года № 234, и ч. 2 ст. 117 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, отказ в получении почтовой корреспонденции, следует считать надлежащим извещением о слушании дела.
Таким образом, судом были предприняты все необходимые меры к извещению ответчика о времени и месте судебного заседания.
Указанные выше обстоятельства, судом расцениваются, как надлежащее извещение ответчика о времени и месте судебного заседания, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть настоящее дело в её отсутствие.
С учетом изложенного, суд на основании ст. ст. 233, 234 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика в порядке заочного производства.
Исследовав материалы данного гражданского дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. ст. 55, 56, 59, 60, 67 ГПК РФ, доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом, суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела, обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
В судебном заседании установлено, что Государственное бюджетное учреждение Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сыктывкара» осуществляет публичные обязательства перед гражданами, в установленном законодательством порядке, в области оказания государственной социальной помощи на территории города Сыктывкара.
Реализация отдельных норм законодательства о социальной поддержке населения на территории города Сыктывкара, возложена на ГБУ РК «ЦСЗН г. Сыктывкара».
Поводом для обращения с настоящим иском является наличие неосновательно полученной суммы ежемесячной денежной компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, возникшей на основании следующего: ФИО1 состояла на персонифицированном учете в ГБУ РК «ЦСЗН г. Сыктывкара» как получатель ежемесячной денежной компенсации по оплате жилого помещения и коммунальные услуги, по категории «Одиноко проживающие граждане пожилого возраста, достигшие возраста 80 лет» в соответствии со 13 Закона Республики Коми от 12.11.2004 года № 55-РЗ «О социальной поддержке населения в Республике Коми».
В целях реализации Закона Республики Коми № 55-РЗ, Правительством Республики Коми постановлением от 05.05.2009 года № 115 утверждены правила и формы предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Согласно указанным Правилам, меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в денежной форме в виде ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
В декабре 2019 года в адрес ГБУ РК «ЦСЗН г. Сыктывкара» поступила информация о смерти ФИО1
Ежемесячная денежная компенсация на оплату жилья и коммунальных услуг выплачивалась ежемесячно ФИО1 на счет открытый в ПАО «Сбербанк России».
Дебиторская задолженность возникла в связи с тем, что сведения о смерти поступили в ГБУ РК «ЦСЗН г. Сыктывкара» в декабре 2019 года, а согласно свидетельства о смерти, ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п. 18 Правил «Перечисление компенсации прекращается: с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили следующие обстоятельства: изменение места жительства гражданина; окончание срока инвалидности у гражданина; смерть получателя мер социальной поддержки, а также признание его в установленном порядке умершим или безвестно отсутствующим».
Поскольку дата смерти ФИО1ДД.ММ.ГГГГ, то перечисление компенсации с марта 2019 года по апрель 2019 года является излишней и подлежит возврату в бюджет.
ДД.ММ.ГГГГ ГБУ РК «ЦСЗН г. Сыктывкара» направило запрос в ПАО Сбербанк с требованием о возврате излишне выплаченных после смерти МСП по ЖКУ, со счета ФИО1
ДД.ММ.ГГГГ в ответ на запрос ПАО Сбербанк сообщил, что возвратить денежные средств не представляется возможным, так как счет закрыт наследником ФИО3.
Согласно сведениям Федеральной нотариальной палаты, наследственное дело заведено нотариусом ФИО2.
В соответствии с ч. 3 ст. 1175 ГК РФ, кредиторы наследодателя вправе предъявить свои требования к принявшим наследство наследникам в пределах сроков исковой давности.
Статья 1175 ГК РФ определяет, что наследники, принявшие наследство, отвечают по долгам наследодателя солидарно. Каждый из наследников отвечает по долгам наследодателя в пределах стоимости перешедшего к нему наследственного имущества.
На момент подачи искового заявления дебиторская задолженность наследниками умершего не погашена.
В соответствии со ст. 9.2. Федерального закона от 12.01.1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», приказом министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми от 11 января 2016 года № 2а «О наделении полномочиями министерства труда, занятости и социальной защиты республики Коми по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме» ГБУ РК «ЦСЗН г. Сыктывкара» наделено полномочиями министерства труда, занятости и социальной защиты республики Коми по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом в денежной форме.
Согласно Положению о министерстве труда, занятости и социальной защиты республики Коми, утвержденному постановлением правительства республики Коми от 11.12.2015 года № 519, министерство труда, занятости и социальной защиты республики Коми является органом исполнительной власти республики Коми, осуществляющим пункцию по разработке и реализации государственной политики, нормативному правовому регулированию в области социального развития, социальной защиты населения, организации оказания государственных услуг в сфере социальной защиты населения, организации оказания государственных услуг в сфере социального развития, включая организацию предоставления социальных гарантий населению республики Коми, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством республики Коми.
Таким образом, на ГБУ РК «ЦСЗН г. Сыктывкара», как на государственный орган исполнительной власти республики Коми, в полной мере распространяется установленная п. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ льгота по уплате государственной пошлины.
В соответствии с ч. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ, в бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации).
Таким образом, на основании ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, ч. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ, и с учетом удовлетворения заявленных требований, суд в порядке ч. 1 ст. 103 ГПК РФ считает необходимым взыскать с ответчика ФИО3 в бюджет г. Ставрополя государственную пошлину в размере 400 рублей.
Следовательно, суд находит заявленные требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд, оценив доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к изложенным выводам.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 233, 234 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л :
исковые требования ГБУ РФ «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Сыктывкара» к ФИО3 о взыскании излишне выплаченных сумм компенсаций – удовлетворить.
Взыскать с ФИО3 в пользу ГБУ РФ «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Сыктывкара» излишне выплаченные за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ суммы компенсаций по оплате жилого помещения и коммунальных услуг с наследственного имущества умершей ФИО1 в размере 5 294 рублей 88 копеек.
Взыскать с ФИО3 в доход местного бюджета госпошлину в размере 400 руб.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отмене этого решения.
Мотивированное решение суда изготовлено 27 января 2021 года.
Судья А.И.Эминов