Дело № |
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
<адрес> | ДД.ММ.ГГГГ |
Приволжский районный суд <адрес> Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Д.И. Саматовой,
при секретаре судебного заседания Л.Р. Ахметшиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ГР ФИО1 к кредитному потребительскому кооперативу граждан «Кредитный центр-Аксубаево», Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по <адрес>, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по <адрес> о признании протокола общего собрания членов-учредителей частично недействительным (ничтожным), признании недействительной записи в Едином государственном реестре юридических лиц, обязании исключить запись из Единого государственного реестра юридических лиц,
установил:
ФИО2 обратилась в суд с иском к кредитному потребительскому кооперативу граждан «Кредитный центр-Аксубаево» (далее – КПКГ «Кредитный центр-Аксубаево»), Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по <адрес> (далее – МИФНС № по РТ), Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по <адрес> (далее – МИФНС № по РТ) об исключении из состава учредителей и удалении персональных данных, признании решения о создании юридического лица недействительным и исключении из реестра членов кредитного кооператива, мотивируя тем, что от службы судебных приставов истец узнала, что в отношении нее возбуждено 11 исполнительных производств с одинаковым предметом исполнения – произвести ликвидацию КПКГ «Кредитный центр-Аксубаево» как учредитель данной организации. В отношении истца совершены меры к принудительному исполнению, взыскан исполнительный сбор по всем производствам, взыскание обращено на пенсионные накопления. По информации из выписки из ЕГРЮЛ истец включена в качестве учредителя кредитных центров, что является ошибочным и не соответствует действительности. Учредителем кооператива не является, никаких документов, связанных с созданием кооператива, не подписывала. Истец считает, что запись о создании кредитного потребительского кооператива, внесенная МРИ ФНС в Единый государственный реестр юридических лиц, является недействительной. Наличие данной записи в Едином государственном реестре юридических лиц нарушает права истца, так как согласия на включение ее в число учредителей кооператива она не давала. Каких-либо действий по ликвидации кооператива истец осуществлять не обязана. На основании изложенного истец просит признать недействительным (ничтожным) решение, формализованное в протоколе общего собрания членов учредителей от ДД.ММ.ГГГГ о создании КПКГ «Кредитный центр – Аксубаево» в части внесения в него персональных данных о ФИО2, протокол от ДД.ММ.ГГГГ о создании КПКГ «Кредитный центр-Аксубаево» в части внесении в него моих персональных данных и его волеизъявления о создании данной организации, запись в ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ о регистрации КПКГ «Кредитный центр-Аксубаево» в качестве юридического лица в части внесения в ЕГРЮЛ ее персональных данных как учредителя КПКГ «Кредитный центр-Аксубаево», исключить из состава учредителя и членов (пайщиков) КПКГ «Кредитный центр-Аксубаево», исключить персональные данные в качестве учредителя КПКГ «Кредитный центр-Аксубаево» из ЕГРЮ и обязать Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по <адрес>, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по <адрес> внести соответствующие изменения в сведения ЕГРЮЛ, исключив персональные данные ФИО2 из списка учредителей КПКГ «Кредитный центр-Аксубаево».
В ходе судебного разбирательства представитель истца уточнил исковые требования, просил признать недействительным (ничтожным) в части решения, формализованное в протоколе общего собрания членов учредителей от ДД.ММ.ГГГГ о создании КПКГ «Кредитный центр-Аксубаево» в части включения ФИО2 в составе учредителей КПКГ «Кредитный центр-Аксубаево», а также применить последствия недействительности решения собрания, обязав ответчиков исключить персональные данные ФИО2 в записях в ЕГРЮЛ как учредителя КПКГ «Кредитный центр-Аксубаево».
В судебном заседании представитель истца требования поддержал.
Представитель ответчика МИФНС России № по РТ в судебное заседание явилась с исковыми требованиями не согласна.
Представители ответчиков, КПКГ «Кредитный центр – Аксубаево», ТОРМ МИФНС России № по РТ, извещены о дне и времени судебного заседания надлежащим образом, в суд не явились.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, СЧ СУ Управления МВД РФ по городу Казани, извещено о дне и времени судебного заседания надлежащим образом, представитель в суд не явился, ходатайствовал о рассмотрение дела в его отсутствие.
