Дело №2-349/2013
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Усть-Кокса 14 августа 2013 года
Усть-Коксинский районный суд Республики Алтай в составе:
председательствующего Плотниковой М.В.
при секретаре Иродовой Н.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ФИО1 о признании ответа администрации муниципального образования «Усть-Коксинский район» от ДД.ММ.ГГГГ№ незаконным, обязании устранить в полном объеме допущенное нарушение прав заявителя,
установил:
ФИО1 обратился в Усть-Коксинский районный суд с заявлением о признании ответа администрации муниципального образования «Усть-Коксинский район» от ДД.ММ.ГГГГ№ незаконным, обязании устранить в полном объеме допущенное нарушение его прав.
В обоснование требований указал, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером № общей площадью <данные изъяты>), расположенный в северо-западной части кадастрового квартала № за пределами населенного пункта <адрес>. Участок по целевому назначению относится к категории земель сельскохозяйственного назначения и имеет вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства. Желая реализовать право на пользование и распоряжение земельным участком в целях удовлетворения личных потребностей заявитель решил выращивать плодовые деревья, ягодные кустарники, сельскохозяйственные культуры, заниматься разведением птиц и животных. Для этих целей необходимо использовать здания, строения и сооружения, в связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ он обратился в администрацию МО «Усть-Коксинский район» с заявлением о выдаче разрешения на строительство объектов, необходимых для ведения ЛПХ, а именно на: индивидуальный жилой дом, здание для переработки сельхозпродукции, банно-прачечное строение, хозяйственное сооружение (амбар), овощехранилище (погреб), загон и питомник для домашних животных, грунтовая дорога, линия электропередачи (около 5 опор), антисептик, траншея фильтрации, климатический сад, искусственный пруд и ограждение территории (забор). Решением администрации МО «Усть-Коксинский район» от ДД.ММ.ГГГГ ему отказано в выдаче разрешения на строительство по той причине, что земельный участок может использоваться исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений. Заявитель полагает, что администрация существенно превысила свои полномочия, запретив строительство вспомогательных сооружений (амбар, погреб, забор и другие подобные сооружения), не относящиеся к объектам капитального строительства, в то время как хозяйственное сооружение (амбар), овощехранилище (погреб), а также ограждение забор являются вспомогательными сооружениями, необходимыми для использования земельного участка для сельскохозяйственного производства, банно-прачечное строение, линия электропередачи и антисептик - вспомогательными сооружениями, для обслуживания основного здания (индивидуального жилого дома и здания для переработки сельскохозяйственной продукции). Администрация подменяет понятия «особая охрана сельскохозяйственных угодий» и «особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья». Заявитель указывает, что администрация запрещает возводить даже забор, чем препятствует эффективному использованию земельного участка по прямому назначению. Полагает, что заинтересованное лицо обязано было удовлетворить заявление от ДД.ММ.ГГГГ, верно идентифицировать все объекты, определить основные здания – объекты капительного строительства, выявить вспомогательные сооружения, необходимые для функционирования основного здания и вспомогательные сооружения, необходимые для сельхозпроизводства, определить агроландшафтные сооружения, затребовать недостающие документы в соответствии с ч.ч.7, 9 ст. 51 ГрК РФ, разъяснив при этом, что разрешения на строительство вспомогательных и агроландшафтных объектов в их компетенцию не входит.
В судебном заседании заявитель ФИО1 настаивал на удовлетворении требований, ссылаясь на доводы, изложенные в заявлении, пояснил, что земельный участок расположен за пределами населенного пункта <адрес>, является сельскохозяйственным угодьем в составе земель сельскохозяйственного назначения. На данном участке он желает выращивать плодовые деревья, ягодные кустарники, сельскохозяйственные культуры, заниматься разведением птиц и животных, для чего необходимо использовать здания, строения и сооружения, в строительстве которых администрацией муниципального образования ему отказано.
Представители администрации МО «Усть-Коксинский район» ФИО2, ФИО3 возражали удовлетворению заявленных требований, ссылаясь на то, что на земле сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования – для ведения ЛПХ, возводить здания и строения запрещено законом «О личном подсобном хозяйстве». Администрация при разрешении заявления ФИО1 своих полномочий не превышала, разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, заявитель обратился с заявлением о выдаче разрешения на строительство, в выдаче такого разрешения отказано, причем оно рассмотрено в отношении всех объектов, указанных в заявлении. Сооружение является результатом строительства, понятие строение преимущественно используется в одном терминологическом ряду – «здание, строение, сооружение».
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, принимая во внимание консультацию специалиста В.К., пояснившего, что строения, здания и сооружения емкое понятие, находящееся в одном терминологическом ряду, что земельный участок сельскохозяйственного назначения, для ведения ЛПХ не предназначен для строительства, оценив представленные доказательства в совокупности, суд полагает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что ФИО1 на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером: № общей площадью <данные изъяты> расположенный в северо-западной части кадастрового квартала № за пределами населенного пункта <адрес>. Участок по целевому назначению относится к категории земель сельскохозяйственного назначения и имеет вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства.
