ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3499/2013 от 09.09.2013 Калининского районного суда г. Челябинска (Челябинская область)

дело № 2-3499/2013

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

«09» сентября 2013 года                            г. Челябинск

Калининский районный суд г. Челябинска в составе:

председательствующего судьи Кунгурцевой Н.А.,

при секретаре Яблоковой Т.Э.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе ФИО1 на решение УФМС России по Челябинской области об отказе в выдаче разрешения на временное проживание,

у с т а н о в и л:

ФИО1 обратился в суд с жалобой на решение УФМС России по Челябинской области от (дата) об отказе в выдаче разрешения на временное проживание (л.д. 5-7).

В обоснование жалобы заявитель указал, что обращался в УФМС России по Челябинской области для получения разрешения на временное проживание. (дата) получил сообщение об отказе в выдаче разрешения на временное проживание со ссылкой на подп. 4 п. 1 ст.7 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», в котором сказано «представил поддельные или подложные документы либо сообщил о себе заведомо ложные сведения». В устной форме ему было разъяснено, что причиной для отказа в выдаче разрешения на временное проживание, послужило неуказание сведений о привлечении к административной ответственности (дата) в соответствии с ч.1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то есть за несоблюдение установленного порядка регистрации. Между тем, согласно ст. 4.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, он считается не подвергнутым данному наказанию, а потому принятое решение об отказе в выдаче разрешения на временное проживание не может быть признано законным.

Заявитель ФИО1 в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие с участием представителя.

Представитель заявителя ФИО1 – ФИО2, действующая на основании доверенности от (дата), в судебном заседании доводы жалобы поддержала. Факт привлечения ФИО1 к административной ответственности в соответствии с ч.1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не оспаривала. Дополнительно пояснила, что в соответствии с нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ФИО1 считается не привлекавшимся к административной ответственности, поскольку срок, в течение которого лицо, считается подвергнутым административному наказанию, установленный ст. 4.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, истек, а потому ФИО1 не должен был указывать данное нарушение. Кроме того, ссылался на то, что ФИО1 не имел умысла на сокрытие данной информации, а просто забыл о том, что ранее привлекался к административной ответственности. Оспариваемым отказом нарушены права заявителя, поскольку такой отказ затягивает сроки получения вида на жительство, и, как следствие, гражданства Российской Федерации.

Представитель заинтересованного лица УФМС России по Челябинской области ФИО3, действующая на основании доверенности от (дата), в судебном заседании против удовлетворения заявления возражала, ссылаясь на то, что при обращении в УФМС России по Челябинской области с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание ФИО1 был предупрежден о том, что в выдаче разрешения на временное проживание ему может быть отказано, при этом засвидетельствовал своей подписью подлинность представленных документов и достоверность изложенных сведений. При заполнении п.18 заявления ФИО1 указал, что не привлекался к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в части обеспечения режима пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации, однако в ходе проверки указанных данных было установлено иное. Предоставление заведомо ложных сведений о себе в силу прямого указания в законе является безусловным основанием для отказа в выдаче разрешения на временное проживание иностранного гражданина на территории Российской Федерации. Кроме того, отказ в выдаче разрешения на временное проживание прав заявителя не нарушает, поскольку не препятствует ему законно находиться и проживать на территории Российской Федерации при наличии действительной визы, равно как и не препятствует повторному обращению для получения разрешения на временное проживание по истечении установленного законом срока.

Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, оснований для удовлетворения заявленных требований не находит по следующим мотивам.

Так, в соответствии с ч.1 ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Согласно ст. 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Как установлено судом, заявитель ФИО1, является гражданином республики Азербайджан, в настоящее время находится на территории Российской Федерации, что подтверждается его паспортом (л.д.8-9).

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности, регламентированы нормами Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Кроме того, в силу ст. 3 указанного выше Федерального закона, законодательство о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации помимо Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» основывается на Конституции Российской Федерации и иных федеральных законах, а также определяется международными договорами Российской Федерации.

Исходя из положений ст.ст.2,6, 6.1 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» право иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство, подтверждается разрешением на временное проживание.

В соответствии с п.2 ст. 6.1 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» для получения разрешения на временное проживание иностранному гражданину, прибывшему в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, необходимо обратиться в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции.

Таким органом, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2012 года № 711 «О вопросах Федеральной миграционной службы» является Федеральная миграционная служба, в Челябинской области – Федеральная миграционная служба по Челябинской области (УФМС по Челябинской области), что подтверждается положением об УФМС России по Челябинской области, утвержденным приказом директора ФМС России от 02 декабря 2005 года.

(дата) ФИО1 обратился в УФМС России по Челябинской области с письменным заявлением о выдаче разрешения на временное проживание иностранному гражданину, прибывшему в Российскую Федерацию в порядке, не требующем визы.

Форма заявления о выдаче разрешения на временное проживание иностранному гражданину, прибывшему в Российскую Федерацию в порядке, не требующем визы, утверждена приказом директора ФМС России от 29 февраля 2008 года № 40 «Об утверждении Административного регламента по предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации».В частности, заявление содержит графу 18 следующего содержания: «Привлекались ли Вы к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в части обеспечения режима пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации (если да, то сколько раз и когда)».

Заполняя бланк заявления о выдаче разрешения на временное проживание, в графе 18 ФИО1 указал, что не привлекался к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в части обеспечения режима пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации.