Третьи лица, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Центральный Банк России в лице отделения НБ по РТ Волго-Вятского территориальное управление, судебный пристав-исполнитель МРОСП по ОИП, извещены о дне и времени судебного заседания надлежащим образом, представители в суд не явились.
Выслушав представителя истца, представителя ответчика и исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 51 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, предусмотренном законом о государственной регистрации юридических лиц.
Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.
До государственной регистрации юридического лица, изменений его устава или до включения иных данных, не связанных с изменениями устава, в единый государственный реестр юридических лиц, уполномоченный государственный орган обязан провести в порядке и в срок, которые предусмотрены законом, проверку достоверности данных, включаемых в указанный реестр.
Государственная регистрация юридического лица может быть признана судом недействительной в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер.
Включение в единый государственный реестр юридических лиц данных о юридическом лице может быть оспорено в суде, если такие данные недостоверны или включены в указанный реестр с нарушением закона.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - государственная регистрация) - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно статье 2 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственная регистрация осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в том числе его территориальными органами (далее - регистрирующий орган).
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим аккредитацию филиалов, представительств иностранных юридических лиц (за исключением представительств иностранных кредитных организаций), а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.
Согласно пункту «д» части 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения об учредителях (участниках) юридического лица.
В соответствии с частью 4 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, и для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр.
Как следует из части 1 статьи 8 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (в редакции, действовавшей на момент регистрации кредитного потребительского кооператива «Благо»), государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.
Согласно статье 12 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (в редакции, действовавшей на момент регистрации кредитного потребительского кооператива «Благо»), при государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица;
б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;
в) учредительные документы юридического лица в двух экземплярах (в случае представления документов непосредственно или почтовым отправлением), один из которых с отметкой регистрирующего органа возвращается заявителю (его представителю, действующему на основании доверенности) одновременно с документом, предусмотренным пунктом 3 статьи 11 настоящего Федерального закона. В случае, если предусмотренные настоящей статьей документы направлены в регистрирующий орган в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, учредительные документы юридического лица в электронной форме направляются в одном экземпляре. Регистрирующий орган по адресу электронной почты, указанному заявителем, одновременно с документом, предусмотренным пунктом 3 статьи 11 настоящего Федерального закона, направляет представленные заявителем учредительные документы в электронной форме, подписанные электронной подписью регистрирующего органа. В случае представления учредительных документов в электронной форме экземпляр таких документов на бумажном носителе с отметкой регистрирующего органа представляется заявителю (его представителю, действующему на основании доверенности) при указании на необходимость получения и способа получения таких документов заявителем при направлении предусмотренных настоящей статьей документов в регистрирующий орган;
г) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя;
д) документ об уплате государственной пошлины.
В соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (в редакции, действовавшей на момент регистрации кредитного потребительского кооператива «Благо») регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом.
В силу части 1 статьи 181.4 Гражданского кодекса Российской Федерации решение собрания может быть признано судом недействительным при нарушении требований закона, в том числе в случае, если:
1) допущено существенное нарушение порядка созыва, подготовки и проведения собрания, влияющее на волеизъявление участников собрания;
2) у лица, выступавшего от имени участника собрания, отсутствовали полномочия;
3) допущено нарушение равенства прав участников собрания при его проведении;
4) допущено существенное нарушение правил составления протокола, в том числе правила о письменной форме протокола (пункт 3 статьи 181.2).
Материалами дела установлено, что ДД.ММ.ФИО3 Купцов обратился в МРИ ФНС № по РТ с заявлением по установленной форме о государственной регистрации юридического лица – КПКГ «Кредитный центр – Аксубаево» при создании с приложением листов «Сведения об учредителях» КПКГ «Кредитный центр – Аксубаево», в том числе о ФИО2.
В качестве основания для регистрации юридического лица представлен протокол общего учредительного собрания КПКГ «Кредитный центр – Аксубаево» от ДД.ММ.ГГГГ; Устав КПКГ «Кредитный центр – Аксубаево»; документ, подтверждающий оплату государственной пошлины.
