Гражданское дело№
№
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Курумкан 02 июля 2020 года
Баргузинский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Ласкиной М.М.,
при секретаре ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Администрации МО «Курумканский район» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ об обеспечении снятия с учета и прекращения права собственности на объекты недвижимости,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Администрация МО «Курумканский район» обратились в суд с иском с последующими уточнениями к ответчику Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ об обязании Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия снятие четырех плотин являющиеся частью единого гидротехнического сооружения:
-<адрес>, с кадастровым номером №, общей протяженностью 25 м., инвентарный №, литер I;?
-<адрес>, с кадастровым номером №, общей протяженностью 40 м., инвентарный №, литер II;
-<адрес>, с кадастровым номером №, общей протяженностью 25 м., инвентарный №, литер III;
-<адрес>, с кадастровым номером №, общей протяженностью 12 м., инвентарный №, литер IV с государственного кадастрового учета и прекращение права муниципальной собственности и постановку на государственный учет и оформление права муниципальной собственности, после предоставления технического плана на единый объект «Берегоукрепительное сооружение на <адрес> в <адрес>».
Иск мотивирован тем, что в распоряжении Администрации МО «<адрес>», на праве собственности, находятся плотины по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, общей протяженностью 25 м., инвентарный №, литер I; <адрес>, с кадастровым номером №, общей протяженностью 40 м., инвентарный №, литер II; <адрес>, с кадастровым номером №, общей протяженностью 25 м., инвентарный №, литер III; <адрес>, с кадастровым номером №, общей протяженностью 12м., инвентарный №, литер IV;
В 2010 году по заказу Администрации МО «Курумканский район» был проведен капитальный ремонт плотин, после чего поменялись их технические характеристики, а именно общая протяженность и образовалась еще одна плотина. Вместо постановки на государственный кадастровый учет единого берегоукрепительного сооружения зарегистрировано право собственности на 4 плотины, являющиеся частью берегоукрепительного сооружения. Гидротехнические сооружения неправомерно отнесены к категории «плотин», поскольку берегоукрепительное сооружение не соответствует понятию плотины, под которым понимается водоподпорное сооружение, перегораживающее водоток. В нарушение требований законодательства берегоукрепительное сооружение не поставлено на государственный кадастровый учет, на него не зарегистрировано право муниципальной собственности.
В судебном заседании представитель истца Администрации МО «Курумканский район» Балданов Т.Х., действующего на основании доверенности исковое заявление с уточнениями поддерживает в полном объеме, а также устно протокольно уточняет исковое заявление просит заменить слово «обязать» сменить словом «обеспечить», значит, в иске об обязании снятия с учета и прекращения права собственности на объекты недвижимости сменить словом об обеспечении, а также вместо обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия снятие четырех плотин являющиеся частью единого гидротехнического сооружения сменить словом обеспечить.
В судебное заседание представитель Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия Галсанов Б.Д., действующего на основании доверенности не явился, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом. Согласно телефонограммы секретаря судебного заседания Болотовой Х.Ц. следует, что представитель Галсанов Б.Д. просил рассмотреть данное дело без их участия, уточнение исковых требований истца ими получено, ранее направленное возражение на данное исковое заявление поддерживает в полном объеме. В суд ДД.ММ.ГГГГ поступило возражение о представителя Галсанова Б.Д., из которого следует, что они полагают, что заявленные требования не подлежат удовлетворению, поскольку порядок государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на объекты недвижимости определен законом, с соответствующими заявлениями и документами истец в орган регистрации не обращался, Управление прав и законных интересов истца не нарушало.
Суд, выслушав истца, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что согласно свидетельств о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ муниципальное образование «Курумканский район» Республики Бурятия на основании Постановление Верховного Совета Российской Федерации №от ДД.ММ.ГГГГ является собственником гидротехнических сооружений:
-плотины общей протяженностью 25 м. (инвентарный №, литер I), кадастровый (или условный) №;
-плотины общей протяженностью 40 м. (инвентарный №, литер II, кадастровый (или условный) №;
-плотины общей протяженностью 25 м. (инвентарный №, литер III, кадастровый (или условный) №;
плотины общей протяженностью 12 м. (инвентарный №, литер IV), кадастровый (или условный) №, расположенные по адресу: <адрес>.
В ДД.ММ.ГГГГ по заказу Администрации МО «Курумканский район» проведен капитальный ремонт плотин, после чего поменялись их технические характеристики, а именно общая протяженность и образовалась еще одна плотина. Вместо постановки на государственный кадастровый учет единого берегоукрепительного сооружения зарегистрировано право собственности на 4 плотины, являющиеся частью берегоукрепительного сооружения.
