ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3498 от 20.10.2011 Анапского городского суда (Краснодарский край)

                                                                                    Анапский городской суд Краснодарского края                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Анапский городской суд Краснодарского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

К делу № 2-3498/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

(не вступило в законную силу)

20 октября 2011 года Анапский городской суд в составе:

председательствующего Кравцовой Е.Н.,

при секретаре Соловьевой А.Ю.,

с участием помощника Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора Лещева М.А., представителя ответчика ООО «Яхт-клуб» Золотая бухта» Зыкина В.Л., действующего на основании доверенности от 12.09.2011г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ООО «Яхт-клуб» Золотая бухта» о признании незаконным бездействия юридического лица в части неисполнения требований федерального природоохранного законодательства,

У С Т А Н О В И Л:

Азово-Черноморский межрайонный природоохранный прокурор в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО «Яхт-клуб» Золотая бухта» о признании незаконным бездействия юридического лица в части неисполнения требований федерального природоохранного законодательства. В обоснование исковых требований прокурор указал, что Азово-Черноморской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства ООО «Яхт-клуб» Золотая Бухта», расположенного на территории муниципального образования г.-к. Анапа.

Проверкой установлено, что в процессе осуществления хозяйственной деятельности ООО «Яхт-клуб» Золотая Бухта» образуются отходы производства и потребления, имеющие различный класс опасности, а именно: мусор от уборки бытовых помещений организаций несортированный; отходы из жилищ несортированные, пищевые отходы кухонь и организаций общественного питания несортированные; отходы потребления на производстве подобные коммунальным. В соответствии с ККО (Федеральный классификационный каталог отходов) вышеуказанные отходы отнесены к 4-5 классу опасности.

Вместе с тем, в нарушение требований ст.ст. 11, 14, 19 Закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» на предприятии не ведется, в установленном порядке, учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а так же размещенных, отходов; отсутствуют паспорта опасных отходов.

Согласно части 3 статьи 18 Закона № 89-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении ходов в уведомительном порядке.

ООО «Яхт-клуб» Золотая Бухта» подпадает под критерии, установленные Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», в связи чем, обязано представлять отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов.

Однако, в нарушение требований ст. 18 Закона № 89-ФЗ ООО «Яхт- клуб» Золотая Бухта» отчетность за 2010 год в органы Росприроднадзора не представило.

При таких обстоятельствах, Азово-Черноморским межрайонным природоохранным прокурором в отношении юридического лица ООО «Яхт- клуб» Золотая Бухта», а также должностного лица - генерального директора ООО «Яхт-клуб» Золотая Бухта» Хачатуряна Л.С. возбуждены дела об административных правонарушениях, по признакам правонарушений, предусмотренных ст.ст. 8.1, 8.5, 8.41 КоАП РФ.

С учетом вышеизложенного, ООО «Яхт-клуб» Золотая Бухта» не принимает мер по исполнению требований федерального законодательства в области охраны окружающей среды, направленных на обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду, охрану здоровья человека, поддержание и восстановление благоприятного состояния окружающей среды, что, в свою очередь, нарушает Конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о её состоянии.

В связи с чем, просит суд признать незаконным бездействие ООО «Яхт-клуб» Золотая Бухта» выразившееся в неисполнении требований Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления, Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и обязании ответчика устранить выявленные нарушения.

В судебном заседании помощник Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора поддержал исковые требования в полном объеме.

Представитель ответчика ООО «Яхт-клуб» Золотая Бухта» с заявленными исковыми требования частично не согласен и указал, что в соответствии с п. 1 ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.

Под обращением с отходами согласно статье 1 Закона N 89-ФЗ понимается деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению отходов.

Однако, ООО «Яхт-клуб «Золотая бухта» в соответствии с основным и дополнительными видами деятельности не осуществляет обращение с отходами в смысле, придаваемом этой деятельности Законом N 89-ФЗ (виды деятельности ООО «Яхт-клуб» Золотая бухта» указаны в выписке из ЕГРЮЛ от 27.06.2011 г. № 2524).

Следовательно, у ООО «Яхт-клуб «Золотая бухта» как у лица, не осуществляющего деятельность по обращению с отходами, отсутствуют установленные статьей 19 Закона № 89-ФЗ обязанности.

Поэтому, требование Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора об обязании организовать учет образующихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам и размещенных отходов является незаконным.

