ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3499/2023 от 16.08.2023 Гатчинского городского суда (Ленинградская область)

Дело № 2-3499/2023

Решение

Именем Российской Федерации

16 августа 2023 года г. Гатчина

Гатчинский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Шумейко Н.В.,

при секретаре Волкове И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Клюева Кирилла Викторовича к АО «Почта Банк» об обязании представить ответы на обращения, предоставлять информацию, обслуживать и не чинить препятствия в пользовании услугами, признании бездействия незаконным, признании действий незаконными, взыскании компенсации морального вреда, штрафа,

установил:

истец обратился в суд с исковым заявлением, в котором указал, что 16.01.2023 он обратился к ответчику с заявлением о предоставлении выписки по своему расчетному счету, в ответ на данное обращение с него потребовали в обязательном порядке предоставления биометрических данных (фото и голос), от предоставления которых он отказался. Банк отказал ему в обслуживании и предоставлении выписки по расчетному счету. На аналогичную просьбу, направленную письменно 14.02.2023, банк также отказал, сославшись на невозможность идентифицировать его как клиента банка. Полагая свои права потребителя нарушенными, истец просит обязать ответчика предоставить ответы на обращения от 16.01.2023 и от 14.02.2023 предоставлять ему информацию в день обращения в банк по его расчетному счету с предоставлением документом по расчетному счету (по запросу в день обращения), обслуживать его и не чинить препятствий в пользовании услугами банка, признать бездействие ответчика, выразившееся в отказе предоставить ему информацию в виде выписки по карте по его расчетному счету в день обращения, а также в длительности нарушения его прав на получение ответа на обращения от 16.01.2023 и от 14.02.2023, признать бездействие ответчика незаконным, выразившееся в отказе сотрудника АО Почта банка в его обслуживании, признать бездействие ответчика, выразившиеся в его принуждении сдать в обязательном порядке его биометрические персональные данные для размещения в единой биометрической системе банка, признать незаконными действия ответчика в отказе в обслуживании в связи с его отказом от размещения его биометрических персональных данных в единой биометрической системе, взыскать компенсацию морального вреда в размере 300 000 руб., штраф за отказ от добровольного удовлетворения требований потребителя.

Истец в судебном заседании исковые требования поддержал по изложенным в нем основаниям.

Представитель ответчика надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, направил возражения, в которых указал, что действия банка соответствовали требованиям закона и условиям заключенного между сторонами договора, а потому, основания для удовлетворения требований истца отсутствуют (л.д. 57-59).

Суд, выслушав объяснения истца, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), граждане и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

Согласно статье 421 ГК РФ, граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

В соответствии с пунктом 1 статьи 432 ГК РФ, договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

В силу пункта 1 статьи 845 ГК РФ, по договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету.

Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности», статье 857 ГК РФ, банк гарантирует тайну об операциях, счетах, вкладах и сведениях о своих Клиентах. Сведения составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям, а также в иных случаях, предусмотренных законом.

На основании статьи 847 ГК РФ, права лиц, осуществляющих от имени клиента распоряжения о перечислении и выдаче средств со счета, удостоверяются клиентом путем представления банку документов, предусмотренных законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и договором банковского счета.

Договором может быть предусмотрено удостоверение прав распоряжения денежными суммами, находящимися на счете, электронными средствами платежа и иными способами с использованием в них аналогов собственноручной подписи (пункт 2 статьи 160), кодов, паролей и других средств, подтверждающих, что распоряжение дано уполномоченным на это лицом.

На правоотношения, вытекающие из договора банковского счета, распространяются положения законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей.

В соответствии с пунктом 4 статьи 16 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее Закон о защите прав потребителей), продавец (исполнитель, владелец агрегатора) не вправе отказывать потребителю в заключении, исполнении, изменении или расторжении договора с потребителем в связи с отказом потребителя предоставить персональные данные, за исключением случаев, если обязанность предоставления таких данных предусмотрена законодательством Российской Федерации или непосредственно связана с исполнением договора с потребителем.

Судом установлено, что 13.09.2019 между АО «Почта Банк» (далее Банк) и Клюевым К.В. был заключен договор банковского счета по программе «Сберегательный счет» . В рамках договора открыт счет и выдана банковская карта № ****4044.

Указанный договор представляет собой совокупность заявления об открытии сберегательного счета, условий открытия и обслуживания сберегательного счета и тарифов.

С указанными документами истец был ознакомлен перед их подписанием, что подтверждается подписью истца, выполненной с использованием простой электронной подписи (далее ПЭП).

Истец 16.01.2023 обратился в офис Банка, расположенный по адресу 196066, г. Санкт-Петербург, Московский пр-т, д. 195, за получением отчета о детализации операций по банковской карте (договор от ***). Банк отказался предоставить услугу истцу, поскольку последний отказался от фотографирования и записи голоса, то есть, сбора биометрических данных. Представителю Банка истец сообщил, что для идентификации своей личности он предъявил паспорт, однако согласия на предоставление биометрических персональных данных не дает.

14.02.2023 истец обратился в офис Банка по адресу: Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Соборная, д. 20, с просьбой заказать и получить выписку по вышеуказанному расчетному счету, в обслуживании и предоставлении информации истцу также было отказано, поскольку истец отказался выполнять требования Банка о предоставлении биометрических данных фото и голоса.

Как следует из пункта 2 Общих условий открытия и обслуживания Сберегательного счета, по сберегательном счету допускается совершение операций, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе: зачисление поступивших в пользу клиента денежных средств; зачисление начисленных процентов; списание денежных средств в погашение задолженности по иным договорам, заключенным с Банком; списание денежных средств по распоряжению клиента; списание денежных средств в случае ошибочного зачисления на сберегательный счет по вине Банка; списание комиссий за осуществление расчетом, в соответствии с тарифами Банка; операции с использование карты; списание денежных средств со Сберегательного счета в погашение задолженности по договору потребительского кредита осуществляется в соответствии с порядком и условиями, установленными в Договоре потребительского кредита.

В соответствии с пунктом 11.2 условий открытия и обслуживания сберегательного счета, проведение операций и получение сведений, составляющих банковскую тайну, возможно только после успешного прохождения клиентом процедуры аутентификации.

Аутентификация - процедура установления соответствия личности физического лица, обратившегося в Банк, личности клиента на основании сопоставления персональных данных (фотоизображение и/или запись голоса) и/или кодового слова/кода доступа, сообщаемых физическим лицом с аналогичными данными, предоставленными клиентом при заключении договора и/или в процессе обслуживания.

Основная цель проведения аутентификации клиента - защита его персональных данных и денежных средств от мошеннических действий злоумышленников.

Аутентификация клиента может проводиться двумя способами:

- по фотографии клиента (в клиентском центре Банка);

- по коду доступа (в клиентской службе Банка).

Внутренним документом Банка, устанавливающим порядок обслуживания физических лиц, являющихся клиентами Банка, и их представителей при их обращении в Банк является Положение о порядке обслуживания физических лиц - клиентов АО «Почта Банк».

В соответствии с утвержденным в Банке Порядком обслуживания физических лиц, при обращении клиента сотрудник Банка осуществляет идентификацию клиента в соответствии с действующими Правилами внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения АО «Почта Банк» и действующим Порядком идентификации физических лиц АО «Почта Банк».

Для идентификации клиента сотрудник Банка:

- идентифицирует клиента/представителя клиента в соответствии с утвержденным в Банке Порядком идентификации. Проводит аутентификацию клиента/представителя клиента по фотографии. Для этого:

- осуществляет поиск клиента в АБС;

- получает устное согласие клиента/представителя на фотографирование.

В случае отказа клиента/представителя клиента от фотографирования дальнейшее обслуживание не осуществляется (глава 4 Положения о порядке обслуживания физических лиц-клиентов АО «Почта Банк» (редакция 26.0 от 20.12.2021)).

Статьей 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Федеральный закон № 115-ФЗ) определены права и обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом.

Согласно статье 11 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" (Закон № 152-ФЗ), сведения, которые характеризуют физиологические и биологические особенности человека, на основании которых можно установить его личность (биометрические персональные данные) и которые используются оператором для установления личности субъекта персональных данных, могут обрабатываться только при наличии согласия в письменной форме субъекта персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи (пункт 1).

Предоставление биометрических персональных данных не может быть обязательным, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи. Оператор не вправе отказывать в обслуживании в случае отказа субъекта персональных данных предоставить биометрические персональные данные и (или) дать согласие на обработку персональных данных, если в соответствии с федеральным законом получение оператором согласия на обработку персональных данных не является обязательным (пункт 3).

В свою очередь пунктом 2 статьи 11 Закона № 152-ФЗ определено, что обработка биометрических персональных данных может осуществляться без согласия субъекта персональных данных в связи с реализацией международных договоров Российской Федерации о реадмиссии, в связи с осуществлением правосудия и исполнением судебных актов, в связи с проведением обязательной государственной дактилоскопической регистрации, а также в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об обороне, о безопасности, о противодействии терроризму, о транспортной безопасности, о противодействии коррупции, об оперативно-розыскной деятельности, о государственной службе, уголовноисполнительным законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию, о гражданстве Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о нотариате.

Предоставление отчета о детализации операций по карте не входит в перечень случаев, указанных в пункте 2 статьи 11 Закона № 152-ФЗ.

Согласно статье 5.6 Федерального закона № 115-ФЗ, с согласия клиента - физического лица и на безвозмездной для него основе банк с универсальной лицензией, соответствующий критериям, установленным абзацами вторым - четвертым пункта 5.7 настоящей статьи, обязан, а банк с базовой лицензией, соответствующий критериям, установленным абзацами вторым - четвертым пункта 5.7 настоящей статьи, и включенный на основании его заявления в перечень банков, предусмотренный абзацем восьмым пункта 5.7 настоящей статьи, вправе после проведения идентификации при личном присутствии клиента - физического лица размещать или обновлять в электронной форме в единой системе идентификации и аутентификации сведения, необходимые для регистрации в ней, и сведения, предусмотренные абзацем вторым подпункта 1 пункта 1 настоящей статьи, а также в единой информационной системе персональных данных, обеспечивающей сбор, обработку, хранение биометрических персональных данных, их проверку и передачу информации о степени их соответствия предоставленным биометрическим персональным данным физического лица (далее - единая биометрическая система), его биометрические персональные данные в соответствии с частью 1 статьи 14.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".

Оператор финансовой платформы, соответствующий критериям, установленным абзацами шестым и седьмым пункта 5.7 настоящей статьи, вправе после проведения им идентификации при личном присутствии клиента - физического лица, являющегося гражданином Российской Федерации, с его согласия и на безвозмездной основе размещать или обновлять в электронной форме в единой системе идентификации и аутентификации сведения, необходимые для регистрации в ней клиента - физического лица, и сведения, предусмотренные абзацем вторым подпункта 1 пункта 1 настоящей статьи.

Порядок размещения и обновления указанных в настоящем пункте сведений, а также состав сведений, необходимых для регистрации клиента - физического лица в единой системе идентификации и аутентификации, и состав сведений, размещаемых в единой биометрической системе, устанавливаются в соответствии со статьей 14.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации". Надзор за соблюдением банками и операторами финансовых платформ порядка размещения и обновления таких сведений осуществляется Центральным банком Российской Федерации в установленном им порядке.

Отказ клиента от размещения его биометрических персональных данных в единой биометрической системе не может служить основанием для отказа ему в обслуживании.

В силу пункта 1 статьи 16 Закона о защите прав потребителей, условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.

Содержащиеся в Положении о порядке обслуживания физических лиц - клиентов АО «Почта Банк» правила, предусматривающие прекращение обслуживания клиентов Банка при отказе от фотографирования и предоставления иных биометрических данных противоречит требованиям статьи 5.6 Федерального закона № 115-ФЗ, следовательно, являются ничтожными.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что отказ ответчика в обслуживании истца как клиента Банка, отказ в предоставлении ему выписки по банковскому счету, а также в предоставлении ответов на его обращения от 16.01.2023 и от 14.02.2023, обусловленные отказом от предоставления им биометрических данных, является незаконным, в связи с чем, суд полагает подлежащими удовлетворению требования истца в части возложения обязанности совершить указанные действия.

В соответствии со статьей 15 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

С учетом обстоятельств дела, степени вины ответчика, суд взыскивает в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 3000 руб.

В соответствии с пунктом 6 статьи 13 Закона "О защите прав потребителей", при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Сумма штрафа в связи с несоблюдением добровольного порядка удовлетворения требований потребителя составит: 3000*50% = 1500 руб.

В остальной части требования истца удовлетворению не подлежат, поскольку они носят противоречивый характер (принуждение не может быть расценено как бездействие), факт принуждения истца ответчиком к сдаче биометрических данных не доказан, и в силу статьи 3 ГПК РФ, защите подлежит нарушенное право, защита прав на будущее время законом не предусмотрена.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ,

решил:

исковые требования Клюева Кирилла Викторовича – удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие АО «Почта Банк», выразившееся в отказе в обслуживании клиента Клюева Кирилла Викторовича, в отказе предоставить ему информацию по сберегательному счету, в отказе предоставить ответы на обращения.

Обязать АО «Почта Банк» (ИНН 3232005484, ОГРН 1023200000010) не чинить Клюеву Кириллу Викторовичу (паспорт гражданина Российской Федерации ) препятствия в пользовании банковскими услугами, предоставить ответы на обращения от 16.01.2023, от 14.02.2023, информацию в виде выписки по сберегательному счету, открытому в рамках договора № 46751548 от 13.09.2019.

Взыскать с АО «Почта Банк» в пользу Клюева Кирилла Викторовича компенсацию морального вреда в размере 3000 руб., штраф за отказ от добровольного удовлетворения требований потребителя в сумме 1500 руб., а всего 4500 руб.

В остальной части иска – отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Ленинградский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Гатчинский городской суд Ленинградской области.

Судья:

Решение в окончательной форме

принято 23.08.2023