К делу № 2-3496/15
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 октября 2015 года г.Сочи
Адлерский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Язвенко Р.В.,
с участием помощника прокурора Доценко О.Ф.,
при секретаре Пузеевой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора Адлерского района г. Сочи в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Сочи о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Адлерского района г. Сочи в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации города Сочи о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления.
В обоснование административных исковых требований в иске указано, что Прокуратурой Адлерского района г. Сочи в рамках проверки исполнения законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера с участием специалиста МУП г. Сочи "ОРГАНИЗАЦИЯ" 22.07.2015 проведено обследование ливневых систем канализации Адлерского района г. Сочи, по результатам которого установлено следующее.
По <адрес> водоотведение поверхностного ливневого стока осуществляется по железобетонным лоткам 600 х 400 мм., длиной 326 м. и 400 х 200 мм. длиной 103 м. Стенки лотков частично разрушены, ливневая система заилена на 50 %, местами заросла травой. От <адрес> водоотведение осуществляется в а/б трубе Д 350 мм, протяженностью 239 м., смотровые колодцы захламлены мусором. На пересечении ул<адрес> осмотром ливневого колодца установлено наличие нескольких кабель-каналов Д100 м.м., препятствующих свободному водоотведению в ливневой лоток 600x400 мм.
От дома № <адрес> водоотведение поверхностного ливневого стока осуществляется по рельефу по краю проезжей части, далее ливневые стоки попадают в ж/б лоток 1000x1200 мм. протяженностью 165 м., в который также попадают ливневые стоки с <адрес>. Указанный лоток заилен на 75 %, зарос различной растительностью и захламлен мусором.
Со стороны <адрес> водоотведение осуществляется по ж/б трубам диаметром 1000 м. протяженностью 250 м., далее от <адрес> до лодочкой станции посредством открытого и закрытого ж/б лотка 1000 х 1000 мм. протяженностью 690 м., от лодочной станции до выпуска в р. Кудепста посредством открытого и закрытого ж/б лотка 1000 х 1500 м.. протяженностью 485 м. Осмотром установлено, что система водоотведения указанного участка заилена на 25 %, захламлен различным мусором.
Характеристики описанных систем ливневой канализации нанесены на топографическую карту.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона 131- ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" канализационная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод.
Ливневая система канализации также относится к категории канализационной сети.
Согласно ответу департамента имущественных отношений администрации г. Сочи от 24.07.2015 сети ливневой канализации улиц: <адрес> в реестре объектов муниципальной собственности не значатся.
В силу пункта 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Согласно пункту 5 статьи 8 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления поселения, городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие # объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
Таким образом, из содержания указанных норм следует, что орган местного самоуправления является единственным органом обладающим правом -подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, поскольку законодателем не указаны иные участники гражданского оборота, имеющие право на подачу заявления о постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества. Кроме того, орган местного самоуправления городского округа обязан обеспечить надлежащую эксплуатацию, в т.ч. бесхозяйных систем водоотведения, а также обязан обеспечить признание права муниципальной собственности на бесхозяйные системы водоотведения.
Вместе с тем, названные меры не могут быть реализованы по причине неопределенной принадлежности спорного участка системы ливневой канализации.
Поскольку ливневая система канализации находится на территории Адлерского района г, Сочи, не обращение администрации г. Сочи с заявлением о постановке на учет как бесхозяйного объекта недвижимого имущества, а также бездействие по содержанию системы ливневой канализации свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из требований пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона № 131- ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", что приводит к нарушению прав неопределенного круга лиц, проживающих на территории Адлерского района г. Сочи, на надлежащим образом организованное водоотведение.
На основании изложенного просил суд, признать незаконным бездействие администрации города Сочи по обращению в государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет бесхозяйной недвижимой вещи - ливневой системы канализации в границах <адрес>, а также надлежащему содержанию указанных систем ливневой канализации.
Обязать администрацию города Сочи обратиться в государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет систем ливневой канализации, обладающих следующими характеристиками: местоположение - <адрес>.
Обязать администрацию г. Сочи принять меры по надлежащему содержанию ливневых систем канализации в границах <адрес> путем организации работ по их очистке.
Ст. помощник прокурора Адлерского района города Сочи ФИО в судебном заседании поддержал изложенные доводы, просил заявленные требования удовлетворить.
Представитель Администрации г. Сочи по доверенности ФИО административные исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, считает административное исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона 131- ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" канализационная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод.