В соответствии с ч.2 ст.36 Конституции Российской Федерации владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Согласно ст. 43 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица осуществляют принадлежащие им права на земельные участки по своему усмотрению, если иное не установлено настоящим Кодексом, федеральными законами.
Реализуя названные права, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился к главе администрации Муниципального образования «Усть-Коксинский район» с заявлением о выдаче разрешения на строительство на принадлежащем ему земельном участке сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного в северо-западной части кадастрового квартала № за пределами населенного пункта <адрес>, следующих объектов: индивидуального жилого дома, здания для переработки сельхозпродукции, банно-прачечного строения, хозяйственного сооружения (амбара), овощехранилища (погреба), загона и питомника для домашних животных, грунтовой дороги, линии электропередачи (около 5 опор), антисептика, траншее фильтрации, климатического сада, искусственного пруда и ограждения территории (забора).
На указанное заявление главой администрации МО «Усть-Коксинский район» ДД.ММ.ГГГГ дан ответ №, содержащий отказ в удовлетворении заявления ФИО1 в выдаче разрешения на строительство на все указанные им строения.
Согласно ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. В соответствии с указанной правовой нормой, а также в силу положений ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации защите подлежит нарушенное право.
В соответствии со ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации подразделяются на категории, одной из которых являются земли сельскохозяйственного назначения, которые используются в соответствии с установленными для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования.
Землями сельскохозяйственного назначения в соответствии со ст. 77 Земельного кодекса РФ признаются земли, предоставленные для нужд сельскохозяйственного производства или предназначенные для этих целей и расположенные за границами населенных пунктов. Земли сельскохозяйственного назначения по своему составу и качеству неоднородны. Земли сельскохозяйственного назначения включают в свой состав сельскохозяйственные угодья, а также земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции. Лучшими из них являются сельскохозяйственные угодья, в отношении которых устанавливается особый режим их использования и изъятия. Специфика правового режима земель сельскохозяйственного назначения заключается в их способности выступать средством производства, поэтому один из основных принципов земельного законодательства - принцип приоритета охраны земли перед ее использованием в качестве недвижимого имущества (ст. 1 ЗК РФ).
Сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране (ч.1 ст. 79 ЗК РФ). Таким образом, сельскохозяйственные угодья используются в качестве средства производства, по сравнению с несельскохозяйственными угодьями. Для сельскохозяйственных угодий градостроительный регламент не устанавливается (ч.6 ст. 36 ГрадК РФ), а значит действуют общие правила о целевом назначении (ч.2 ст. 7 ЗК РФ).
Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту (ст.42 ЗК РФ). В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 ст. 40 Земельного кодекса РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Гражданам, изъявившим желание вести личное подсобное хозяйство, земельные участи предоставляются в соответствии с Земельным Кодексом, Федеральным законом «О личном подсобном хозяйстве» от 07.07.2003 №112-ФЗ (ч. 3 ст. 81 ЗК РФ).
В соответствии со ст. 4 указанного закона для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок). Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов. ФИО4 земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений.
Правовой режим обеих разновидностей земельных участков для ведения ЛПХ имеет ряд общих признаков и определенные отличия. Принципиальные отличия заключаются в возможности использования земельного участка для строительства. ФИО4 земельный участок может использоваться исключительно для производства сельскохозяйственной продукции и на нем нельзя возводить здания или строения (п. 3 ст. 4 Закона), строительство жилого дома, производственных бытовых и иных зданий, строений, сооружений на приусадебном земельном участке в черте поселений, допускается (п. 2 ст. 4 Закона).
Поскольку выдача разрешения на строительство привела бы к нарушению целевого назначение земельного участка, а также учитывая, что видом разрешенного использования земельного участка заявителя является «личное подсобное хозяйство», то признавать ответ муниципального образования «Усть-Коксинский район» от ДД.ММ.ГГГГ№ незаконным, не имеется правовых оснований.
Доводы заявителя о том, что администрация муниципального образования «Усть-Коксинский район» запретила ему строительство вспомогательных сооружений, ограждения территории не принимаются во внимание, поскольку обжалуемый ответ не содержит такого буквального запрета на строительство, из ответа следует, что администрация муниципального образования «Усть-Коксинский район» отказывает в выдаче разрешения на строительство всех объектов, указанных в заявлении.
Как установлено в судебном заседании, заявление ФИО1 рассмотрено в совокупности относительно всех объектов, разрешение на строительство которых он попросил выдать. Доказательств того, что администрация муниципального образования была обязана удовлетворить заявление от ДД.ММ.ГГГГ, верно идентифицировать все объекты, определить основные здания - объекты капительного строительства, выявить вспомогательные сооружения, необходимые для функционирования основного здания и вспомогательные сооружения, необходимые для сельхозпроизводства, определить агроландшафтные сооружения, разъяснить, что разрешения на строительство вспомогательных и агроландшафтных объектов в их компетенцию не входит, в судебном заседании не установлено, заявителем на такие доказательства не указано.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд,
решил:
Заявление ФИО1 о признании ответа администрации муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ№ незаконным, обязании устранить в полном объеме допущенное нарушение прав заявителя, оставить без удовлетворения в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай путем подачи апелляционной жалобы через Усть-Коксинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий М.В.Плотникова
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