Из вышеуказанного протокола следует, что на общем учредительном собрании от ДД.ММ.ГГГГ в присутствии ФИО2 и иных учредителей КПКГ «Кредитный центр – ФИО4» принято решение о создании КПКГ «Кредитный центр – Аксубаево», избрании директором КПКГ «Кредитный центр – Аксубаево» С.А. ФИО5 и поручении ему быть заявителем при государственной регистрации КПКГ «Кредитный центр – Аксубаево».
ДД.ММ.ГГГГ МРИ ФНС № по РТ принято решение о государственной регистрации КПКГ «Кредитный центр – Аксубаево» на основании представленных для государственной регистрации документов, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридический лиц.
ДД.ММ.ГГГГ в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о КПКГ «Кредитный центр – Аксубаево» с указанием ФИО2 в качестве одного из учредителей юридического лица.
Вступившим в законную силу решением Чистопольского районного суда Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ по делу № по иску Центрального Банка Российской Федерации в лице отделения Национального Банка по <адрес> Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации КПКГ «Кредитный центр – Аксубаево» ликвидирован. Обязанность по осуществлению ликвидации КПКГ «Кредитный центр – Аксубаево» возложена на его учредителей, в том числе на истца.
Следователем СЧ СУ Управления МВД России по <адрес> сообщено о наличии в его производстве уголовного дела, возбужденное по признакам преступления, предусмотренного частью 4 статьи 159 Уголовного кодекса Российской Федерации, по факту хищения денежных средств вкладчиков КПКГ «Кредитный центр – Аксубаево».
В силу вышеприведенных норм закона, установив наличие всех необходимых документов в соответствии с перечнем, изложенным в статье 12 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», налоговый орган осуществляет государственную регистрацию создаваемого юридического лица.
При этом в соответствии с пунктом 4.1 статьи 9 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (в редакции, действовавшей на период регистрации кредитного потребительского кооператива) регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Ответственность за достоверность сведений, содержащихся в представленных на регистрацию документах, несет заявитель.
Таким образом, исковые требования ФИО2 к КПКГ «Кредитный центр-Аксубаево», МИФНС № по РТ, МИФНС № по РТ о признании протокола общего собрания членов-учредителей частично недействительным (ничтожным), признании недействительной записи в Едином государственном реестре юридических лиц, обязании исключить запись из Единого государственного реестра юридических лиц, подлежат частичному удовлетворению.
На основании изложенного, и руководствуясь статьями 12, 56, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования ГР ФИО1 к кредитному потребительскому кооперативу граждан «Кредитный центр-Аксубаево», Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по <адрес>, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по <адрес> о признании протокола общего собрания членов-учредителей частично недействительным (ничтожным), признании недействительной записи в Едином государственном реестре юридических лиц, обязании исключить запись из Единого государственного реестра юридических лиц удовлетворить частично.
Признать недействительным (ничтожным) решение, формализованное в протоколе общего собрания членов-учредителей от ДД.ММ.ГГГГ о создании Кредитного потребительского кооператива граждан «Кредитный центр – Аксубаево» в части внесения в него персональных данных о ГР ФИО1 в качестве учредителя и ее волеизъявления о создании данной организации.
Применить последствия недействительности решения собрания в виде признания недействительной записи в Едином государственном реестре юридических лиц от ДД.ММ.ГГГГ о регистрации Кредитного потребительского кооператива граждан «Кредитный центр – Аксубаево» в качестве юридического лица в части внесения в Единый государственный реестр юридических лиц персональных данных ФИО2 как учредителя Кредитного потребительского кооператива граждан «Кредитный центр – Аксубаево».
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Настоящее решение является основанием для исключения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по <адрес> записи о ГР ФИО1 как учредителе Кредитного потребительского кооператива граждан «Кредитный центр – Аксубаево» из Единого государственного реестра юридических лиц.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан через Приволжский районный суд <адрес> Республики Татарстан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья (подпись) Д.И. Саматова
Копия верна:
Судья Д.И. Саматова