ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-349/14 от 31.07.2014 Удомельского городского суда (Тверская область)

 Дело № 2-349/14

 РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

 ДД.ММ.ГГГГ года                                г. Удомля

 Удомельский городской суд Тверской области в составе:

 председательствующего судьи Олейник Н.Н.,

 при секретаре Аджиевой Л.С.,

 с участием представителя истца Захаровой С.И.,

 представителя ответчика Одинцовой Н.Н.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гоголевой Анжелики Михайловны к Открытому акционерному обществу «Концерн Росэнергоатом» о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

 УСТАНОВИЛ:

 Гоголева А.М. обратилась в суд с иском к ОАО «Концерн Росэнергоатом» о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.

 Исковые требования мотивировала тем, что она является нанимателем жилого помещения – комнаты № «г», расположенной на 4-м этаже девятиэтажного дома № по проспекту <адрес> в городе <адрес> и зарегистрирована по указанному адресу с ДД.ММ.ГГГГ года по настоящее время.

 Дом № по проспекту <адрес> в городе <адрес> являлся общежитием. Между сторонами ДД.ММ.ГГГГ года был заключен договор № найма жилого помещения в специализированном доме (общежитии), вышеуказанная жилая комната была предоставлена истцу на неопределенный срок. В настоящее время дом № по проспекту <адрес> является собственностью ответчика.

 Истец полагает, что в нарушение требований действующего законодательства после приватизации государственных и муниципальных предприятий указанный дом, являвшийся общежитием, не был передан в муниципальную собственность. На возникшие между сторонами правоотношения, по мнению истца, должны распространяться положения закона, регулирующие порядок приватизации жилых помещений в общежитиях, принадлежавших государственным и муниципальным предприятиям. Сделка в части включения общежития в уставной капитал приватизируемых предприятий не может повлечь правовых последствий в виде возникновения права собственности на спорный объект недвижимости у правопреемника приватизируемого государственного предприятия.

 Своим правом на приватизацию занимаемого жилого помещения истец не воспользовалась. С учетом уточнения исковых требований истец просила суд признать за ней право собственности на комнату № расположенную на 4-м этаже девятиэтажного дома № по проспекту <адрес> в городе <адрес> в порядке приватизации.

 Истец Гоголева А.М. и третье лицо на стороне истца Гоголев И.И. в судебное заседание не явились.

 Представитель истца Захарова С.И. в судебном заседании поддержала уточненные исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

 Представитель ответчика Одинцова Н.Н. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленного истца по основаниям, изложенным в возражениях, согласно которым Федеральное агентство по управлению государственным имуществом своим распоряжением от 11 августа 2008 года №1235-р «Об условиях приватизации Федерального государственного унитарного предприятия «Российский государственный концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях» в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 2001 года №178-ФЗ «О приватизации государственного муниципального имущества», Федеральным законом от 05 февраля 2007 года №13-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организации, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Указом Президента Российской Федерации от 27 апреля 2007 года №556 «О реструктуризации атомного энергопромышленного комплекса Российской Федерации», Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2007 года №319 «О мерах по созданию открытого акционерного общества «Атомный энергопромышленный комплекс», распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2007 года №543-р и на основании постановления Правительства Российской Федерации от 05 июня 2008 года №432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом» приватизировало ФГУП «Концерн Росэнергоатом» путем преобразования в ОАО «Концерн Энергоатом» с уставным капиталом и утвердило перечень объектов, подлежащих приватизации и передаче в собственность обществу. В собственность ОАО «Концерн Росэнергоатом» был передан дом № по проспекту <адрес> в городе <адрес>. Поскольку ответчик является собственником, отношения между собственником и проживающими гражданами регулируются законодательством о договоре коммерческого найма. На период проживания с ДД.ММ.ГГГГ года с истцом был заключен договор коммерческого найма №, на период проживания с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года с истцом заключен договор коммерческого найма №. Довод истца о том, что у неё возникло право на приватизацию на основании договора найма № в период проживания в общежитии, ответчик считает необоснованными и незаконными, поскольку общежития, как специализированный жилой фонд, не подлежат приватизации в соответствии с положениями закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

 Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

 В силу статьи 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

 Статьей 4 указанного закона установлено ограничение, в соответствии с которым не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

 В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 года №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

 Из данной нормы следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. Следовательно, граждане, которые занимают указанные жилые помещения, вправе приобрести их в собственность, руководствуясь статьей 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

 Судом установлено и подтверждено материалами дела, что здание, расположенное по адресу: <адрес> являлось общежитием, что подтверждается протоколом № заседания исполнительного комитета районного Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ года (копия –л.д.73).

