ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3499/2022 от 14.07.2022 Кировского районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

Дело № 2-3499/2022

66RS0003-01-2022-002404-98

Мотивированное решение изготовлено 14 июля 2022 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Екатеринбург 07 июля2022 года

Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Войт А.В., при секретаре судебного заседания Альгиной В.Е.,с участием прокурора Шабалиной А.Н., представителя ответчика Ерышовой А.А.,рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Свердловского межрайонного природоохранного прокурора к Министерству природных ресурсов и экологии Свердловской области о возложении обязанностей,

УСТАНОВИЛ:

Свердловский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с вышеуказанным иском, в обоснование которого указал, что по обращениям жителей Режевского городского округа в марте-апреле 2022 года проведены надзорные мероприятия по факту вырубки лесных насаждений на территории бывшего пионерского лагеря «Звонкие голоса» в границах земельного участка с кадастровым номером 66:22:0000000:3200 в водоохранной зоне реки Реж. В ходе проверки установлено, что указанный земельный участок по договору купли-продажи от 21 октября 2014 года № 115 на основании постановления Администрации Режевского городского округа № 2127 передан в собственность ООО «Режевской капитал». Участок примыкает к береговой полосе реки Реж, при этом согласно сведениям государственного водного реестра его границы пересекает водоохранная зона реки Реж 200 м. Река Реж протяженностью 219 км является правобережным притоком реки Ница. В соответствии с письмом Отдела водных ресурсов по Свердловской области Нижне-Обского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов от 29 марта 2022 года для внесения в Государственный водный реестр сведений о водоохранных зонах, прибрежных защитных полосах и береговых линиях водных объектов, расположенных на территории Свердловской области в бассейне реки Ница (река Реж и река Нейва при слиянии образуют реку Ница) разработан проект ООО «ЗемСтройПроект» в рамках выполнения государственного контракта. Заказчиком работ выступал ответчик. После выполнения данной работы номера и координаты характерных точек береговой линии (границы водного объекта) реки Ница (в том числе реки Реж) утверждены приказом Министерства от 16 сентября 2019 года № 1525. Сведения о водоохранной зоне, прибрежной защитной полосе, береговой линии (границе водного объекта) реки Реж внесены в Государственный водный реестр и направлены в Росводресурсы для дальнейшей передачи в ФГБУ «ФКП Росреестра» по УФО с целью внесения в ЕГРН. По состоянию на 28 марта 2022 года информация их ФГБУ «ФКП Росреестра» по УФО о внесении в ЕГРН границ береговой линии водных бассейна реки Ница (в том числе реки Реж) в Нижне-Обское БВУ не поступала. Согласно информации Росреестра, сведения о границах береговых линий (границе водного объекта) реки Реж, о границах его водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы в ЕГРН не содержатся. Из пояснений ответчика следует, что границы водоохраной зоны реки Реж не внесены в ЕГРН ввиду наличия замечаний ФГБУ «ФКП Росреестра» к представленным документам по описанию местоположения береговых линий (границ водного объекта) в бассейне реки Ница, подготовленных ООО «ЗемСтройПроект». Проверкой установлено, что ответчиком как уполномоченным органом границы водных объектов, расположенных в бассейне реки Ница (включая реку Реж) их водоохранных зон и прибрежных защитных полос в предусмотренном законом порядке не установлены. При отсутствии таких сведений при рассмотрении вопросов о предоставлении земельных участков в границах зон с особыми условиями или о допустимом режиме их использования возможно принятие неправомерного решения об использовании соответствующих земель с отступлением от требований водного законодательства. Отсутствие установленных границ водоохранной зоны и границ прибрежной защитной полосы реки Реж не позволяет обеспечить реализацию права граждан на беспрепятственный доступ к водному объекту, являющемуся федеральной собственностью, что нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, интересы Российской Федерации.

Просит возложить на Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области обязанность в течение трех месяцев с момента вступления решения в законную силу обеспечить направление в Федеральную службу государственной регистрации кадастра и картографии (ее территориальные органы) сведений о границах водоохранных зон, прибрежных защитных полос на водных объектах или их частях, расположенных на территории Свердловской области в бассейне реки Ница (включая рекуРеж), достаточных для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости, в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу установить границы водохранных зон и границы прибрежных защитных полос на водных объектах или их частях, расположенных на территории Свердловской области в бассейне реки Ница (включая реку Реж), непосредственно на местности, в том числе посредством размещения специальных информационных знаков на всем протяжении границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов в характерных точках рельефа, а также в местах пересечения водных объектов дорогами, в зонах отдыха и других местах массового пребывания граждан.

В судебном заседании прокурор Шабалина А.Н. исковые требования поддержала. Указала, что второе требование также подлежит удовлетворению, поскольку знаки отсутствуют, что подтверждается пояснениями коллег, выезжавших на иную проверку.

Представитель ответчика Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области (далее – Министерство) Ерышова А.А., действующая на основании доверенности, представила отзыв /л.д. 82-83/, согласно которому в период с 2020 по 2022 год материалы по установленным границам корректировались подрядной организацией в связи с наличием замечаний по предоставленным документам для внесения сведений в государственный водный реестр и ЕГРН. Последние откорректированные материалы направлены Министерством в ФГБУ «ФКП Росреестра» по УФО 21 апреля 2022 года. Относительно второго требования предоставлены дополнительные пояснения /л.д. 115/, Министерством заключен государственный контракт от 31 мая 2021 года, в 2021 году установлены специальные информационные знаки «ВНИМАНИЕ! ВОДООХРАННАЯ ЗОНА» и «ВНИМАНИЕ! ПРИБРЕЖНАЯ ЗАЩИТНАЯ ПОЛОСА» на водных объектах в бассейне реки Ница в количестве 327 штук в соответствии с каталогами координат опорных точек водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы бассейна реки Ница на территории Свердловскойобласти, разработанными в 2019 году ООО «НПФ «РЕЗОЛЬВЕНТА», работы приняты по акту приема-передачи от 22 декабря 2021 года.

В судебном заседании представитель Министерства доводы отзывов поддержала.

Третьи лица Управление Росреестра по Свердловской области и Нижне-Обское Бассейновое водное управление в судебное заседание своих представителей не направили. О дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Заслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, оценив каждое доказательство в отдельности и все в совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1, 2, 15, 16.2, 17 и 18 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

За пределами территорий городов и других населенных пунктов ширина водоохранной зоны рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и ширина их прибрежной защитной полосы устанавливаются от местоположения соответствующей береговой линии (границы водного объекта), а ширина водоохранной зоны морей и ширина их прибрежной защитной полосы - от линии максимального прилива. При наличии централизованных ливневых систем водоотведения и набережных границы прибрежных защитных полос этих водных объектов совпадают с парапетами набережных, ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной.

В границах водоохранных зон запрещаются: использование сточных вод в целях повышения почвенного плодородия; размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов, а также загрязнение территории загрязняющими веществами, предельно допустимые концентрации которых в водах водных объектов рыбохозяйственного значения не установлены; осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами; движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие; строительство и реконструкция автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов (за исключением случаев, если автозаправочные станции, склады горюче-смазочных материалов размещены на территориях портов, инфраструктуры внутренних водных путей, в том числе баз (сооружений) для стоянки маломерных судов, объектов органов федеральной службы безопасности), станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств; хранение пестицидов и агрохимикатов (за исключением хранения агрохимикатов в специализированных хранилищах на территориях морских портов за пределами границ прибрежных защитных полос), применение пестицидов и агрохимикатов; сброс сточных, в том числе дренажных, вод; разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых (за исключением случаев, если разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых осуществляются пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу иных видов полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах горных отводов и (или) геологических отводов на основании утвержденного технического проекта в соответствии со статьей 19.1 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах").

В границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов. В целях настоящей статьи под сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, понимаются: централизованные системы водоотведения (канализации), централизованные ливневые системы водоотведения;) сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод в централизованные системы водоотведения (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), если они предназначены для приема таких вод; локальные очистные сооружения для очистки сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), обеспечивающие их очистку исходя из нормативов, установленных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса; сооружения для сбора отходов производства и потребления, а также сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод) в приемники, изготовленные из водонепроницаемых материалов; сооружения, обеспечивающие защиту водных объектов и прилегающих к ним территорий от разливов нефти и нефтепродуктов и иного негативного воздействия на окружающую среду.

В отношении территорий ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, размещенных в границах водоохранных зон и не оборудованных сооружениями для очистки сточных вод, до момента их оборудования такими сооружениями и (или) подключения к системам, указанным в пункте 1 части 16 настоящей статьи, допускается применение приемников, изготовленных из водонепроницаемых материалов, предотвращающих поступление загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду.

На территориях, расположенных в границах водоохранных зон и занятых защитными лесами, особо защитными участками лесов, наряду с ограничениями, установленными частью 15 настоящей статьи, действуют ограничения, предусмотренные установленными лесным законодательством правовым режимом защитных лесов, правовым режимом особо защитных участков лесов.

Строительство, реконструкция и эксплуатация специализированных хранилищ агрохимикатов допускаются при условии оборудования таких хранилищ сооружениями и системами, предотвращающими загрязнение водных объектов.

В границах прибрежных защитных полос наряду с установленными частью 15 настоящей статьи ограничениями запрещаются: распашка земель; размещение отвалов размываемых грунтов; выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.

Установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе обозначение на местности посредством специальных информационных знаков, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 января 2009 года № 17утверждены Правила установления границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов (далее – Правила), согласно которым установление границ осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации - при реализации переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территорияхсубъектов Российской Федерации, за исключением водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения 2 и более субъектов Российской Федерации, в соответствии с перечнем таких водоемов, установленным Правительством Российской Федерации.

Из п. 4 Правил следует, что в целях установления границ органы государственной власти, указанные в пункте 3 настоящих Правил, обеспечивают:

а) определение ширины водоохраной зоны и ширины прибрежной защитной полосы для каждого водного объекта в соответствии со статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации;

б) графическое описание местоположения границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости;

в) отображение границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов на картографических материалах;

г) обозначение границ на местности посредством специальных информационных знаков.

Пунктом 5 Правил установлен срок, в течение которого орган государственной власти должен направить сведения о границах в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (ее территориальные органы) для внесения в ЕГРН: 5 рабочих дней со дня подготовки сведений о границах.

Согласно п. 2 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Свердловской области, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 16 сентября 2015 года № 832-ПП, Министерство является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области в сфере охраны окружающей среды, водопользования, регионального государственного экологического надзора. На основании пп. 5 п. 19 указанного Положения Министерство осуществляет на территории Свердловской области следующие полномочия Российской Федерации, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации меры по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Свердловской области, за исключением водоемов, использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов Российской Федерации, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации.

23 июля 2019 года между Министерством и ООО «ЗемСтройПроект» заключен государственный контракт № Ф.2019.444121 на разработку проекта сведений о водоохранных зонах, прибрежных защитных полосах и береговых линиях водных объектов, расположенных на территории Свердловской области в бассейне реки Ница (река Реж и река Нейва при слиянии образуют реку Ница).

Приказом Министерства от 16 сентября 2019 года № 1525 утверждены номера и координаты характерных точек береговой линии (границе водного объекта) реки Ница, в том числе реки Реж.

Между тем, из материалов дела следует, что сведения о границах береговых линий (границе водного объекта) реки Реж, о границах его водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы в ЕГРН не содержатся.

Так, согласно ответу на судебный запрос филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по УФО от 18 июня 2022 года № 3.13-13066-АП/2г, в филиал не поступали в порядке межведомственного информационного взаимодействия документы, необходимые для внесения сведений в ЕГРН о границах водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов, установленных Приказом Министерства от 16 сентября 2019 года № 1525 «Об установлении границ водоохранных зон, прибрежных защитных полос и береговых линий водных объектов бассейна реки Ница, расположенных на территории Свердловской области, в том числе перечень координат их опорных точек». В ЕГРН содержатся сведения о береговых линиях (границ водных объектов), расположенных в бассейне реки Ница на территории Свердловской области, установленных Приказом № 1525. Филиал рассматривает документы, поступившие в порядке межведомственного взаимодействия с обращением Нижне-Обского БВУ от 07 июня 2022 года № 02-1402/02/22, для внесения сведений в ЕГРН о береговых линиях (границ водных объектов), расположенных в бассейне реки Ница на территории Свердловской области, установленных Приказом № 1525.

Представителем Министерства указано, что ими направились документы для внесения сведения в ЕГРН, однако Росреестр возвращал пакет документов в связи с необходимостью исправить ошибки. Вместе с тем, Правилами установлен срок для внесения сведений – 5 рабочих дней со дня подготовки сведений о границах. Сведения о границах подготовлены, Приказ № 1525 датирован 16 сентября 2019 года, до настоящего времени, то есть по истечение почти трех лет, в Росреестра отсутствуют сведения о границах водоохранных зон и прибрежных защитных полос. Тогда как согласно п. 13 и 14 ст. 105 Земельного кодекса Российской Федерации водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы отнесены к зонам с особыми условиями использования территорий, а согласно п. 24 ч. 106 Земельного кодекса Российской Федерациизоны с особыми условиями использования территорий, в том числе возникающие в силу закона, ограничения использования земельных участков в таких зонах считаются установленными, измененнымисо днявнесения сведений о зоне с особыми условиями использования территории, соответствующих изменений в сведения о такой зоне в Единыйгосударственныйреестр недвижимости. Отсутствие таких сведений в ЕГРН может повлечь осуществление в таких зонах деятельности, осуществление которой запрещено ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации.

Вопреки доводам Министерства, Филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по УФО подтверждается, что внесение в ЕГРН сведений о границах водоохранных зон и прибрежных защитных полос возможно и в случае отсутствия в ЕГРН сведений о береговых линиях (границах) водных объектов, что соответствует ч. 2 ст. 34 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Кроме того, Филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по УФО также предоставлены сведения о том, что в ЕГРН содержатся сведения о 902 береговых линиях водных объектов бассейна реки Ница, расположенных на территории Свердловской области, утвержденных Приказом № 1525.

Таким образом, требования прокурора возложить на Министерство обязанность в течение трех месяцев с момента вступления настоящего решения в законную силу обеспечить направление в Федеральную службу государственной регистрации кадастра и картографии (ее территориальные органы) сведений о границах водоохранных зон, прибрежных защитных полос на водных объектах или их частях, расположенных на территории Свердловской области в бассейне реки Ница (включая реку Реж), достаточных для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению. Предложенный прокурором срок является разумным и обоснованным, с учетом того, что фактически границы установлены еще в 2019 году Приказом № 1525.

Что касается требования прокурора о возложении обязанности в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу установить границы водохранных зон и границы прибрежных защитных полос на водных объектах или их частях, расположенных на территории Свердловской области в бассейне реки Ница (включая реку Реж), непосредственно на местности, в том числе посредством размещения специальных информационных знаков на всем протяженииграниц водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов в характерных точках рельефа, а также в местах пересечения водных объектов дорогами, в зонах отдыха и других местах массового пребывания граждан, то 31 мая 2021 года между Министерством и ИП Загрутдиновым В.Р. заключен государственный контракт, согласно которому ИП Загрутдинов В.Р. обязуется выполнить работы по мероприятию «Закрепление на местности границводоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, расположенных на территории Свердловской области в бассейне реки Ница, специальными информационными знаками» (212666108965866700100100040014399244). Подробные требования к объему работ, содержанию и результатам работ устанавливаются в задании (приложении № 1 к контракту), которое является неотъемлемой частью контракта.

Техническим заданием установлено, что должны быть установлены знаки «ВНИМАНИЕ! ВОДООХРАННАЯ ЗОНА», «ВНИМАНИЕ! ПРИБРЕЖНАЯ ЗАЩИТНАЯ ПОЛОСА» в общем количестве 327 (знак ВЗ 131 штука, знак ПЗП 196 штук).

22 декабря 2021 года между Министерством и ИП Загрутдиновым В.Р. подписан акт сдачи-приемки выполненных работ по государственному контракту от 31 мая 2021 года, согласно которому работы по мероприятию «Закрепление на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, расположенных на территории Свердловской области в бассейне реки Ница, специальными информационными знаками» выполнены.

Доводы прокурора о том, что не известно, исполнен ли контракт, нельзя признать обоснованными, доказательства, опровергающие акт, отсутствуют. Какие конкретно знаки и в каких точках не установлены или установлены с нарушением обязательных требований, прокурор не уточнил.

Таким образом, требование прокурора о возложении обязанности в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу установить границы водохранных зон и границы прибрежных защитных полос на водных объектах или их частях, расположенных на территории Свердловской области в бассейне реки Ница (включая реку Реж), непосредственно на местности, удовлетворению не подлежит, поскольку обязанность по установлению границ на местности Министерством исполнена.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Свердловского межрайонного природоохранного прокурора к Министерству природных ресурсов и экологии Свердловской области о возложении обязанностей удовлетворить частично.

Возложить на Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области обязанность в течение трех месяцев с момента вступления настоящего решения в законную силу обеспечить направление в Федеральную службу государственной регистрации кадастра и картографии (ее территориальные органы) сведений о границах водоохранных зон, прибрежных защитных полос на водных объектах или их частях, расположенных на территории Свердловской области в бассейне реки Ница (включая рекуРеж), достаточных для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости.

В удовлетворении требований об установлении границ на местности отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Кировский районный суд г. Екатеринбурга в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Судья А.В. Войт