ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-349/15 от 17.09.2015 Дульдургинского районного суда (Забайкальский край)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Дульдурга 17 сентября 2015 года

Дульдургинский районный суд Забайкальского края в составе: председательствующего судьи Замиеновой О.В.,

с участием помощника прокурора Дульдургинского района Нимаевой С.Б.,

при секретаре Суюшкиной А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2 – 349/ 2015 по исковому заявлению и.о. прокурора Дульдургинского района Галсандоржиева Т.Б. в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального района «Дульдургинский район» о признании бездействии незаконным и обязании произвести действия,

У С Т А Н О В И Л:

И.о. прокурора Дульдургинского района Галсандоржиев Т.Б. обратился в суд с вышеуказанным заявлением мотивировав её тем, что прокуратурой Дульдургинского района по информации Министерства территориального развития Забайкальского края проведена проверка соблюдения

градостроительного законодательства администрацией МР «Дульдургинский район».

В ходе проверки установлено, что в сельском поселении <адрес>» не разработаны Генеральные планы и Правила землепользования и застройки сельского поселения <адрес>», картографические материалы и документы -отсутствуют, договор на разработку Правил землепользования и застройки с организацией, имеющей соответствующую лицензию, не заключен, что подтверждается информацией, предоставленной администрацией МР «Дульдургинский район» от ДД.ММ.ГГГГ, объяснением главы администрации СП «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ.

Также установлено, что в сельском поселении «<адрес> не разработаны Генеральные планы и Правила землепользования и застройки сельского поселения <адрес>

В сельском поселении «<адрес> не разработаны Правила землепользования и застройки сельского поселения <адрес>

В сельском поселении <адрес> не разработан Генеральный план.

В сельском поселении <адрес> не разработан Генеральный план.

В сельском поселении <адрес> не разработан Генеральный план.

В сельском поселении <адрес> не разработан Генеральный план.

В сельском поселении <адрес> не разработан Генеральный план.

В сельском поселении «<адрес> не разработан Генеральный план.

Согласно статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации «далее по тексту - ГрК РФ) правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.

В силу ст. ст.9, 18, 23, 24 ГрК РФ, территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Документы территориального планирования муниципальных образований являются обязательными для органов местного самоуправления при приятии ими решений и реализации таких решений. К ним относятся генеральные планы поселений.

Генеральный план содержит положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения; карту функциональных зон поселения. Решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения. Представительный орган местного самоуправления поселения, с учетом протоколов публичных слушаний по проекту генерального плана и заключения о результатах таких публичных слушаний принимает решение об утверждении генерального плана.

В силу ст. 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Правила землепользования и застройки включают в себя: порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; карту градостроительного зонирования; градостроительные регламенты.

Согласно ст. 31 ГрК РФ правила землепользования и застройки разрабатываются на основании генерального плана поселения. Решение о подготовке проекта правил землепользования и застройки принимается главой местной администрации с установлением этапов градостроительного зонирования применительно ко всем территориям поселения, либо к различным частям территорий поселения (в случае подготовки проекта правил землепользования и застройки применительно к частям территорий поселения), порядка и сроков проведения работ по подготовке правил землепользования и застройки, иных положений, касающихся организации указанных работ. Утверждаются правила представительным органом местного самоуправления.

Как следует из положений п. 20 ч. 1, ч. 4 ст. 14 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия по утверждению генеральных планов сельских поселений, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории относится к ведению муниципального района.

Таким образом, администрация муниципального района «Дульдургинский район» является органом, в чью компетенцию входит разработка генерального плана и правил землепользования и застройки сельского поселения «<адрес>».

Между тем, в нарушения названных норм федерального законодательства администрацией муниципального района необходимые документы сельского поселения не разработаны, меры к их выполнению не принимаются, финансирование указанных целей бюджетом муниципального района не предусмотрено.

Отсутствие денежных средств на разработку генерального плана поселения, правил застройки и землепользования поселения не освобождает органы местного самоуправления от обязанности по их разработке и принятию, возложенной на органы местного самоуправления федеральным законом.

Вместе с тем, в соответствии с ч. 4 ст. 9, ч. 3 ст. 51 ГрК РФ, ст. 3 Федерального закона РФ от 29.12.2004 г. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», отсутствие документов территориального планирования влечет недопустимость принятия органами местного самоуправления с 31 декабря 2013 года решений о резервировании земель, об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, о переводе земель из одной категории в другую, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. С этого же времени не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки.

Согласно ч. 14. ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса РФ» применительно к муниципальным образованиям, в которых по состоянию на 1 января 2015 года правила землепользования и застройки не утверждены, при отсутствии правил землепользования и застройки предоставление земельных участков с основным видом разрешенного использования, предусматривающим строительство зданий, сооружений, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не осуществляется.