 ДД.ММ.ГГГГ года произведена государственная регистрации права хозяйственного ведения ФГУП «Российский государственный концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях» на данное девятиэтажное здание жилого назначения, общей площадью 7411, 3 кв.м. (копия свидетельства – л.д.87).

 С ДД.ММ.ГГГГ года собственником указанного здания жилого назначения является ОАО «Российский концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях» (копии свидетельств о государственной регистрации права - л.д.90-91).

 ДД.ММ.ГГГГ года комната № «г» в общежитии № по проспекту <адрес>, дом № была предоставлена ФИО6 на период его работы в дирекции КАЭС на основании ордера. В качестве членов семьи указана супруга Гоголева А.М. и сын ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (копии ордера - л.д.92).

 ДД.ММ.ГГГГ по указанному адресу были зарегистрированы Гоголева А.М., Гоголев И.И., и ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ года ФИО6 снят с регистрационного учета по указанному адресу, истец и третье лицо Гоголев И.И. сохраняют регистрацию до настоящего времени (копия выписки из домовой книги – л.д.15, копия карточки регистрации – л.д.95).

 ДД.ММ.ГГГГ года между истцом Гоголевой А.М. и ФГУП «Российский государственный концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях» в лице филиала «Калининская АЭС» заключен договор № найма жилого помещения в специализированном доме (общежитии) в отношении комнаты № «г» в доме № по проспекту <адрес>. В качестве члена семьи указан Гоголев И.И. (копии – л.д.13-14).

 ДД.ММ.ГГГГ года между истцом и ОАО «Концерн Росэнергоатом» в лице филиала «Калининская АЭС» в отношении указанной комнаты заключен договор найма жилого помещения № на срок с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года. В качестве члена семьи указан Гоголев И.И. (копия – л.д.98-99).

 ДД.ММ.ГГГГ между истцом и ОАО «Концерн Росэнергоатом» в лице филиала «Калининская АЭС» в отношении указанной комнаты заключен договор коммерческого найма жилого помещения № на срок с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года. В качестве члена семьи указан Гоголев И.И. (л.д.96-97).

 В соответствии с положениями статьи 1 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений.

 Положения статьи 1, части первой статьи 2 и статьи 18 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» закрепляют право граждан на приватизацию жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий, который в случае приватизации предприятий подлежит передаче, по общему правилу, в ведение органов местного самоуправления.

 Пунктом 1 статьи 30 Федерального закона от 21 декабря 2001 года №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» как общее правило предусмотрено, что ряд объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, к числу которых относятся объекты жилищного фонда, не могут быть приватизированы в составе имущественного комплекса унитарного предприятия.

 Вместе с тем, законодатель предусмотрел исключения из указанного правила о передаче жилищного фонда в муниципальную собственность.

 Так, в соответствии с пунктом 15 статьи 43 вышеуказанного Федерального закона №178-ФЗ, при приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта, а также при приватизации имущества организаций атомного энергопромышленного комплекса Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», приватизации имущества федеральных государственных унитарных предприятий, в отношении имущества которых Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» осуществляет полномочия собственника в соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2007 года № 17-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и которые подлежат преобразованию в открытые акционерные общества, и приватизации имущества федеральных государственных унитарных предприятий, преобразуемых в открытые акционерные общества, 100 процентов акций которых находится в федеральной собственности и передается Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростех» в качестве имущественного взноса Российской Федерации не применяются положения пункта 1 статьи 30 настоящего Федерального закона.

 В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» федеральные государственные унитарные предприятия, осуществляющие производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение, и открытые акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и участие Российской Федерации в управлении которыми обеспечивает стратегические интересы государства, обороноспособность и безопасность государства, защиту нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации, являются соответственно стратегическими предприятиями и стратегическими акционерными обществами.

 В соответствии с Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества» Указом Президента Российской Федерации от 4 августа 2004 года №1009 был утвержден Перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, содержащий список предприятий и пакетов акций акционерных обществ, находящихся в государственной собственности и в отношении которых должен применяться специальный порядок приватизации.

