ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-349/2016 от 17.05.2016 Стрежевской городского суда (Томская область)

Гражданское дело

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город ФИО3 Томской области 17 мая 2016 года

Стрежевской городской суд Томской области в составе:

председательствующего судьи Чукова Н.С.,

при секретаре Синегиной И.Ф., с участием

представителя истца помощника прокурора г. Стрежевого Семенюк Е.В.,

представителя ответчика ФИО1, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Томского транспортного прокурора к ООО "Аэропорт-ФИО3" о возложении обязанностей по проведению обучения, первичной аттестации, оснащению службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов необходимым оборудованием,

УСТАНОВИЛ:

Истец Томский транспортный прокурор с учетом частичного отказа от исковых требований, обратился в Стрежевской городской суд с иском к ООО "Аэропорт-ФИО3" (далее ООО «Аэропорт ФИО3») о возложении обязанностей по проведению обучения, первичной аттестации, оснащению службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов (далее СПАСОП) необходимым оборудованием, мотивируя требования следующим образом. Томской транспортной прокуратурой в ООО «Аэропорт ФИО3» проведена проверка соблюдения требований воздушного законодательства, по результатам которой выявлены нарушения в деятельности СПАСОП. В ООО «Аэропорт ФИО3» создана служба поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов, имеющая соответствующий сертификат сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с действующими Правилами, поисково-спасательное обеспечение полетов ООО «Аэропорт ФИО3 подлежит сертификации.

В силу п. 4.2 Руководства по поисковому и аварийно-спасательному обеспечению полетов гражданской авиации СССР», утверждённых Приказом МГА СССР 28.03.1991 № 65 (далее РПАСОП ГА-91) специалисты штатных пожарно-спасательных расчетов один раз в 5 лет проходят курс обучения в центрах подготовки гражданской авиации. В силу п. 21 Постановления Правительства РФ «О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя» от 22.12.2011 № 1091 граждане, впервые приобретающие статус спасателя, допускаются к первичной аттестации не позднее чем через 6 месяцев после прохождения медицинского осмотра, психиатрического освидетельствования и профессионального обучения по программе профессиональной подготовки спасателей. Периодическая аттестация спасателей проводится 1 раз в 3 года.

Таким образом, не позднее 6 месяцев с момента принятия на работу специалисты штатных пожарно-спасательных расчетов обязаны пройти курс обучения в центрах подготовки гражданской авиации. Проверкой установлено, что пожарный спасатель И.А.Р. принят на работу в СПАСОП ООО «Аэропорт ФИО3» ДД.ММ.ГГГГ, то есть более 6 месяцев назад. Вопреки установленным требованиям ответчиком не проведено обучение и аттестация И.А.Р.

Кроме того, вопреки приложению №4 РПАСОП ГА-91 в СПАСОП ООО «Аэропорт ФИО3» отсутствуют посадочные шашки в количестве 10 штук, ружья с боеприпасами 16-12 калибра в количестве 2 штук.

Истец просит суд обязать ООО «Аэропорт ФИО3» провести профессиональное обучение по программе профессиональной подготовки пожарных спасателей, а также первичную аттестацию И.А.Р., в срок не позднее 01.06.2016.

Обязать ООО «Аэропорт ФИО3» оснастить службу поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов в срок не позднее 01.06.2016 следующим оборудованием: посадочными шашками в количестве 10 штук, ружьями с боеприпасами 16-12 калибра в количестве 2 штук.

Представитель истца помощник прокурора г. Стрежевого Семенюк Е.В. в судебном заседании уточненные исковые требования Томского транспортного прокурора поддержала, по вышеизложенным основаниям. Просила суд исковые требования удовлетворить, установив срок для исполнения решения на усмотрение суда с учетом необходимости получения ответчиком разрешения на хранение и ношение огнестрельного оружия.

