Дело № 2-349/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Таштыпский районный суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего судьи Шелакина И. Ф.,
при секретаре Непомнящих А. В.,
с участием представителя процессуального истца помощника прокурора Таштыпского района РХ Маркерт А. А., ответчика Главы администрации Анчулского сельсовета Таштыпского района РХ ФИО1,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Таштыпского района Республики Хакасия в интересах неопределенного круга лиц к администрации Анчулского сельсовета Таштыпского района Республики Хакасия, о признании незаконным бездействия администрации Анчулского сельсовета и возложении обязанности совершить определенные действия,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Таштыпского района Республики Хакасия обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации Анчулского сельсовета, в котором, с учетом имевшего уточнения требований, просил:
- признать незаконным бездействие администрации Анчулского сельсовета Таштыпского района Республики Хакасия, выразившееся в неисполнении обязанности по перечислению в полном объеме средств местного бюджета на подготовку и проведение выборов главы и депутатов Совета депутатов Анчулского сельсовета Таштыпского района Республики Хакасия, назначенных на 13 сентября 2015 года; обязать администрацию Анчулского сельсовета Таштыпского района Республики Хакасия перечислить денежные средства <данные изъяты> на подготовку и проведение выборов главы и депутатов Совета депутатов Анчулского сельсовета Таштыпского района Республики Хакасия, назначенных на 13 сентября 2015 года, на счет Территориальной избирательной комиссии Таштыпского района Республики Хакасия.
Требования прокурором Таштыпского района мотивированы тем, что в ходе надзорной деятельности в сфере избирательного законодательства установлено бездействие администрации Анчулского сельсовета, выразившееся в неперечислении денежных средств местного бюджета на подготовку и проведение выборов главы и депутатов представительного органа Анчулского сельсовета, назначенных на 13 сентября 2015 года.
Решение об указанных выборах опубликованы в газете «Земля Таштыпская» от 23 июня 2015 года. В адрес администраций Анчулского сельсовета, территориальной избирательной комиссией в адрес Администрации Анчулского сельсовета 22.мая 2014 года направлена смета расходов на подготовку и проведение указанных выборов, согласно которой администрации Анчулского сельсовета следовало перечислить <данные изъяты>
Однако в нарушение ч.1 ст. 57 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", ч.1 ст. 43 Закона Республики
Хакасия от 08 июля 2011 года № 65 -ЗРХ «О выборах глав муниципальных
образований и депутатов представительных органов муниципальных образований в Республике Хакасия», предусматривающих положения о том, что финансирование расходов, связанных с подготовкой и проведением выборов, осуществляется не позднее чем в десятидневный срок со дня официального опубликования решения о назначении выборов, на 20 июля 2015 г. администрацией Анчулского сельсовета перечислено только <данные изъяты>
Бездействием указанного органа местного самоуправления созданы препятствия для проведения выборов, могут быть нарушены права граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления.
В судебном заседании помощник прокурора Таштыпского района Маркерт А. А. уточненные выше требования поддержал, просил обратить решение к немедленному исполнению, привел те же доводы, что и указаны в заявлении, дополнительно пояснив, что утвержденная территориальной избирательной комиссией Таштыпского района смета расходов на подготовку и проведение выборов была направлена в адрес администрации Анчулского сельсовета еще в 2014 года.
В январе - феврале 2015 г. Главе, администрации Анчулского сельсовета направлено предостережение о недопустимости нарушений избирательных прав граждан в связи с тем, что им были заложены в бюджет поселения недостаточные объемы денежных средств на предстоящие выборы, отличные от размеров средств, указанных избирательной комиссией. Несмотря на это, после официального опубликования решения о выборах администрация бездействуют, необходимые средства на подготовку и проведение выборов в адрес территориальной избирательной комиссии Таштыпского района не направляются.
Глава администрации Анчулского сельсовета ФИО1 исковые требования не признал, суду сообщил, смета расходов на выборы завышена, денег на выборы у администрации Анчулского сельсовета нет.
Представители третьих лиц: администрация Таштыпского района, территориальной избирательной комиссии Таштыпского района, будучи надлежащим образом, уведомленными о времени и месте судебного заседания в суд не явились, о причинах неявки не известили, с уче5том мнения, представителя процессуального истца, ответчика, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд определил, рассмотреть иск прокурора в отсутствие третьих лиц.
Выслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 12 и частью 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Органы местного самоуправления в силу пункта 5 части 1 статьи 17 Федерального закона N 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в рамках разрешения вопросов местного значения, обязаны обеспечивать организационную и материально-техническую подготовку и проведение муниципальных выборов.
