Дело №2-3498/2023 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе: председательствующего судьи Денисовой М.А., при секретаре Платовой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Куликовой ФИО7 к Управлению Федеральной налоговой службы по Ульяновской области о возврате излишне уплаченного налога, УСТАНОВИЛ: Куликова Т.Н. обратилась в суд с иском, уточненным в ходе рассмотрения дела, к УФНС России по Ульяновской области о возврате излишне уплаченного налога. В обоснование исковых требований указала, что она является нотариусом г.Димитровграда и Мелекесского района Ульяновской области, осуществляющая свою деятельность на основании лицензии на право осуществления нотариальной деятельности. В ходе осуществления деятельности, при проведении сверки взаимных расчетов с бюджетом 08.09.2021 она узнала, что в налоговом органе у нее числится значительная для нее сумма переплаты налога на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст. 228 НК РФ в размере 103809 руб. В декабре 2022 года, получив справку о состоянии расчетов по налогам и сборам по аналогичному периоду она узнала, что переплата по налогу по прежнему числится за ней в размере 103185 руб. Добросовестно полагая, что налоговым органом выявлена переплата по налогу, 21.12.2022 налогоплательщик подает заявление о зачете суммы излишне уплаченного (подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа), на который получает ответ, что фактически переплата отсутствует. Более того, из звонков работников налоговой службы, поступавших из г.Димитровграда и из г.Ульяновска, было ясно, что налоговый орган несвоевременно произвел разноску поступающих от налогоплательщика платежей, а также то, что срок исковой давности по данной переплате уже истек. Данные утверждения не могут восприниматься налогоплательщиком как достоверные, так как информация о переплате налога указывается в актах сверок до настоящего времени, а временем, когда она узнала о том, что есть такая переплата, она узнала только в сентябре 2021 года, получив на руки справку о сверке расчетом с бюджетом, то есть в пределах срока исковой давности, установленного законодательством РФ. Желая в досудебном порядке урегулировать возникшие разногласия, налогоплательщик обратился с жалобой в государственный орган, откуда получил отказ, в котором было указано, что переплата отсутствует, и в связи с этим жалоба остается без удовлетворения. Просит обязать УФНС России по Ульяновской области возвратить из бюджета Куликовой Т.Н. сумму излишне уплаченного налога на доходы физических лиц в размере 103185 руб. путем принятия соответствующего решения о зачете (возврате) в установленном законом порядке; взыскать с УФНС России по Ульяновской области в пользу Куликовой Т.Н. расходы по оплате государственной пошлины в размере 6000 руб. Истец Куликова Т.Н. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещалась надлежащим образом. Представитель истца Исаев С.Е. в судебном заседании уточненные исковые требований поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении. После перерыва в судебное заседание не явился, в заявлении просит о рассмотрении дела в его отсутствие. Представитель ответчика УФНС России по Ульяновской области Клеменова Ю.В. в судебном заседании уточненные исковые требования не признала, пояснив, что переплата в размере 103185 руб. не является фактической переплатой по налогу на доходы физических лиц, полученных в соответствии со ст. 228 НК РФ, а является уплатой налога на доходы физических лиц, источником которых является налоговый агент в соответствии со cт. 226 НК РФ. С 01.01.2012 Приказом Минфина России от 21.12.2011 № 180н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» введены в действие новые коды бюджетной классификации. В связи с этим в карточках «Расчеты с бюджетом» (КРСБ) необходимо перекодировать коды классификации доходов бюджетов. Переходная таблица по КБК, применяемым в 2012 году, приведена в Письме ФНС России от 26.01.2012 № ЗН-4-1/1159@. В рассматриваемом случае данная КРСБ перекодирована, переплата с КРСБ НДФЛ (вычеты, продажа) перенесена в КРСБ НДФЛ (доход от физических лиц) КБК № Наличие перенесенной переплаты объясняется тем, что в КРСБ не были отражены начисления в связи с тем, что расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом впервые был утвержден Приказом ФНС России от 14.10.2015 № ММВ-7-11/450@ «Об утверждении формы расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (форма 2-НДФЛ), порядка ее заполнения и представления, а также формата представления расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, в электронной форме», то есть не было сумм налога, которые отражались в КРСБ. Анализируя карточку расчетов с бюджетом Куликовой Т.Н., прослеживается периодичность уплаты, что свидетельствует о том, что текущие платежи, осуществленные Куликовой Т.Н., являются перечисленным налогом на доходы физических лиц за работников. Просила в удовлетворении иска отказать, также указав, что истцом пропущен срок для обращения с заявлением о возврате излишне оплаченного налога. Изучив материалы настоящего гражданского дела, заслушав участников процесса, суд приходит к следующему. В соответствии с ч. 1 ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. В силу ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Порядок осуществления возврата налогоплательщику налоговым органом излишне уплаченных налогов установлен статьей 78 НК РФ (в редакции, действовавшей на момент подачи заявления Куликовой Т.Н. о возврате налога). Пунктом 6 статьи 78 НК РФ установлено, что сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленному через личный кабинет налогоплательщика, а также в составе налоговой декларации в соответствии со статьей 229 настоящего Кодекса) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления. Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности). В силу п.7 ст. 78 НК РФ заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах или по результатам взаимосогласительной процедуры в соответствии с международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения. Заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченного налога представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика. Если иное не предусмотрено настоящей статьей, решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась (п. 8 ст. 78 НК РФ). В соответствии с п. 9 ст. 78 НК РФ налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченного налога или решении об отказе в осуществлении зачета (возврата) в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения. В судебном заседании установлено, что Куликова Т.Н. состоит на налоговом учете в УФНС по Ульяновской области в качестве нотариуса (ИНН 730200172679). При проведении сверки взаимных расчетов с бюджетом из справки № от ДД.ММ.ГГГГ Куликовой Т.Н. стало известно об имеющейся переплате по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст. 228 НК РФ, в размере 103809 руб. В справке № о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам организация и индивидуальных предпринимателей по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ указанная переплата числится в размере 103185 руб. На основании указанных сведений, Куликова Т.Н. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в налоговый орган с заявлением о зачете суммы излишне уплаченного (подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа). В ответ на заявление Куликовой Т.Н. письмом от ДД.ММ.ГГГГ налоговый орган указал, что переплата по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст. 228 НК РФ имеется в размере 103809 руб., однако отказал в удовлетворении требований в связи с истечением 3 лет со дня уплаты. ДД.ММ.ГГГГ Куликова Т.Н. обратилась в налоговый орган с жалобой на действия сотрудников, в которой просила признать бездействие налогового органа, выразившееся в неудовлетворении заявления налогоплательщика о зачете излишне уплаченного (подлежащего возмещению) налога в размере 103809 руб. незаконным и обязать налоговый орган произвести зачет переплаты по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в размере 103809 руб. Решением МИФНС России по Приволжскому федеральному округу от ДД.ММ.ГГГГ жалоба Куликовой Т.Н. оставлена без удовлетворения. Полагая, что в указанном случае нарушаются ее законные права и интересы, Куликова Т.Н. обратилась в суд с данным иском. Согласно сведениям, представленным в материалы дела УФНС России по Ульяновской области, в карточке «Расчеты с бюджетом» по НДФЛ (вычеты, продажа имущества по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, числится переплата налога в размере 103 809 руб., которая сформировалась в результате уплаты налога на доходы физических лиц, удержанного из заработной платы работников следующими платежными поручениями: № от ДД.ММ.ГГГГ платеж в сумме 822 руб., № от ДД.ММ.ГГГГ платеж в сумме 1030 руб., № от ДД.ММ.ГГГГ платеж в сумме 2032 руб., № от ДД.ММ.ГГГГ платеж в сумме 213 руб., № от ДД.ММ.ГГГГ платеж в сумме 1131 руб., № от ДД.ММ.ГГГГ платеж в сумме 3063 руб., № от ДД.ММ.ГГГГ платеж в сумме 10611 руб., № от ДД.ММ.ГГГГ платеж в сумме 5898 руб., № от ДД.ММ.ГГГГ платеж в сумме 2206 руб., № от ДД.ММ.ГГГГ платеж в сумме 2444 руб., № от ДД.ММ.ГГГГ платеж в сумме 3224 руб., № от ДД.ММ.ГГГГ платеж в сумме 2340 руб., № от ДД.ММ.ГГГГ платеж в сумме 3393 руб., № от ДД.ММ.ГГГГ платеж в сумме 2609 руб., № от ДД.ММ.ГГГГ платеж в сумме 5104 руб., № от ДД.ММ.ГГГГ платеж в сумме 1246 руб., № от ДД.ММ.ГГГГ платеж в сумме 3061 руб., № от ДД.ММ.ГГГГ платеж в сумме 4238 руб., № от ДД.ММ.ГГГГ платеж в сумме 3718 руб., № от ДД.ММ.ГГГГ платеж в сумме 2938 руб., № от ДД.