Представитель ответчика ФИО2 в судебном заседании с исковыми требованиями Томского транспортного прокурора согласился в части проведения подготовки по курсу «Спасение и борьба с пожаром на ВС и объектах инфраструктуры предприятий гражданской авиации в отношении И.А.Р. В остальной части требования истца просил оставить без удовлетворения, по основаниям, изложенным в письменных возражениях. Обращает внимание суда на то, что в соответствии с РПАСОП ГА-91 приложение 4 перечень технических средств может уточняться в зависимости от климатических, физико-географических и гидрометеорологических условий района ответственности предприятия гражданской авиации.

Приказом директора от ДД.ММ.ГГГГ из табеля оснащения, исключены посадочные шашки, ружья, лодка резиновая, спасательные жилеты, так как использовать данное снаряжение в установленной зоне ответственности не представляется возможным.

Заслушав мнение сторон, свидетеля, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

Государственное регулирование использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области авиации направлено на обеспечение потребности граждан и экономики в воздушных перевозках, авиационных работах, а также на обеспечение обороны и безопасности государства, охраны интересов государства, безопасности полетов воздушных судов, авиационной и экологической безопасности, что следует из Преамбулы Воздушного кодекса Российской Федерации.

Одним из видов деятельности ООО «Аэропорт ФИО3» является поисковое, аварийно-спасательное обеспечение полетов. Служба ПАСОП является структурным подразделением ООО «Аэропорт ФИО3» основными задачами которой является организация поисково-спасательного и аварийно-спасательного обеспечения полетов, противопожарное обеспечение полетов, проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях, в том числе спасение пассажиров и экипажей воздушных судов при авиационных происшествиях, что следует из раздела 2 «Положения о службе поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов (СПАСОП)», утвержденного ДД.ММ.ГГГГ директором ООО «Аэропорт ФИО3».

В судебном заседании установлено, что Томской транспортной прокуратурой в ООО «Аэропорт ФИО3» проведена проверка соблюдений требований воздушного законодательства, по результатам которой выявлены нарушения в деятельности службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов.

В силу требований ст. 90 ВК РФ аварийно-спасательные работы на аэродроме и в районе аэродрома проводятся оператором аэродрома гражданской авиации.

В соответствии с п. 2 ст. 69 ВК РФ правила и условия аэронавигационного обслуживания, а также обеспечения полетов воздушных судов устанавливаются федеральными авиационными правилами.

Согласно п. 8.7, п. 8.7.1 Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации РФ», утвержденных приказом Минтранса России от 31.07.2009 № 128, аварийно-спасательное обеспечение полётов в гражданской авиации осуществляется в целях своевременного оказания помощи пассажирам и экипажем воздушных судов, терпящих, бедствие на аэродроме и в районе аэродрома. Аварийно-спасательные работы на аэродроме и в районе аэродрома проводятся силами собственника аэропорта (аэродрома) в соответствии с аварийным планам аэропорта (аэродрома).

В ООО «Аэропорт ФИО3» создана служба поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов (СПАСОП), действующая в соответствии с Положением о СПАСОП (л.д. 15-18). Указанная служба имеет сертификат соответствия № ФАВТ ЗС.А.10.00199 от 14.07.2014, срок действия которого установлен до 04.08.2016 (л.д. 13-14).

В силу п. 6 Федеральных авиационных правил «Требование к операторам аэродромов гражданской авиации. Форма и порядок выдачи документа подтверждающего соответствие операторов аэродромов гражданской авиации требованиям федеральных авиационных правил» (утв. приказом Минтранса России от 25.09.2015 № 286) (далее Правила), оператор аэродрома гражданской авиации, в соответствии с требованиями, установленными федеральными авиационными правилами, обеспечивает, в том числе комплекс мероприятий, направленных на организацию и выполнение поисковых, аварийно-спасательных и противопожарных работ по спасению пассажиров и экипажей воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие, оказанию помощи пострадавшим и эвакуацию их с места происшествия.

