ГД №2-349/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«08 сентября 2020 года пос.Прямицыно
Октябрьский районный суд Курской области в составе:
председательствующего судьи Баламутовой С.А.,
с участием помощника прокурора Октябрьского района Курской области Нижник А.О.,
при помощнике судьи Сазоновой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района Курской области, действующего в защиту интересов муниципального образования «Катыринский сельсовет» Октябрьского района Курской области к администрации Катыринского сельсовета Октябрьского района Курской области об обязании обеспечить соблюдение требований к уровню образования контрактного управляющего администрации Катыринского сельсовета Октябрьского района Курской области,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Октябрьского района Курской области, действуя в защиту интересов муниципального образования «Катыринский сельсовет» Октябрьского района Курской области, обратился в суд с иском к администрации Катыринского сельсовета Октябрьского района Курской области об обязании обеспечить требование к уровню образования контрактного управляющего администрации Катыринского сельсовета Октябрьского района Курской области, указав в обоснование заявленных требований, что прокуратурой Октябрьского района в соответствии с заданием прокуратуры Курской области от 14.11.2016 №7-18-2016 проведена проверка исполнения законодательства в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд в администрации Катыринского сельсовета Октябрьского района Курской области, в ходе которой было установлено, что в соответствии с распоряжением главы Катыринского сельсовета Октябрьского района Курской области от 21.01.2015 № 8-р ФИО1 назначена контрактным управляющим Администрации Катыринского сельсовета, имеющая среднее профессиональное образование по специальности «Экономика, бухгалтерский учет», но в нарушение требований статьи 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации, части 5 статьи 39, части 6 статьи 38 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», приказов Минтруда России от 10.09.2015 года №625н, №626н, контрактный управляющий администрации Катыринского сельсовета Октябрьского района Курской области ФИО1 не соответствует занимаемой должности по уровню образования, поскольку не имеет ни высшего образование в сфере закупок, ни дополнительного образования в сфере закупок со сроком освоения программ профессиональной переподготовки не менее 250 часов, отсутствие которого не позволяет на основе принципа профессионализма выполнять возложенные на нее функции и полномочия в сфере закупок.
Отсутствие необходимого образования не позволяет контрактному управляющему Администрации Катыринского сельсовета ФИО1 на основе принципа профессионализма выполнять возложенные на нее функции и полномочия в сфере закупок, что может привести к нарушению как действующего законодательства о контрактной системе, так и к нарушению интересов муниципального образования Катыринского сельсовета Октябрьского района Курской области, послужило основанием для обращения прокурора в суд с настоящим иском.
Просила суд обязать администрацию Катыринского сельсовета Октябрьского района Курской области в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить соблюдение требований к уровню образования контрактного управляющего Администрации Катыринского сельсовета Октябрьского района в соответствии с ч.6 ст.38 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
В судебном заседании помощник прокурора Октябрьского района Курской области Нижник А.О. заявленные требования поддержала в полном объеме по указанным в иске основаниям, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика – глава администрации Катыринского сельсовета Октябрьского района Курской области ФИО2 в судебное заседание не явилась, о дне, времени, месте слушания дела была извещена своевременно надлежащим образом, просила дело рассмотреть в ее отсутствие, исковые требования признала.
Суд, с учетом мнения представителя истца полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Выслушав объяснения представителя истца, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
На основании п.6 ст.3 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», муниципальный заказчик-муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования и осуществляющие закупки.
Согласно ст.6 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Закон №44-ФЗ) контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
В соответствии с ч.2 ст.9 Закона №44-ФЗ, заказчики принимают меры по поддержанию и повышению уровня квалификации и профессионального образования должностных лиц, занятых в сфере закупок, в том числе путем повышения квалификации или профессиональной переподготовки в сфере закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Общие требования к контрактной службе и контрактному управляющему определяются на основании положений статьи 38 Закона №44-ФЗ, а также Типового положения (регламента) о контрактной службе, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 29.10.2013 №631 (далее - Типовое положение).
В соответствии с частью 2 статьи 38 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в случае, если совокупный годовой объем закупок заказчика в соответствии с планом-графиком не превышает сто миллионов рублей и у заказчика отсутствует контрактная служба, заказчик назначает должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта (далее - контрактный управляющий).
Положениями части 6 статьи 38 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусмотрено, что работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.