Во-вторых, пунктом 2 ст. 19 Закона N 89-ФЗ установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического отчета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Таким образом, обязанность представлять отчетность в области обращения с отходами возложена только на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами.

Поскольку ООО «Яхт-клуб «Золотая бухта» не осуществляет деятельность по обращению с отходами, то требование Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора об обязании представить отчетность об образовании, использовании, обезвреживании размещении отходов за 2010 год в органы Росприроднадзора также является незаконным.

Рассмотрев материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что ООО «Яхт-клуб «Золотая бухта» является арендатором земельного участка площадью 1327 кв.м., и расположенного на нем недвижимого имущества по адресу: г.Анапа, пер.Кордонный, д.1а, что подтверждается договором аренды недвижимого имущества от 15.02.2011г., заключенного между А.В.Ю. и ответчиком.

Азово-Черноморской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства ООО «Яхт-клуб «Золотая бухта». В ходе проверки были выявлены нарушения требований закона от 24.06.1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и установлено, что в процессе хозяйственной деятельности ООО «Яхт-клуб «Золотая бухта» образуются отходы производства и потребления, имеющие различный класс опасности, а именно: мусор от уборки бытовых помещений организаций несортированный; отходы от жилищ несортированные; пищевые отходы кухонь и организаций общественного питания несортированные; отходы потребления на производстве, подобные коммунальным. В соответствии с критериями классов опасности отходов (Приказ МПР РФ от 15.06.2001г. №511 «Об утверждении Критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды» вышеуказанные отходы отнесены к 4-5 классу опасности.

В соответствии с ч.2 ст.16 закона от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» одним из видов негативного воздействия на окружающую среду является размещение отходов производства и потребления.

Статьей 11 закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

Согласно ст.14 закона №89-ФЗ юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт.

Несоблюдение требований о паспортизации образующихся отходов нарушает права неопределенного круга лиц в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

В соответствии с п.1 ст.1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. При этом согласно ст.6 ГК РФ возможно применение гражданского законодательства по аналогии.

При таких обстоятельствах исковые требования о признании незаконным бездействия в части паспортизации образующихся отходов подлежат удовлетворению.

Рассматривая требования прокурора об обязании ответчика организовать учет образующихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам и размещенных отходов, суд считает, что указанные требования не подлежат удовлетворению ввиду следующего.

Согласно ст.19 закона №89-ФЗ юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

Как видно из данной нормы учет обязаны вести лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами.

В статье 1 закона N 89-ФЗ перечислены основные понятия, согласно которых обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

При этом сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов; накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования; использование отходов - применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии; обезвреживание отходов - обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду; транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах; размещение отходов - хранение и захоронение отходов.

Из содержания названной нормы следует, что учет должны вести только специализированные юридические лица, а не все юридические лица.

Истцом в соответствии со ст.56 ГПК РФ не представлено доказательств, что ответчик осуществляет деятельность с отходами как специализированная организация.

Поэтому в этой части исковые требования являются необоснованными.

Соответственно не подлежат удовлетворению и исковые требования о предоставлении отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов, поскольку отчетность в соответствии со ст.19 закона №89-ФЗ должны предоставлять лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, т.е также только специализированные лица.

Кроме того, вопросы представления юридическими лицами отчетности в органы Росприроднадзора в соответствии со ст.2 ГК РФ не регламентируются гражданским законодательством. Гражданским законодательством согласно ст.1065 ГК РФ (во взаимосвязи со ст.6 ГК РФ) регламентируются вопросы предупреждения причинения нарушением природоохранного законодательства имущественного вреда (неимущественного, связанного с имущественным вреда) в будущем. Само по себе непредставление юридическими лицами в органы государственной власти отчетности интересы неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания не нарушает и возможности причинения в будущем имущественного вреда не создает.

Обязанность представления юридическими лицами отчетности вытекает исключительно из административного характера деятельности органов государственной власти, поэтому признания незаконным бездействия в данном случае осуществляется в ином порядке.

Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Яхт-клуб «Золотая Бухта» о признании незаконным бездействия юридического лица в части неисполнения требований природоохранного законодательства удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие ООО «Яхт-клуб «Золотая Бухта», выразившееся в неисполнении требования закона от 24.06.1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», а именно получить паспорта на образующиеся опасные отходы.

В остальной части заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Анапский городской суд в течение 10 дней со дня принятия.

Председательствующий: