ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-349/14 от 19.02.2014 Белореченского районного суда (Краснодарский край)

Дело № 2- 349/14 г.РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Белореченский районный суд Краснодарского края в составе:

судьи Хиценко Н.И.

при секретаре Емельяновой И.Г.

с участием представителя администрации Рязанского сельского поселения Белореченского района ФИО1

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление администрации Рязанского с/ поселения Белореченского района о признании недействительным предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять ветеринарный и фитосанитарный надзор,

УСТАНОВИЛ:

Администрация Рязанского с/поселения Белореченского района обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения, действия (бездействия) должностного лица, о признании недействительным предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять ветеринарный и фитосанитарный надзор - незаконным.

В обоснование своих требований указывает, что проведенной проверкой 17.12.2013. инспектором государственного земельного надзора Усть-Лабинского МО ВФН в отношении Администрации Рязанского с/поселения Белореченского района выявлены нарушения - не проведены мероприятия по рекультивации на земельном участке сельскохозяйственного назначения площадью 80000 кв.м. () захламленном промышленными отходами, а также строительным мусором. Администрации поселения было выдано предписание органа государственного надзора от 17.12.2013. об устранении выявленных нарушений в срок до 17.01.2013 года. Решением Белореченского районного суда от 13.09.2010. администрация Рязанского с/поселения была обязана устранить нарушения, путем ликвидации свалки, очистки территории с рекультивацией земельного участка. Определением этого же суда от 09.11.2010., вышеуказанное решение разъяснено в части исполнения требований по ликвидации свалки, очистки территории с рекультивацией земельного участка. Администрацией муниципального образования приняты все меры в пределах ее компетенции по выполнению рассматриваемых полномочий, порядок принятия мер произведен в строгом соответствии с действующим бюджетным законодательством. Кроме того, в связи с тем, что администрация Рязанского сельского поселения является бюджетным учреждением, которое в силу Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", может вступать в договорные отношения, в том числе связанные с выполнением подрядных работ, только посредством заключения государственного контракта, либо путем проведения торгов и запроса котировок, либо в случаях, установленным законом, с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), государственный контракт на выполнение работ в порядке, закрепленном Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Для проведения мероприятий предусмотренных вышеуказанным Федеральным законом, необходимо более одного месяца, а учитывая тот факт, что проведение рекультивации полигона предусматривает два этапа, которые представляют собой две разные процедуры, срок проведения торгов увеличится до двух и более месяцев. Считает, что предписание органа государственного надзора от 17.12.2013 года вынесено безосновательно и незаконно.

Представитель федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, будучи надлежащим образом извещенным о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.

Выслушав представителя заявителя, исследовав представленные материалы, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

Решением Белореченского районного суда по делу от 13.09.2010 года администрация Рязанского сельского поселения была обязана устранить нарушения Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», а также иных нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере требований содержания территорий населенных пунктов, путем ликвидации свалки, очистки территории с рекультивацией земельного участка.

Определение Белореченского районного суда от 09.11.2010, вышеуказанное решение разъяснено в части исполнения требований по ликвидации свалки, очистки территории с рекультивацией земельного участка.

Согласно разъяснениям, вышеуказанные требования администрацией Рязанского сельского поселения должны были быть исполнены в установленном законом порядке: запланировать расходы в статью бюджета сельского поселения, разработать и утвердить муниципальную программу по сбору и вывозу твердых бытовых отходов и мусора, определить объем выполняемых работ, подготовить сметную документацию, разработать план и график мероприятий по обваловке территории несанкционированной свалки, установить запрещающие знаки, заключить договора с организациями, имеющими соответствующую лицензию на данные виды деятельности; организовать рабочие встречи с руководителями предприятий и учреждений по привлечению внебюджетных средств, а также рабочей силы и специальной техники.

Рекультивация земель осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 февраля 1994 г. N 140 "О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы" и в целях восстановления их для сельскохозяйственных, лесохозяйственных, водохозяйственных, строительных, рекреационных, природоохранных и санитарно- оздоровительных целей. Рекультивация представляет собой совокупность инженерно-технических и санитарно-гигиенических мероприятий призванных восстановить экологический баланс почвы и водоемов, нарушенный в результате деятельности человека. Рекультивация свалки производится после затухания процессов в теле полигона и состоит из двух основных этапов: технического и биологического. Первый этап включает меры по обеззараживанию отходов, консервации фильтрата, ландшафтных работ по выравниванию терриконов и засыпке траншей, углублений и провалов почвы, возведению гидротехнических и мелиоративных сооружений. В заключении завозится слой плодородной почвы, полностью покрывающий территорию полигона. Вторым этапом проводятся агротехнические мероприятия по высадке растений, улучшающих свойства почвы.

В рамках исполнения решения Белореченского районного суда от 13.09.2010., а также выполнения рекультивации земель на захламленном участке площадью 1000 кв.м. в кадастровом , по заказу администрации Рязанского сельского поселения ООО «ТрансЭнергоГазПроект» в 2011. разработан проект рекультивации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов ст. Рязанской Белореченского района, в соответствии с которым согласно локального сметного расчета, стоимость затрат на реализацию вышеуказанного проекта составляет 36 763 097 рублей. Согласно приложенным решениям о бюджете поселения бюджет Рязанского поселения в 2013. составляет, всего 15 млн. рублей. В связи с принятием мер по увеличению доходной части бюджета, бюджет поселения за последний год увеличился на 1 миллион рублей.

В соответствии с полномочиями, определенными 131 федеральным законом, Уставом поселения полномочием по принятию бюджета, распределением средств поселения обладает представительный орган поселения - Совет.

Пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 6.10.2003 г. № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» также установлено, что местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

На основании указанных актов Советом поселения самостоятельно определяется порядок, способ и иные вопросы, связанные с выполнением полномочия по утверждению бюджета поселения и распределением средств с учетом Бюджетного кодекса РФ, Налогового кодекса РФ, Трудового кодекса РФ, Гражданского кодекса РФ, п. 14 ст. 131 федерального закона, определяющего 38 полномочий местного значения необходимых к выполнению, и целого комплекса нормативных правовых, регулирующих как организацию местного самоуправления в целом, так и каждый вопрос местного значения конкретно. При принятии бюджета основным принципом его принятия является принцип сбалансированности бюджета, установленный Бюджетным кодексом РФ. Значимость указанного документа подтверждает то, что соблюдение порядка и законности его принятия гарантирует жизнеобеспечение и стабильность существования всего публично-правового образования с тысячным населением. Принятие несбалансированного бюджета либо принятие решение об увеличении расходов бюджета без учета источника их формирования будет являться нарушением бюджетного законодательства, в частности ст.83 БК РФ и может повлечь катастрофические последствия для населения.

Указанная позиция подтверждается и постановлением Конституционного Суда РФ от 23 апреля 2004 года № 9-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федеральных законов «О федеральном бюджете.. .» Бюджет обеспечивает реализацию более 38 полномочий поселения, предусмотренных 131 федеральным законом и Уставом поселения.

В соответствии с Методическими указаниями по планированию бюджетных ассигнований на реализацию расходных обязательств муниципального образования, утвержденных постановлением администрации планирование бюджетных ассигнований осуществляется раздельно на исполнение действующих и принимаемых расходных обязательств. Под действующими расходными обязательствами понимаются расходные обязательства поселения, подлежащие исполнению в соответствующем плановом году, за счет средств бюджета в объеме, установленном в соответствии с действующими на момент начала планирования нормативными правовыми актами, договорами и соглашениями. Под принимаемыми расходными обязательствами понимаются возникающие обязательства в соответствующем плановом году, подлежащие исполнению за счет средств бюджета в объеме, установленном нормативными правовыми актами, договорами и соглашениями, предлагаемыми к принятию.

В соответствии с разделом 4 обозначенных методических указаний при осуществлении планирования бюджетных ассигнований на предстоящий плановый период в первую очередь обеспечиваются действующие расходные обязательства в соответствии с целями и ожидаемыми результатами, объем бюджета действующих и принимаемых обязательств не может превышать планируемого объема доходов и источников покрытия дефицита бюджета. В случае невыполнения указанного условия, действующие и принимаемые обязательства, подлежат сокращению или принимается решение о привлечении источников финансирования дефицита бюджета в пределах, установленных Бюджетным кодексом РФ. Стоимость работ по рекультивации свалки составляет 36 763 097 рублей, которые соответственно отсутствуют в бюджете Рязанского сельского поселения, в связи, с чем администрацией Рязанского сельского поселения постановлением от 29.12.2011 года «Об утверждении муниципальной ведомственной программы «Рекультивация несанкционированной свалки твердых бытовых отходов станицы Рязанской Белореченского района Краснодарского края на 2011-2020 год», утверждена программа, согласно которой определен объем выполняемых работ, разработан план и график мероприятий по обваловке территории несанкционированной свалки.

В соответствии с указанной программой в бюджете Рязанского сельского поселения предусмотрены денежные средства в размере 100000 рублей для реализации мероприятий по сбору и вывозу твердых бытовых отходов и мусора. Установлены знаки запрещающие вывоз и складирование мусора на территорию несанкционированной свалки. Деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов подлежит лицензированию в соответствии со ст. 9 Федерального Закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 года «Об отходах производства и потребления».

Согласно ст. 4 вышеуказанного Закона собственник отходов вправе отчуждать отходы в собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения опасными отходами, если у этого лица имеется лицензия на осуществление деятельности в области обращения с отходами. На территории Белореченского района расположена санкционированная свалка, которая эксплуатируется МУП «Жилсервис» на основании лицензии. В связи, с чем, а также во исполнение решения Белореченского районного суда, администрацией Рязанского сельского поселения ежегодно заключаются договора с МУП «Жилсервис» на предоставление услуг по приему твердых бытовых отходов. Кроме того, администрацией Рязанского сельского поселения также заключены договора с ООО «ГрадЮг» об организации погрузки и транспортировке мусора.

Учитывая, что администрацией муниципального образования приняты вышеизложенные меры в пределах ее компетенции по выполнению рассматриваемых полномочий, порядок принятия мер произведен в строгом соответствии с действующим бюджетным законодательством.

Кроме того, в связи с тем, что администрация Рязанского сельского поселения является бюджетным учреждением, которое в силу Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", может вступать в договорные отношения, в том числе связанные с выполнением подрядных работ, только посредством заключения государственного контракта, либо путем проведения торгов и запроса котировок, либо в случаях, установленным законом, с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), государственный контракт на выполнение работ в порядке, закрепленном Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Для проведения мероприятий предусмотренных вышеуказанным Федеральным законом, необходимо более одного месяца, а учитывая тот факт, что проведение рекультивации полигона предусматривает два этапа, которые представляют собой две разные процедуры, срок проведения торгов увеличится до двух и более месяцев, предписание органа государственного надзора от 17.12.2013 года вынесено безосновательно и незаконно.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать предписание в отношении Администрации Рязанского сельского поселения Белореченского района (<адрес>) от 17.12.2013 года территориального отдела государственного земельного контроля Усть-Лабинского МО ВФН Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Управления по Краснодарскому краю и Республики Адыгея - незаконным.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Белореченский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения.

Судья Н.И. Хиценко