Согласно части 5 статьи 39 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заказчик включает в состав комиссии по осуществлению закупок преимущественно лиц, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также лиц, обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки.
При этом в соответствии с частью 6 статьи 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон №273-ФЗ) содержание дополнительной профессиональной программы определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено Законом №273-ФЗ и другими федеральными законами, с учетом потребностей лица, организации, по инициативе которых осуществляется дополнительное профессиональное образование.
Согласно пункту 12 порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного приказом Минобрнауки России от 01.07.2013 №499, формы обучения и сроки освоения дополнительной профессиональной программы определяются образовательной программой и (или) договором об образовании. Срок освоения дополнительной профессиональной программы должен обеспечивать возможность достижения планируемых результатов и получения новой компетенции (квалификации), заявленных в программе. При этом минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов, а срок освоения программ профессиональной переподготовки – менее 250 часов.
Приказами Минтруда России от 10.09.2015 №625н, №626н утверждены профессиональные стандарты «Специалист в сфере закупок», «Эксперт в сфере закупок».
Профессиональным стандартом «Специалист в сфере закупок» установлено требование к образованию: среднее профессиональное образование, дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации или программы профессиональной переподготовки в сфере закупок.
Профессиональным стандартом «Эксперт в сфере закупок» установлено требование к образованию: высшее образование – бакалавриат, дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации в сфере закупок.
В соответствии со ст.195.1 Трудового кодекса РФ, квалификация работника - уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника. Профессиональный стандарт - характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.
Стандарты разработаны во исполнение статьи 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации и призваны, в том числе, обеспечить принцип профессионализма заказчика, предусмотренный положениями статьи 9 Закона о контрактной системе.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что в соответствии с распоряжением главы администрации Катыринского сельсовета Октябрьского района Курской области от 21.01.2015 № 8-р «О возложении обязанностей контрактного управляющего Администрации Катыринского сельсовета Октябрьского района Курской области» начальник отдела Администрации Катыринского сельсовета Октябрьского района Курской области ФИО1 назначена контрактным управляющим администрации Катыринского сельсовета Октябрьского района Курской области.
В то же время в ходе проведенной прокуратурой района проверки исполнения законодательства в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд в администрации сельсовета установлено, что ФИО1 имеет среднее профессиональное образование по специальности «Экономика, бухгалтерский учет», ФИО1 не имеет ни высшего, ни дополнительного образования в сфере закупок со сроком освоения программ профессиональной переподготовки не менее 250 часов, отсутствие которого не позволяет на основе принципа профессионализма выполнять возложенные на нее функции и полномочия в сфере закупок.
В нарушение требований статьи 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации, части 5 статьи 39, части 6 статьи 38 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», приказов Минтруда России от 10.09.2015 №625н, №626н, контрактный управляющий администрации Катыринского сельсовета Октябрьского района Курской области ФИО1 не соответствует занимаемой должности по уровню образования, поскольку не имеет ни высшего образование в сфере закупок, ни дополнительного образования в сфере закупок со сроком освоения программ профессиональной переподготовки не менее 250 часов.
В силу ч.1 ст.1 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
При данных обстоятельствах, суд полагает, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.
Согласно части 2 статьи 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом вышеизложенного, определяя срок для устранения указанных выше нарушений, суд, учитывая объем предстоящих работ (количество академических часов), необходимых для прохождения (прослушивания) слушателем академических часов по обучению согласно разработанной исполнителем целевой программе, полагает возможным установить его заявленным прокурором в иске трем месяцам, исчисляя указанный срок со дня вступления решения в законную силу, считая его разумным и достаточным для устранения допущенных главой администрации сельсовета нарушений действующего законодательства РФ в указанной части.
С учетом вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Октябрьского района Курской области, действующего в защиту интересов муниципального образования «Катыринский сельсовет» Октябрьского района Курской области к администрации Катыринского сельсовета Октябрьского района Курской области об обязании обеспечить соблюдение требований к уровню образования контрактного управляющего администрации Катыринского сельсовета Октябрьского района Курской области, удовлетворить.
Обязать администрацию Катыринского сельсовета Октябрьского района Курской области в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить соблюдение требований к уровню образования контрактного управляющего администрации Катыринского сельсовета Октябрьского района Курской области в соответствии с ч.6 ст.38 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Октябрьский районный суд Курской области в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 15 сентября 2020 года
Судья