Согласно п. 37 Правил структура подразделений оператора аэродрома гражданской авиации должна состоять, в том числе из аэродромных средств тушения пожаров и аварийно-спасательных средств.

В соответствии с п. 49 Правил, оператор аэродрома гражданской авиации должен иметь квалифицированный персонал, необходимый для осуществления своей деятельности; а также обеспечивает техническую подготовку работников с целью формирования у них знаний и навыков, проведение теоретических занятий, стажировки и проверки их знаний и навыков.

В силу п. 1.4 Федеральных авиационных правил «Сертификация аэропортов. Процедуры» (утв. приказом ФСВТ РФ от 24.04.2000 N 98) (далее - Правила № 98, период действия данных правил с 23.03.2012 по 07.11.2015), под сертификацией аэропортов, юридических лиц, осуществляющих аэропортовую деятельность понимается деятельность, выполняемая в соответствии с законодательством Российской Федерации по подтверждению соответствия аэропортов и их объектов установленным требованиям и имеющая своей целью, в том числе обеспечение безопасности полетов и предотвращения актов незаконного вмешательства в деятельность аэропорта, безопасности для жизни, здоровья и имущества населения; охрану окружающей среды; защиту интересов государства, общества и его граждан от недобросовестности авиационных предприятий и других юридических и физических лиц, деятельность которых связана с обеспечением воздушных перевозок и авиационных работ в аэропорту.

Согласно п. 1.5 Правил № 98 аэропортовая деятельность включает в себя в том числе поисковое и аварийно-спасательное обеспечение, под которым понимается комплекс мероприятий, направленных на организацию и выполнение немедленных и эффективных поисковых, аварийно-спасательных и противопожарных работ по спасению пассажиров и экипажей воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие, оказанию помощи пострадавшим и эвакуацию их с места происшествия.

В соответствии с п. 1.11 и п. 1.12 Правил № 98 по результатам сертификации аэропортовой деятельности оформляются сертификаты соответствия установленного образца по каждому заявленному виду аэропортовой деятельности. В соответствии с установленным порядком к объектам и оборудованию аэропортов, подлежащим обязательной сертификации, относятся также поисковое и аварийно-спасательное оборудование.

Согласно п. 1.14 Правил № 98 держатель сертификата соответствия в процессе эксплуатации аэропорта несет ответственность за поддержание аэропорта на уровне сертификационных требований, требований нормативных документов в течение всего срока действия выданного сертификата соответствия.

Таким образом, как в соответствии с действующими Правилами, так и в соответствии с Правилами № 98, поисковое и аварийно-спасательное обеспечение полетов ООО «Аэропорт ФИО3» подлежит сертификации.

С учетом названных норм СПАСОП ООО «Аэропорт ФИО3» должна соответствовать требованиям, установленным законодательством РФ.

В соответствии с п. 4 Положения о проведении аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя (утв. Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 N 1091) (далее - Положение) в отношении вновь созданной аварийно-спасательной службы (формирования) или гражданина, приобретающего статус спасателя, проводится первичная аттестация. В отношении действующей аварийно-спасательной службы (формирования) или спасателя с периодичностью 1 раз в 3 года проводится периодическая аттестация, а в случаях, предусмотренных настоящим Положением; может проводиться внеочередная аттестация.

Согласно п. 21 Положения граждане, впервые приобретающие статус спасателя, допускаются к первичной аттестации не позднее чем через 6 месяцев после прохождения медицинского осмотра (обследования), психиатрического освидетельствования и профессионального обучения по программе профессиональной подготовки спасателей. Периодическая аттестация спасателей проводится 1 раз в 3 года.