ММ.ГГГГ платеж в сумме 2509 руб., № от ДД.ММ.ГГГГ платеж в сумме 4132 руб., № от ДД.ММ.ГГГГ платеж в сумме 5463 руб., № от ДД.ММ.ГГГГ платеж в сумме 1182 руб., № от ДД.ММ.ГГГГ платеж в сумме 2548 руб., № от ДД.ММ.ГГГГ платеж в сумме 3510 руб., № от ДД.ММ.ГГГГ платеж в сумме 3276 руб., № от 16,09.2011 платеж в сумме 5500 руб., № от ДД.ММ.ГГГГ платеж в сумме 3708 руб., № от ДД.ММ.ГГГГ платеж в сумме 10660 руб. В соответствии со сведениями, представленными Куликовой Т.Н. в качестве налогового агента, сумма удержанного налога на доходы физических лиц за период с 2004 по 2011 г.г., составила 379908 руб. Сумма платежей, осуществленных Куликовой Т.Н. за аналогичный период по двум КБК № «НДФЛ (агент)», № «НДФЛ (вычеты, продажа имущества)» составила 400614 руб., в том числе 108145 руб. – по КБК № «НДФЛ (вычеты, продажа имущества», включающего платежи на сумму 103809 руб. Таким образом, сумма удержанного налога на доходы физических лиц составила 379908 руб., уплачено по КБК № «НДФЛ (агент)», КБК 18№ «НДФЛ (вычета, продажа имущества)» - 400614 руб. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ по КРСБ НДФЛ (вычеты, продажа имущества) КБК № имелась переплата в сумме 103809 руб. Как пояснила в судебном заседании представитель УФНС России по Ульяновской области, в связи с переходом на новую бюджетную классификацию с ДД.ММ.ГГГГ КРСБ перекодирована, переплата внесена в КРСБ НДФЛ (доход физических лиц) КБК №. При конвертации из ПК СЭОД в ПК АИС Налог-3 переплата в сумме 103809 руб. отражена как стартовая переплата на ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ в автоматическом режиме сформирован зачет переплаты по НДФЛ в сумме 624 руб. в счет частичного погашения начисления налога на имущество за 2020 год по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ, после чего оставшаяся сумма переплаты составила 103185 руб. Таким образом, суд считает установленным факт того, что перечисление истцом налога на доходы физических лиц за работников по вышеуказанным платежным поручениям в 2005, 2006, 2007, 2011 годах не является излишне уплаченным налогом, а лишь подтверждает факт исполнения Куликовой Т.Н. обязанности налогового агента по удержанию и перечислению налога на доходы физических лиц с заработной платы работников в размере 103809 рублей. В соответствии с пунктом 1 статьи 226 НК РФ налоговый агент обязан исчислить налог на доходы физических лиц, удержать его из дохода, выплаченного налогоплательщику, и уплатить в бюджет сумму налога. В рассматриваемой ситуации право истца требовать возврата (зачета) суммыналога из бюджета отсутствует, поскольку уплаченная сумма налогоплательщику не принадлежит, а представляют собой часть дохода налогоплательщиков - физических лиц (работников), удержанного Куликовой Т.Н. (как налоговым агентом) у своих работников для перечисления в бюджет. Право налогового агента на возврат излишне уплаченного налога возникает лишь тогда, когда в бюджет было перечислено налога больше, чем следовало бы удержать с налогоплательщиков, при наличии доказательств перерасчета налоговых обязательств конкретных налогоплательщиков и возникшей вследствие этого у налогового агента в силу закона обязанности возвратить излишне удержанные суммы налога налогоплательщикам. Федеральным законом от 14.07.2022 № 263-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации», внесены изменения в положения Налогового кодекса Российской Федерации. На основании п. 2 ст. 11.3 Единым налоговым счетом признается форма учета налоговыми органами: Согласно п. 1 ст. 79 НК РФ налогоплательщик, плательщик сбора, плательщик страховых взносов и (или) налоговый агент вправе распорядиться суммой денежных средств, формирующих положительное сальдо его единого налогового счета, путем возврата этой суммы на открытый ему счет в банке в порядке, предусмотренном настоящей статьей. Распоряжение денежными средствами в размере сумм, формирующих положительное сальдо единого налогового счета налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов и (или) налогового агента, осуществляется, в частности, на основании заявления о распоряжении путем возврата сумм денежных средств, формирующих положительное сальдо единого налогового счета такого лица (далее - заявление о распоряжении путем возврата), представленного в налоговый орган по месту учета такого лица по установленной форме на бумажном носителе или по установленному формату в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленного через личный кабинет налогоплательщика, а также в составе налоговой декларации в соответствии со статьей 229 НК РФ. Пп. 3 ст. 79 НК РФ установлено, что поручение о возврате суммы денежных средств, формирующих положительное сальдо единого налогового счета лица налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов и (или) налогового