Ливневая система канализации также относится к категории канализационной сети.
Содержание термина "канализация" определяется нормами действующих Государственного стандарта СССР ГОСТ 25150-82 "Канализация. Термины и определения", утвержденного Постановлением Госстандарта СССР от 24.02.1982 N 805, и Государственного стандарта СССР ГОСТ 19185-73 "Гидротехника. Основные понятия".
В соответствии с пунктом 7 и пунктом 9 ГОСТ 19185-73 под "водоснабжением" понимается подача воды потребителям, а под "канализацией" - отведение бытовых, промышленных и ливневых сточных вод.
Таким образом, водоотведение включает в себя не только отвод бытовых стоков, но и отведение ливневых сточных вод.
В силу абз. 4 п. 1 Приложения № 3 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 3020-1 "О разграничении государственной собственности в- Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий), городского пассажирского транспорта (включая метрополитен), внешнего благоустройства, а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов, относятся к муниципальной собственности.
Согласно п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 22.12.1993 № 2265 "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления самостоятельно утверждают перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность, в соответствии с приложением № 3 к постановлению № 3020-1.
Анализ названных положений позволяет сделать вывод о том, что система сетей и сооружений водоотведения, в том числе ливневой канализации, относится к объектам инженерной инфраструктуры и является муниципальной собственностью, поэтому организация мероприятий, направленных на устройство, содержание и строительство системы ливневой канализации на Территории муниципального образования является обязанностью органа местного самоуправления.
Из предоставленных материалов следует, что прокуратурой Адлерского района г. Сочи в рамках проверки исполнения законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера с участием специалиста МУП г. Сочи "ОРГАНИЗАЦИЯ" 22.07.2015 проведено обследование ливневых систем канализации Адлерского района г. Сочи, по результатам которого установлено, что : <адрес>.
От дома № <адрес> водоотведение поверхностного ливневого стока осуществляется по рельефу по краю проезжей части, далее ливневые стоки попадают в ж/б лоток 1000x1200 мм. протяженностью 165 м., в который также попадают ливневые стоки с <адрес>.
Со стороны <адрес> посредством открытого и закрытого ж/б лотка 1000 х 1500 м.. протяженностью 485 м. Осмотром установлено, что система водоотведения указанного участка заилена на 25 %, захламлен различным мусором.
Характеристики описанных систем ливневой канализации нанесены на топографическую карту.
Вместе с тем, согласно ответу департамента имущественных отношений администрации г. Сочи от 24.07.2015 сети ливневой канализации улиц: <адрес> в реестре объектов муниципальной собственности не значатся.
В силу пункта 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Согласно пункту 5 статьи 8 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления поселения, городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
Таким образом, из содержания указанных норм следует, что орган местного самоуправления является единственным органом обладающим правом -подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, поскольку законодателем не указаны иные участники гражданского оборота, имеющие право на подачу заявления о постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества. Кроме того, орган местного самоуправления городского округа обязан обеспечить надлежащую эксплуатацию, в т.ч. бесхозяйных систем водоотведения, а также обязан обеспечить признание права муниципальной собственности на бесхозяйные системы водоотведения.
Вместе с тем, названные меры не могут быть реализованы по причине неопределенной принадлежности спорного участка системы ливневой канализации.
Поскольку ливневая система канализации находится на территории Адлерского района г, Сочи, не обращение администрации г. Сочи с заявлением о постановке на учет как бесхозяйного объекта недвижимого имущества, а также бездействие по содержанию системы ливневой канализации свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положений пункта 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации и требований пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона № 131- ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", что приводит к нарушению прав неопределенного круга лиц, проживающих на территории Адлерского района г. Сочи, на надлежащим образом организованное водоотведение.
При таких обстоятельствах суд считает необходимым удовлетворить исковые требования прокурора Адлерского района г. Сочи в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 226-227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования прокурора Адлерского района г. Сочи в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Сочи о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления – удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации города Сочи по обращению в государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет бесхозяйной недвижимой вещи - ливневой системы канализации в границах <адрес>, а также надлежащему содержанию указанных систем ливневой канализации.
Обязать администрацию города Сочи обратиться в государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет систем ливневой канализации, обладающих следующими характеристиками: местоположение - <адрес>.
Обязать администрацию г. Сочи принять меры по надлежащему содержанию ливневых систем канализации в границах <адрес> путем организации работ по их очистке.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в течение месяца.
Председательствующий: подпись Язвенко Р.В.