В соответствии с п. 4.2 «РПАСОП ГА-91. Руководство по поисковому и аварийно-спасательному обеспечению полетов гражданской авиации СССР» (утв. Приказом МГА СССР 28.03.1991 N 65) (далее – РПАСОП ГА-91), специалисты штатных пожарно-спасательных расчетов один раз в 5 лет проходят курс обучения в центрах подготовки гражданской авиации. По окончании курса каждому специалисту выдается сертификат, в который заносятся результаты обучения и степень подготовленности специалиста.

Таким образом, не позднее 6 месяцев с момента принятия на работу специалисты штатных пожарно-спасательных расчетов, обязаны пройти курс обучения в центрах подготовки гражданской авиации.

Из материалов дела следует, что пожарный спасатель И.А.Р. принят на работу в СПАСОП ООО «Аэропорт ФИО3» 06.06.2015 (л.д. 22), вместе с тем в нарушение п. 4.2 РПАСОП ГА-91 до настоящего времени не прошел профессиональное обучение по программе профессиональной подготовки пожарных спасателей в центре подготовки гражданской авиации, что не оспаривалось представителем ответчика в судебном заседании, в связи с чем исковые требования прокурора в данной части подлежат удовлетворению.

Обсуждая требования о возложении на ответчика обязанности провести первичную аттестацию пожарного спасателя И.А.Р. суд исходит из следующего.

Как установлено в судебном заседании, в соответствии с удостоверением личности и книжкой спасателя серии 8-711 И.А.Р. является спасателем с 2003 г. и владеет специальностями по поисково-спасательным работам, аварийно-спасательным работам, связанным с тушением пожаров (л.д. 35-37).

В книжке спасателя И.А.Р. проставлены отметки о прохождении ДД.ММ.ГГГГ первичной аттестации в Томской областной комиссии по аттестации аварийно-спасательных формирований, а также периодических аттестаций ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ.

Учитывая, что И.А.Р. пройдена первичная аттестация спасателя, кроме того с момента последней аттестации И.А.Р. прошло менее трех лет, суд находит исковые требования прокурора в части возложения на ответчика обязанности провести первичную аттестацию И.А.Р. не основанными на законе и не подлежащими удовлетворению.

Рассматривая требование истца о возложении на ответчика обязанности по оснащению службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов необходимым оборудованием, суд исходит из следующего.

В соответствии с п. 3.8 «Положения о функциональной подсистеме поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (утв. Приказом Минтранса России от 04.10.2012 г. N 368) в аэропортах в целях оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации, возникающие на воздушных судах на территории и в районе аэродрома, создается аварийно-спасательное формирование (аварийно-спасательная команда (далее АСФ), оснащенное специальной техникой, оборудованием, инструментом и материалами.

Из содержания п. 3.13 указанного Положения следует, что требования к оснащению помещений на аэродроме для экипажей поисково-спасательных воздушных судов, наземных поисково-спасательных команд и спасательных парашютно-десантных групп, перечень оборудования, аварийно-спасательного имущества и снаряжения для их оснащения определяются Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Министерством обороны Российской Федерации и Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 раздела 2 Конституции Российской Федерации, вступившей в силу 25.12.1993, законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу названной Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации.

В силу ч. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации не могут применяться законы, а также любые иные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы, обязанности человека и гражданина, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Конституция Российской Федерации не устанавливает требования опубликования нормативных правовых актов бывшего Союза ССР.

Руководство по поисковому и аварийно-спасательному обеспечению полетов гражданской авиации СССР (РПАСОП ГА-91), утвержденное Приказом Министра гражданской авиации СССР 28.03.1991 №65, утратившим силу не признано, закону в части установления требований к оснащению службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов (Приложение 4) не противоречит, действует до введения в действие соответствующего нормативного правового акта, в связи с чем суд разрешает спор с учетом положений данного Руководства.