агента, направляется налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства не позднее следующего дня после наступления, в частности, получения заявления о возврате суммы денежных средств, формирующих положительное сальдо единого налогового счета лица - налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов и (или) налогового агента, направляется налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства не позднее следующего дня после получение заявления о распоряжении путем возврата суммы денежных средств, формирующих положительное сальдо единого налогового счета, представленного в соответствии со ст. 229 НК РФ одновременно с налоговой декларацией по налогу на доходы физических лиц, но не ранее дня вступления в силу решения налогового органа по результатам камеральной налоговой проверки на основе указанной налоговой декларации либо истечения 10 дней после дня окончания установленного ст. 88 НК РФ срока проведения камеральной налоговой проверки указанной налоговой декларации. В случае, если при проведении камеральной налоговой проверки указанной налоговой декларации не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, указанное в абзаце первом настоящего пункта поручение о возврате суммы денежных средств может быть направлено налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства раньше дня окончания установленного ст. 88 НК РФ срока проведения камеральной налоговой проверки указанной налоговой декларации. Таким образом, зачет или возврат осуществляется в размере, не превышающем положительное сальдо единого налогового счета, по заявлению налогоплательщика. Положительное сальдо единого налогового счета формируется, если общая сумма денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, соответственно больше денежного выражения совокупной обязанности. Суммы излишне уплаченных и излишне взысканных налогов (авансовых платежей, иных сборов, страховых взносов, пеней, штрафов) увеличивают сальдо единого налогового счета (пп. 3 ст. 11.3 НК РФ). Согласно ч. 3 cт. 4 Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» не признаются суммы излишне уплаченных по состоянию на 31 декабря 2022 года налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, предусмотренных НК РФ процентов, если со дня их уплаты прошло более трех лет. При этом, согласно пп. 1 п. 7 cт. 11.3 НК РФ при определении размера совокупной обязанности не учитываются суммы налогов, сборов, страховых взносов, подлежащих уменьшению на основании налоговых деклараций (расчетов), уточненных налоговых деклараций (расчетов), предусматривающих уменьшение подлежащих уплате сумм налогов, сборов, страховых взносов, если со дня истечения установленного законодательством о налогах и сборах срока уплаты соответствующих налога, сбора, страховых взносов прошло более трех лет, за исключением случаев осуществления налоговым органом перерасчета налогов, сборов, страховых взносов по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, и случаев восстановления судом указанного срока, если причины его пропуска признаны уважительными. Из приведенных норм следует, что суммы налогов, излишне уплаченные по состоянию на 31.12.2022 более трех лет назад, не возвращенные или не зачтенные налогоплательщиком, не признанные в качестве единого налогового платежа на едином налоговом счете, с 01.01.2023 не смогут зачитываться в уплату предстоящих платежей бюджетную систему и не будут подлежать возврату налогоплательщику. По данным налогового органа, по состоянию на 11.07.2023 сумма отрицательного сальдо по единому налоговому счету составляла 202294 руб. 58 коп. По состоянию на 18.08.2023 сумма положительного сальдо по ЕНС Куликовой Т.Н. составляет 2643 руб. 86 коп., из чего следует что заявленная ко взысканию сумма в размере 103185 руб. отсутствует в едином налоговом счете Куликовой Т.Н. Таким образом, исковые требования Куликовой Т.Н. к УФНС России по Ульяновской области удовлетворению не подлежат. С учетом того, что судом отказано в удовлетворении исковых требований, в силу положений статей 98 ГПК РФ расходы по оплате государственной пошлины не могут быть возложены на ответчика. В силу конституционного положения об осуществлении судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон (ст. 123 Конституции РФ), суд по данному делу обеспечил равенство прав участников процесса по представлению, исследованию и заявлению ходатайств. При рассмотрении дела суд исходил из представленных сторонами доказательств. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: в удовлетворении исковых требований Куликовой Тамары Николаевны к Управлению Федеральной налоговой службы по Ульяновской области о возврате излишне уплаченного налога – отказать. Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Судья М.А. Денисова Мотивированное решение составлено 28.08.2023. |