 Указом Президента Российской Федерации от 27 апреля 2007 года №556 «О реструктуризации атомного энергопромышленного комплекса Российской Федерации» Российский государственный концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях внесен в перечень стратегических предприятий стратегических акционерных обществ, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 04 августа 2004 года №1009.

 В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 27 апреля 2007 года №556 Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2007 года №319 «О мерах по созданию открытого акционерного общества «Атомный Энергопромышленный комплекс» было учреждено открытое акционерное общество «Атомный энергопромышленный комплекс», в уставный капитал которого, в том числе, вошли акции ФГУП «Российский государственный концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях».

 Таким образом, из общих правил приватизации в отношении имущества организаций атомного энергопромышленного комплекса Российской Федерации установлено исключение. Федеральными законами, содержащими специальные правовые нормы, подлежащие применению при конкуренции с общими нормами, установлено, что при приватизации имущества организаций атомного энергопромышленного комплекса Российской Федерации объекты его инфраструктуры подлежат приватизации.

 На основании распоряжения Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 11 августа 2008 года №1235-р в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 2001 года №178-ФЗ «О приватизации государственного муниципального имущества», Федеральным законом от 05 февраля 2007 года №13-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организации, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Указом Президента Российской Федерации от 27 апреля 2007 года №556 «О реструктуризации атомного энергопромышленного комплекса Российской Федерации», Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2007 года №319 «О мерах по созданию открытого акционерного общества «Атомный энергопромышленный комплекс», распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2007 года №543-р и на основании постановления Правительства Российской Федерации от 05 июня 2008 года №432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом» произведена приватизация ФГУП «Российский государственный концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях» путем преобразования в ОАО «Концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях» (л.д.78-82).

 Указанным распоряжением утвержден состав подлежащего приватизации имущественного комплекса ФГУП «Российский государственный концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях».

 Согласно передаточному акту в состав имущества, подлежащего приватизации вошло здание, расположенное по адресу: <адрес> (л.д.84).

 Право собственности ответчика на указанное здание жилого значения зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ года на основании вышеуказанного распоряжения Федерального агентства по управлению государственным имуществом от ДД.ММ.ГГГГ года № и передаточного акта от ДД.ММ.ГГГГ года (л.д.90-91).

 Поскольку право граждан на предоставление им в собственность в порядке приватизации занимаемых ими жилых помещений частного жилищного фонда действующим законодательством не предусмотрено суд считает необходимым в удовлетворении исковых требований Гоголевой А.М. отказать.

 Положения статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 года №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», согласно которым при передаче общежитий (как объектов жилищного фонда) в ведение органов местного самоуправления меняется правовой режим жилых помещений, расположенных в этих общежитиях: пользование ими осуществляется гражданами на условиях социального найма, при разрешении данного спора не применимы. Здание общежития после включения его в уставной капитал ОАО «Концерн Росэнергоатом» относится к частному жилому фонду, и в силу вышеприведенного законодательства не относится к жилому фонду, подлежащему передаче в ведение органов местного самоуправления.

 При рассмотрении заявленного иска суд учитывает позицию высказанную Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 15 июня 2006 года №6-П, в котором Конституционный Суд указал, что гарантируемое статьей 11 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» право граждан на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения не имеет конституционного закрепления и не подпадает под характеристики основных прав и свобод человека и гражданина (статья 17, часть 2, Конституции Российской Федерации). Данное право - исходя из того, что приватизация жилья определяется в статье 1 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» как бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде, - появляется, существует и реализуется как субъективное право конкретного физического лица, фактически занимающего на правах нанимателя жилое помещение в государственном или муниципальном жилищном фонде. Таким образом, право на бесплатную приватизацию конкретного жилого помещения приобретается гражданином в силу закона и является производным от его статуса нанимателя жилого помещения.

 На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.197-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

 РЕШИЛ:

 В удовлетворении исковых требований Гоголевой Анжелики Михайловны к Открытому акционерному обществу «Концерн Росэнергоатом» о признании в порядке приватизации права собственности на жилое помещение – комнату № «г», расположенную на 4-м этаже девятиэтажного здания жилого назначения № по проспекту <адрес> в городе <адрес>, отказать.

 Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Удомельский городской суд Тверской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

 Председательствующий                            Н.Н. Олейник

 Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ года.

 Судья                                         Н.Н. Олейник