Основные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации, в том числе и на участие в выборах органов местного самоуправления, закреплены в Федеральном законе от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской
Федерации".
Статьей 9 и пунктом 1 статьи 10 этого Федерального закона установлено, что выборы органов местного самоуправления или депутатов являются обязательными, периодическими и проводятся в сроки, обеспечивающие соблюдение сроков полномочий этих органов или депутатов и назначаются уполномоченным на то органом или должностным лицом.
Расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов соответствующего уровня в Российской Федерации, производятся избирательными комиссиями за счет средств, выделенных на эти цели из соответствующего бюджета (федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета). Финансирование указанных расходов осуществляется в соответствии с утвержденной бюджетной росписью о распределении расходов соответствующего бюджета, но не позднее чем в десятидневный срок со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов (ч. 1 ст. 57 указанного Федерального закона).
Аналогичная норма содержится в части 1 статьи 43 Закона Республики Хакасия от 08 июля 2011 года № 65 -ЗРХ «О выборах глав муниципальных образований и депутатов представительных органов муниципальных образований в Республике Хакасия».
На основании ч. 8 ст. 11 указанного Закона органы местного самоуправления обязаны оказывать избирательным комиссиям содействие в реализации их полномочий. Решения и иные акты избирательных комиссий, принятые в пределах их компетенции, обязательны для органов исполнительной власти, государственных учреждений, органов местного самоуправления, кандидатов, избирательных объединений, общественных объединений, организаций, должностных лиц, избирателей.
В силу пунктов 1, 9 Инструкции о порядке открытия и ведения счетов, учета, отчетности и перечисления денежных средств, выделенных из республиканского бюджета Республики Хакасия, местного бюджета Избирательной комиссии Республики Хакасия, другим избирательным комиссиям на подготовку и проведение выборов глав муниципальных образований и депутатов представительных органов муниципальных образований, утвержденной Постановлением Избирательной комиссии Республики Хакасия от 05.07.2013 г. № 81/642-6, расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов глав муниципальных образований и депутатов представительных органов муниципальных образований в Республике Хакасия, производятся за счет средств местного бюджета, выделяемых другим избирательным комиссиям. Главными распорядителями средств, предусмотренных в местном бюджете на проведение выборов, является муниципальная комиссия, а в случае возложения полномочий на соответствующую Территориальную комиссию в Республике Хакасия, то территориальная комиссия. Территориальная комиссия оплачивает расходы на подготовку и проведение выборов в соответствии со сметами расходов, утвержденными постановлением соответствующей избирательной комиссией.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что полномочия избирательной комиссии муниципального образования Анчулский сельсовет, и полномочия окружных избирательных комиссий по выборам депутатов представительных органов муниципальных образований в Таштыпском районе возложены на территориальную избирательную комиссию Таштыпского района ( Решение избирательной комиссии Республики Хакасия от 02 мая 2011 г. №
139/932-5, Постановление избирательной комиссии Республики Хакасия от 18
июня 2015 г. № 149/1096-6.
Постановлением Территориальной избирательной комиссии Таштыпского района от 24 апреля 2014 г. № 120/655-1-3 утверждены сметы расходов территориальной избирательной комиссии Таштыпского района, участковых избирательных комиссий на финансовое обеспечение подготовки и проведение выборов глав муниципальных образований и депутатов представительных органов муниципальных образований Таштыпского района Республики Хакасия 2015 г. в размере: по Анчулскому сельсовету <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ Территориальная избирательная комиссия Таштыпского района направила указанные выше расчеты на подготовку и проведение выборов главе Анчулского сельсовета для формирования реестра расходных обязательств.
Несмотря на это органом местного самоуправления Анчулского сельсовета, при утверждении бюджета на 2015 год предусмотрены расходы на обеспечение выборов значительно ниже, чем в утвержденных сметах: по Анчулскому сельсовету <данные изъяты>
Решениями Совета депутатов Анчулского сельсовета от 19 июня 2015 года № 136,137 назначены выборы главы Анчулского сельсовета, депутатов Совета депутатов Анчулского сельсовета на 13 сентября 2015 года.
Все указанные выше решения Совета депутатов опубликованы в газете «Земля Таштыпская» от 23 июня 2015 года.
Как установлено судом, с момента опубликования указанных решений на расчетный счет территориальной избирательной комиссии Таштыпского района перечислено: администрацией Анчулского сельсовета <данные изъяты>
Учитывая установленные по делу обстоятельства и приведенные выше нормы, суд приходит к выводу, что финансирование выборов в органы местного самоуправления осуществляется за счет средств местного бюджета. При этом составление и утверждение смет расходов на проведение выборов возложено на территориальную избирательную комиссию, а не на муниципальное образование, в котором проходят выборы. Законом обязанность подтверждения территориальной избирательной комиссией предстоящих расходов на подготовку и проведение выборов не установлена.