Таким образом, бездействие администрации муниципального района «Дульдургинский район» в осуществлении предусмотренных законом полномочий нарушает права неопределенного круга лиц, поскольку препятствует созданию условий для устойчивого развития территории муниципального образования, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия, созданию условий для планировки территории муниципального образования, обеспечению прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, созданию условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, что обуславливает в соответствии со ст. 45 ГПК РФ обращение прокурора в суд с настоящим заявлением.

Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Закон предусматривает возможность оспаривания незаконного бездействия органа местного самоуправления в суд (ст. 254 ГПК РФ).

Руководствуясь ст. ст. 45, 245, 254, ГПК РФ, ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», просит суд:

Признать бездействие администрации муниципального района «Дульдургинский район», выразившееся в непринятии мер по разработке генерального плана, а также правил землепользования и застройки сельского поселения «<адрес>», правил землепользования и застройки сельского поселения «Дульдурга», генерального плана сельских поселений «<адрес> незаконным.

Обязать администрацию муниципального района «Дульдургинский район» принять решение о подготовке генерального плана, правил землепользования и застройки сельского поселения <адрес> правил землепользования и застройки сельского поселения <адрес> генерального плана сельских поселений <адрес> разработать проекты генерального плана, правил землепользования и застройки указанных сельских поселений и направить их для утверждения в Совет муниципального района «Дульдургинский район» в срок до 01 августа 2016 года.

Представитель ответчика администрации муниципального района «Дульдургинский район» и администрации сельских поселении: <адрес> надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в зал судебного заседания не явились. От них поступили заявления о рассмотрении гражданского дела в их отсутствие.

Помощник прокурора Дульдургинского района Нимаева С.Б. не возражает против рассмотрения дела в отсутствие не явившихся представителей ответчика и заинтересованных лиц.

В соответствии со статьей 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей ответчика и заинтересованных лиц.

Помощник прокурора Дульдургинского района Нимаева С.Б. в судебном заседании исковые требования поддержала полностью по основаниям указанным в исковом заявлении и просит суд их удовлетворить.

Заслушав помощника прокурора Дульдургинского района Нимаеву С.Б. и изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Пунктом 5 ст. 2 Федерального закона от 27.05.2014 N 136-ФЗ "О внесении изменений в ст. 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 27.05.2014 N 136-ФЗ) ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", определяющая перечень вопросов местного значения городского, сельского поселения, дополнена ч.ч. 3, 4 в силу которых полномочие, предусмотренное п. 20 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" исключено из ведения сельского поселения и передано органу местного самоуправления муниципального района.

Полномочия органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности закреплены в ч. 1 ст. 8 ГрК РФ. К ним относятся:

а) подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений;

б) утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений;

в) утверждение правил землепользования и застройки поселений;

г) утверждение подготовленной на основании документов территориального планирования поселений документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных ГрК РФ;д) выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений;

е) принятие решений о развитии застроенных территорий;

ж) проведение осмотра зданий, сооружений на предмет их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов, предъявляемыми к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности указанных объектов, требованиями проектной документации, выдача рекомендаций о мерах по устранению выявленных нарушений в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;

з) разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений.

Положениями п. 20 ч. 1 комментируемой статьи конкретизировано, что к вопросам местного значения городского поселения относится утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных ГрК РФ (см. ст. 51), иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа (до 1 апреля 2015 г.), земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель поселения.

Документами территориального планирования муниципальных образований являются:

а) схемы территориального планирования муниципальных районов;

б) генеральные планы поселений;

в) генеральные планы городских округов.

Состав, порядок подготовки документов территориального планирования муниципальных образований, порядок подготовки изменений и внесения их в такие документы, а также состав, порядок подготовки планов реализации таких документов устанавливаются в соответствии с Градостроительным кодексом РФ законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Порядок согласования документов территориального планирования муниципальных образований, состав и порядок работы согласительной комиссии устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. В соответствии с Положением о Министерстве регионального развития РФ, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26 января 2005 г. N 40, таковым является Министерство регионального развития РФ.

Постановлением Правительства РФ от 24 марта 2007 г. N 178 также утверждено Положение о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов РФ и проектов документов территориального планирования муниципальных образований.

Документы территориального планирования муниципальных образований могут являться основанием для изменения границ муниципальных образований в установленном порядке.

Требования к содержанию генеральных планов поселений установлены в ст. 23 Градостроительного кодекса РФ.

Генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.

Решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа.

Реализация генерального плана поселения осуществляется на основании плана реализации генерального плана поселения, который утверждается главой местной администрации поселения, реализация генерального плана муниципального района - на основании плана реализации генерального плана муниципального района, который утверждается главой местной администрации муниципального района, в течение трех месяцев со дня утверждения соответствующего генерального плана.

В целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по проектам генеральных планов, в том числе по внесению в них изменений, с участием жителей поселений, городских округов проводятся в обязательном порядке.

Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Градостроительный кодекс РФ регулирует также вопросы, связанные с территориальным планированием, градостроительным зонированием, планировкой территории, архитектурно-строительным проектированием, строительством, реконструкцией объектов капитального строительства.

В соответствии с положениями ст. 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, а также муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования. Муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Как установлено материалами дела администрация муниципального района «Дульдургинский район» не разработал генеральный план, правила землепользования и застройки сельских поселении «Ара-Иля», «Таптанай», правил землепользования и застройки сельского поселения «Дульдурга», генерального плана сельских поселений «Бальзино», «Зуткулей», «Иля», «Токчин», «Узон», «Чиндалей».

Решением Совета муниципального района «Дульдургинский район» от 27.03.2015г. органам местного самоуправления сельских поселении на 2015 год переданы часть полномочии, в том числе утверждение генеральных планов поселении, правил землепользования, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешении на строительство (за исключением случаев. предусмотренных Градостроительным кодексом РФ, иными федеральными законами), разрешение на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, осуществление муниципального контроля за использованием земель поселения.

Согласно информации с Министерства территориального развития Забайкальского края по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в муниципальном районе «Дульдургинский район» генеральные планы отсутствуют во всех сельских поселениях, кроме сельского поселения <адрес>», правила землепользования и застройки отсутствуют в сельских поселениях <адрес>.

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ администрацией муниципального района «Дульдургинский район» полномочия по принятию генерального плана и правил землепользования и застройки не переданы сельским поселениям кроме сельского поселения <адрес> Были проведены следующие работы: разработаны и утверждены сметы на выполнение работ по разработке проекта генерального плана сельских поселении «<адрес>»; правила землепользования и застройки сельских поселении <адрес> будут разработаны после разработки и утверждения генеральных планов. Вышеуказанные мероприятия включены в краевую долгосрочную целевую программу «Территориальное планирование и обеспечение градостроительной деятельности на территории Забайкальского края (2013-2015 годы) для софинансирования.

Согласно подпункту 20 пункта 1 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ от 06 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в ведении органов местного самоуправления находится утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения.

Бездействие администрации муниципального района «Дульдургинский район» по осуществлению предусмотренных ГрК РФ и ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации",

полномочий нарушает права неопределенного круга лиц и отсутствие документов территориального планирования (генеральных планов поселений) и градостроительного развития (правил землепользования и застройки) также отрицательно повлияет на развитие территории муниципального района «Дульдургинский район», так как не позволит исполнительным органам государственной власти Забайкальского края включать в федеральные и региональные программы финансирование строительства объектов регионального значения, относящихся к следующим областям:

транспорт (железнодорожный, водный, воздушный), автомобильные дороги регионального и межмуниципального значения;

предупреждение чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидация их последствий;

образование;

здравоохранение;

физическая культура и спорт;

иные области в соответствии с полномочиями субъектов Российской Федерации.

В соответствии п. 9, ст. 9 ГрК РФ доступ к утвержденным документам территориального планирования Российской Федерации, документам территориального планирования субъектов Российской Федерации, документам территориального планирования муниципальных образований и материалам по их обоснованию в информационной системе территориального планирования должен быть обеспечен с использованием официального сайта соответственно уполномоченными федеральным органом исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в срок, не превышающий десяти дней со дня утверждения таких документов.

На основании изложенного суд считает, что заявленные требования прокуратуры Дульдургинского района подлежат удовлетворению, так как за администрацией муниципального района «Дульдургинский район» закреплено право по принятию правил землепользования и застройки территории муниципальных образований, по контролю за использованием земель на территории муниципального образования.

Согласно п. 19 ст.333.36 НК РФ, стороны от уплаты государственной пошлины освобождены.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования и.о. прокурора Дульдургинского района Галсандоржиева Т.Б. в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Признать бездействие администрации муниципального района «Дульдургинский район», выразившееся в непринятии мер по разработке генерального плана, а также правил землепользования и застройки сельского поселения «<адрес> правил землепользования и застройки сельского поселения <адрес>», генерального плана сельских поселений <адрес>, незаконным.

Обязать администрацию муниципального района «Дульдургинский район» принять решение о подготовке генерального плана, правил землепользования и застройки сельского поселения «<адрес>, правил землепользования и застройки сельского поселения <адрес>, генерального плана сельских поселений <адрес>, разработать проекты генерального плана, правил землепользования и застройки указанных сельских поселений и направить их для утверждения в Совет муниципального района «Дульдургинский район» в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда через Дульдургинский районный суд Забайкальского края в течение месяца со дня его вынесения судом в окончательной форме.

Судья: Замиенова О.В.