В нарушение требований Приложения № 4 РПАСОП ГА-91 у ООО «Аэропорт ФИО3» отсутствует оборудование: посадочные шашки в количестве 10 штук (п. 10), ружья с боеприпасами 16-12 калибра в количестве 2 штук (п. 36), что не оспаривалось представителем ответчика, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что ответчиком допущены нарушения требований законодательства в части обеспечения аварийно-спасательного оборудования в районе ответственности аэропорта, что создает угрозу неоказания в необходимом объеме помощи пассажирам и экипажам воздушных судов, что может представлять угрозу их жизни и здоровью.

Принимая во внимание изложенное, с целью выполнения требований действующего законодательства суд полагает необходимым обязать ответчика оснастить службу поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов посадочными шашками в количестве 10 штук.

Оборот оружия, боеприпасов и патронов к нему на территории Российской Федерации урегулирован Федеральным законом от 13 декабря 1996 года N 150-ФЗ «Об оружии». В силу ст. 22 указанного закона хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему разрешается юридическим лицам и гражданам, получившим в органах внутренних дел разрешения на хранение или хранение и ношение оружия.

Согласно требований п. 7 Административного регламента МВД РФ по предоставлению государственной услуги по выдаче юридическому лицу разрешения на хранение и использования оружия, патронов к нему (утв. Приказом МВД РФ от 21 мая 2012 г. N 529) выдача, переоформление разрешения либо принятие решения об отказе в выдаче (переоформлении) разрешения осуществляется в срок не более 14 дней со дня регистрации заявления.

Таким образом, принимая во внимание изложенное, с учетом требований действующего законодательства суд считает необходимым обязать ответчика оснастить службу поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов ружьями с боеприпасами 16-12 калибра в количестве 2 штук после получения соответствующего разрешения в органах внутренних дел.

При этом, наличие у ответчика приказа директора от ДД.ММ.ГГГГ об исключении из табеля оснащения посадочных шашек, ружей и наличие сертификата соответствия требованиям от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Западно-Сибирским МТУ ВТ Росавиации, а также наличие вооруженной охраны объектов аэропорта г. Стрежевого охранниками ФГУП «УВО Минтранса России» в соответствии с договором от ДД.ММ.ГГГГ, не исключает удовлетворение заявленных Томским транспортным прокурором требований.

В силу требований ст. 204 ГПК РФ в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, обращает решение суда к немедленному исполнению или принимает меры по обеспечению его исполнения, на это указывается в резолютивной части решения суда.

С учетом, установленных обстоятельств и положений ст. 204 ГПК РФ приходит к выводу о необходимости предоставления сроков исполнения настоящего решения не позднее 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу для исполнения обязанности по проведению профессионального обучения И.А.Р. и обязанности оснастить СПАСОП посадочными шашками; не позднее 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу для исполнения обязанности ружьями с боеприпасами 16-12 калибра в количестве 2 штук.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Размер подлежащей уплате ответчиком госпошлины определяется в соответствии пп. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ и составляет рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Томского транспортного прокурора к ООО "Аэропорт ФИО3" о возложении обязанностей по проведению обучения, первичной аттестации, оснащению службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов необходимым оборудованием, удовлетворить частично.

Обязать ООО "Аэропорт ФИО3" в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу провести профессиональное обучение по программе профессиональной подготовки пожарных спасателей И.А.Р.

Обязать ООО "Аэропорт ФИО3" в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оснастить службу поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов посадочными шашками в количестве 10 штук.

Обязать ООО "Аэропорт ФИО3" в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оснастить службу поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов ружьями с боеприпасами 16-12 калибра в количестве 2 штук.

В остальной части иск Томского транспортного прокурора оставить без удовлетворения.

Взыскать с ООО "Аэропорт ФИО3"» в доход бюджета муниципального образования городской округ ФИО3 государственную пошлину в размере рублей

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд путём подачи апелляционной жалобы, представления прокурора через Стрежевской городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий подпись Н.С.Чуков

Копия верна судья____________________ Н.С.Чуков

СПРАВКА

Решение по гражданскому делу принято в окончательной форме 23.05.2016

Судья Н.С.Чуков