На основании п. 6 ст. 57 Федерального закона от 12 июня 2002 № 67 -ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" отчеты избирательных комиссий муниципальных образований о расходовании бюджетных средств на выборы представляются в представительные органы муниципальных образований. Председатели комиссий распоряжаются денежными средствами, выделенными на подготовку и проведение выборов, и несут ответственность за соответствие финансовых документов решениям комиссий по финансовым вопросам и за представление отчетов о расходовании указанных средств в порядке и сроки, которые установлены законом.
Председателем Территориальной избирательной комиссии Таштыпского района представлены в суд отзывы, в которых отражены обоснованность планируемых расходов на подготовку и проведение выборов, которые производились в том числе, с применением Постановления ТИК Таштыпского района № 39/191-3 от 25.01.2012 « О размерах и порядке выплаты компенсации и дополнительной оплаты труда (вознаграждения) членам территориальной и участковых избирательных комиссий с правом решающего голоса, а также выплат гражданам, привлекаемым к работе в комиссиях, в период подготовки и
проведения выборов в органы местного самоуправления в Таштыпском районе».
Доводы Главы администрации Анчулского сельсовета о завышенной сумме на подготовку и проведение выборов объективно ничем не подтверждены, и по своей правовой сути, сводятся к незаконности Постановления Территориальной избирательной комиссии Таштыпского района от 24 апреля 2014 г. № 120/655-1-3, тогда как его законность могла быть проверена судом лишь на основании заявления заинтересованного лица об его оспаривании, коего в рамках настоящего дела не рассматривалось.
Ссылка Главы администрации Анчулского сельсовета на отсутствие необходимых денежных средств, дефиците бюджета судом отклоняется, поскольку действующее законодательство не предусматривает возможности освобождения распорядителя финансовых средств муниципального образования от обязанности по финансированию муниципальных выборов по причине отсутствия необходимых денежных средств в утвержденном на соответствующий год бюджете муниципального образования. Реализация гарантированного Конституцией РФ права граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления не может быть поставлена в зависимость от отсутствия соответствующего финансирования или бюджета.
Поскольку в нарушение требований ч.1 ст. 57 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", ч.1 ст. 43 Закона Республики Хакасия от 08 июля 2011 года № 65 -ЗРХ «О выборах глав муниципальных образований и депутатов представительных органов муниципальных образований в Республике Хакасия» администрацией Анчулского сельсовета необходимые денежные средства на счет территориальной избирательной комиссии Таштыпского района в десятидневный срок со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов не перечислены, суд признает такое бездействие администрации Анчулского сельсовета незаконным и считает необходимым обязать её перечислить денежные средства на подготовку и проведение выборов в объеме согласно утвержденной смете.
Материалы дела не содержат каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что администрацией Анчулского сельсовета предпринимались все возможные меры, необходимые для финансирования расходов, связанных с подготовкой и проведением выборов.
Данное незаконное бездействие нарушает установленные законом основные гарантии избирательных прав в сфере финансирования выборов, создает предпосылки нарушения конституционного права граждан Российской Федерации, проживающих на территории указанных муниципальных образований, избирать и быть избранными в органы местного самоуправления.
Согласно статье 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
Поскольку дата выборов назначена на 13 сентября 2015 года, но необходимые денежные средства на подготовку и проведение выборов не перечислены, а продление избирательной кампании и проведение выборов может повлечь
значительные затраты бюджетных средств и средств участников избирательной
кампании, то суд считает необходимым обратить решение к немедленному исполнению.
Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Признать незаконным бездействие администрации Анчулского сельсовета Таштыпского района Республики Хакасия, выразившееся в неисполнении обязанности по перечислению в полном объеме средств местного бюджета на подготовку и проведение выборов главы и депутатов Совета депутатов Анчулского сельсовета Таштыпского района Республики Хакасия, назначенных на 13 сентября 2015 года.
Обязать администрацию Анчулского сельсовета Таштыпского района Республики Хакасия перечислить денежные средства в сумме <данные изъяты> на подготовку и проведение выборов главы и депутатов Совета депутатов Анчулского сельсовета Таштыпского района Республики Хакасия, назначенных на 13 сентября 2015 года, на счет Территориальной избирательной комиссии Таштыпского района Республики Хакасия.
В соответствии со ст. 212 ГПК РФ настоящее решение обратить к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Таштыпский районный суд.
Судья Шелакин И. Ф.
Решение в окончательной форме изготовлено 18 августа 2015 года.