В соответствии с п.п. 53,54 указанного выше Административного регламента по предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации, сотрудник ФМС, уполномоченный на рассмотрение заявления, проводит проверку для выявления оснований отказа в выдаче разрешения, для чего направляет письменные запросы в территориальные органы внутренних дел, службу судебных приставов, налоговые органы, органы социального обеспечения, органы здравоохранения и другие заинтересованные органы для выявления оснований, препятствующих выдаче разрешения и отнесенных к компетенции указанных органов. Проверка заявителя проводится также по учетам ФМС России, по учетам Главного информационно-аналитического центра МВД России и информационных центров МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерацию.

В ходе проверки представленных ФИО1 сведений, сотрудником УФМС России по Челябинской области выявлено, что (дата) заявитель привлекался к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации), и ему было назначено наказание в виде административного штрафа.

В соответствии с подп.4 п.1 ст.7 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» разрешение на временное проживание иностранному гражданину не выдается, а ранее выданное разрешение аннулируется в случае, если данный иностранный гражданин, в частности представил поддельные или подложные документы либо сообщил о себе заведомо ложные сведения.

Согласно п.п. 58,59 Административного регламента по предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации решение, в том числе и об отказе в выдаче разрешения оформляется в виде заключения по установленной форме, которое утверждается руководителем территориального органа ФМС России или заместителем. В течение 1 рабочего дня после принятия решения сотрудник, рассматривавший заявление, направляет иностранному гражданину уведомление о результате рассмотрения заявления с указанием места и времени получения разрешения или уведомления об отказе в его выдаче.

По результатам рассмотрения заявления ФИО1 о выдаче разрешения на временное проживание и проверки предоставленных ФИО1 сведений, старшим специалистом ОВиРИГ УФМС России по Челябинской области вынесено заключение об отказе в выдаче разрешения на временное проживание на основании подп.4 п.1 ст.7 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», при этом, как следует из заключения, утвержденного в установленном законом порядке заместителем начальника УФМС России по Челябинской области (дата), основанием для принятия такого заключения послужило не указание заявителем сведений о привлечении к административной ответственности (дата) по ст.18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

(дата) начальником ОВиРИГ УФМС России по Челябинской области принято решение № об отказе в выдаче разрешения на временное проживание на основании подп.4 п.1 ст.7 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», которое направлено в адрес заявителя (дата) исх№.

Разрешая требования ФИО1 об отмене указанного выше решения об отказе в выдаче разрешения на временное проживание, суд принимает во внимание, что данное решение вынесено надлежащим должностным лицом, в пределах предоставленных ему полномочий, в установленном законом порядке, основано на нормах Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», в связи с чем приходит к выводу, что правовых оснований для его отмены, не имеется.

Ссылки заявителя в жалобе и его представителя в судебном заседании на положения ст.4.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции, действовавшей до (дата)) в силу которой лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания, о незаконности оспариваемого решения не свидетельствуют, поскольку не освобождают ФИО1 от обязанности указать в графе 18 заявления о выдаче разрешения на временное проживание, сведения, в том числе и об административных правонарушениях, в отношении которых истек год со дня окончания исполнения постановления.

Понятия административная ответственность и административное наказание не являются тождественными, несмотря на их тесную взаимосвязь, в силу ч.1 ст.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание – это установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения. От наказания суд может освободить, при этом ответственность как правовое состояние остается.

В заявлении о выдаче разрешения на временное проживание в императивной форме в графе 18 на гражданина возлагается обязанность сообщить: сколько раз и когда именно заявитель привлекался к административной ответственности. При этом не имеет значения, погашено административное наказание или нет, важен факт указания в заявлении о привлечении заявителя к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в части обеспечения режима пребывания иностранных граждан в Российской Федерации, когда и сколько раз.

Подлинность представленных документов и достоверность изложенных в заявлении сведений ФИО1 подтвердил своей подписью, при этом он был предупрежден, что в выдаче разрешения на временное проживание ему может быть отказано либо выданное разрешение может быть аннулировано в случаях, предусмотренных ст.7 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

В соответствии с ч. 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации, ст. 4 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранные граждане несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Учитывая, что обязанность сообщать достоверные сведения о привлечении к административной ответственности, независимо от истечения срока окончания исполнения постановления о привлечении к административной ответственности, прямо предусмотрена в заявлении о выдаче разрешения на временное проживание иностранному гражданину, прибывшему в Российскую Федерацию, форма которого утверждена приказом директора ФМС России от (дата) № 40, в пределах делегированных ему полномочий, а также нормами Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», то неисполнение этой обязанности влечет для ФИО1 правовые последствия, предусмотренные действующим законодательством, в том числе и в виде отказа в выдаче разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации.

Ссылки представителя заявителя в судебном заседании на то, что ФИО1 забыл о привлечении его в 2010 году к административной ответственности, не могут быть приняты во внимание, поскольку данное обстоятельство не освобождает заявителя от ответственности в связи с предоставлением недостоверных сведений о себе.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 193,194-199,258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

р е ш и л:

    В удовлетворении жалобы ФИО1 на решение УФМС России по Челябинской области об отказе в выдаче разрешения на временное проживание, отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Челябинский областной суд через Калининский районный суд г.Челябинска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий                     Н.А. Кунгурцева