Согласно сообщения об отказе в государственной регистрации государственного регистратора Управления Росреестра по Республике Бурятия Баглаева Р.С. от ДД.ММ.ГГГГ№ следует, что вышеуказанное берегоукрепительное сооружение на которое представлены документы на государственную регистрацию права в соответствии со ст.3 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» №117- ФЗ от 21.07.1997 относится к гидротехническим сооружениям. Согласно ст. 22.1 Федерального закона «О государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним» №122-ФЗ от 21.07.1997. Права на гидротехнические и иные сооружения, расположенные на водных объектах, их ограничения (обременения), сделки с указанными сооружениями подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав по мест, нахождения данных объектов в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Обязательным приложением к документам, на основании которых осуществляется государственная регистрация прав на гидротехнические и иные сооружения, расположенные на водных объектах, являются документы, которые подготовлены в соответствии с водным законодательством и в которых в графической форме обозначены схемы размещения этих сооружений. Документы, которые подготовлены в соответствии с водным законодательством и в которых в графической форме обозначены схемы размещения этих сооружение на регистрацию представлены не были. В связи с изложенным, государственная регистрация права собственности не может быть произведена.
ДД.ММ.ГГГГ и.о. руководителя Администрации МО «Курумканский район» Эрдыниев Е.В. обратился в Министерство природных ресурсов Республики Бурятия о даче разъяснении по гидротехническим сооружениям, так как ими были сданы документы на государственную регистрацию права муниципальной собственности на гидротехнические сооружения (плотины) после сделанного капитального ремонта на <адрес> в местности <адрес>, а Управление федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по РБ (Баргузинский отдел) написал отказ в государственной регистрации в связи с тем, что нет документов оформленных в соответствии с водным законодательством в которых в графической форме обозначены схемы размещения этих сооружений.
Согласно ответа заместителя министра Министерство природных ресурсов Республики Бурятия Федорова М.М. от ДД.ММ.ГГГГ№ следует, что в соответствии со статьей 11 Водного кодекса Российской Федерации, на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для: обеспечения обороны страны и безопасности государства; сброса сточных вод и (или) дренажных вод; строительства причалов, судоподъемных и судоремонтных сооружений; создания стационарных и (или) плавучих платформ, искусственных островов на землях, покрытых поверхностными водами; строительства гидротехнических сооружений, мостов, а также подводных и подземных переходов, трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов, если такое строительство связано с изменением дна и берегов водных объектов; разведки и добычи полезных ископаемых; проведения дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов; подъема затонувших судов; сплава древесины в плотах и с применением кошелей; забора (изъятия) водных ресурсов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (в том числе лугов и пастбищ); организованного отдыха детей, а также организованного отдыха ветеранов, граждан пожилого возраста, инвалидов. Решение на право пользования водным объектом при проведении капитального ремонта, реконструкции существующего гидротехнического сооружения не выдается. В ДД.ММ.ГГГГ Вами были произведен мероприятия по объекту «Капитальный ремонт берегозащитных сооружений у <адрес> Республики Бурятия». На основании вышеизложенного, предлагаем Вам использовать схематические материалы из вышеуказанного проекта, для предоставления в Баргузинский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия при подаче документов на регистрацию права собственности берегозащитных сооружений на реке <адрес> в <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Курумканского района Республики Бурятия вынесено представление Главе МО «Курумкансикй район» из которого следует, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В ходе проверки установлено непринятие мер администрацией МО «Курумканский район» по исполнению возложенных на органы местного самоуправления обязанностей в сфере обеспечения безопасности гидротехнического сооружения (далее - ГТС) берегоукрепительного сооружения у <адрес>. Администрация муниципального образования «Курумканский район» является собственником вышеуказанных гидротехнических сооружений. В нарушение указанных требований федерального законодательства собственником гидротехнического сооружения - администрацией муниципального образования «Курумканский район» не организовано проведение обследования гидротехнического сооружения, предшествующего разработке декларации безопасности. Вследствие непринятия мер по проведению преддекларационного обследования гидротехнического сооружения не установлено, приведут ли возможные повреждения гидротехнического сооружения к возникновению чрезвычайной ситуации, требуется ли проведение декларирования безопасности гидротехнического сооружения и внесение сведений о нем в Российский регистр гидротехнических сооружений, получение разрешения на эксплуатацию. Согласно ст. 9 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения, а также правил его эксплуатации, требования к содержанию которых устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией. Согласно п.п. 3, 4, 6 Требований к содержанию правил эксплуатации гидротехнических сооружений (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений), утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от ДД.ММ.ГГГГ№, Требования к содержанию правил применяются собственниками ГТС и (или) эксплуатирующими организациями, осуществляющими деятельность по эксплуатации ГТС, юридическими или физическими лицами, выполняющими функции заказчиков, и экспертными организациями. Собственник ГТС и (или) эксплуатирующая организация обеспечивают разработку и своевременное уточнение правил эксплуатации ГТС в соответствии с настоящими Требованиями к содержанию правил. Правила эксплуатации ГТС объектов энергетики должны содержать следующие разделы:
а) общие положения;
б) информация о службе эксплуатации;
в) документация, необходимая для нормальной эксплуатации;
г) техническое обслуживание ГТС;
д) основные правила технической эксплуатации ГТС;
е) обеспечение безопасности ГТС.
п |
В нарушение указанных требований федерального законодательства администрацией муниципального образования «Курумканский район» критерии безопасности гидротехнического сооружения, правила эксплуатации не разработаны. Установлено, что администрацией муниципального образования «Курумканский район» осуществлена государственная регистрация права собственности на четыре плотины, являющиеся составной частью единого берегоукрепительного сооружения. Администрацией муниципального образования «Курумканский район» вместо постановки на государственный кадастровый учет единого берегоукрепительного сооружения зарегистрировано право собственности на 4 плотины, являющегося частью берегоукрепительного сооружения. Гидротехнические сооружения неправомерно отнесены к категории «плотин», поскольку берегоукрепительное сооружение не соответствует понятию плотины, под которым понимается водоподпорное сооружение, перегораживающее водоток. Согласно Приложению «А» Свода правил «СП 58.13330.2012 «СНиП 33-01- 2003. Гидротехнические сооружения. Основные положения» к основным гидротехническим сооружениям относятся плотины, устои и подпорные стены, входящие в состав напорного фронта; дамбы обвалования; берегоукрепительные (внепортовые), регуляционные и оградительные сооружения и др. Установлено, что администрацией муниципального образования «Курумканский район» неправомерно осуществлено отнесение отдельных элементов гидротехнического сооружения к категории «плотины». Согласно п. 41 ГОСТ 19185-73 «Гидротехника. Основные понятия» плотина - это водоподпорное сооружение, перегораживающее водоток и его долину для подъема уровня воды. Объекты, право собственности, на которые зарегистрировано администрацией муниципального образования «Курумканский район» как «плотины» не являются плотинами, поскольку не перегораживают водоток и его долину для подъема уровня воды. Данные объекты являются составными частями единого берегоукрепительного сооружения. Поскольку объекты, право собственности на которые зарегистрировано администрацией муниципального образования «Курумканский район» как «плотины» не являются плотинами, они могут быть отнесены лишь к категории «берегоукрепительного сооружения» согласно Приложению «А» Свода правил «СП 58.13330.2012 «СНиП 33-01-2003. Гидротехнические сооружения. Основные положения». Согласно ч. 3 ст. 14 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет осуществляется одновременно в связи с:- созданием объекта недвижимости;- образованием объекта недвижимости. В силу ч. 7 ст. 1 указанного Федерального закона государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости. В соответствии с ч. 5 ст. 1 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
При таких обстоятельствах, в нарушение указанных требований федерального законодательства берегоукрепительное сооружение не поставлено на государственный кадастровый учет, на него не зарегистрировано право муниципальной собственности.
Суд пришел к мнению, что данное обстоятельство не должно препятствовать участникам гражданского оборота в реализации их законных прав на снятие четырех плотин являющегося частью единого гидротехнического сооружения и постановку на государственный учет и оформление прав муниципальной собственности после предоставления технического плана на единый объект «Берегоукрепительное сооружение на <адрес> в <адрес>».
На основании изложенного, исковое заявление Администрации МО «Курумканский район» суд находит подлежащими удовлетворению.
От уплаты государственной пошлины ответчик освобожден в соответствии с п.19 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Администрации МО «Курумканский район» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ об обеспечении снятия с учета и прекращения права собственности на объекты недвижимости, удовлетворить.
Обеспечить Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия снятие четырех плотин являющиеся частью единого гидротехнического сооружения:
-<адрес>, с кадастровым номером №, общей протяженностью 25 м., инвентарный №, литер I;?
-<адрес>, с кадастровым номером №, общей протяженностью 40 м., инвентарный №, литер II;
-<адрес>, с кадастровым номером №, общей протяженностью 25 м., инвентарный №, литер III;
-<адрес>, с кадастровым номером №, общей протяженностью 12 м., инвентарный №, литер IV с государственного кадастрового учета и прекращение права муниципальной собственности и постановку на государственный учет и оформление права муниципальной собственности, после предоставления технического плана на единый объект «Берегоукрепительное сооружение на реке <адрес> в <адрес>».
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Баргузинский районный суд РБ.
Судья М.М. Ласкина